САРИЯ ТУБИЛОВА
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе 5–6 лет «Зимушка-зима» с презентацией
▼ Скачать + Заказать документы
Форма работы с детьми: игра – путешествие «Зимушка – зима». Образовательные области:
• Речевое развитие;
• Познавательное развитие;
• Социально – коммуникативное развитие.
Возраст детей: старший дошкольный возраст (5 – 6 лет).
Программные задачи:
Образовательные:
Обобщать представления о зиме и типичных зимних проявлениях в природе;
Расширять, уточнять, актуализировать словарь по теме «Зима»;
Упражнять в подборе слов, отвечающих на вопрос «какая», «какой»;
Учить образовывать притяжательные прилагательные.
Развивающие:
Публикация «Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе 5–6 лет „Зимушка-зима“ с презентацией» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Развивать связную речь: учить составлять короткий рассказ по картине на заданную тему;
Развивать звуковую культуру речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию;
Стимулировать мыслительную и речевую активность ребенка; формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках;
Развивать творческое воображение;
Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память.
Воспитательные:
Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным и птицам;
Воспитывать эмоциональный отклик на изображенное на картине, инициативность, самостоятельность.
Воспитывать дружелюбие, желание оказывать помощь.
Оборудование: мультимедийная доска, ноутбук, презентация, (материал: мяч, сюжетные картинки с изображением зимнего пейзажа, макеты следов, разрезные картинки птиц, рисунок ели)
Содержание занятия
I. Орг. момент
- Здравствуйте ребята! Посмотрите, к нам пришли гости. Давайте посмотрим на них и поздороваемся.
-Ребята, оглянитесь вокруг… Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить? (О зиме).
II. Мотивационно – ориентировочный
3 мин. (Звук сообщения и на экране появляется конверт) Ой, посмотрите, нам пришло письмо. Письмо пришло из Африки от мальчика по имени Том. Давайте прочитаем (на экране появляется текст письма и изображение мальчика):
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Том. Я живу в далекой и жаркой Африке. Я много слышал про зиму, которая бывает в вашей стране, особенно на Севере! Но я никак не могу понять, что это такое и что происходит, когда наступает зима. Пожалуйста, расскажите мне об этом. Ваш друг Том».
- Ну что? Расскажем нашему другу про нашу волшебную зимушку-зиму? (Да)
III. Практический
15 мин. Артикуляционная гимнастика.
- Ребята, для того чтобы мы смогли красиво и правильно рассказать нашему другу про зимушку, нам необходимо разбудить наш язычок (упражнения – «Часики», «Расческа», «Чашечка», «Лошадка», «Футбол»).
IV. Поисковый. 5 мин.
- Но, перед тем как начать писать письмо Тому, ребята, давайте вспомним зимние месяца. Какую песню пели и мы и запоминали зимние месяца?
(Дети поют строчки: "Эх, три белых коня, эх, три белых коня: Декабрь, январь и Февраль.)
- Ребята, что можно рассказать про нашу зиму, какая она? Что происходит зимой? (Холодная, морозная, снежная, заснеженная, белоснежная, Новогодняя.)
1. Игра с мячом «Без чего не бывает зимы?»
- Теперь мы готовы рассказывать о самом главном - без чего не обходится наша зима? Что бывает зимой, и не бывает в другие времена года?
(дети стоят полукругом возле столика):
без морозов, без снега, без сосулек, безо льда, без коньков, без лыж, без ветра, без катка, без снежинок, без сугробов, без снежков, без шапок, без снеговиков, без горок…
2. "Путешествие в зимний лес".
- Ну что ж, мы вспомнили самое главное, без чего не бывает зимы, и теперь мы готовы отправиться в путешествие в волшебный зимний лес.
(звучит музыка – метель, дети, кружась, «перемещаются» в зимний лес).
- Вот мы и оказались в нашем зимнем лесу. Посмотрите, что это?
(перед детьми на полу следы птицы, белки, медведя, зайца, лисы, волка)
Дети: Следы - Правильно, следы, внимательно их рассмотрите, и скажите, кому принадлежат эти следы.
Следы птиц – чьи?
Следы белки – чьи?
Следы медведя – чьи?
Следы зайца – чьи?
Следы лисы – чьи?
Следы волка – чьи?
3. Игра: «Кто, где зимует?»
- Ну вот, следы есть, а самих животных нет. Как вы думаете, где же они спрятались от холода? (в своих домах).
- Ребята, помогите мне рассказать стихотворение, договаривая последние слова. И тогда мы с вами узнаем, кто в каком доме живет.
Спит зимой медведь. (в берлоге)
Воробей сидит. (под крышей)
Лиса устроилась. (в норе)
Белка спряталась. (в дупле)
В логове лежит. (волчица)
Под кустом дрожит. (зайчишка).
На мониторе появляются соответствующие картинки (животные и их жилища).
- Ребята, вот мы с вами и вспомнили, как зимуют животные. Видите, ребята, животным тепло в своих домах. А мы, пока ходили по лесу, замерзли. Давайте с вами погреемся и вспомним, какую пальчиковую игру мы знаем?
Пальчиковая игра: "Есть у каждого свой дом"
"У лисы в лесу глухом
Есть нора - надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле у ели.
Спит в берлоге косолапый
До весны сосёт он лапу.
Есть у каждого свой дом
Всем тепло уютно в нем.
4. Игра: "Зимующие птицы"
- Ребята, а теперь вспомним какие птицы у нас остаются зимовать и как их называют? Назовите мне, ребята, зимующих птиц.
5. - Я вам загадаю загадки про птиц, а вы отгадайте. "Загадывание загадок"
(Дети находя ответ и картину с птицами закрепляют их на ель на магнитной доске)
1. Чернокрылый, красногрудый
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять! (снегирь)
2. С жёлтогрудкой у окошка
Собирает шустро крошки.
Отгадайте, что за птица?
Называется. (синица)
3. Чик-чирик, чик-чирик,
К зернышкам привык.
Клюй, не робей!
Кто это? (воробей)
4. Непоседа пестрая,
Птица говорливая.
Птица белобока,
А зовут её. (сорока)
5. Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло. (сова)
6. Чёрный жилет
Красный берет.
Клюв, как топор,
Хвост, как упор. (дятел)
Физкультминутка: "Синица"
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку.
И с дорожки на плетень:
- Тирли-тирли-тирли-тень,
-Тирли-тирли-тирли-тень!
4. Игра «Какая зима?».
- Значит, зимой погода может быть разной. А теперь вы мне расскажите как мы назовем день, когда… (игра с мячом по цепочке):
Идет снег, то день называется снежный,
Если мороз – морозный,
Если ветер – ветреный,
Если холод – холодный,
Если солнце – солнечный,
Если облака покрыли солнце - пасмурный.
5. - Ребята, давайте теперь присядем на стульчики и немного отдохнем. Я хочу вам показать картинку, где дети лепят снеговика.
Составление маленького рассказа "Снеговик Егорка".
6. - Ребята, мы так много уже вспомнили о зиме, что готовы написать ответное письмо нашему другу Тому. Но письмо будет необычным - давайте ему отправим фотографию с зимним пейзажем.
- Ребята посмотрите, нам с вами удалось создать красивый зимний пейзаж.
Времена года в природе сменяются друг за другом, меняя окружающий мир. Вслед за осенью приходит зима. Она идет к нам с морозами, ветрами, снегом. Дети любят зиму, ждут ее, любят зимние развлечения, забавы, праздники.
7. Отправка ответного письма.
-Ребята, это самое настоящее электронное письмо! Давайте отправим его нашему другу Тому в Африку (На экране появляется изображение улетающего почтового конверта с соответствующим звуком).
Ну вот, наше письмо отправлено. А вы запомнили, признаки зимы?
Дети перечисляют.
V. Рефлексивно – оценочный
5 мин. - Как вы думаете, Тому понравится наше письмо? (ответы детей)
- Удалось ли нам описать зиму для Тома, который никогда её не видел? (ответы детей).
Я тоже так думаю. Давайте подведём итог. Мы рассказали нашему другу о характерных особенностях зимы, вспомнили, как зимуют животные в лесу, какие птицы остаются зимовать, какие зимние забавы нам нравятся и что погода зимой бывает не только морозной.
- Ребята, мне очень понравилось с вами путешествовать по нашему лесу, но надо возвращаться в детский сад. А вам понравилось занятие?
Но сначала я хочу вам раздавать на память раскраски, где изображено Снегурочка в лесу с птицами.
- А теперь зимняя метель закружит нас, как будто мы снежинки, и перенесет назад в детский сад. Спасибо за хорошую работу!