Алиса Сыденова
Конспект ОД «Традиционное жилище бурят» по изготовлению юрты в технике квиллинг
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развивать творческую активность, эстетический вкус, воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству.
Задачи:
- развивать интерес к культуре бурятского народа;
- воспитывать бережное отношение к объектам народного творчества;
- вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать их, любоваться красотой.
Оборудование:
для воспитателя: компьютерная презентация о юрте;
для детей: клей ПВА, кисточки, приготовленные на предыдущих занятиях закрученные полоски из бумаги.
Публикация «Конспект ОД „Традиционное жилище бурят“ по изготовлению юрты в технике квиллинг» размещена в разделах
Предварительная работа: беседа - занятие «Традиционное жилище бурят - Юрта»; знакомство детей с устройством юрты (каркас, купол, с особенностями интерьера ( две половины: мужская и женская, спецификой их оформления); дидактические игры на знакомство с жилищем бурят, русских и эвенков
Методическое обеспечение: презентация «Бурятская юрта»; репродукции художественных произведений: Г. Эрдынийн «Бурятский улус», «Цагалган»; Р. С. Мэрдыгеев «Рождение Гэсэра»; А. Д. Доржиев «Сбивание масла»; Ц. С. Сампилов Картины из серии «Свадебные обряды хоринских бурят»; Ч. Б. Шенхоров Из серии «Земля монголов. Кочевье».
Ход ЗАНЯТИЯ:
Орг. момент.
Звучит бурятская мелодия «Цветок Байкала»
Воспитатель (в национальном бурятском костюме) :
- Вы сейчас послушайте музыку, посмотрите на меня и скажите, о чем мы сегодня будем говорить? Ответы детей
Воспитатель: Почему вы так подумали? Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы!
-А что у нас на доске? (Разные дома, где живут люди)
-А есть ли здесь жилище бурят? Да - это юрта.
Сегодня мы завершаем тему «Традиционное жилище бурят. Юрта».
Давайте вспомним, какие народности проживают на территории нашей республики (ответы детей)
В группе развешены репродукции художественных произведений и работы детей, где нарисованы Бурятские юрты. (Дети под тихую музыку «Цветок Байкала» рассматривают картины сначала нарисованные и сделанные (аппликации, объемные работы) руками детей и воспитателей, а затем художников).
Беседа. Кочевники буряты издавна жили в юртах (hэеы гэр). На картинах Г. Эрдынийна «Бурятский улус», «Цагалган» и Ч. Шенхорова «Из серии Земля монголов. Кочевье» (см. приложение 2) вы видите, как выглядит юрта бурят. Войлочная юрта представляет собой универсальное воплощение природного опыта и прикладного творчества народа. По своей форме, конструктивным особенностям и функциональным качествам юрта экологична и оптимально приспособлена к кочевому образу жизни, природно-климатическим условиям Забайкалья.
Внутреннее устройство юрты можно рассмотреть на картинах Р. С. Мэрдыгеева «Рождение Гэсэра», А. Д. Доржиева «Сбивание масла», Ц. С. Сампилова «Картины из серии «Свадебные обряды хоринских бурят» :
Вопросы:
- Кто видел настоящую юрту?
- Почему юрта круглая?
- Кто хочет провести летние каникулы в юрте?
-Внутреннее устройство юрты можно рассмотреть на чьих картинах?
- Есть ли на выставке произведения художников Бурятии?
- Как вы думаете, о чем хотели рассказать нам художники Бурятии в этих картинах? (О том, где живут буряты. Как называется их дом)
- А вы можете показать портрет Ц. С. Сампилова?
-А его работы (серия акварельных работ «Свадебные обряды хоринских бурят»
- Ребята, посмотрите, что вы видите? (Куклы мальчика и девочки в национальных костюмах). Да, правильно, это мальчик и девочка в бурятских национальных костюмах. Давайте дадим им имена. Какие бурятские имена вы знаете?
Дети придумывают имена.
- В степи дует ветер, а наши детки без дома. Как называется дом у бурят - юрта. Предлагаю стать мастерами и сделать юрту этим детям.
Но для того, чтобы вы стали настоящими мастерами, давайте вспомним, что что символизируют цвета в бурятских орнаментах.
Зеленый – трава, рост.
Красный – огонь;
желтый – солнце, золото;
черный – земля;
синий – Байкал;
голубой – небо (на доске вывешиваются варианты бурятских орнаментов для украшения юрты).
Практическая работа.
Пока работают дети, звучит бурятская мелодия «Цветок Байкала».
Выполнение совместной работы: дети обклеивают закрученные полоски из бумаги в виде цилиндра и покрывают конусом. Потом украшают бурятским орнаментом.
Эстетическая оценка работы.
- Посмотрите какая красивая юрта у нас получилась. Вам нравится?
Рефлексия.
- А сейчас, давайте подарим друг другу голубые облака и яркие солнышки.
Если вам понравилась ваша совместная работа, вы выполнили ее хорошо, поднимите яркое лучистое солнышко.
Если вам что - то получилось, не так хорошо как бы вам хотелось, поднимите солнышко с облачком.