Татьяна Клепикова
Конспект организации и проведения НОД в группе компенсирующей направленности «Путешествие на луг»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организации и проведения НОД в группе компенсирующей направленности
Конспект организации и проведения НОД:
ОО «Познавательное развитие»: Сенсорное воспитание;
ОО «Физическое развитие»:
Физическое развитие и физическое воспитание -
в группе компенсирующей направленности
для детей с умственной отсталостью легкой степени
Тема: «Путешествие на луг»
Составили:
Публикация «Конспект организации и проведения НОД в группе компенсирующей направленности „Путешествие на луг“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
учитель-дефектолог: Макеева С. Н.
воспитатели: Клепикова Т. А.
Соболева С. В.
г. Городец
2017г.
Цель: Способствовать формированию сенсомоторной деятельности у детей дошкольного возраста с интеллектуальными ограничениями посредством выполнения игровой задачи.
Задачи:
- образовательные:
-совершенствовать умение различать цвет, форму, величину предметов;
- расширять представления о насекомых;
-закреплять умение адекватно воспринимать ритмический зрительный ряд на основе чередования его элементов;
- способствовать становлению навыков речемыслительной деятельности;
- коррекционно-развивающие
- развивать кординаторные умения: глазодвигательную координацию; зрительное, слуховое, тактильное восприятие; пространственную ориентировку;
- расширять спектр обонятельного восприятия;
- содействовать развитию координацию речи с движением;
- формировать навыки целенаправленной деятельности, самоконтроля;
- воспитательная
-воспитывать активность, умение действовать в коллективе, выполняя общую задачу.
Предварительная работа:
-наблюдения за насекомыми,
-рассматривание иллюстраций по теме
-слушание аудиозаписи «Звуки луга», «Звуки насекомых»,
-чтение художественной литературы К. Чуковский «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Путаница»
-проведение дидактических игр «Узнай на ощупь», «Определи по запаху», «Собери бусы», «Цвет и форма», «Чудесный мешочек»,
-игры с элементами песочной терапии,
- музицирование шумовыми инструментами.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, конструктивная.
Подготовка к образовательной деятельности:
подготовка ТСО, создание оборудования к играм «Собери гусениц», «Назови насекомых», «Бабочки и паук», «Узнай по запаху», «Посади цветок на клумбу», расстановка оборудования; проветривание, влажная уборка.
Оборудование:
- демонстрационный материал: экран, презентация детям, аудиозаписи, дорожка с разновысокими препятствиями, коробка с мелкими геометрическими фигурами, обручи для конструирования, резиновые полусферы, напольные модули; образная игрушка -муравей, имитация речки.
- раздаточный материал: шнурки, деревянные бусины, карточки с образцами, модули, ящики с песком, деревянные втулки с ленточками и бабочками, бобы-зернышки, разборные пособия «Цветы», музыкальные инструменты.
Организация и методика проведения
Структура НОД Деятельность воспитателя Деятельность детей
Вводная часть
Орг. момент: созданиеположительного эмоционального настроя на занятие
Воспитатель предлагает детям поприветствовать друг друга и гостей:
- Доброе утро, и всем улыбнись!
Вправо и влево друзьям поклонись.
- Ребята, посмотрите, как много гостей в зале. Поздоровайтесь!
- Ребята, у нас сегодня необычное приключение:
Отправляемся в поход,
Много нас открытий ждет.
Мы шагаем вместе, дружно-
А куда - послушать нужно!
Звуки нас всех окружают
И о многом сообщают!
Дети проходят в зал, осматриваются, здороваются и настраиваются на занятие.
Основная часть
Прослушивание аудиофайла «Звуки луга»:активизация слухового восприятия.
Воспитатель предлагает детям внимательно прослушать аудиозапись:
- Ребята, а куда мы отправимся, вы сможете узнать, если посмотрите на экран?
- Что это?
- А что такое луг, вы знаете?
- Вот что такое луг! Дети слушают, отвечают на вопросы.
-Ковер травы вокруг
-Цветов нарядных вен
-Звонкие кузнечики.
-Бабочки игривые.
- Жуки неторопливые.
-с медом сладким пчелки,
Песня перепелки.
Дидактическое упражнение «Назови по стрелке», демонстрация презентации:
актуализация знаний. Развитие глазодвигательной координации, предметное узнавание.
Детям предлагается узнать и правильно назвать насекомых:
- Слышите, как много насекомых летает над лугом?
Вы, ребята не зевайте,
насекомых называйте!
Дети называют насекомых по зрительным картам, в указанном стрелкой направлении.
Демонстрация видеосюжета.
Игровая задача «В гости к пчеле» Детям предлагается узнать по звуку насекомое – пчелу:
- Ребята, кто это?
Просмотр видеосюжета «Пчела»:
На полянке я живу,
на цветочном на лугу.
Не скучаю никогда!
- Я веселая пчела! Ж-ж-ждравствуйте!
Весной у нас, насекомых,
много дел. Ж-ж
Я собираю нектар с душистых цветов. Ж-ж
И приглашаю вас ж-ж
ко мне в гости!
Сейчас вы пойдете на зеленую лужайку, там встретите моих друзей-насекомых. Они вам помогут дойти до луга.
А сейчас вы пойдете прямо по дорожке! Ж-ж-ж-ж
Дети слушают и смотрят на экран.
- Это пчела.
Двигательное упражнение «Выше-ниже» Закрепление понятий «выше-ниже», развитие координации движений.
Воспитатель уточняет цель путешествия:
- Ребята, куда нужно идти?
Поднимай повыше ножки-
проложи себе дорожку.
Ногу ниже опускай -
по тропиночке шагай!
Дети припоминаютирнструкцию:
- По дорожке на зеленую лужайку.
Ребята идут по дорожке для перешагивания с разновысокими препятствиями.
Дидактическое упражнение «Радужные гусеницы»
Закреплять умение адекватно воспринимать ритмический зрительный ряд на основе чередования его элементов, развивать согласованные движения кистей и пальцев рук. Воспитатель привлекает внимание детей к зеленой лужайке, сообщает цель следующего этапа занятия:
Посмотрите, вот лужок,
Задержись-ка здесь, дружок!
На лужайку посмотри,
гусениц ты отыщи.
- Ребята, здесь домик радужных гусениц. Они такие модные и просят помочь выбрать им наряды.
Поможем? Гусеницы оставили нам рисунки нарядов!
Будьте внимательны!
Молодцы!
Какие гусеницы красивые и нарядные. Давайте прогуляемся с ними по лужайке.
Дети выполняют нанизывание бусин по зрительному образцу и катают гусениц за шнурок.
Динамическая пауза «По дорожке»
Развитие двигательной точности, предотвращение мышечного утомления.
- Ребята, нам предстоит неблизкий путь. Вы помните, куда мы идем?
Гусеницы подсказывают нам, что дальше надо идти к ручью по тропинке из красных камней.
– Куда дальше двигаемся?
По тропинке мы пошли:
и раз, и два, и три.
Поведет дорожка нас,
среди листиков и трав.
Мы камни увидали –
перепрыгивать их стали.
Впереди у нас ручей –
подойдем к нему скорей.
В гости к пчеле, на луг.
- Пойдем к ручью по тропинке из красных камней.
Коррекционное упражнение
«Мост для муравья»
Коррекция формо -цветовосприятия развитие стереогнозиса,
создание предпосылок для становления самостоятельности, целенаправленности деятельности.
На пеньке сидит малышка:
ловкий храбрый муравьишка.
- Ребята, кажется, муравей чем-то огорчен! Вы не знаете, чем? …
- Чем мы можем помочь муравью?
Верно, мы можем построить мостик!
Смотрите, здесь и материал для мостика найдется. А какие выбрать детали, нам подскажет муравей.
- Ребята, муравей благодарит вас и советует спросить дорогу на луг у других насекомых.
Ответы детей.
Построить мост.
Дети выполняют задание: узнать на ощупь геометрические формы, выбрать соответствующий модульный материал и построить мостик.
Упражнение с элементами песочной терапии «Следы на песке»
Развитие активности кистей и пальцев рук.
- Где же они? - Смотрите, песок!
На песке всегда хорошо заметны следы насекомых. Давайте поиграем? Представим, что мы насекомые.
-Ставит лапки жук-жучок
к нам на желтенький песок.
-Гусеница проложила путь
и ее нам не вернуть.
-А кузнечик - прыг да прыг - вот способный ученик.
-Бабочка легко порхает,
крылышками лишь задевает.
Дети выполняют движения руками на песке, слушая слова воспитателя
Демонстрируется видеофрагмент «Бабочка»
На экране бабочка:
Помогите! Дети! Дети!
Злой паук расставил сети,
Мы летали и порхали,
Но в сети паука попали!
Спасите моих подружек-бабочек,
они гибнут в паутине!
- Где же паутина? Вы, ребята, видите?
Дети слушают и смотрят на экран.
Дети находят паутину.
Двигательное упражнение «Бабочки и паук»
Формирование темпа и точности движений.
- Вставайте вокруг паутинки и осторожно освобождайте крылья бабочек.
- Бабочки благодарят вас! Они говорят, что идти нам надо на запах цветов. Дети выполняют упражнение «Закрути ленточку»
Дидактическая игра «Узнай по запаху»
Развитие обоняния и пространственной ориентировки.
- Смотрите, какие-то баночки, на них стрелки. Может они нам укажут путь?
- Надо идти в ту сторону, откуда доносится аромат цветов.
Рассматривают баночки, опреде-ляют по запаху, в какой аромат цве-тов, а затем двига-ются по стрелке.
Упражнение «Украсим клумбу» Развитие кординаторной активности.
Мы все поспешим на зеленый лужок.
Там каждый отыщет душистый цветок.
А вот и полянка!
Но где же душистые цветы? Что делать? Может нам их посадить? Вот обрадуются насекомые!
Вы, когда -нибудь сажали цветы? Сейчас попробуем!
-Зернышко в руке сжимаю –
и в горшочек опускаю
-Вот один, а вот другой –
расцветай цветочек мой!
Ответы детей
Дети по зернышку кладут в банку и закручивают крышку с цветком.
Задание на активизацию речемыслительной деятельности «Посади цветок на клумбу»
- Ребята, бабочки будут рады,
если Люба и Тима посадят свои цветы на круглую клумбу.
Жучки будут довольны, если Алеша и Сережа посадят цветы на клумбу квадратной формы.
А пчелки обрадуются, если Вадим посадит цветок и в квадратную и в круглую клумбы.
А сверчки хотят, чтоб их цветок рос не на круглой и не на квадратной клумбе.
Этот цветок посадит Сережа.
- Что за дивная краса?
Луг цветами весь покрылся.
Происходят чудеса –
здесь ребята потрудились.
Дети выполняют задания по инструкции.
Дети любуются цветами.
Заключительная часть
Сюрпризный момент «Выход Пчелы»Эмоциональна разрядка.
Шумовой оркестр
Развивать чувство ритма.
- Ребята, слышите, кажется, сюда спешат маленькие жители луга.
Появляется пчела и дети
Пчела -Милые друзья мои,
Рада, что меня нашли
Я трудилась, я летала,
Нектар с цветов я собирала.
- Рады встрече вы со мной?
Шумно на лугу весной:
Все жужжат, звенят, порхают,
Словно песенки слагают.
- А вы ребята, любите музыку?
- Будем встречу продолжать,
Вместе весело играть (жужжать!
Не стоит никто на месте,
Веселятся с нами вместе.
Пчела- Я хотела б,
чтоб друзьями мы остались навсегда.
Сладким пряником медовым
угощаю вас друзья!
В: Уважаемая пчела, приглашаем Вас с вашими детками к нам в сад на чай с ароматным пряником.
Пчела-Полетели, очень хочется к вам в гости.
Дети играют на музыкальных инструментах.