Татьяна Мордасова
Конспект ООД по развитию речи «Осенняя пора» в старшей группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить детей составлять небольшие рассказы по
картине, придерживаясь плана; развивать связную и диалогическую речь;
формировать умения обобщать и систематизировать представления детей об
осени; расширять и пополнять словарный запас детей: разноцветные;
закреплять приемы работы с кистью и красками; развивать умение
сравнивать несколько предметов по величине, длине, форме; продолжать
формировать интерес к классической музыке и желание ее слушать;
развивать у детей координацию движений с речью; учить отражать в рисунке
Публикация «Конспект ООД по развитию речи „Осенняя пора“ в старшей группе,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
осенние впечатления; воспитывать эмоциональную отзывчивость по
отношению к природе.
Материал: осенние листочки (береза, клен, дуб); музыка П. И.
Чайковского «Времена года»; картина И. Левитана «Золотая осень»;
альбомный лист на каждого ребенка; акварельные краски; корзина с
яблоками.
Ход НОД
Воспитатель читает стихотворение А. С. Пушкина об осени из романа «Евгений Онегин».
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора,
Стоял ноябрь уж у двора.
Воспитатель: Какое время года описал поэт в этом стихотворении?
Дети: Осень.
Воспитатель: Какие признаки осени отражены в этом стихотворении?
Дети: Светит солнце редко, короткий день, туман на полях, караван улетающих птиц.
Воспитатель: Правильно, поэт нам говорит о осени и называет ее последний месяц – ноябрь. Как вы думаете, почему поэт называет осень «скучной порой»?
Дети: Солнца мало, дожди, голые деревья, пасмурно, сыро….
Воспитатель: Да, видно, будем мы осенью печалиться и тосковать. А, может, всё не так уж и грустно. Посмотрите на это осенний букет из листьев (Воспитатель предлагает рассмотреть букет из осенних листьев).
Воспитатель: Осень, словно искусный художник, выбрала самые яркие краски для украшения природы. Какими цветами раскрасила осень листья деревьев?
Дети: Красными, желтыми, коричневыми, оранжевыми и т. д.
Воспитатель: Давайте, посчитаем сколько листиков желтых? Сколько красных? Сколько коричневых? Сколько оранжевых (Ответы детей).
Воспитатель: А вы знаете, с каких деревьев эти листочки!
Д. И. «Чей листок?» (Воспитатель предлагает каждому ребенку подойти и взять листок из букета и ответить, с какого дерева упал этот листик).
Ребё нок: — этот листок упал с берёзы. Это берёзовый лист.
Ребё нок: — этот листок упал с клёна. Это кленовый лист.
Ребё нок: — этот листок упал с дуба. Это дубовый лист.
Воспитатель: Посмотрите на листики в ваших руках, что вы можете рассказать о них, какие они?
Дети: Красивые, большие, легкие, резные, осенние, цветные и т. д.
Воспитатель: Можно ещё сказать, что они разноцветные!
Дети: Да.
Воспитатель: Листья осенью красивые, а стали еще?
Дети: Красивее.
Воспитатель: И вдруг подул осенний ветерок. Давайте покажем, как кружатся осенние листья.
Физкультминутка.
Мы листочки, мы листочки,
(Стоять на цыпочках, поднять руки вверх)
Мы - осенние листочки.
(Покачивание туловища в стороны)
Мы на веточке сидели,
(Присесть на корточки)
Ветер дунул – полетели,
Мы летали, мы летали.
(Бег в разных направлениях.)
А потом летать устали.
Перестал дуть ветерок –
Мы присели все в кружок.
(Присесть на корточки)
Ветер снова вдруг подул,
И листочки быстро сдул.
(Медленно кружась на месте)
Все листочки полетели
(Бег в разных направлениях.)
И на землю тихо сели.
(Присесть на корточки.)
Воспитатель: Осень вдохновляла не только поэтов, но и музыкантов и художников создавать прекрасные произведения. Давайте с вами рассмотрим репродукцию картины И. Левитана.
Воспитатель под музыку П. И. Чайковского «Времена года», предлагает детям рассмотреть репродукцию картины И. Левитана «Золотая осень».
Воспитатель: Посмотрите внимательно на картину: на луг, на речку, золотые листочки берез, на пожелтевшую, почти высохшую траву, на одинокий полуувядший цветок, склонившийся прямо к воде и на яркое солнечное небо над ним. Какое время года изобразил художник на этой картине?
Дети: Художник изобразил время года осень.
Воспитатель: Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей). И. Левитан выбрал для своей картины название «Золотая осень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Правильно, ребята. Все на этой картине как будто золотое. Какие приметы осени вы видите на этой картине?
Дети: Листья на деревьях желтые, трава пожелтела и т. д.
Воспитатель: Все ли деревья осенью одеваются в золотые листья? Назовите те деревья, которые зимой остаются зелеными. Покажите их на картине.
Воспитатель: Какое небо?
Дети: Яркое, солнечное, голубое, прохладное.
Воспитатель: Какой день изображен на картине: ясный или пасмурный?
Дети: Ясный.
Воспитатель: Как вы думаете, какое настроение у берез?
Дети: Веселое, они гордятся своими золотыми платьями.
Воспитатель: А теперь обратите внимание на одинокий цветок, который склонился к воде, он как будто радуется яркому, осеннему деньку, но не -много грустит, как вы думаете почему?
Дети: Потому что будет скоро холодно.
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем придумать по этой картине небольшой рассказ. Придумайте название своему рассказу и расскажите об осеннем дне, об осеннем небе, об осенних облаках, о солнце, о березах.
Дети рассказывают небольшой рассказ по картине.
Воспитатель: Ребята, как называется явление, когда падают желтые листья?
Дети: Это явление называется - листопад.
Воспитатель: Давайте с вами представим, что мы все художники и нарисуем осенний лес.
Подведение итогов:
- Какую картину мы рассматривали?
- А каком времени года мы говорили?
-Какие цвета красок использовали при рисовании осеннего леса?
Воспитатель: Молодцы, хорошо отвечали на вопросы. И осень приготовила для вас подарок. (Воспитатель выносит корзину с яблоками).