Галина Вальцева
Конспект ООД по теме «Русские народные инструменты. Ложки»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Детский сад комбинированного вида №8 «Планета детства»
Управление образования Администрация г. о. Реутов, Московской области.
143969 М. О., г. о. Реутов, ул. Октября, д. 40. Тел: 8 (496) 661-48-16. e-mail : madou8pd@mail.ru
Конспект ООД по теме : «Русские народные инструменты – «Ложки»»
Публикация «Конспект ООД по теме „Русские народные инструменты, Ложки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Народная культура, фольклор
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Подготовила воспитатель старшей группы:
Вальцева Галина Игоревна
Ноябрь, 2019 г.
Пояснительная записка:
В процессе Организационной образовательной деятельности происходит интеграция следующих образовательных областей: «Математическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Патриотическое воспитание», «Музыкальное развитие».
Образовательная деятельность построена в соответствии с общепедагогическими и дидактическими принципами:
- принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих совместных действий воспитателя и детей);
- принцип активности (поддерживается мотивация и интерес);
- принцип доступности (соответствие возрастным особенностям);
- принцип психологической комфортности.
Предварительная работа: беседы, чтение художественной литературы, слушание музыкальных инструментов, знакомство с народными музыкальными инструментами, рассматривание иллюстраций, знакомство с различными видами росписи (хохлома, жостовская роспись, гжель, городецкая роспись).
Цель: создать условие для развития творческих способностей детей, по средствам ознакомления с русским народным музыкальным инструментом «ложки».
Задачи:
Образовательная:
Знакомство с деревянными ложками, как народным шумовым музыкальным инструментом (история, изготовление, разнообразие деревянных ложек, разучивание приёма игры на ложках).
Развивающая:
Развивать чувство ритма; развивать координацию речи с движением, добиваться выразительности исполнения фольклорных музыкальных произведений в сопровождении игры на ложках.
Воспитательная:
Воспитывать культуру исполнения народных песен, прививать интерес и уважение к традициям русской народной музыкальной культуры.
Форма проведения: игровое занятие.
Оборудование: видео и аудио записи, иллюстрации, деревянные ложки.
Материал:
Раздаточный: музыкальные инструменты (ложки, колокольчик, свистулька, гармошка, бубенцы, барабан, бубен); пазлы; краски гуашь, кисти, восковые мелки, загатовки для рисования; пластилин, загатовки для пластилинографии.
Ход образовательной деятельности
Вводная часть.
Здравствуйте, ребята!
Посмотрите, что находится на столе?
Дети – музыкальные инструменты.
- Назовите их.
- Ребята, а как можно еще назвать эти музыкальные инструменты?
Дети – русские народные инструменты.
Ребята, мы с вами сегодня познакомимся с одним из самых популярных в России народных музыкальных инструментов. А каким, вы узнаете, отгадав загадку.
Деревянная подружка,
Без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка,
И накормит всех вокруг.
(Ложка)
Воспитатель - Верно!
Я сегодня пришла
И с собою принесла
Ложки расписные
Красивые, резные! (воспитатель открывает большую корзину с ложками)
- Это не простые ложки, а музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать, на них можно и играть.
Послушайте, как они звучат. (Звук ложки)
Ребята, а как вы думаете, сразу ли ложки стали музыкальным инструментом?
Садитесь поудобнее я расскажу вам о возникновении русской ложки.
Просмотр видео-иллюстраций: «История возникновения ложки». (Приложение 1).
Изначально ложки были предметом домашнего обихода. Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!».
Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной.
Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Ложкарный промысел был распространён по всей России.
На Руси даже существовал день, когда рубили дерево на выделку ложек. Это было 7 мая - Пелагея.
А теперь, 2 апреля стал Международный день ложки.
Неокрашенные ложки использовались ежедневно.
Расписные ложки – праздничные. Они расписаны разными видами росписи (хохлома, городецкая, гжель).
Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.
Они популярны не только в России, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувенира. Ещё бы: легкие, красивые. Это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент.
Ребята, сейчас мы послушаем муз. произведение, которое называется «Ложки деревенские» (Трек 1). Внимательно его послушайте и скажите, какие музыкальные инструменты вы услышали. (слушание)
Какие же музыкальные инструменты вы услышали? (бубен, гармонь)
Ребята, а какое настроение вызвала у вас эта музыка? (веселое) Под нее что хочется делать? (танцевать)
Есть еще вот такой ударный музыкальный инструмент, кто знает, как он называется? (бубен). Правильно, вот с ним мы как раз поиграем и потанцуем.
Игра «Веселый бубен» (Приложение 2, Трек 2).
Молодцы, все хорошо поиграли.
А сейчас я предлагаю выполнить вам задания, пожалуйста, выберите из волшебного мешочка карточку и займите стол согласно номеру вашего задания.
1 задание. Собрать пазлы.
2 задание. Роспись ложки в стилях хохлома, гжель, городецкая.
3 задание. Пластилинография в стиле хохлома.
Пока дети выполняют задание, звучит русская народная музыка.
С заданием все справились, а пока наши работы сохнут, мы встанем на ножки, разомнем ладошки.
Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять» (Приложение 3).
Теперь настало время познакомиться с ложками ближе. (детям раздаются ложки)
Ложка состоит из черенка и черпака (от слова черпать). Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук. На ложках можно играть разными способами, например, если стукнуть ложками как бы скользя, то получается звук еще звонче. Очень важно бережно относиться к любому музыкальному инструменту, поэтому во время игры нужно аккуратно ударять, чтобы ложки не разбились. Дружно попробуем сыграть на ложках под русскую народную песню «Ах вы сени» (Трек 3).
Молодцы!
Кладем ложки на стол. Встанем на ножки, разомнем ладошки.
Пальчиковая гимнастика «Вышли пальчики гулять» (Приложение 3).
Заключительная часть.
Рефлексия:
Ребята, о каком музыкальном инструмент вы сегодня узнали? (о ложках)
Что нового вы ребята, узнали сегодня о ложке?
А из чего их делают? (дерева)
-Из каких частей состоит ложка? (хором повторяют)
Почему черпак назвали черпаком? (от слова черпать)
Ребята, вы хорошо запомнили этот русский народный инструмент, на этом наше занятие подошло к концу. Всем спасибо!