Наталия Зарапина
Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук [с]» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звук [ с ]».
Задачи:
• Познакомить детей со звуком [ c ];
• Выявление артикуляторных и акустических характеристик звука [ c ];
• Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия;
• Выделение звука [ c ] в звуковом ряду, в словах;
• Определение положения звука [ c ] в слове (в начале, в середине, в конце);
• Подбор слов на заданный звук [ c ] или к готовой схеме;
• Изменение слов путём замены одних звуков другими, с помощью перестановки звуков;
Публикация «Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте „Звук [с]“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
• Воспитывать самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии, работа в парах.
Оборудование: звуковые картинки, буквы, мяч, рабочие тетради.
Ход занятия.
1. Приветствие (Кивок головой гостям).
• Какое занятие сейчас будет? (обучение грамоте).
• Что изучаем на обучении грамоте? (звуки, буквы, читаем слоги, штрихуем буквы).
• Какие герои нам помогают в этом? (ёжик, лисёнок, мудрая сова).
2. Повторение изученного материала (на доске буквы Тэ и Дэ)
• Какие звуки обозначаются буквой Тэ? (Дэ?).
Т Д
[ т ] [ т, ] [ д ] [ д, ]
• Чем отличаются звуки? [ т ] и [ д ]? (произносим хором).
[ т ] и [ т, ] ?
[ т, ] и [ д, ] ?
[ д, ] и [ д ] ?
• Назовите слова со звуками [ т ], [ д ], [ т, ], [ д, ]? (трактор, тапочки, дом, дудочка, тесто, телевизор, диск, дятел).
• Кто живёт в домиках звука [ д ], (Даша).
[ д, ] (Дятел). (звуковые картинки).
3. Рассказ по картине (общая увеличенная картина).
Даша посоветовала своим гостям сходить в парк. Там сегодня проводятся соревнования воздухоплавателей. Сама же Даша осталась дома, чтобы помочь своему соседу – Дятлу выдолбить дупло.
Приближаясь к парку, игрушки услышали свист: «С – С – С». Когда они проходили мимо склада, свист повторился. И тут наши друзья увидели насос. «Эй! - окликнул их насос. – Не хотите ли принять учассстие в сссоревновании?» «Конечно, хотим, - с радостью ответил Ёжик. – А что для этого нужно сделать?» Оказалось, что совсем немного. Сначала выбираешь для себя воздушный шарик, даёшь его надуть насосу, а потом с этим шариком спрыгиваешь с горки. Тот, кто дольше всех продержится в воздухе, будет победителем соревнований.
Мудрой Сове достался шарик в виде сосиски, Ёжику – шарик с солнышком. Лисёнок же хотел подобрать себе самый большой шар. Но Мудрая Сова не разрешила этого делать. «На большом шаре ты можешь улететь далеко – далеко, откуда вряд ли можно вернуться», - объяснила она непонятливому Лисёнку. Пришлось ему выбрать себе маленький шарик, но зато красивый – со слонёнком.
Крепко придерживая свои шары за верёвочку, наши путешественники направились к горке, а потом втроём с неё спрыгнули и лихо пролетели в воздухе. И пусть в соревновании они не выиграли, зато получили огромное удовольствие. В конце все воздухоплаватели отпустили свои шары. Насос с гордостью любовался этим зрелищем. Ведь это он надул все эти шарики, летящие высоко в небе!
• Что общего в словах: сосиска, солнышко, слон? ([ c ]).
• Как вы думаете, о каком звуке мы будем говорить?
(о звуке [ c ]).
4. На столе уже лежат звуковые картинки гласных звуков и звука[ c ].
• Картинка, где изображено, как свистит насос, обозначает звук [ c ].
Прикрепляю на доске.
• Покажите звук [ c ].
На столе.
• Повернитесь друг к другу. Произнесите звук [ c ].
• Что делают ваши губки и язычок во время произнесения этого звука?
Губки улыбаются, язык упирается в нижние зубки, воздух проходит сквозь зубки.
• Откройте тетради. Найдите и покажите на картине хозяина звука [ c ].
Одного ребёнка вызываю к доске.
• Расскажите, какой он?
Согласный, глухой, твёрдый.
• Как вы догадались?
Он носит шляпку, обут в синие башмачки.
• Назовите ещё слова со звуком [ c ] на картине.
Физкультминутка.
Мы подуем высоко. – С – С – С.
Встали на носочки, руки вверх.
Мы подуем низко. – С – С – С.
Приседают.
Мы подуем далеко. – С – С – С.
Наклоняются вперёд, вытянув руки.
Мы подуем близко. – С – С – С.
Стоят прямо, ладошки подносят ко рту.
• Выложите слоги: СА – АС - ОС – СО - СУ – УС - ЭС - СЭ – СЫ – ЫС – ИС.
5. Отгадайте загадки.
1) У неё глаза большие,
Хищный клюв всегда крючком,
По ночам она летает,
Отдыхает только днём.
Сова.
2) Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничкам.
Кисточка.
3) Ходит – бродит по коврам,
Водит носом по углам.
Где прошёл – там пыли нет,
Пыль и сор – его обед.
Пылесос.
4) Он и жёлтый и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать
И играть.
Песок.
• Назовите отгадки со звуком [ c ].
Дети называют слово.
• Давайте произнесём вместе это слово.
• Где находится звук [ c ]?
Вначале, в середине, в конце.
• В каком слове два звука [ c ]?
Пылесос.
6. Работа в тетради (стр. 27, №3).
• Подберите слова к схемам.
• В первой схеме какой звук спрятался?
• Где он находится?
Вначале.
• Назовите слова к этой схеме.
Слон, солнце, склад, сосиска.
• Во второй схеме где находится звук [ c ]?
В середине.
• Назовите слова.
Насос, носок, сосиска.
• В третьей схеме где находится звук [ c ]?
В конце.
• Подберите слова.
Рис, нос, Ирис.
Закройте тетради.
7. Игра с мячом: «Есть звук [ c ] или нет».
Правила игры:
• Встаньте в кружок.
• Я называю слово, если в слове есть звук [ c ] – мяч ловим, если нет – отбрасываем.
• Готовы?
Сова, мел, карандаши, солнце, колесо, пыль, окно, сумка, пол, сосулька, шар.
Молодцы!
8. Работа в группах. Игра: «Угадай словечко».
• А теперь предлагаю вам игру по сложнее. Называется она …
• Разделимся на две группы.
На двух мольбертах звуковые картинки со словами.
Задание:
1. Я на ушко говорю вам слово, которое вы выкладываете с помощью звуковых картинок на мольберте.
2. Задание первой группе – слово сон.
3. Задание второй группе – слово нос.
Взаимопроверка.
• А теперь проверьте друг друга.
• Какое слово получилось у первой команды? А у второй?
• Прочитайте. Чем похожи эти слова?
Одинаковые звуки.
• Чем отличаются?
Звук [ c ] поменялся местами.
• Садитесь на свои места.
9. Итог.
• Что вы узнали о звуке [ c ]?
Согласный, глухой, твёрдый.
• В названии каких молочных и мясных продуктах слышится звук [ c ]?
Масло, сыр, сало, мясо, сосиски, сардельки, сливки.
• Что бывает зимой со звуком [ c ]?
Снег.
• В какие игры вы играли?
10. Саморефлексия.
• Оцените себя. Легко ли вам было, всё понятно, на все задания отвечали.
• Покажите свою работу на занятии.
- отлично – встаём, поднимаем руки вверх.
- хорошо – встаём.
Называю имена детей, которые работали отлично и хорошо.
Занятие закончено. Все молодцы! Спасибо!