НАТАЛЬЯ МАРИНЧЕНКО
Конспект открытой ООД «Экскурсия в институт здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого ООД на тему
"Экскурсия в институт здоровья"
(Средняя группа)
Цель: Создание социальной ситуации развития для формирования познавательной инициативы детей в процессе опытно-исследовательской деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект открытой ООД „Экскурсия в институт здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- создать условия для расширения представления детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание).
- создать условия для систематизации у детей представлений о значении органов чувств, при восприятии человеком окружающего мира.
Развивающие:
- создать условия для развития познавательной инициативы детей в процессе опытно- исследовательской деятельности.
- развивать тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые ощущения.
Воспитательные:
- создать условия для формирования позитивных, доброжелательных отношений между детьми;
- формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни.
- воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие (ФЦКМ)
Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативное развитие, речевое развитие.
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно- исследовательская, двигательная, игровая.
Предварительная работа: Чтение и рассматривание книг «Азбука здоровья», «Уроки Айболита», «Уроки Мойдодыра». Дидактические игры: «Угадай, кто тебя позвал», «Определи на вкус», «Пальчики- узнавальчики», «Таинственный флакон».
Оборудование: муляж и таблица с изображением мозга, карточки с изображением органов чувств, проектор, ноутбук, экран. Чеснок, апельсин, лук, шоколад, банан, яблоко, тарелочки, салфетки.
Методы и приемы:
Наглядные: показ презентации, демонстрация модели мозга, таблиц;
Словесные: загадки, беседа, вопрос к детям, повторение, уточнение, напоминание, поощрение, указания;
Игровые: сюрпризный момент: приход Фиксика, экскурсия в институт здоровья к доктору Медунице, дидактические игры: «Чудесная коробочка», «Угадай кто тебя позвал», пальчиковые игры;
Практические: эксперимент «зачем человеку глаза?», «определи на вкус».
Педагогические технологии: личностно-ориентированная, исследовательские, игровые, ИКТ.
Здоровьесберегающие технологи : смена деятельности, физминутка, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.
Ход ООД
Дети входят в группу, встают в круг. Ритуал начала занятия.
В. – Ребята посмотрите к нам в гости пришел фиксик.
Ф. – Здравствуйте ребята. Я пришел к вам за помощью, мы собрались снимать новую серию мультфильма про органы чувств, а как правильно про них рассказать и показать мы не знаем. Вы можете нам в этом помочь?
В. - Ребята, я знаю кто нам поможет. Нам надо отправиться в «Институт здоровья» где работает доктор Медуница. Она нам поможет.
Вокруг себя обернись в «Институте здоровья очутись»
(Детей встречает доктор Медуница)
М. – Добрый день. Ребята, меня зовут доктор Медуница. Я рада видеть вас в моем «Институте здоровья».
В. и дети – Здравствуйте доктор Медуница. Мы пришли к Вам за помощью. Фиксики собрались снимать новую серию мультфильма про органы чувств, а как правильно про них рассказать не знают.
М. – Конечно же я вам помогу, и для этого я приглашаю вас и других моих гостей на экскурсию в «Институт здоровья».
Пожалуйста, проходите, присаживайтесь на стульчики.
Ребята, как вы думаете, почему у моего института такое название? (Ответы детей).
Вы правы, я изучаю здоровье человека. А здоровье зависит от того, как работают различные органы нашего организма.
- Вы же хотите узнать о них? (Да).
Хорошо, я с удовольствием вам о них расскажу, но сначала ответьте мне на вопрос.
«Кто такой командир?» (Ответы детей)
-А знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой "командир"?
(М. - показывает детям цветную таблицу с изображением мозга.)
- Кто из вас знает, как его зовут? (Мозг)
-Это головной мозг - самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. (М. - предлагает детям показать на себе месторасположение мозга.).
- Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке. Человеческий мозг сложно устроен, но самая главная его часть - это кора мозга.
- Посмотрите какой сложный узор у извилин головного мозга. У каждого человека извилины различные. (Показ модели мозга)
- А знаете, дети, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою?
-У нашего "командира" - мозга есть память. Он может запоминать на долгие - долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать.
А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить (Глаза, уши, нос, пальцы.)
- Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки.
Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.
Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать её.
Загадка
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
- Молодцы!
-Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека.
М - Ребята, я предлагаю вам выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза?
Мы с вами поиграем.
-Дети встают беспорядочно в группе. Одному ребенку завязывают шарфом глаза и предлагают пройти от двери до окна, стараясь обходить товарищей.
- Так зачем же человеку глаза? (Чтобы видеть)
- Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения? Дети перечисляют правила:
• Нельзя тереть глаза грязными руками.
• Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.
• Нельзя близко и долго смотреть телевизор.
• Нельзя долго играть в компьютерные игры
• Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.
М - Молодцы, правила вы хорошо знаете. А сейчас я научу вас делать для глаз специальную гимнастику. (Проводится комплекс зрительной гимнастики)
Гимнастика для глаз "Белка"
Белка дятла поджидала,- (Резко перемещать взгляд вправо - влево)
Гостя вкусно угощала:
- Ну-ка, дятел, посмотри -(Перемещать взгляд вверх - вниз)
Вот орехи: раз, два, три! -
Пообедал дятел с белкой-(Помигать глазами)
И пошел играть в горелки. -(Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)
А сейчас слушайте внимательно 2-ю загадку:
Загадка Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,
А для этого нужны нашей Маше: (ушки)
- Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.
М - А мы знаем правила по охране слуха.
М - А сейчас я хочу проверить хороший ли у вас слух.
Проводится игра: "Узнай по голосу"
Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:
Милана (Даша, Кирилл и т. д. ,
Ты стоишь в кругу,
Мы зовем тебя: "Ау!".
Глаза закрывай
Кто позвал тебя, узнай!
Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.
Загадка
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит. (Нос)
- А для чего человеку нос? (Чтобы дышать, нюхать.)
- Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко - легко подышим.
- Ребята, под этими салфетками кое - что спрятано. Давайте попробуем угадать по запаху, что там находится. А наши помощники-носики нам в этом помогут.
Игра "Узнай по запаху"
Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон:)
М - Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.)
М - А определить продукты на вкус нам помогает? Правильно язычок Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными).
Ребята, а вы знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки.
М - Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения.
Выполняется артикуляционная гимнастика:
"Улыбка" Губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы и произнести длительно звук И.
"Бублик" Округлить губы, удерживать под счет до десяти.
"Покусывание кончика языка"
"Часы" Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево - вправо.
"Лошадка" Поцокать языком.
"Подуть на кончик языка"
М. - Молодцы. А сейчас давайте проверим, стали ли наши язычки чувствительней?
Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: яблоко, банан, морковь, капусту.
Физ. Минутка:
Я прошу подняться вас – это «раз»,
Повернулась голова - это «два»,
Руки вбок, вперед смотри это «три».
На «четыре» – поскакать.
Две руки к плечам прижать - это «пять».
Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».
Загадка.
Твои помощники, взгляни,
Десяток дружных братцев.
Как славно жить, когда они
Работы не боятся. (Пальцы)
Пальчиковая гимнастика «Ягодки»
Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.
С ветки ягодки снимаю
Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.
И в лукошко собираю.
Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.
Будет полное лукошко.
Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть.
Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.
Легким будет к дому путь!
Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.
М. - Мы очень хорошо потренировали свои пальчики.
Ребята, посмотрите какая у меня есть чудесная коробочка, а вам хотелось бы узнать, что в ней лежит? (Да)
– Какие помощники нам в этом помогут? (Пальчики)
Воспитатель вызывает детей по одному, и просит определить, какие геометрические фигуры там находятся.
М. - Наша экскурсия по «Институту здоровья» подходит к концу. Закройте, пожалуйста, глазки. Представьте, что перед глазами возникает большой цветной экран, как экран телевизора. А по телевизору показывают фильм о нашей экскурсии в «Институт здоровья» от начала до конца. Откройте глаза. Скажите, что вам удалось увидеть на экране вашего волшебного телевизора. (Нашу экскурсию)
М. - А я видела, как мы говорили о важности наших органов чувств, о том, как они нам помогают. Что "командир" нашего тела называется….(дети продолжают). Мы узнали, что у нашего мозга есть память. А помогают ему запоминать наши (органы чувств).
М. – Ребята, давайте спросим у Фиксика помогли мы ему? - Уважаемый Фиксик, скажите, мы достаточна Вам дали информации для того чтобы снять новую серию?
Ф. – Да, спасибо Вам большое за помощь.
М. - Ребята, а вам пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем в круг, протянем руки вперед и соединим их в центре круга. Представим, что наши руки это лучики солнца, и давайте с помощью этих лучиков мы друг другу передадим тепло наших сердец.
Используемая литература:
Воронкевич О. А. – «Добро пожаловать в экологию», М: «Детство-Пресс», 2007г.
Картушина М. Ю. – «Логоритмические занятия в детском саду», М: «Сфера»,2004г.
Козлова С. А. - Тематический словарь в картинках: «Я и мое тело: Органы чувств человека «, М: «Школьная Пресса», 2005г.
В. В. Цвынтарный. «Играем пальчиками и развиваем речь», М: «Карапуз», 1998г.
Щетинин М. Н. «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей»
М: «Айрис-Пресс», 2008 г.