Елена Федорова
Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе «Путешествие на весеннюю полянку»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема открытого логопедического занятия :
«Путешествие на весеннюю полянку» ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ :
Коррекционно-образовательные: Закреплять знания детей по лексической теме “Весна”. Закрепление и практическое употребление предлогов В, НА. Усвоение категорий творительного падежа.
Коррекционно-развивающие: Развитие логического мышления. Упражнение в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Развивать лексико-грамматический строй речи: упражнять в словообразовании. Развивать высшие психические функции: внимание, мышление, память. Развивать мышцы артикуляционного аппарата и мышцы мелкой моторики. Обогащать словарь и активизировать речь детей
Публикация «Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе „Путешествие на весеннюю полянку“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-воспитательные: формирование навыков сотрудничества и взаимодействия, умение слушать своих товарищей, уважать свое и чужое мнение, учить детей смело высказывать свои мысли, поддержание радостного, бодрого настроения в течение занятия.
Ход занятия
Организационный момент
Логопед. Здравствуйте, дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие на весеннюю полянку.
Дети. Здравствуйте!
Логопед. А сейчас, становитесь в круг играть!
Минута релаксации (Звучит запись “Звуки весны”)
Логопед. Какой сегодня чудесный день! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и друг - другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза)
Музыка продолжает звучать
Логопед. Ребята, отгадайте загадку.
Светает рано по утрам.
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает.
Кто это время года знает!
Дети. (хором). Это весна!
Логопед. Правильно, это весна!
(На доске изображение весёлого лучистого солнышка, вокруг него картинки-приметы весны и несколько картинок других времён года)
Логопед. Весеннее яркое солнце радостно светит нам. А вокруг него приметы различных времён года. Оставьте вокруг солнышка и назовите только весенние приметы. (дети называют приметы весны, например: «Весной солнце светит ярко», «Весной появляются первые цветы», «Весной с юга прилетают птицы», Весной люди надевают лёгкую одежду» и т. д.)
Лексико-грамматическое упражнение:
1. Дидактическое упражнение «Хорошо-плохо» (Метод контрольных вопросов)
- Ребята, вы рады, что весна наступила?
- А что нравится весной? (Ярко светит солнце, тает снег, можно пускать кораблики, птички прилетают, звери просыпаются и т. д.)
- Что не нравится весной? (Грязно, кругом большие лужи; можно промочить ноги и заболеть; можно упасть в лужу, испачкаться, мама будет ругать и т. д.)
Я ещё раз назову их, а вы по взмаху моей руки повторяйте за мной последний звук или словечко:
Упражнение фонетической ритмики
Звонко капают капели: кап (логопед) … КАП (дети!
Птицы весело поют : чирик…ЧИРИК!
Тает снег: ах…АХ!
Бегут ручьи: блл…БЛЛ
Мать – и – мачехи цветок качает жё лтой головой: ффф…ФФФ!
Его гладит лучик солнца золотой: ааа…ААА!
Логопед. А теперь, взявшись за руки, отправимся на весеннюю полянку.
(Ковёр) На этой полянке разместилось много перелетных птиц, Каких птиц вы знаете? они наконец-то закончили свой длинный и тяжёлый перелёт.
Игра «Какой птички не стало?» (усвоение категорий род. падежа ед. ч.) (На полянке разложены картинки перелётных птиц, убирается по очереди 1 картинка и спрашивается: Какой птицы не стало?
Дети.
На дереве не стало ласточки.
На полянке не стало цапли.
На полянке не стало лебедя.
На дереве не стало скворца.
На дереве не стало кукушки.
На дереве не стало аиста.
На дереве не стало соловья.
На дереве не стало грача.
На полянке не стало журавля.
Логопед. Какое маленькое слово мы произносим, чтобы определить где была птица?
Дети. Маленькое слово НА. (на доске выставлены схемы некоторых предлогов)
Логопед. Покажите, каким символом мы обозначаем маленькое слово НА. (дети показывают) Этой карточкой-символом обозначаем слово НА. НА мы говорим, когда предмет находится где? (СВЕРХУ)
Логопед. Ребята! Давайте мы позовём птичек обратно, назовем их ласково и они обязательно прилетят к нам на полянку.
Соловей – соловушка;
Жаворонок – жаворонушек;
Скворец – скворушка;
Ласточка – ласточка;
Журавль – журавушка;
Лебедь – лебедушка;
Утка – уточка;
Кукушка – кукушечка;
Логопед. Молодцы, ребята! Всем, не только птичкам приятно когда их называют ласково. Вот и солнышко от таких слов стало пригревать сильнее, а солнечный зайчик предлагает нам с ним поиграть.
Самомассаж и артикуляционная гимнастика.
• Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки)
• И лицо теплом мы умываем (разогретыми ладонями проводить по лицу сверху вниз)
• Грабельками сгребаем все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам)
• Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз)
• Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки ушей)
• А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки)
• Щёчки разминаем (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями)
• А потом от носа мы к губам стекаем (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам)
• И губами вправо-влево двигать начинаем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу)
• Тянем подбородок и его щипаем ( разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам)
• А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами)
Спасибо солнечному зайчику. Как хорошо и тепло стало, чувствуется что пришла весна. Ребята, мы побеседовали о птичках, а что происходит весной с животными?
Дети. Весной медведи и ёжики просыпаются после зимней спячки, зайчик и белочка меняют шубку. (Зайчик на серую, а белочка на ярко-рыжую)
Игра «Кто, где зимовал?»
Логопед. Давайте с вами поиграем в игру «Кто, где зимовал?»
(выставляются картинки с изображением «домиков» животных. Дети отвечая полным предложением, говорят где зимовали животные)
Дети. Медведь спал В берлоге
Лиса жила В норке.
Белка жила В дупле.
Волк зимовал В логове.
Ёжи спал В норе
Логопед. Какое маленькое слово мы произносим чтобы определить где зимовали звери?
Дети. Маленькое слово В
Логопед. Молодцы, ребята, покажите каким символом мы обозначаем маленькое слово В. (дети показывают) Правильно, этой карточкой-символом обозначаем слово В. В мы говорим, когда предмет находится ВНУТРИ.
Физкультминутка «Весна пришла» (Координация речи с движениями с музыкальным сопровождением. П. Чайковский «Времена года. Апрель»).
- Ребята, давайте мы выйдем на весеннюю полянку и на весну полюбуемся.
Солнце, солнце, высоко (На цыпочках руки тянем вверх)
Нам от солнышка тепло. (Легкие поглаживания руками по лицу)
Тает снег от лучей, (Приседание)
Звонко побежал ручей. (Бег на месте)
Вы за ручейком бегите,
И друг другу улыбнитесь (Посмотреть друг на друга и улыбнуться)
Как стало хорошо, приятно, всюду пробуждение, такой свежий воздух.
Ой посмотрите, а что это наши звери взгрустнули? Я кажется знаю. Холодной зимой было много снега и им нечего было кушать (или у них было очень мало еды) и они голодные и истощавшие. Давайте мы покормим зверей.
Игра «Кто, что ест?»
Логопед. Медведя мы накормим Дети…. рыбой и малиной
Логопед. Волка мы накормим Дети.. рыбой и косточками
Логопед. Лису мы накормим Дети. … печеньем
Логопед. Зайца мы накормим Дети….капустой и морковкой
Логопед. Ежа мы накормим Дети. …яблоками и грибами
Логопед. Белку мы накормим Дети.. орешками и грибочками.
Молодцы, позаботились обо всех.
Составление предложений по картинкам с предлогами В, НА
Давайте посмотрим на эти картинки и составим по ним предложения, и назовём какое маленькое слово мы произнесли.
Дети. Соловей сидит В гнезде.
Кукушка села «НА» ветку.
Лебедь плавает «В» озере.
Ласточка летает «В» небе.
Журавль стоит «НА» одной ноге.
Белочка живёт «В» дупле.
Лисичка спит «В» норке.
Птичка сидит «В» гнезде.
«НА» поляне расцвели подснежники.
«НА» дереве распустились почки.
Логопед. Какие маленькие слова мы использовали, чтобы составить предложения?
Логопед. Какие маленькие слова мы использовали, чтобы составить предложения?
Дети. «В», «НА»
Минута релаксации (Звучит запись “Звуки весны”)
Вот и солнышко нежно улыбается и животным, и птицам, и растениям и нам от его тепла становится радостно, исчезает плохое настроение и хочется творить добро.
Солнце нежно улыбнулось,
Мать-земля уже проснулась,
Всюду жизнь и чудеса!
Внешний вид богат, роскошен
На лужайки бархат брошен,
В зелень рядятся леса….
С юга птицы прилетели,
Трелью весело запели.
Звери встали ото сна
Это к нам пришла весна.
Итог занятия.
Вот и закончилось наше путешествие. И на память о нашем занятии я хочу подарить вам вот такие картинки с изображением весны. Вы их дома или в группе самостоятельно раскрасите.