Папки-передвижки

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Синонимы»

Татьяна Абдулаева
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Синонимы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1 г. Каспийска

КОНСПЕКТ

открытого урока по русскому языку

в 3 классе

тема: «Синонимы»

Провела:

учитель начальных классов

Абдулаева Т. Ш.

Каспийск

Тип урока : закрепление знаний.

Тема урока : «СИНОНИМЫ».

Цели:

Публикация «Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе „Синонимы“» размещена в разделах

Закрепить понятие о синонимах, показать значение синонимов в речи, учить подбирать синонимы к словам, расширять кругозор учащихся;

Развивать речь, обогащать словарный запас, повышать уровень языкового развития. Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного материала, точному употреблению слов речи.

УУД:

Личностные:

- внутренняя позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;

- соотносить результат действия с поставленной целью;

- способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

2. Познавательные:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте

- обобщать;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

3. Коммуникативные:

- выражать в речи свои мысли и действия;

- задавать вопросы.

4. Регулятивные:

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;

- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

Оборудование: ноутбук, проектор, доска.

Ход урока

1. Орг. Момент

Итак, друзья, внимание!

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее.

Начнём скорей урок! (Слайд 2)

Психологический настрой: Ребята, повернитесь друг к другу лицом, посмотрите в глаза соседу по парте, улыбнитесь, передайте глазами, что вы желаете друг другу хорошего настроения и удачной работы, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном.

Запишите в своих тетрадях число, классная работа. (Слайд 3)

а о у э и ы е ё я ю (Слайд 3)

- Для чего проводим минутку чистописания? Правописание каких букв закрепляем на первой строчке? Что общего у этих букв?

-Запишите гласные в тетрадь.

Ходить, шагать, плестись (Слайд 3)

-Прочитайте слова второй строчки. Что общего у этих слов? (Это глаголы. Слова отвечают на один и тот же вопрос, обозначают действие предмета. Синонимы)

3. Назовите тему нашего урока.

- Какие слова называются синонимами (Слайд 4) Откроем учебник на стр. 64 и прочитаем памятку от Летучей мыши.

- Прочитайте внимательно оставшиеся слова, и мы узнаем, что предстоит сделать на этом уроке? (Слушать слова, слышать и сравнивать) (Слайд 5)

- Прежде чем приступить к закреплению знаний о синонимах, мы вспомним как пишутся некоторые словарные слова. Спишите. Вставляя пропущенные буквы. (Слайд 6)

- Выполните взаимопроверку в парах (Слайд 7).

Теперь приступим к закреплению знаний о синонимах.

Задание первое: нахождение синонимов в стихотворениях (работа в группах).

(Слайд 8).

Где мы? Отгадайте.

Не море, не земля,

Пароходы не плавают

И ходить нельзя. (Болото).

На пути топкое болото. Сидит водяной. На болоте плавают одинокие кувшинки, а на них припрятаны задания, ваша задача найти синонимы в стихах, записать в тетрадь и определить, какой частью речи они являются. (стихотворения записаны на кочках

1-я группа.

Бураны, вьюги и метели,

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они! –

Так проворчал мороз угрюмый

И речку в лед сковал без шума.

2-я группа

Зябнет осинка

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

3-я группа

Вьюга снежная, пурга

Напряди нам пряжи,

Взбей пушистые снега

Словно пух лебяжий.

(Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ).

Почему вы решили, что это синонимы? (это близкие по значению слова. которые по – разному называют одно и то же, являются одной и той же частью речи).

Какой частью речи являются синонимы в 1-й группе? Во второй? В третьей? (существительные, глаголы, прилагательные).

Итог: Итак, какими частями речи могут быть синонимы?

(существительными, прилагательными, глаголами).

Молодцы, приступим к следующему заданию

Формирование навыков подбирать синонимы.

Отгадайте загадку.

На горе шумит,

Под горой молчит. (Лес). (Слайд 9).

Мы в дремучем лесу. Его охраняет старичок – лесовичок. Он пропустит нас через лес если мы найдём синонимы в первом и втором столбиках и соединим их стрелкой. А полученные пары слов запишем в тетрадь.

1 группа выписывает существительные

2 группа выписывает прилагательные

3 группа выписывает глаголы

На доске: огонь скакать

шалун аккуратный

чистый скакун

конница азбука

прыгать пламя

конь кавалерия

алфавит озорник

Итак, делаем вывод: (Слайд 10).

ФИЗМИНУТКА

Отдохнули, А теперь у нас на пути….

Закрепление умения подбирать синонимы из 4 букв.

Замок злого людоеда (Слайд 11,12).

Он сейчас спит, но если проснётся, то всех нас съест. Нужно быстро закрыть окна шторками – синонимами из 4 букв. Подберите такие слова, и, занавесьте окна, и тогда мы сможем пройти мимо замка.

Запишите слова в столбик в той последовательности, в которой они появляются в замке.

1. приятель – друг - одной частью речи

2. солдат – воин, - по разному звучат

3. шагать – идти - одинаковые по смыслу

4. доктор – врач

5. противник – враг

6. красный – алый

Полученные пары синонимов запишем в тетрадь.

Мы благополучно миновали замок людоеда.

Наше путешествие продолжается. На стене в одном классе я увидела листочки с написанными словами, меня попросили написать к ним слова, я не справлюсь одна и хочу чтобы вы стали моими помощниками. (Слайд 13).

Работа в парах, распределите работу. Один выписывает слова и подбирает синонимы в первом ряду. А второй работает со словами второго ряда.

( Картинки со словами: резинка, стол, дерево, карандаш, собака, месяц).

Луна – месяц, собака – пёс, резинка – ластик, стол, дерево, карандаш.

Если вы не смогли подобрать синоним к слову резинка, то послушайте сообщение, и вы обязательно догадаетесь (рассказывает ученик)

(У резинки, обычной школьной резинки есть ещё одно название : ластик.

Почему резинка – понятно : делается из резины. А из чего делается резина? Из каучука. Ну, а каучук по – латыни называется «гумми эластикум». Отсюда – ластик, что значит упругий, хорошо растягивающийся.)

Итог:

Ко всем ли словам можно подобрать синонимы? Ответы и обобщения детей).

Работа по восстановлению авторского текста. (Слайд 14).

Мы с вами проделали огромную работу, а сейчас мы прочитаем текст и скажем. Что вам здесь не нравится, и кажется не очень красивым.

С самого утра во дворе слышны веселые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.

(Повторяется слово «ребята».)

- Попробуйте исправить текст.

С самого утра во дворе слышны веселые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки.

Подведение итогов урока. (Слайд 15-16-17).

- Что такое синонимы?

Слайд

Какими частями речи могут быть синонимы?

Слайд

Ко всем ли словам можно подобрать синонимы?

Слайд

У вас на партах лежат подсказки к моим следующим вопросам:

- Для чего в русском языке изучают синонимы, какую роль в речи они играют? Выберите правильный ответ.

Чтобы дети много знали.

Чтобы было не скучно.

Чтобы наша речь стала выразительнее и ярче.

-Когда вы придёте домой, родители заглянут в ваши тетради и спросят, что нового вы узнали на уроке? А вы ответите.

Узнали, что сегодня среда.

Узнали, что надо много писать на уроке, чтобы быть умным

Узнали, что такое синонимы.

-А что же такое синонимы, спросят родители?

Это слова близкие по значению и одинаковые по звучанию.

Это слова близкие по значению и имеющие общую часть – корень

Это слова близкие по значению и отвечающие на один и тот же вопрос.

Оценивание (Слайд 21)

У вас на партах лежат сердечки, возьмите эти сердечки, напишите свое имя и поставьте себе оценку, которую вы заслужили. А я проверю ваши тетради и выставлю оценки в журнал, но некоторых учеников я хочу отметить уже сейчас это….

Домашнее задание. (Слайд 22)

1. Написать по 5 пар синонимов.

2. С одной парой составить предложение.

Прикреплённые файлы:

sinonimy_icsm6.pptx | 2722,93 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Не с глаголом» по программе «Перспектива» Тема: «Не с глаголом» Цели: формировать умение письма частицы не с глаголом. Предметные результаты: познакомить учащихся с правописанием.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе по УМК «Школа России». Обучающее изложение Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: обучающее изложение. Умк: «школа россии» Рыбакова Алёна Андреевна Тема урока:.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: упражнение в правописании слов с разделительным мягким знаком. Умк: «школа.

Технологическая карта урока по русскому языку во 2 классе «Образование и правописание сложных слов» Технологическая карта урока русского языка_2 класс УМК «Перспективная начальная школа» Автор: Жук Оксана Львовна Тема: Образование и правописание.

Автор публикации:
Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Синонимы»
Опубликовано: 2 июня 2021 в 19:53
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД