Ааа
Конспект открытого занятия «Друзья природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Познавательное развитие.
Вид деятельности: познавательно - исследовательская деятельность. Интеграция образовательных областей: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-6 лет). Цель: Формировать экологическую культуру поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Конспект открытого занятия „Друзья природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи: Образовательная: Закреплять умение правильно вести себя в природе (любоваться красотой, наблюдать за растениями и животными, не нанося им вред). Обобщать и систематизировать представления о некоторых кустарниках и деревьях, об обитателях леса (медведь, заяц, ёж, об особенностях их приспособления к окружающей среде. Закреплять знания о перелетных птицах. Расширять представления о лекарственных растениях Развивающая: Развивать память, воображение, логическое мышление через разгадывание загадок; развивать интерес к родному краю. Развивать связную речь, обогащать словарный запас словами: опушка леса, линька. Воспитательная: Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение и желание заботиться о животных и птицах родного края. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, заниматься. Оборудование: экран и проектор; презентация к занятию; карта леса; мешок для мусора, перчатки; знаки по правилам поведения в лесу; 2 тонких каната; макеты березы, малины, шиповника; листья, плоды, ветка шиповника, малины, листья березы, листья подорожника; клетка с плоскостными птицами на каждого ребенка; игрушка ежа, медали на каждого.
Принципы и подходы: 1. Принцип психологической комфортности. 2. Принцип востребованности.
3. Принцип наглядности. 4. Принцип активного обучения.
Методы: словесный, наглядный, игровой.
1 этап: Организационный момент Цель: Организовать эмоциональный настрой детей, подвести к пониманию проблемной ситуации и способу ее решения. Формы работы: групповая. Приемы: игра, использование художественного слова, сюрпризный момент, проблемная ситуация.
Деятельность педагога Деятельность детей Примечание
- Здравствуйте ребята! Меня зовут Умиханум Имирхановна - Ребята! Посмотрите, какой за окном хороший солнечный день! И здесь нам тепло и радостно от наших улыбок. Собрались мы дружно в круг! Я – твой друг и ты – мой друг! Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся!
- Ребята вы слышите этот звук? (звуковой сигнал) -Это сигнал о помощи, со спутника пришла важная информация и я вам ее сейчас прочту. Беда в лесу! Беда в лесу! Разбойники лихие, В лесу смешали всё, смели И беспорядок навели! -Пока не нарушился экологический баланс в нашем крае, нужно срочно принять меры, помочь навести порядок в лесу!
-Поможем ребята навести порядок в лесу? -Чтобы мы не заблудились в лесу нам поможеткарта. -Вот теперь мы готовы с вами отправиться в путь на помощь лесу и его обитателям! По тропинке мы пойдём мы наш лес спасём, знаки мы везде расставим и порядок наведём! -Чтобы оказаться в лесу нужно сказать волшебные слова: -Раз, два, три, обернись, на лесной поляне очутись. Ребята здороваются с воспитателем.
Дети держаться за руки, поворачиваются друг к друг и дарят свои улыбки.
Дети смотрят на экран.
Да поможем.
Ходьба на месте, дети проговаривают слова с воспитателем.
Дети поворачиваются, повторяют вместе с педагогом слова.
Дети стоят полукругом в зале.
Игра «Улыбка»
(Слайд 1) Сигнал SOS –примите важную информацию. (на экране спутник)
2 этап: Основная часть НОД – Закрепление учебного материала Цель: Закреплять с детьми правила поведения в лесу. Обобщать и систематизировать представления детей о некоторых кустарниках и деревьях, об обитателях леса (медведь, заяц, ёж). Воспитывать бережное отношение, желание заботиться о животных и птицах родного края. Совершенствовать умение устанавливать причинно – следственные связи (птицы улетают на юг, потому что зимой не хватает питания). Развивать логическое мышление через разгадывание загадок. Форма: групповая. Приемы: указание, беседа, путешествие по карте, художественное слово, использование музыки, физкультминутка, игра.
-Ребята мы с вами оказались на лесной поляне! -Посмотрите, что не так на этой полянке? -Здесь были разбойники и намусорили. -Что надо сделать, чтобы на полянке стало чисто?
-У меня в сумке есть пакеты и перчатки, мы собираем весь мусор в пакет.
-Молодцы ребята! Посмотрите, как стало чисто на лесной поляне! -Мне хотелось бы узнать, знаете ли вы правила поведения в лесу? -Если это можно делать в лесу вы захлопаете в ладоши, а если это нельзя делать, затопаете ногами.
-Можно мусорить в лесу? -ломать ветки? -разорять гнёзда? -любоваться цветами? -слушать пение птиц? -разжигать костры? - шуметь в лесу? -собирать ягоды? -Ребята, а почему нельзя шуметь в лесу?
-почему нельзя ломать ветки?
Человек в лесу гость, он должен соблюдать определённые правила поведения в лесу. -У нас в крае есть закон об охране природы и нарушать его никому нельзя. -А чтобы на полянке больше не мусорили мы с вами оставим знак, посмотрите какие у меня есть знаки, какой из них вы считаете подходит для полянки под названием «Берегите лес»?
-Давайте посмотрим по карте куда нам двигаться дальше. -Следующий пункт 2 под названием «Птицы наши друзья» -Но чтобы туда попасть, нужно преодолеть препятствие «Через болото по кочкам» -Вставайте ребята змейкой, и за мной по одному шагайте по кочкам, осторожно! -Ребята, посмотрите, кто это томится в клетке?-Почему птицы в клетке как вы думаете? Ведь сейчас осень и птицам надо лететь на юг, в тёплые края. -Почему осенью птицы улетают в тёплые края?
-Правильно ребята, холод они ещё могут пережить, а голод они не переживут. -Как помочь нашим птицам? -Чтобы открыть клетку нужен ключ, который спрятали разбойники, его найти непросто, надо отгадать загадки. Отгадаем? Вот и спасли мы с вами птиц! Какой запрещающий природный знак мы здесь можем оставить? -Молодцы ребята! Давайте посмотрим на карту и узнаем, где ещё нужна наша помощь? -Следующий пункт на карте 3, под названием «Лесная опушка» - Чтобы добраться на опушку леса нужно идти по узкой тропинке, через густой лес, никуда не сворачивая, чтобы не заблудиться.
-Вот мы и оказались на лесной опушке.
-Ребята, а что такое лесная опушка? -это край леса, там много кустарников: боярышник, малина, калина, шиповник. -Опушку леса очень любят животные, здесь есть чем полакомиться.
-А где же звери? Что то я их не вижу? -Оказывается разбойники напугали зверей, и они спрятались от всех за кустарниками и деревьями.
-Какой кустарник у нас на пути? - Как вы догадались? - Посмотрите, какие листья у этого кустарника, какой они формы, величины?
-Кто же спрятался за этим кустарникам? (обращает внимание на экран)
- Что вы знаете об этом животном? - Как готовится медведь к зиме? - Чем питается медведь в лесу? - С наступлением осеннего похолодания, медведьначинает питаться больше и плотнее, чем обычно. Так медведи торопятся «жирок нагулять» перед продолжительным зимним сном. Обретённые медведем запасы жира помогут ему благополучно дожить до весны, накормят и согреют. Присмотрит себе медведь неплохое место — яму какую или вывороченное ветром дерево — и тут же начинает устраивать себе под ним берлогу.
А вот на нашем пути дерево, кто знает как оно называется? - Как вы догадались?
- Какие листья у березы, какой формы, величины? -Посмотрите, кто спрятался за березой? (обращает внимание на экран) -Что вы знаете о зайце? - Как готовится заяц к зиме? -А за чем зайцу менять шубку? - Правильно ребята, в сентябре у зайца начинается линька – старый мех серого цвета выпадает, появляется белый мех, более густой и длинный, что спасает зверька от лютых морозов. - Чем питаются зайцы?
- А дальше на нашей тропинке еще кустарник, кто знает как он называется? -Как вы догадались? А вы знаете ребята, плоды шиповника обладают лечебным свойством, так как содержат много витамина С. - За шиповником спрятался зверек: Фыркает когда сердит, Весь колючками покрыт, кто это? - Чем питаются ежи? - Как готовятся ежи к зиме? -Правильно! - С наступлением холодов исчезает пища, которой обычно питаются ежи, довольно редко встречаются жуки и грызуны, исчезают гусеницы, ночная жизнь словно замирает. Колючий зверек тоже старается перестроить на новый лад свой жизненный распорядок. Подыскивают глубокую нору, утепляют ее сухими листьями и мхом, закупоривают нору и впадают в спячку. (педагог убирает ветку шиповника, под ней оказывается ёжик) -Не бойся ёжик, мы тебя не обидем, что случилось? - ребята, оказывается, ёжик поранил себе лапку. -Как же нам помочь ёжику? - Но в лесу нет ни аптек, ни больниц?-Ребята, вы наверное знаете, что на тропинках и дорожках можно встретить растение, которое нам может помочь. - Скажите, как оно называется?
-Почему он так называется? Где растёт? -А какими лечебными свойствами обладает подорожник? -Правильно! Свежий лист подорожника нужно помять, чтобы появился сок, и приложить к ранке или ожогу, Вскоре боль пройдёт и рана заживёт.
-Молодцы ребята! Ваши знания о подорожнике помогли ёжику залечить рану. -А какие ещё лекарственные растения вы знаете? - Посмотрите на экран и назовите мне их. - Какой знак мы оставим на опушке леса? -Ребята посмотрите на карту, мы с вами прошли весь маршрут, а теперь нам надо возвращаться в детский сад, Повторяйте за мной волшебные слова: «Раз, два, три обернись, в детском саду окажись» -на поляне много мусора
-надо убрать мусор.
Дети вместе с педагогом убирают мусор.
На вопросы педагога дети топают ногами и хлопают в ладоши.
Дети топают… Топают… Топают… Хлопают в ладоши. Хлопают в ладоши. Топают… Топают… Хлопают в ладоши. - Птицы могут испугаться шума и улететь с гнезда, оставив птенцов одних. - Растения живые существа.
Дети выбирают знак из предложенных, оставляют его на полянке.
Дети смотрят на экран, на карту. -пункт 2
Дети идут змейкой по кочкам. -это птицы. -их посадили в клетку разбойники.
-потому что, они питаются насекомыми, личинками, рыбой, а зимой этого корма нет, они не выживут.
надо открыть клетку и выпустить птиц.
Да!
Дети разгадывают ребусы.
-пункт 3
Дети идут за педагогом по узкой тропинке.
- ответы детей.
- малина. - по ягодам. -дети вместе с педагогом рассматривают листик. -круглые, средней величины
- медведь
-медведь усиленно питается медом, малиной, орехи, зимой спит в берлоге.
Дети с воспитателем идут дальше по тропинке.
-береза. -белый ствол. Дети рассматривают листок березы. -Средней величины, круглые, по краю «зубчики»
-заяц
-заяц меняет серую шубку на белую -чтобы его не заметили хищники и охотники.
Ответы детей. -шиповник
-по ягодам и листьям. Дети рассматривают плоды шиповник - ёжик Ответы детей. -готовятся к спячке. -подыскивает глубокую нору, утепляет её сухими листьями.
-сходить в аптеку, в больницу отвести и т. д.
-подорожником
-растёт у дороги.
-снимает боль, затягивает раны.
Дети перечисляют лекарственные травы. -крапива, аптечная ромашка. Дети выбирают знак.
Дети повторяют слова за педагогом. Оказываемся в лесу,
а пункт под цифрой 1 «Берегите лес»
На поляне разбросан мусор: пластиковые бутылки, бумага.
И воспитателя в руках 4 знака.
Слайд 2 (карта леса)
Игровое упражнение.
Перед детьми на пеньке стоит клетка, а в клетке сидят перелётные птицы.
Тропинка сделана змейкой из 2 канатов.
Макет кустарника. педагог берет в руки листок кустарника
слайд (картинка бурого медведя).
Воспитатель обобщает ответы детей.
Макет дерева.
Слайд (картинка зайца)
Педагог обобщает ответы детей.
Макет шиповника.
Слайд (картинка ежика)
Педагог обобщает ответы детей.
(под веткой шиповника игрушка ежа)
На экране появляется картинка подорожника.
Педагог кладет листок подорожника возле ёжика.
Слайд (лекарственные растения)
3 этап: Итог НОД Цель: Учить детей оценивать свою деятельность, подводить итог. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, желание заботиться о животных и птицах родного края. Форма: групповая. Приемы: беседа, сюрпризный момент, поощрение.
- Со спутника пришла новая информация, я вам ее сейчас зачитаю. Всем спасибо, все молодцы, порядок в лесу навели! Теперь вы друзья природы! -Ребята вы на самом деле сегодня очень помогли нашему лесу и его обитателям! Вы знаете, как вести себя в природе, чтобы не навредить, расставили знаки, которые помогут другим людям. За вашу доброту и отзывчивость вы достойны получить медали «Друзья природы!»
Дети получают в подарок медали под названием «Друзья природы!» Слайд (звуковой сигнал)