Ольга Рогулина
Конспект НОД для детей 5 лет «Осень в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
по ознакомлению с миром природы
по теме: «Осень в лесу»
Подготовила: Рогулина О. П., воспитатель
г. Ейск, 2018 год
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
по ознакомлению с миром природы «Осень в лесу»
Возраст воспитанников: пятый год жизни
Публикация «Конспект НОД для детей 5 лет „Осень в лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
Цель: Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности к природному миру.
Программные задачи:
1. Закреплять знание детей о сезонных изменениях в природе.
2. Формировать представление о растениях леса: ягодах и грибах, расширять представление о пользе витаминов для человека и животных.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная, художественно-эстетическая.
Материалы и оборудование: панорама осеннего леса игрушки : ёжик, медведь, корзинка, муляжи грибов (мухомор, белый, ягоды, картинки; осень, ягоды, грибы, настоящие ягоды в лукошке.
Предшествующая работа: рассматривание иллюстраций с изображением ягод и грибов, игра с муляжами ягод и грибов, рисование и лепка ягод, грибов, игра «У медведя во бору», «Узнай на вкус».
Ход:
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Содержание Обратная связь на высказывание детей/примечание
Воспитатель: - Ребята, когда я к вам шла, на дороге заметила маленького зверька. Он мог попасть в беду. Я взяла его с собой. Угадайте, кого я вам в корзинке принесла?
Лежала между елками
Подушечка с иголками,
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
Воспитатель: - Угадали, кто это?
- Ребята, а где живёт ёжик?
Воспитатель: - Шёл-шел ёжик по красивому осеннему лесу, слушал птичек, смотрел на листочки и не заметил, как вышел из леса и попал совсем в другое место. Вдруг он понял, что он уже не в лесу, а как туда вернуться, забыл.
- Ребята что делать? Как помочь ёжику?
Воспитатель: - Верно ребята. Я тоже думаю, что лучше отнести ёжика в лес. Там его дом, его мама. Там ёжик вспомнит, где он живёт.
Ответы детей : - Ёжик.
Воспитатель: - Правильно, ёжик.
Ответы детей : - В лесу.
Воспитатель: - Согласна с вами.
(Воспитатель выслушивает ответы детей)
Ответы детей : - Оставить ёжика в детском саду, отнести ёжика в лес.
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности
Содержание Обратная связь на высказывание детей/примечание
Воспитатель: - Ребята, вы готовы помочь ёжику?
Воспитатель: - Предлагаю пойти в осенний лес, как ёжики. Вы не против?
Пальчиковая гимнастика.
Шли по лесу два ежа, - ударяют по коленям ладонями
Шли спокойно, не спеша. -поочередно
На спине иголки, - раскрывают кулачки, вытягивая
Длинные и колкие. - пальчики
Чуть шуршали листьями - круговые движения ладонями
И травкой зубки чистили. - по коленям.
Воспитатель: - Вот мы и пришли. Посмотрите, сколько пенёчков в лесу, давайте мы на них присядем и немного отдохнём.
(Дети садятся на стулья. Воспитатель показывает картинку леса).
Воспитатель: - Ёжик, как красиво в твоем лесу осенью! Под ногами шуршат листья. Деревья нарядились в пёстрые одёжки.
Ответы детей : - Готовы, давайте поможем ёжику.
Ответы детей : - Согласны, не против.
Воспитатель: - Тогда в путь!
3 этап: способствуем реализации детского замысла
Содержание Обратная связь на высказывание детей/примечание
Воспитатель: - Давайте посмотрим, какие деревья вы видите в лесу?
(Показывает на берёзу).
Воспитатель: - А как вы догадались, что это берёза?
Воспитатель: - Только у берёзы белый ствол и чёрные чёрточки на стволе, словно платочки в кармашках.
Белая берёза косы распустила,
Белая берёза ветки опустила.
Желтые листочки косы украшают,
И на землю тихо, тихо опадают.
Воспитатель: - Посмотрите внимательно и скажите, какого цвета осенью листья у березки?
Воспитатель: - Ребята, а кто знает, как называется это дерево?
(Показывает на рябину).
В том лесу, не в огороде,
Только осень на подходе,
Новый у нее наряд,
Бусы красные висят.
Воспитатель: - Как вы догадались, что это рябина?
Воспитатель: - Какого цвета осенью листья у рябинки?
- Как называется это дерево, отгадайте загадку: «Зимой летом одним цветом».
(Указывает на ёлку).
Воспитатель: - Осенью листья у березки желтые, а у рябины листочки желтые, красные и зеленые. Только елочка стоит зеленая. Вот и осенью елочка в зеленом наряде. Потому что в любое время года остается зеленой. Помните, мы рассматривали елочку зимой и летом. Она всегда в зеленом убранстве. Как много в лесу разных деревьев!
Воспитатель: - Давайте вспомним, какие листики осенью. (Дети встают возле стульчиков).
Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения руками)
Ветер листики считал:
Вот дубовый, (Загибают по одному пальчику на обеих руках)
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки (Спокойно поднимают и опускают одну руку, присаживаются на корточки)
Ветер бросил на тропинку.
(Присаживаются на стулья).
Воспитатель: - Ой, ребята, вы слышите, наш ёжик шуршит в корзинке? Ё жик вспомнил: его норка около этой доброй и вежливой ёлочки. Он рад, что нашел свою норку и хочет вам рассказать, как он осенью живёт в лесу.
Ё жик: - В лесу много животных. Каждый занят своим делом.
Вот моя соседка
С ветки прыгает на ветку,
По земле гуляет редко.
Домик сделала в дупле,
Чтоб зимою жить в тепле.
- Кто это?
- А чем питается белочка?
Ё жик: - Вон, видите, белочка, она готовит орешки на зиму, сушит грибочки. Дети, посмотрите, как много грибов на полянке. В наш лес за грибами приходят и люди.
Воспитатель: - Ребята, в лес можно ходить самим?
Воспитатель: - Совершенно верно! Я тоже так считаю. В лес можно ходить только со взрослыми: мамой, папой, дедушкой или бабушкой.
Ё жик: - В лесу много грибов, но не все грибы людям можно есть. Одни грибы называются съедобными, другие грибы – несъедобные.
Какие грибы можно есть?
Ё жик: - Съедобные грибы можно есть, несъедобные нельзя есть человеку. Взрослые знают, как правильно их собирать и какие грибы можно есть.
Воспитатель: - Посмотрите на этот гриб. Он очень красивый!
(Воспитатель показывает мухомор (муляж, читает стихотворение про мухомор)
В шапке красной —
Враг опасный.
Полюбуйся, погляди,
Да сторонкой обойди!
- Кто знает, как называется гриб? Можно такие грибы есть человеку?
Ё жик: Ребята, это мухомор, он не съедобный гриб, но и его нужно беречь. Многие животные с помощью этого гриба лечатся.
Ё жик: Дети, а вот еще гриб, он называется «белый». Это съедобный гриб.
Ежик: - Ребята, а как вы думаете, грибы можно вырывать?
Ё жик: - Грибы нельзя выдергивать из земли, как морковку. Найденный гриб нужно показать взрослым, а они его аккуратно срежут, чтобы не повредить корень. Иначе на этом месте не вырастут новые грибы.
Ё жик: - Если не будет грибов, животным нечем будет питаться.
Ё жик: - Еще в нашем лесу осенью
много ягод! Ягоды любят кушать многие мои друзья - птицы, зайчата,
медвежата и другие животные. Дети, а какие ягоды вы знаете?
Воспитатель: - Правильно ребята. Малина, смородина, ежевика, черника и другие.
Ягоды тоже бывают съедобные и несъедобные. Прежде чем сорвать и скушать ягоду в лесу, нужно спросить разрешения у взрослых.
Ежик: - Хорошо, спрошу у мамы-ежихи, какую ягоду мне можно кушать, наверное, мама меня уже потеряла, я побегу. До свидания, ребята.
Воспитатель: - А мы, ребята, должны быть аккуратными в лесу. Слышите, кто-то ревёт?
Зверь мохнатый любит мёд.
Если что - то не поймёт,
Может дико зареветь,
Потому что он….
Воспитатель: - Посмотрите, Мишка тоже к зиме готовится. Что любит кушать медведь?
Воспитатель: - А мы с вами знаем игру, которая так и называется «У медведя во бору грибы ягоды беру…» Давайте научим Мишку играть?
Подвижная игра: «У медведя во бору грибы, ягоды беру…» Дети находятся за обозначенной на полу линией- «в домике». Затем они
выходят «на поляну» и произносят:
У медведя во бору
грибы, ягоды беру
А медведь не спит
и на нас рычит.
После слова «рычит» дети убегают в дом, а медведь старается догнать их.
Игра повторяется 2-3раза.
Воспитатель: - Ребята, медведю очень понравилось с вами играть. Он хочет угостить вас вкусной лесной ягодой! А какой, вы сами должны узнать по вкусу и назовут.
Дидактическая игра «Узнай на вкус» (Каждый ребенок называет ягоду, которую он съел)
Воспитатель: Ребята, ягоды и грибы не только очень вкусные, но и
полезные, в них содержится много полезных веществ и витаминов.
(Дети благодарят медвежонка за вкусные ягоды и прощаются с ним.
Звучит музыка, ребята возвращаются из «леса» в групповую комнату).
Воспитатель: - А нам пора возвращаться в группу, становитесь парами.
По дорожке мы пойдём
В группу быстро попадём.
Ответы детей : - Береза.
Воспитатель: - Правильно, это береза.
Ответы детей : - Берёза белая, у неё маленькие листики, чёрные точки.
Воспитатель: - Правильно.
Ответы детей : - Листья у берёзы осенью жёлтые. Воспитатель: - Да они стали желтые с наступлением осени.
Ответы детей : - Рябина.
Воспитатель: - Верно, это рябина.
Ответы детей : - У неё есть ягоды.
Воспитатель: - На её ветках висят оранжево-красные ягоды рябины.
Ответы детей : - Листья красные, жёлтые, зелёные.
Воспитатель: - Правильно, у рябины листья разноцветные- желтые. красные и зеленые.
Ответы детей : - Елочка.
Воспитатель: - Конечно, это елочка.
Ответы детей : - Давайте.
Ответы детей : - Белка. Белочка ест грибы, ягоды, орехи.
Воспитатель: - Правильно ребята.
Ответы детей : - Нет, нельзя, только со взрослыми.
Воспитатель: - Может кто - то думает иначе? (Выслушивает ответы детей)
(Воспитатель выслушивает ответы детей, при затруднении объясняет)
(Воспитатель выслушивает ответы детей, при затруднении объясняет)
Ответы детей : - Мухомор есть нельзя.
Воспитатель: Маша, Катя. ты как считаешь?
Ответы детей : - Нельзя.
Воспитатель: - Правильно, грибы нельзя вырывать с корнем (грибницей).
Ответы детей : - Малина, клубника.
(Воспитатель обобщает ответы детей)
Ответы детей : - До свидания, ёжик.
Ответы детей : - Медведь.
Ответы детей : - Мёд, ягоды.
Воспитатель: - Правильно - рыбу, грибы и ягоды.
Ответы детей : - Давайте!
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии
Содержание Обратная связь на высказывание детей/примечание
Воспитатель: - Ребята, напомните мне, где мы сегодня с вами были?
Воспитатель: - Кому мы помогли туда вернуться?
Воспитатель: - Что вам больше всего понравилось и запомнилось в нашем путешествии в лес? Что интересного вы сегодня узнали?
Воспитатель: - Я очень рада, вы у меня добрые и отзывчивые дети. Я вами горжусь! Спасибо вам за помощь.
Ответы детей : - В осеннем лесу.
Ответы детей : - Ёжику, он заблудился.
(Воспитатель выслушивает ответы детей).