Приложение МААМ

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в прошлое»

Татьяна Ершова
Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в прошлое»
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация к методической разработке.

В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством возрождения утраченных ценностей, погружения в истоки национальной культуры. На сегодняшний день взрослые всё реже передают традиции своего народа подрастающему поколению, а родители крайне редко играют с детьми в игры своего детства, не знакомят их со стариной. В такой ситуации детский сад становится местом, где ребёнок узнаёт о культуре, традициях и обычаях своих предков, знакомится с народным творчеством, усваивает первые представления о своей этнической принадлежности.

Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности „Путешествие в прошлое“» размещена в разделах

Центральное место во всех региональных программах образования ребенка-дошкольника занимает фольклор. Наиболее значительными и доступными для усвоения детьми, способными вызвать их отклик, являются такие элементы национальной культуры, как сказки, песни, игры, танцы, мифы, народные промыслы, искусство, традиции, обряды и т. д. «Эффективность использования фольклора состоит не в применении отдельных его компонентов, а в создании целостной системы работы на основе главных идей народной педагоги – празднично-игровой культуры, труда и общения» (Г. Н. Волков).

Занятия на фольклорном материале для дошкольников несут радость и духовную красоту в жизнь ребенка, воспитывают в нем любовь к родной природе, уважение к культурному наследию народа. Изучая мифы и легенды, дети узнают о традициях и обычаях предков, несущих доброту и отзывчивость, а через подвижные игры -трудолюбие и выносливость чувашского народа.

При организации данной образовательной деятельности осуществляется принцип интеграции следующих образовательных областей : «Познавательное развитие», «Социально –коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Ожидаемые результаты: ребенок знает народного богатыря Улыпа, и посвященные ему фольклорные произведения, рассказывает о подвигах и трудовой деятельности Улыпа, может назвать чувашские подвижные игры, умеет играть и организовывать их.

Программное содержание:

Образовательные задачи :

- продолжать знакомить детей с историей, традициями чувашского народа;

-формировать обобщенные представления о родном крае, уважительное отношение к истории и культуре своего народа;

Развивающие задачи:

- способствовать расширению и углублению представлений о чувашском фольклоре, развитию воображения, обогащению словаря детей.

Воспитательные задачи:

- воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к культуре своего народа;

- воспитывать уважение и бережное отношение к национальным традициям физического воспитания своего народа;

- продолжать формировать чувство гордости и уважения к своей родине, краю.

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», («Социально –коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»).

Предварительная работа с детьми:

- Беседа о жизни и быте древних чувашей.

- Знакомство с чувашскими пословицами и поговорками, с книгами, рассказывающими о традициях и обычаях чувашского народа, национальных костюмах, секретах чувашской вышивки.

- Чтение былин «О славном богатыре Илье Муромце», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и змей», рассматривание картин о богатырях.

- Посещение интерактивного занятия «Бабушкин сундук» в Чувашском национальном музее.

- Чтение чувашских легенд «Как чувашские богатыри спасали солнце», «Мост Азамата», «Дети ветра».

Оборудование: ноутбук, экран, проектор.

Материалы: презентация про Улыпа-Богатыря, картотека загадок, репродукции картин известных художников, картотека чувашских национальных подвижных игр., картотека пословиц и поговорок.

Структура и методические приемы:

Вводная часть: общее время проведения- 5 минут; методы и приемы работы с детьми: беседы, вопросы воспитателя, рассматривание картин, восприятие книжных иллюстраций.

Основная часть: общее время проведения- 20 минут; методы и приемы работы с детьми: рассказ воспитателя, показ картины, просмотр слайдов, вопросы ко всей группе, загадывание загадок, физкультминутка, обсуждение пословицы, знакомство с новой подвижной игрой.

Заключительная часть: общее время проведения- 5 минут; методы и приемы работы с детьми: вопросы к детям, домашнее задание, сюрпризный момент.

Ход проведения занятия:

Обращать внимание детей на выставку, где представлены репродукции картин русских богатырей, чувашского богатыря Улыпа. Дети рассматривают картины.

Воспитатель: Ребята, мы уже прочитали с вами немало сказок и былин, смотрели мультфильмы о богатырях земли русской. Назовите мне их (показывает на картины).

Ответы детей: «Соловей - разбойник», «Финист-Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».

Воспитатель: У каждого народа есть свои герои. Своими богатырями славилась и чувашская земля. Одним из героев является Улып. (воспитатель показывает картину). Переводится как «вождь» и как «великан». Сегодня мы поговорим о могучем и справедливом богатыре чувашского народа, о добром великане Улыпе. Земля Улыпа — так называли чуваши свой древний край. Из рода в род, из поколения в поколение передавались среди чувашей сказания о добром великане Улыпе. По рассказам древних стариков, в те далекие времена, когда людей на нашей чувашской земле еще не было, а лишь шумели сплошные дремучие леса, — с южных Арамазейских гор спустился Улып-Великан. Его послал на нашу землю бог-громовержец Аслати, чтобы творить добро. Улып был огромного роста и обладал богатырской силой, он был добрым и трудолюбивым (показ слайда).

Воспитатель: Как вы представляете себя богатырей?

Ответы детей: Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, храбрые, мужественные.

Воспитатель: Сейчас я загадаю загадку, вы хорошо подумайте и ответьте:

Он изогнут дугой,

с тонкой нитью – тетивой.

Он охотник, воин, спортсмен

Для метанья создан стрел. (Лук.)

Ответы детей: Лук, стрельба из лука.

Воспитатель: По чувашским преданиям и сказкам Улып прекрасно владел луком и умел стрелять очень далеко. Лук ему нужен был для защиты от врагов, добычи пищи. (показ слайдов).

Угадайте еще одну загадку:

Не видать ее корней,

Вершина выше тополей,

Все вверх и вверх она идет,

Но не растет.

Ответы детей: Гора

Воспитатель: Правильно. Из земли, которую он вытряхивал из своих лаптей образовались большие холмы, горы, которые и по сей день зовутся Землей Улыпа. (показ слайда).

Улып был огромного роста и обладал богатырской силой. Ему ничего не стоило перешагнуть большую реку. Ходил он без всяких дорог, прямо через леса - могучие дубы и сосны перешагивал, словно мелкий кустарник. Высокие сосны были ему только по пояс. Спустившись с гор, Улып увидел в долинах многочисленные стада. Их пасли очень маленькие, по сравнению с ним люди. Они помогали чувашам корчевать лес, пахать землю, защищали от врагов. (показ слайда).

Воспитатель: Ребята, сейчас представим себе на минутку, что мы богатыри и сделаем богатырскую разминку.

Физкультминутка «Богатыри»

Дружно встали раз, два, три -

Мы теперь богатыри

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.

И налево надо тоже посмотреть из-под ладошек

И на право, и еще через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо – получается на славу!

Воспитатель: Улып начал помогать родителям с 3 лет. Однажды он увидел в поле карликов, взял в карман и принес матери показать и сказал: «Какие-то зверушки у меня под ногами». Родительница сказала сыну: «Что ты, это люди пашут, а это конь тащит соху, отпусти их. Они потом заменят нас». (показ слайда). Видите, как дедушка за сохой идет (дети рассматривают на экране иллюстрации с изображением пахаря с сохой) упирается, на соху налегает, чтобы она в земле своими острыми ножками вот такие следы оставляла, борозды. Поле большое, быстро его не вспашешь. И лошадка устанет соху тащить, и дедушке нелегко спину гнуть, на соху налегать. Недаром в русской пословице говорится: «Поле пахать – не руками махать». Ребята, подумайте и ответьте, зачем нужно пахать землю? Сейчас какую технику используют для обработки земли?

Ответы детей: Земля кормит людей, на ней растут растения, которые человек употребляет в пищу. В наше время землю обрабатывает трактор.

Воспитатель: В старину люди не только упорно работали на земле, но и умели отдыхать, веселиться. Они знали очень много интересных подвижных игр. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Дети ветра». (Воспитатель знакомит с новой игрой).

Игроки встают в круг. Один из игроков выбирается ведущим, остальные – дети ветра. Ведущий выходит в середину круга и подает различные сигналы. Игроки выполняют соответствующие им движения: «Северный ветер- игроки поворачиваются к ведущему спиной», «Южный ветер» - игроки поворачиваются к ведущему лицом, «Метелица» - игроки кружатся вокруг себя; «Слабый ветер» - игроки покачиваются на ногах вперед-назад; «Тихая погода» - игроки стоят не шевелясь.

Правила игры: Ведущий подает сигналы в любом порядке, может подать один и тот же сигнал несколько раз подряд. Победителем считается игрок, который меньше других ошибался в выполнении движений, соответствующих сигналу.

Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами поговорили о богатырях и традициях чувашского народа. Традиций у чувашей очень много. Дома поговорите с родителями, с бабушками и дедушками, узнайте у них, какие ещё традиции они знают, помнят. Спросите у своих родителей, в какие игры они играли в детстве и какие атрибуты были к этим играм.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой главный завет (правило) оставили нам богатыри?

Ответы детей: Защищать слабых, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными и любить свою Родину.

Ответы детей: Беречь нашу культуру, соблюдать обычаи и традиции, которые достались нам от наших предков.

Воспитатель: Правильно. Сейчас я подарю вам маленький талисман - листочек дуба, чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и сильными как богатыри! В культуре чувашей дуб символизирует мужество, стойкость, долговечность, мудрость и силу.

(Воспитатель дарит вырезанные кружочки с изображением листьев дуба, благодарит всех за хорошую работу).

Публикации по теме:

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в прошлое кораблей» для детей старшей группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №178» города Чебоксары Чувашской Республики.

Конспект организованной образовательной деятельности для средней группы «Большое путешествие» Задачи: Образовательные: Продолжать формировать связную речь детей. Используя технологии развития речи, учить детей рассказывать, описывать.

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие по семи чудесам света» Конспект организованной – образовательной деятельности по направлению «Познавательное развитие» «Познание» (подготовительная группа) Тема:.

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди» Конспект организованной образовательной деятельности. Тема. Путешествие по сказке "Гуси-лебеди" Оборудование. Презентация «Путешествие.

Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в оранжевую страну» в средней группеКонспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в оранжевую страну» в средней группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Звездочка» Конспект организованной образовательной.

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие в королевство математики» Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Путешествие в королевство математики». Подготовила:.

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Путешествие в страну здоровья» Цель: формирование у детей представлений о здоровом образе жизни. Задачи: Образовательная: - Расширять знания детей о пользе овощей и фруктов.

Конспект организованной образовательной деятельности в средней группе «Путешествие в волшебный лес» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5» группы общеразвивающей направленности для.

Конспект организованной образовательной деятельности «Осеннее путешествие» в старшей группе Цель: обогащать знания детей по теме «Осеннее путешествие» Задачи: Образовательные: - расширять знания детей об осенней поре года; - активизировать.

Подробный конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в математическое королевство» муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 38 (МДОАУ д/с № 38 г. Свободного) Подробный конспект организованной.

Автор публикации:
Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в прошлое»
Опубликовано: 6 марта 2019 в 10:07
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в прошлое»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Ершова (УИ 669970) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД