Получи документы

Конспект открытого занятия «Путешествие в прошлое Муйской долины» в подготовительной группе

ЕкатеринаМалыгина
Конспект открытого занятия «Путешествие в прошлое Муйской долины» в подготовительной группе

Конспект открытого занятия в подготовительной группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Берёзка», п. Таксимо, Муйского района, Республики Бурятия

Конспект открытого занятия

Тема: “Путешествие в прошлое Муйской долины”

Публикация «Конспект открытого занятия „Путешествие в прошлое Муйской долины“ в подготовительной группе» размещена в разделах

в подготовительной группе.

Подготовила : воспитатель Малыгина Е. Э

Цель: познакомить детей с прошлым Муйской долины.

Задачи:

- познакомить детей с национальностью эвенки.

- закрепить знания детей о культуре бурят и русских.

- формировать представление о строительстве Байкало-Амурской Магистрали.

2. Развивающие задачи.

- развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений народе разных национальностей

- Расширять кругозор и словарный запас детей.

-Расширять творческое воображение, мышление, в процессе продуктивной деятельности.

- Развивать умение анализировать свою деятельность.

- Формировать умение устанавливать партнёрское взаимоотношения со сверстниками в процессе образовательной деятельности;

3. Воспитательные задачи.

- Воспитывать уважение, интерес к обычаям и традициям разных национальностей

- Воспитывать интерес к истории малой родины, чувство гордости и уважения к своему народу.

Методы и приемы: наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.

НОД:

Воспитатель: ребята, у нас остался один вопрос, на который мы не смогли ответить. Помните какой?

Дети: что было на этом месте 1000 лет назад?

Воспитатель: правильно. Как же нам найти ответ?

Раздается стук в дверь.

Воспитатель отправляет посмотреть кого-нибудь из детей посмотреть кто стучится. Ребенок приносит конверт.

Воспитатель: дети, нам пришло письмо. Давайте откроем его.

(рассматривают содержимое)

Воспитатель: кажется, я знаю, что это такое, эта карта нашего муйского района. Посмотрите, что-то с этой картой не так, тут какие-то белые пятна и цифры 1000 лет. 100, 45 лет. Ребята, как вы думаете, что это такое? (ответы детей). Здесь еще есть письмо. (читает)

Тем, кто найдет эту карту нужно ее исправить и найти не достающие фрагменты. А для этого вам надо будет отправится в прошлое. Где искать детали вам укажут подсказки.

Воспитатель: Аня, посмотри, есть в конверте еще что-нибудь?

(Аня достает стрелки)

А вот и подсказки. Ну что ребята, закроем белые пятна на карте?

Дети: да!

Воспитатель: а как мы это сделаем?

Дети: мы отправимся в прошлое на 1000, 100 и 45 лет назад.

Воспитатель: а если мы отправимся в прошлое на 1000 лет назад, мы сможем ответить на наш вопрос.

Как вы думаете на чем мы можем попасть в

прошлое? (дети предлагают свои варианты, спорят, обсуждают. В результате обсуждения решили лететь на машине времени)

Замечательно! Что для этого нужно?

Дети: построить ее.

Воспитатель: приступаем к строительству.

(Дети строят машину из стульчиков)

Воспитатель: ну вот, наша машина готова. Нам предстоит долгое путешествие, и мы должны тщательно к нему подготовиться. Нужно подумать, кто понадобиться нам во время путешествия. – Людей каких профессий нам необходимо взять с собой

(дети обсуждают, предлагают свои варианты)

Врач- он следит за здоровьем экипажа, повар – кормит экипаж, штурман, который управляет машиной времени,

Воспитатель дополняет: еще нам помогут спасатели, они первые выходят на незнакомую местность и убеждаются, что там безопасно. Давайте распределим роли. Кто кем будет?

(дети выбирают себе профессии)

Остальные будут туристами. Разбирайте экипировку, кому что нужно.

(Врач берет чемоданчик с лекарствами, халат, шапочку; повар колпак сумку с провизией, спасатели жилеты, штурман наушники, туристам – кепки, фотоаппараты и т. д)

Воспитатель: и так, к взлету готовы! Объявляю посадку (дети рассаживаются по местам, штурман впереди). Дети, мы не выбрали командира, который будет руководить полетом.

( обсуждение детей: роли у всех есть, остался один воспитатель. Дети решают назначить его командиром корабля)

Воспитатель: теперь все в порядке. Экипажу занять места.

Руководитель полё та: приготовиться к старту! Проверить кислород, радиосвязь, пристегнуть ремни! Внимание! Мы отправляемся на тысячу лет назад. Штурман установить время!

Штурман: есть установить время (поворачивает циферблат на отметку 1000)

Руководитель полета: начать отсчет.

Штурман– Есть начать отсчет. 5-4-3-2-1 пуск! (Запись пуска ракеты).

Руководитель полё та: у нас первая остановка во времени. Спасателям приготовиться к выходу из машины. Экипаж остаётся на своих местах.

(Спасатели выходят, оглядываются. Говорят, что все в порядке)

Руководитель полета: экипаж, покинуть корабль.

Первая остановка «Стойбище эвенков». Нас встречает девочка.

Здравствуйте, ребята!

Дети: здравствуйте!

Меня зовут Ания. Добро пожаловать на просторы Муйской долины! Здесь живет мой древний народ -эвенки. Мы эвенки кочуем по Муйской тайге. А вы знаете, что означает слово «кочевать»?

Дети: переходить, переезжать с одного места на другое.

Ания: вот жилище эвенков – чум.

1слайд.

Воспитатель: Бортовой компьютер подсказывает, что эвенкам было необходимо такое жилище, которое можно быстро установить, и в котором было бы тепло. Он сделан из жердей, и обтянут оленьими шкурами и берестой. Наверху чума оставляли отверстие для дыма и света. Посреди чума раскладывали очаг. Верно, Ания? 2 слайд

Ания: да, все верно.

Воспитатель: Ания, у тебя очень нарядная и удобная одежда. Можно мы ее рассмотрим.

Ания: у нас на севере очень холодно, и нужна теплая обувь- унты, которые украшают красивым орнаментом, расшивают бисером, 3слайд

теплые меховые шапки 4 слайд

и шубы, сшитые из оленьих шкур. 5 слайд

По-эвенкийски такие шубы называются тэти.

Дети: Тэ-ти.

Воспитатель: что такое тэти?

Дети: Шуба.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, чем занимались эвенки на Муйской земле 1000 лет назад?

Дети: (варианты ответов, рыбной ловлей, 6 слайд сбором ягод, 7 слайд охотой 8 слайд оленеводством 9 слайд).

Воспитатель: Ания, расскажи нам, правильно ли дети назвали промыслы эвенков?

Ания: да, дети правы.

Воспитатель: а еще я знаю, что в жизни эвенков много значат олени. А почему, расскажи Ания.

Ания: на них ездят на охоту, в гости, из шкуры изготавливают одежду, чум.

10 слайд

А еще питаются ими. Оленье мясо заготавливают впрок, вялят и сушат, оленье молоко очень полезное и питательное. 11 слайд

Воспитатель: Эвенки всегда с почтением относились к животным и растениям. А еще эвенки верят в духов. Человека, который может с ними общаться называют шаманом. Правильно?

Слайд 12

Ания: да. Вот такую одежду надевали шаманы, совершая древние обряды в надежде на благополучие, здоровье, удачу и долголетие. Чтобы уберечься от злых духов, мы изготавливаем из натурального меха и кожи обереги.

Слайд 13

Я хочу сделать подарок своей сестре, но не успеваю.

Воспитатель: А мы можем тебе помочь.

Ания: вот спасибо! Присоединяйтесь, девочки.

Воспитатель: пока девочки занимаются рукоделием, мальчики наловят рыбы в водах реки Муя.

Девочки помогают Ании, (изготавливают амулет, мальчики ловят рыбу.

Ания благодарит девочек и спрашивает у мальчиков какую рыбу они поймали, сколько рыб всего поймали, кто поймал больше всех?

Дети благодарят Анию и прощаются с ней. На прощание Ания дарит оберег с изображением чума.

Руководитель полё та: экипажу занять места. Продолжить полет.

Штурман: есть продолжить полёт!

Руководитель полё та: какая наша следующая остановка, ребята?

Дети: 100 лет.

Руководитель полета: штурман установить время.

Штурман: есть установит время.

Руководитель полета: экипаж приготовиться к взлету. (запись взлета)

Повар, накормите экипаж! (Повар раздаёт экипажу тубы с едой).

Руководитель полё та: приготовиться к остановке во времени!

Штурман: есть, остановка во времени!

Руководитель полё та: мы вернемся в прошлое на 100 лет назад и посмотрим, как изменилась муйская долина с тех пор, как на ней поселились эвенки

Спасатели выходят первыми, за ними приготовиться к высадке экипажу!

Спасатели выходят из корабля, осматривают местность, докладывают командиру о том, что опасности нет, экипаж может выходить.

Остановка вторая. «Русские и буряты»

Воспитатель: В лесах Муйской долины, и через 1000 лет обитает много зверей и птиц: посмотрите и назовите их.

(дети по очереди называют животных и птиц)

Слайд

А берега реки Муи населяют разные народы: русские, буряты, эвенки. Первые поселенцы были золотоискателями, потом осели в селах охотники, сенозаготовщики, геологи, лесозаготовители.

Выходит мальчик, здоровается.

Здравствуйте меня зовут Арсалан

Арсалан: Мы пришли в эти северные земли с южных районов Бурятии, разводим скот и добываем золото. Наш народ имеет свои обычаи и традиции. Посмотрите на мой традиционный национальный костюм (кружится). Что на мне надето?

Ответы детей. Длинный халат дэгэл, украшенный узорами, остроконечная шапка – малгай, сапоги из тонкой кожи - гутулы

Воспитатель: А вы знаете, в какой последовательности одеваются буряты в национальную одежду?

Арсалан: сначала они одевают гутулы (сапоги, затем (дэгэл, причем застегиваются с нижней пуговицы.

Слайд

Завязывают пояс, ребята скажите, а для чего нужен пояс?

Ответы детей

Арсалан: чтобы было тепло; на дэгэлах не было карманов, и буряты носили все необходимое за поясом. А уже в последнюю очередь одевают – малгай (шапку).

Арсалан: а давайте с вами поиграем. Игра называется «Четвертый лишний»

Я вам буду показывать четыре карточки, одна из них лишняя. Вы должны отгадать какая.

Какой вид спорта не является традиционным для бурят?

1. Стрельба из лука, борьба, конный спорт, плаванье.

Дети: Лишнее плаванье. Так как любимые виды спорта бурят: стрельба из лука, борьба, конный спорт.

2. Дэгэл, малгай, гутулы, сарафан.

Дети: сарафан — это русская одежда

3. Роллы, саламат, позы (бузы, мясо.

Дети: Роллы лишни, потому что это не национальная бурятская пища.

Арсалан: все правильно, молодцы!

Заходит русская девочка.

Здравствуйте, меня зовут Варвара.

Дети здороваются: здравствуй, Варвара.

Варя: А русские тоже пришли на эти земли в поисках золота, и принесли свою культуру, обычаи и традиции. Мы построили здесь избы из бревен, церковь, школу, выращиваем зерно и овощи, обрабатываем древесину, добываем золото.

Воспитатель: дети, а как вы думаете, для чего нужно было золото, зачем его добывают?

Ответы детей.

Воспитатель: Первым металлом, открытым человеком, было золото. Оно привлекало его своей необыкновенной красотой и своими свойствами.

1слайд

Чистое золото — очень мягкий металл. Из него легко делать украшения.

2 слайд

А еще золотые слитки служили деньгами. За золото можно было купить все.

3 слайд

В наше время деньги совсем другие, но золото осталось самым дорогим металлом. Из него также делают красивые украшения.

А еще используют в медицине, 4 слайд

косметологии, 5 слайд в электронных приборах 6 слайд и в других производствах, 7-8 слайд, а также хранят в банках вот такие золотые слитки. 9 слайд

Варя: а чтобы разобраться во всем этом, предлагаю поиграть. Игра называется

«Игра что из чего?»

Варя: нам нужно выбрать, какие предметы сделаны из дерева и меха, а какие из золота.

Варя: молодцы, ребята отлично справились.

Арсалан: Мы живем рядом, и никогда не ссоримся! Уважаем традиции и праздники друг друга.

Варя: На Масленицу мы угощаем соседей блинами,

Арсалан: А мы на Сагаалган угощаем позами.

Варя: мы хотим вам подарить на память золотые монетки. На ней нарисован мой дом изба

Арсалан: а на этой монете мой дом- юрта

Воспитатель: спасибо вам за интересный рассказ. Прощайте.

(дети прощаются)

Воспитатель: нам пора лететь дальше. (Все рассаживаются по местам)

Руководитель полета: штурман, продолжаем полет.

Штурман: есть продолжить полет.

Руководитель полета: дети, у нас осталась еще одна дата. Какая?

Дети отвечают.

Руководитель полета: штурман, становить дату.

Штурман: есть установить дату.

(выставляет циферблат на отметку 45). Отсчет времени 5-4-3-2-1.

(гул турбины)

Руководитель полета: доктор, самое время раздать экипажу витамины для укрепления здоровья.

(доктор раздает витамины)

Руководитель полета: приближаемся к конечной цели нашего полёта!

Третья остановка «Северо-Муйский тоннель».

Руководитель полета: разрешаю экипажу покинуть машину. Угрозы для нас нет.

(дети выходят, звучит музыка, показ слайдов голос за кадром)

Строительством железнодорожной магистрали, которую строили от озера Байкал до реки Амур, открылась новая страница в летописи Муйской долины. Со всех концов нашей страны на муйскую землю приехали строить БАМ молодые парни и девчата, это ваши дедушки и бабушки. Парни стали лесорубами, водителями, плотниками, а девушки – малярами, штукатурами.

Смотрят слайды

17 августа 1980 наступил первый рабочий день. Тайга заполнялась треском бензопил, стуком топоров и гулом могучих бульдозеров. Сквозь скалы, через тайгу, по болотам и вечной мерзлоте проложена железная дорога, построены мосты, поселки и города. Сооружено десять тоннелей, среди них — самый протяжённый в России Северомуйский тоннель.

Выходит строитель:

Как на БАМе интересно, всем давно уже известно. Вижу, строится дорога, а пройдет такая стройка по равнинам и не только! Где горою путь закрыт, скоро стройка закипит! Много трудятся они, чтоб построить от Байкала, Убегающую вдаль, железнодорожную магистраль!

Строитель: здравствуйте ребята!

Дети здороваются.

Строитель: а кто знает, что такое тоннель?

Ответы детей.

Воспитатель:

Когда строили железную дорогу на пути встречались реки, через реки строили мосты. А когда встречались горы в них прорубали коридоры, которые называются тоннелями.

Северомуйский тоннель — легендарная стройка БАМа, которая продолжалась 26 лет.

Воспитатель: сейчас дети, мы присутствуем при строительстве этого тоннеля.

Строитель: Тоннели строят настоящие мужчины, сильные, смелые, отважные. Может поможете нам.

Воспитатель: дети, поможем строителям?

Дети: конечно.

Воспитатель: тогда за дело. Нужно собрать тоннель и проложить железную дорогу. Пожалуйста распределите сами кто, что будет собирать.

(дети обсуждают, распределяют работу и приступаю к заданию)

Строитель: молодцы! Настоящие строители! Вот вам медаль за строительство Северомуйского тоннеля.

Воспитатель: А теперь мы становимся свидетелями строительства в Таксимо. Каждый день приносит что-то новое: первые метры просеки, первые дома, котельная, столовая. И вот уже построены улицы. Давайте вспомним их названия.

Игра в кругу с мячом «Назови улицы нашего поселка»

Строитель: БАМ строят люди разных народов: латыши, белорусы, русские, буряты, татары, казахи и другие. У всех народов своя культура, но все мы очень дружные и любим свою Родину. А на память я вам хочу подарит медаль за строительство тоннеля.

Воспитатель: спасибо вам большое.

(дети прощаются)

Руководитель полё та: приготовиться к возвращению в настоящее!

Штурман: есть приготовиться к возвращению в настоящее! (на циферблате выбирает 2022год)

Руководитель полё та: пристегнуть ремни. Штурман начать отсчёт времени

Штурман: есть начать отсчет! 5-4-3-2-1-0 – пуск!

(гул турбины)

Руководитель полё та: приготовиться к приземлению! Разрешаю всем покинуть корабль!

Воспитатель: как вы думаете, дети, теперь мы можем исправить карту.

Для этого нам пригодятся подарки, которые мы привезли из нашего путешествия.

(Дети закрывают пятна)

1000 лет назад здесь жили эвенки. Ания подарила нам оберег.

100 лет назад сюда пришли буряты и русские. Они подарили нам монеты.

А 45 лет назад здесь началось строительство северомуйского тоннеля. Строители нам подарили медаль.

Рефлексия

Воспитатель: понравилось вам путешествие в прошлое? А для чего мы туда летали?

Дети: чтобы закрыть на карте белые пятна. И узнать, что было на этом месте 1000 лет назад.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, и мы нашли ответ на наш вопрос

Публикации по теме:

Конспект открытого интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в волшебный мир сказки» Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в волшебный мир сказок». Учитель – логопед:.

Конспект открытого музыкального занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в весенний лес»Конспект открытого музыкального занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в весенний лес» Предварительная работа: разучивание стихов, танца, песен, слушание музыкальных произведений и знакомство с композиторами в течение года,.

Конспект открытого занятия для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в мир сказок К. И. Чуковского» Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в волшебный мир сказок К. И. Чуковского». Учитель.

Занятие по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в страну математики. Задачи на сложение и вычитание в пределах 10»Занятие по ФЭМП в подготовительной группе «Путешествие в страну математики. Задачи на сложение и вычитание в пределах 10» Задачи: • Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10. • Закреплять умение считать.

Конспект открытого занятия по ПДД в подготовительной группе «Путешествие в волшебную страну Светофорию»Конспект открытого занятия по ПДД в подготовительной группе «Путешествие в волшебную страну Светофорию» Тема: «Путешествие в волшебную страну Светофорию». Цель занятия: Знакомить детей с правилами дорожного движения. Задачи: Образовательные:.

Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Путешествие в Космозоо» с использованием игр В. В. Воскобовича (ФЭМП)Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Путешествие в Космозоо» с использованием игр В. В. Воскобовича (ФЭМП) Цель. Продолжать формировать у детей элементарные математические представления. Программное содержание • Познакомить с составом числа 9.

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие вокруг света»Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие вокруг света» «Путешествие вокруг света» Ход занятия: 1. Организационный момент. Дети входят в зал по командам под музыку. Визитная карточка команд: 1.

Конспект открытого занятия по москвоведению для детей подготовительной группы «Путешествие по городу»Конспект открытого занятия по москвоведению для детей подготовительной группы «Путешествие по городу» Ход занятия. Здравствуйте, ребята, здравствуйте дорогие наши гости. Сегодня мы с вами посетим самые красивые места нашего города, может.

Конспект познавательной НОД в подготовительной группе с опытно-экспериментальной деятельностью «путешествие в прошлое Земли»Конспект познавательной НОД в подготовительной группе с опытно-экспериментальной деятельностью «путешествие в прошлое Земли» По изготовленному мною пособию, представленному в прошлом мастер классе было проведено занятие, конспект которого я предлагаю. Цель: подвести.

Конспект занятия «Новое путешествие в прошлое электрической лампочки» Цели: •Познакомить детей с историей электрической лампочки. •Вызвать интерес к прошлому этого предмета. •Закреплять навыки безопасного.

Автор публикации:
Конспект открытого занятия «Путешествие в прошлое Муйской долины» в подготовительной группе
Опубликовано: 29 апреля 2022 в 17:58
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД