Ольга Тутубалина
Конспект ОД по развитию речи «Страна сказок» для детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление знаний детей о сказках и на материале сказок вызвать у детей желание принимать участие в заданиях на «сказочную» тему.
Задачи:
Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, эпизодам, загадкам; закрепить навыки детей пересказа сказок; закрепить фонетический разбор слов, делить слова на слоги; расширить словарный запас, закрепить названия сказок.
Публикация «Конспект ОД по развитию речи „Страна сказок“ для детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Развивающие: развивать речевую и познавательную активность детей, умения сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать зрительное восприятие, внимание, слух, пространственное воображение и элементы логического мышления; развивать мелкую моторику рук
Воспитательные: воспитывать интерес к сказкам, формировать навык сотрудничества и доброжелательности.
Возраст: 6-7 лет.
Образовательная область: речевое развитие (социально-коммуникативное, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие)
словарная работа: вахтёр, курьер, прыткая.
Тип занятия: Комбинированное.
Методы и приёмы:
Словесные: сюрпризный момент; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения.
Наглядные: просмотр презентации.
Практические: моделирование сказки; решение проблемной ситуации; поисковые действия; дидактические игры; здоровьесберегающие технологии (зрительная гимнастика, физминутка, артикуляционная гимнастика, мимические упражнения).
Форма проведения: Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Оборудование: Коробка, шкатулка с книгой и раскрасками, ноутбук, интерактивная доска, презентация, конверты с письмами, клубок ниток, разрезные картинки сказочных героев, карточки со словами, фасоль для составления букв, фонематические шахматы с магнитными буквами и смайликами.
Предварительная работа: чтение сказок, просмотр мультфильмов, беседы по сказкам; работа по составлению и разбору слов на фонематических шахматах; отгадывание загадок, пересказывание сказок; дидактические игры «Узнай, из какой сказки герой», «Четвёртый лишний».
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
- А сейчас мы встанем в круг, слева друг и справа друг.
Крепко за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.
(артикуляционная гимнастика «Улыбка»)
Мы готовы поиграть, можно встречу начинать!
Сюрпризный момент.
- Правда, с утра произошло нечто странное. Прихожу я на работу, а наша вахтёр говорит, что приходил курьер и принёс с почты для нашей группы пакет. Но вдруг появилась какая-то очень прыткая старушка, схватила пакет и утащила. Да ещё и вредно так посмеялась. И оставила вот эту коробку. Я её не успела открыть. Посмотрим, что там лежит?
(Открывают коробку, достают письмо, читают)
«Здравствуйте, детишки – ребятишки! Это я Баба яга! Думали, вам посылочка достанется? Вот и нет! Я её заколдовала! Ха-ха-ха! А расколдовать её смогут только дружные, умные и догадливые дети. Надо составить слово, которое скажет, что в той посылке. А буквы этого слова спрятаны с заданиями, которые Вам надо будет испытать. Их я тоже спрятала. Ха-ха-ха! С каждым выполненным заданием, вы будете приближаться к Стране Сказок. Именно там вы найдете заклинание, которое и поможет открыть шкатулку. Думайте, гадайте. Вот вам подсказка, где спрятаны задания:
Я всё знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться. (Книга)
Основная часть.
- Где же можно найти книги? (В книжном уголке.)
- А ещё больше книг, где храниться? (В библиотеке, книжном магазине)
(Дети идут в книжный уголок, находят конверты под номерами с заданиями.
Открываем конверт с 1 заданием)
«Задания мои всё-таки нашли! Тогда приготовьтесь к первому испытанию: во многих сказках есть такой волшебный предмет, который указывает путь героям сказок. Как вы думаете, что это за предмет? (волшебный клубок). У меня как раз есть такой, мне его однажды подарил один знакомый из волшебной страны сказок. Но он распутан. Ха-ха-ха! И чтобы вернуть ему волшебную силу, вам нужно называть названия сказок, и делать один моток. Чем больше назовете сказок, тем быстрее замотаете нить в клубок и вернете ему волшебство. А найдёте вы его в коробочке. Удачи…хи-хи-хи…»
Воспитатель: Ну не может жить Баба яга спокойно, чтобы не навредить кому-то! У нас с вами сложное задание – добраться до сказочной страны и найти заклинание. Вы готовы?
- Чтоб в игру нам поиграть,
В круг должны мы с вами встать.
(Игра «Назови сказку» - дети по очереди называют название сказок и наматывают нить на клубок.)
Презентация слайд 1 - на экране появляется буква Н
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас на экране появилась первая буква. Какая? (Н) Это потому что вы знаете очень много сказок, вы большие молодцы. С первым заданием мы успешно справились.
- Руки вверх, руки вниз,
Ждет нас всех сюрприз!
Сейчас на стульчик сядет тот,
Кого мой голос назовет: девочки, мальчики.
- Давайте откроем второй конверт.
«Справились, значит с первым заданием. Что думаете, Вы самые умные? Попробуйте справиться со вторым испытанием. Ха-ха-ха! Сейчас вы услышите необычную сказку, послушайте её и скажите, какие ошибки были допущены в сказке».
Воспитатель: Прежде чем приступить к выполнению задания подготовим ушки:
Шу-шу-шу, сижу тихо, не шуршу (дети легко ударяют ладонями по коленям).
Уши-уши-уши – приготовим уши (потягивают за мочки ушей)
Уша-уша-уша – буду сказку слушать (представляют ладонь то к одному уху, то к другому)
Ша-ша-ша – очень сказка хороша (хлопают в ладоши).
Сказка «Катя и три волка»
Жила была семья. У них была дочка Катенька. Пошла Катя одна в лес и заблудилась. Плутала она по лесу и набрела на избушку. А в избушке жили три волка, которые ушли на охоту. Зашла Катя в избу и начала там хозяйничать. Поела каши из трех тарелок, посидела на всех стульях, а затем легла на самую маленькую раскладушку и уснула. Вернулись волки с охоты и давай возмущаться тем, что кто-то хозяйничал в их доме. Катя услышала шум, выпрыгнула в окно и убежала. Так волки и не узнали, кто в их избушке побывал.
(Сказка «Маша и три медведя». В сказке девочку зовут Маша. Герои не волки, а медведи. Маша легла не на раскладушку, а на кровать)
Презентация слайд 2 - на экране появляется буква А
Воспитатель: Смотрите, у нас появилась ещё одна буква. Какая? (А) Значит, вы всё правильно сделали. Откроем третий конверт?
«И со вторым заданием справились. Только не радуйтесь очень. Надеюсь, с этим испытанием вы точно не справитесь! Я немножко повеселилась и перепутала всех ваших любимых героев. Ха-ха-ха! Сумеете расколдовать, узнать героев, из какой они сказки, получите еще одну букву!»
Воспитатель: Давайте, чтоб наш глаз был зоркий, мы подготовим наши глазки:
Внимание посмотрите на экран. (Гимнастика для глаз)
Презентация слайд 3-4
Воспитатель: Ребята, что бы Бабу ягу победить, надо действовать сообща, дружно. Давайте поможем распутать, героев, из каких они сказок.
(Дети по 2 человека садятся за столы. Игра «Лото»)
Презентация слайд 5 - на экране появляется буква Г
Воспитатель: Ой, какие молодцы, всех героев собрали, все сказки отгадали! Проделки Бабы – Яги преодолели. Какая буква появилась? (Г)
- Что же ещё приготовила для нас Баба яга? (читаем)
«Любите отгадывать кроссворды? Если отгадаете, я верну Вам еще одну букву! Посмотрите на экран»
Презентация слайд 6
Сказочный кроссворд.
Назовите правильные ответы.
1. Вспомните название сказки: «Финист – ясный…»
2. Маленькое насекомое, которое спасло Муху-Цокотуху от паука в сказке К. Чуковского.
3. Доктор, который лечил зверей.
4. Имя девочки, которую за доброту и трудолюбие Фея-крестная нарядила, как принцессу, и помогла попасть на бал.
5. Имя злого могущественного персонажа в русской народной сказке.
6. В какую страну отправился по морю доктор Айболит?
(Ответы: 1. Сокол. 2. Комар. 3. Айболит. 4. Золушка. 5. Кощей. 6. Африка)
Воспитатель: Молодцы, ребята, все слова отгадали! А что же за слово у нас получилось? (Сказка) Я думаю, мы уже близко и скоро попадём в страну сказок.
Презентация слайд 7 - на экране появляется буква И
- А вот ещё одна буква появилась. Какая? (И)
- Вот и последний конверт, и мы наконец то доберемся до страны сказок.
«Злая я, потому что все про меня забывают, никто бабусю Ягусю в гости не зовет, а мне ведь тоже и слова ласкового хочется и веселья, мне одной так одиноко! Хоть бы вы мне что-нибудь показали, рассказали. Может быть тогда я верну вам последнюю букву»
Воспитатель: Ребята, давайте с вами разомнёмся, и бабу Ягу уважим.
Презентация слайд 8
Физминутка:
В темном лесу есть избушка (шагаем)
Стоит задом наперед (поворот)
В той избушке есть старушка (грозит пальцем)
Бабушка-Яга живет (грозит пальцем другой руки)
Нос крючком (показать нос)
Глаза большие (показать глаза)
Словно угольки горят (качают головой)
Ух, сердитая какая! (бег на месте)
Дыбом волосы стоят. (руки вверх)
Презентация слайд 9
Воспитатель:
- Отдохнули? Появилась последняя буква. Как она называется? (К) И что это за слово у нас получилось? «НАГИК». Ну как же так? Опять нас Баба яга обманула. Посмотрите, здесь ещё какой-то конверт без номера, давайте прочитаем.
«Не думала, что вы такие умные и догадливые дети! Со всеми заданиями справились. Молодцы! Но неужели вы думали, что я так просто пропущу вас в страну сказок и дам снять заклятие со шкатулки. Ха-ха-ха! Я же хитрая. Хи-хи-хи! Но так и быть справитесь с последним заданием, отгадаете слово, тогда и найдёте заклинание. Слово я зашифровала на фонематических шахматах. Вам не только надо найти слово, но и зашифровать разноцветными смайликами:
Квадрат В6, квадрат В4, квадрат Д2, квадрат Б7, квадрат Ж1» (Игра «Шифровщики»)
Презентация слайд 10
Воспитатель:
- Какое слово у нас получилось? (книга)
- Зашифруем это слово.
(фонетический разбор слова – «книга» на фонематических шахматах)
Презентация слайд 11
- А вот и слова заклинания: снуп, снап, снуре!
- Но чтобы чудо произошло, нам необходимо эти волшебные слова произнести 3 раза разными способами:
1. Удивленно, раскрыв глаза и широко развести руками.
2. с недовольным лицом, топая ногами.
3. весело улыбаясь, хлопая в ладоши.
(Дети выполняют вместе с воспитателем)
Презентация слайд 12
Рефлексия.
Воспитатель:
- Давайте заглянем в нашу шкатулку! Посмотрите, какая здесь книга! Будем с вами ее читать в сон час! Вы у меня все молодцы!
Презентация слайд 13
(Дети получают в подарок из шкатулки раскраски).
- Я думаю, это вам Баба Яга прислала подарок за смелость, за старание, за любовь к сказкам. Предлагаю вам самостоятельно раскрасить их дома, затем маме и папе рассказать сказку об этом герое.
Воспитатель:
- Вам понравилось наше приключение? На Бабу Ягу даже и сердиться не хочется, правда? Что было самым трудным? (Ответы) Если сегодня что-то не получилось – не беда. Вы же стараетесь, учитесь, а если есть старание, дружба и взаимопомощь, то всё обязательно получится.