Татьяна Ершова
Конспект организованной образовательной деятельности «Путешествие в прошлое»
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация к методической разработке.
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством возрождения утраченных ценностей, погружения в истоки национальной культуры. На сегодняшний день взрослые всё реже передают традиции своего народа подрастающему поколению, а родители крайне редко играют с детьми в игры своего детства, не знакомят их со стариной. В такой ситуации детский сад становится местом, где ребёнок узнаёт о культуре, традициях и обычаях своих предков, знакомится с народным творчеством, усваивает первые представления о своей этнической принадлежности.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности „Путешествие в прошлое“» размещена в разделах
Центральное место во всех региональных программах образования ребенка-дошкольника занимает фольклор. Наиболее значительными и доступными для усвоения детьми, способными вызвать их отклик, являются такие элементы национальной культуры, как сказки, песни, игры, танцы, мифы, народные промыслы, искусство, традиции, обряды и т. д. «Эффективность использования фольклора состоит не в применении отдельных его компонентов, а в создании целостной системы работы на основе главных идей народной педагоги – празднично-игровой культуры, труда и общения» (Г. Н. Волков).
Занятия на фольклорном материале для дошкольников несут радость и духовную красоту в жизнь ребенка, воспитывают в нем любовь к родной природе, уважение к культурному наследию народа. Изучая мифы и легенды, дети узнают о традициях и обычаях предков, несущих доброту и отзывчивость, а через подвижные игры -трудолюбие и выносливость чувашского народа.
При организации данной образовательной деятельности осуществляется принцип интеграции следующих образовательных областей : «Познавательное развитие», «Социально –коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Ожидаемые результаты: ребенок знает народного богатыря Улыпа, и посвященные ему фольклорные произведения, рассказывает о подвигах и трудовой деятельности Улыпа, может назвать чувашские подвижные игры, умеет играть и организовывать их.
Программное содержание:
Образовательные задачи :
- продолжать знакомить детей с историей, традициями чувашского народа;
-формировать обобщенные представления о родном крае, уважительное отношение к истории и культуре своего народа;
Развивающие задачи:
- способствовать расширению и углублению представлений о чувашском фольклоре, развитию воображения, обогащению словаря детей.
Воспитательные задачи:
- воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к культуре своего народа;
- воспитывать уважение и бережное отношение к национальным традициям физического воспитания своего народа;
- продолжать формировать чувство гордости и уважения к своей родине, краю.
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», («Социально –коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»).
Предварительная работа с детьми:
- Беседа о жизни и быте древних чувашей.
- Знакомство с чувашскими пословицами и поговорками, с книгами, рассказывающими о традициях и обычаях чувашского народа, национальных костюмах, секретах чувашской вышивки.
- Чтение былин «О славном богатыре Илье Муромце», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и змей», рассматривание картин о богатырях.
- Посещение интерактивного занятия «Бабушкин сундук» в Чувашском национальном музее.
- Чтение чувашских легенд «Как чувашские богатыри спасали солнце», «Мост Азамата», «Дети ветра».
Оборудование: ноутбук, экран, проектор.
Материалы: презентация про Улыпа-Богатыря, картотека загадок, репродукции картин известных художников, картотека чувашских национальных подвижных игр., картотека пословиц и поговорок.
Структура и методические приемы:
Вводная часть: общее время проведения- 5 минут; методы и приемы работы с детьми: беседы, вопросы воспитателя, рассматривание картин, восприятие книжных иллюстраций.
Основная часть: общее время проведения- 20 минут; методы и приемы работы с детьми: рассказ воспитателя, показ картины, просмотр слайдов, вопросы ко всей группе, загадывание загадок, физкультминутка, обсуждение пословицы, знакомство с новой подвижной игрой.
Заключительная часть: общее время проведения- 5 минут; методы и приемы работы с детьми: вопросы к детям, домашнее задание, сюрпризный момент.
Ход проведения занятия:
Обращать внимание детей на выставку, где представлены репродукции картин русских богатырей, чувашского богатыря Улыпа. Дети рассматривают картины.
Воспитатель: Ребята, мы уже прочитали с вами немало сказок и былин, смотрели мультфильмы о богатырях земли русской. Назовите мне их (показывает на картины).
Ответы детей: «Соловей - разбойник», «Финист-Ясный Сокол», «Никита Кожемяка», «Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей».
Воспитатель: У каждого народа есть свои герои. Своими богатырями славилась и чувашская земля. Одним из героев является Улып. (воспитатель показывает картину). Переводится как «вождь» и как «великан». Сегодня мы поговорим о могучем и справедливом богатыре чувашского народа, о добром великане Улыпе. Земля Улыпа — так называли чуваши свой древний край. Из рода в род, из поколения в поколение передавались среди чувашей сказания о добром великане Улыпе. По рассказам древних стариков, в те далекие времена, когда людей на нашей чувашской земле еще не было, а лишь шумели сплошные дремучие леса, — с южных Арамазейских гор спустился Улып-Великан. Его послал на нашу землю бог-громовержец Аслати, чтобы творить добро. Улып был огромного роста и обладал богатырской силой, он был добрым и трудолюбивым (показ слайда).
Воспитатель: Как вы представляете себя богатырей?
Ответы детей: Сильные, смелые, отважные, бесстрашные, решительные, героические, храбрые, мужественные.
Воспитатель: Сейчас я загадаю загадку, вы хорошо подумайте и ответьте:
Он изогнут дугой,
с тонкой нитью – тетивой.
Он охотник, воин, спортсмен
Для метанья создан стрел. (Лук.)
Ответы детей: Лук, стрельба из лука.
Воспитатель: По чувашским преданиям и сказкам Улып прекрасно владел луком и умел стрелять очень далеко. Лук ему нужен был для защиты от врагов, добычи пищи. (показ слайдов).
Угадайте еще одну загадку:
Не видать ее корней,
Вершина выше тополей,
Все вверх и вверх она идет,
Но не растет.
Ответы детей: Гора
Воспитатель: Правильно. Из земли, которую он вытряхивал из своих лаптей образовались большие холмы, горы, которые и по сей день зовутся Землей Улыпа. (показ слайда).
Улып был огромного роста и обладал богатырской силой. Ему ничего не стоило перешагнуть большую реку. Ходил он без всяких дорог, прямо через леса - могучие дубы и сосны перешагивал, словно мелкий кустарник. Высокие сосны были ему только по пояс. Спустившись с гор, Улып увидел в долинах многочисленные стада. Их пасли очень маленькие, по сравнению с ним люди. Они помогали чувашам корчевать лес, пахать землю, защищали от врагов. (показ слайда).
Воспитатель: Ребята, сейчас представим себе на минутку, что мы богатыри и сделаем богатырскую разминку.
Физкультминутка «Богатыри»
Дружно встали раз, два, три -
Мы теперь богатыри
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим
Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво.
И налево надо тоже посмотреть из-под ладошек
И на право, и еще через левое плечо.
Буквой «Л» расставим ноги,
Точно в танце руки в боки,
Наклонились влево, вправо – получается на славу!
Воспитатель: Улып начал помогать родителям с 3 лет. Однажды он увидел в поле карликов, взял в карман и принес матери показать и сказал: «Какие-то зверушки у меня под ногами». Родительница сказала сыну: «Что ты, это люди пашут, а это конь тащит соху, отпусти их. Они потом заменят нас». (показ слайда). Видите, как дедушка за сохой идет (дети рассматривают на экране иллюстрации с изображением пахаря с сохой) упирается, на соху налегает, чтобы она в земле своими острыми ножками вот такие следы оставляла, борозды. Поле большое, быстро его не вспашешь. И лошадка устанет соху тащить, и дедушке нелегко спину гнуть, на соху налегать. Недаром в русской пословице говорится: «Поле пахать – не руками махать». Ребята, подумайте и ответьте, зачем нужно пахать землю? Сейчас какую технику используют для обработки земли?
Ответы детей: Земля кормит людей, на ней растут растения, которые человек употребляет в пищу. В наше время землю обрабатывает трактор.
Воспитатель: В старину люди не только упорно работали на земле, но и умели отдыхать, веселиться. Они знали очень много интересных подвижных игр. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Дети ветра». (Воспитатель знакомит с новой игрой).
Игроки встают в круг. Один из игроков выбирается ведущим, остальные – дети ветра. Ведущий выходит в середину круга и подает различные сигналы. Игроки выполняют соответствующие им движения: «Северный ветер- игроки поворачиваются к ведущему спиной», «Южный ветер» - игроки поворачиваются к ведущему лицом, «Метелица» - игроки кружатся вокруг себя; «Слабый ветер» - игроки покачиваются на ногах вперед-назад; «Тихая погода» - игроки стоят не шевелясь.
Правила игры: Ведущий подает сигналы в любом порядке, может подать один и тот же сигнал несколько раз подряд. Победителем считается игрок, который меньше других ошибался в выполнении движений, соответствующих сигналу.
Воспитатель: Сегодня, ребята, мы с вами поговорили о богатырях и традициях чувашского народа. Традиций у чувашей очень много. Дома поговорите с родителями, с бабушками и дедушками, узнайте у них, какие ещё традиции они знают, помнят. Спросите у своих родителей, в какие игры они играли в детстве и какие атрибуты были к этим играм.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какой главный завет (правило) оставили нам богатыри?
Ответы детей: Защищать слабых, стариков и детей. Быть сильными, храбрыми, мужественными и любить свою Родину.
Ответы детей: Беречь нашу культуру, соблюдать обычаи и традиции, которые достались нам от наших предков.
Воспитатель: Правильно. Сейчас я подарю вам маленький талисман - листочек дуба, чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и сильными как богатыри! В культуре чувашей дуб символизирует мужество, стойкость, долговечность, мудрость и силу.
(Воспитатель дарит вырезанные кружочки с изображением листьев дуба, благодарит всех за хорошую работу).