Жанна Некипелова
Конспект открытого занятия «Кто щедрый, тот в дружбе первый, а Кто жаден, тот в дружбе неладен»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у детей представлений о жадности и щедрости, как о качествах личности человека, проявляющиеся в его поведении.
Задачи:
1. Учить анализировать собственные поступки и поступки других людей;
2. Формировать умение передавать эмоциональное состояние людей в соответствии с их поступками;
3. Учить выявлять проблему и находить пути ее решения;
4. Развивать активную речь, умение отвечать на вопросы, обогащать словарный запас детей;
5. Воспитывать мотивацию к щедрым поступкам.
Публикация «Конспект открытого занятия „Кто щедрый, тот в дружбе первый, а Кто жаден, тот в дружбе неладен“» размещена в разделах
Предварительная работа: Чтение художественных произведений: А. Барто «Жадный Егор», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбки», русская народная сказка «Морозко», японская сказка «Жадная хозяйка», рисование пиктограмм на тему «Каким я бываю».
Словарь: жадность, щедрость, почта, посылка, адрес, отправитель, получатель, пиктограммы.
Материалы: посылочный ящик, предметы из посылки (игрушка, блокнот, ручка, книжка и т. д.) по количеству меньше, чем детей, «островки» из ватмана, фломастеры, иллюстрации к сказке, картинки с изображением героев сказок.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, нам прислали посылку. Интересно, от кого она? Как узнать?
Дети предлагают прочитать адрес отправителя: воспитатель читает адрес
Воспитатель: Давайте проверим еще раз, действительно ли эта посылка для нас? Что нужно сделать?
Дети читают адрес получателя: д/с №, детям подготовительной группы.
Воспитатель: Могут ли открыть нашу посылку другие дети, например из старшей группы? Почему?
Дети: нет, т. к. посылка адресована только детям подготовительной группы.
Воспитатель: как вы думаете, что нам могут прислать школьники? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, откройте посылку и посмотрите, что там. Что нам прислали? (Дети перечисляют предметы, которые находятся в посылке).
Воспитатель: Что можно делать с этими предметами? (Играть, читать, рисовать). Кто может пользоваться этими предметами? Почему?
Дети: Все, потому, что посылка предназначена для нас.
Воспитатель: Итак, эта посылка для всех, поэтому каждый может взять столько предметов, сколько захочет. Подходите, берите.
Воспитатель со стороны наблюдает. Складывается проблемная ситуация: кому-то достается много предметов, кому-то ничего.
Воспитатель: Ребята, посмотрите: ….(имена детей) взяли предметы, даже несколько, а (имена других детей) ничего не досталось. Как нам быть, эта же посылка для всех ребят? Как поступить? (Ответы детей)
Воспитатель предлагает несколько вариантов решения проблемы:
- посчитаться, на кого выпадет, тот и пользуется;
- пользоваться по очереди;
- отдать все в другую группу, чтобы никому не было обидно;
- на каждом предмете написать имя ребенка, чтобы знать, чей этот предмет.
(Дети вместе с воспитателем обсуждают каждый из вариантов)
Воспитатель: Как мы решим, кто будет пользоваться этими предметами?
Дети: Будем договариваться и пользоваться все по очереди, т. к. посылка для всех детей и каждый имеет право играть с любым предметом из посылки.
Воспитатель: Сейчас я вам расскажу сказку об одном петушке Яше. Слушайте внимательно.
Сказка о петушке Яше.
На птичьем дворе жило много разных птиц. Здесь были утки, гуси, куры, петухи. Все жили мирно и дружно.
Среди обитателей птичьего двора выделялся один молоденький петушок Яша. Он всегда стоял в стороне, был грустным, ни с кем не разговаривал. Когда приносили корм, птицы клевали и ели все подряд, не выбирая. А Яша старался всегда прибежать первым и склевать самые вкусные зерна.
На птичий двор часто заглядывала лиса. Ей никак не удавалось поймать птичку, потому что как только кто-нибудь замечал лису, сразу кричал: «Прячьтесь, лиса!» Все сразу же прятались, и петушок Яша тоже.
Решила тогда лиса обратиться за советом к мудрой Сове. Сова дала хороший совет. Лиса так и сделала. Она взяла ловушку, положила туда вкусные зерна и стала ждать. Когда Яша увидел вкусные зерна, он сразу же подбежал и начал с жадностью быстро их склевывать, чтобы другим не досталось. И вот ловушка с грохотом захлопнулась. Яша сначала не обратил на это внимание, продолжал клевать зерна, а когда понял, что оказался в ловушке, попытался выбраться, но у него ничего не получалось. Петушок был в отчаянии!
Жители птичьего двора сразу поняли, в чем дело, и когда подбежала лиса, чтобы унести ловушку с петушком, они начали, кто щипать ее, кто клевать. Насилу лиса убежала. Потом птичьи защитники освободили Яшу.
Петушок понял, то из-за своей жадности, он мог угодить в лапы лисы и погибнуть. А вожак птичьей стаи сказал: «Жадность до добра не доведет». С тех пор Яша перестал быть жадным, он повеселел, у него появились друзья. И когда приносили корм, он уже не бежал первым, а все вкусные зерна оставлял своим товарищам.
1) Какой был Яша сначала? (грустный, неразговорчивый, жадный)
2) Что сделала лиса, чтобы поймать Яшу? (она обратилась за советом к сове, поставила ловушку и насыпала вкусных зерен)
3) Из-за чего попался Яша? (из-за своей жадности)
4) Могли бы угодить в ловушку другие птицы? Почему? (нет, они не были жадными)
5) Каким стал Яша после того как его спасли? (щедрым, дружелюбным, веселым, у него появились друзья)
6) Почему говорят : «Жадность до добра не доведет»? (из-за жадности люди не замечают опасности, попадаются в ловушки, неприятности, у них нет друзей, они одиноки)
Воспитатель: Ребята, а что такое жадность?
Дети: Жадный ни с кем не делится, боится за свои игрушки, вещи, любит чужое брать, а свое не отдавать.
Воспитатель: Что такое Щедрость?
Дети: Щедрый человек со всеми делится, не боится за свои игрушки, предметы, не боится давать свои игрушки другим, чужое без спроса не возьмет.
Воспитатель: В народной пословице говорится: «Кто щедрый, тот в дружбе первый, а кто жаден, тот в дружбе не ладен». Как верно сказал народ: неладен, значит не подходит. Как вы думаете, подходит ли жадный человек для дружбы?
Дети: Нет, не подходит, т. к. такой человек всегда грустный, ничем не делится, часто злится из-за того, что у него просят поиграть его игрушками, с ним не интересно, часто ссоришься потому, что он самое лучшее забирает себе.
Воспитатель: Вы все правильно сказали, и в подтверждении этого я предлагаю разделиться на 2 команды и подойти к столам. Представьте, что в океане есть 2 острова. Каждая команда выбирает остров, и с помощью букв определяет его название (первый остров – жадность, второй - щедрость).
Далее команды выполняют следующие задания:
1) нужно выбрать из серии картинок тех героев сказок, которых вы поселите на свой остров.
2) нарисовать пиктограммы эмоций, которые испытывают жители этих островов.
Затем команды рассказывают, кого они поселили на свой остров и какие пиктограммы нарисовали. Объясняют почему.
Воспитатель: Ребята, хотели бы дружить с жадиной? (Нет). Такие люди чаще всего одиноки. Напишите на острове цифру 1. Она показывает, что у жадин нет друзей, с ними никто не хочет дружить, они всегда одни.
А с щедрым человеком хотели бы дружить? (Да). У щедрых людей много друзей. Наклейте на этом острове человечков. Они показывают, что у щедрых людей много друзей.
Рефлексия: Если бы вы отправились в путешествие, то на какой бы остров вы поехали? Почему?
Какими вы чаще бываете щедрыми или жадными?
Оставайтесь такими же щедрыми дома и в кругу своих друзей.