Приложение МААМ

Конспект открытого занятия по РЭМП во 2 младшей группе (для детей с ЗПР, ЗРР; с подробным анализом занятия). (2 фото)

Лариса Шипулина
Конспект открытого занятия по РЭМП во 2 младшей группе (для детей с ЗПР, ЗРР; с подробным анализом занятия).
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия с подробным анализом по развитию элементарных математических представлений во 2 младшей группе (для детей с ЗПР, ЗРР)

Данное занятие реализуется с детьми в возрасте 3-4 лет с ЗПР, ЗРР в рамках типовой стандартной программы Васильевой и методических рекомендациях Н. В. Нищевой.

Лексическая тема «Домашние животные»

Публикация «Конспект открытого занятия по РЭМП во 2 младшей группе (для детей с ЗПР, ЗРР; с подробным анализом занятия),» размещена в разделах

Тема: «Обобщение и систематизация знаний детей о геометрических фигурах. Сравнение двух предметов, контрастных по высоте».

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о геометрических фигурах.

Задачи.

Образовательные:

Продолжать закреплять название домашних животных. Упражнять детей в умении узнавать и называть домашних животных по контуру.

Формировать представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник) и формах предметов (круглый, квадратный, треугольный, (продолжать формировать умение различать геометрические фигуры, используя зрительный анализатор). Упражнять в правильном назывании геометрических фигур.

Продолжать формировать умение различать предметы по цвету, правильно называть цвета.

Совершенствовать навык сравнения двух предметов, контрастных по высоте, пользуясь приемом приложения; обозначать результаты сравнения словами: выше, ниже, высокий, низкий.

Упражнять в различении правой и левой руки.

Развивающие:

Развивать у детей операции мышления (обобщение, сравнение, анализ, слуховое и зрительное внимание, память, слухомоторную координацию.

Активизировать речевую деятельность детей.

Воспитательные: Воспитывать любовь и бережное (заботливое) отношение к животным. Воспитывать желание и умение слушать друг друга.

Демонстрационный материал: игрушка собачки с мешочком, в котором лежат картинки- раскраски для каждого ребенка; изображение домика на ватмане, окна домика разной геометрической формы и цвета (Приложение 1); емкость для воды круглой и квадратной формы.

Раздаточный материал: плоскостные изображения фигурок лошади и коровы на каждого ребенка

Структура занятия.

I.Организационный момент – игровое упражнение «На занятие зайдет тот, кто правильно выполнит движение».

Сюрпризный момент «Появление собачки».

II.Основная часть.

1. Работа с демонстрационным материалом.

Дидактическая игра «Назови геометрическую фигуру»

2. Динамическая пауза – игровое упражнение «Выполни движение».

3. Работа с раздаточным материалом – игровое упражнение «Сравни животных по высоте».

Игровое упражнение «На водопой».

III.Заключительная часть. Итог занятия.

Мотивация: оказание помощи игровому персонажу

Характеристика группы- развитие детей отстает от возрастной нормы, почти все дети имеют ЗПР церебрально- органического происхождения.

Методическая литература, использованная для составления конспекта:

1. Метлина Л. С. Математика в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., перераб. - М. Просвещение, 1984.- 256с., ил.

2. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - 5-е изд., испр. и доп. - М. :Мозаика- Синтез, 2007.- 208с.

3. Нищева Н. В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР (с 3 до 4 лет). – СПб. :ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2009.-176с.

4. Белошистая А. В. Развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики. М. :Издательство Московского психолого- социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004.- 352с.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Игровое упражнение «На занятие зайдет тот, кто правильно выполнит движение».

Воспитатель. Подними вверх левую руку. Топни правой ногой. Вытяни вперед правую руку.

Сюрпризный момент «Пришла в гости собачка».

Воспитатель. Ребята, кто это к нам стучится? (появляется игрушка собачки) К нам в гости пришла ….собачка.

(Педагог от лица собачки здоровается с детьми).

Собачка. Здравствуйте дети (дети здороваются) Моя кличка Бимка. Сегодня я пришла к вам на занятие по математике, я хочу тоже многому научиться, а еще я вам приготовила сюрприз.

Воспитатель. Дети, поможем собачке? Садись, Бимка, вот здесь, сегодня на занятии мы будем с детками учиться узнавать и называть геометрические фигуры, будем играть в разные игры, а в конце занятия мы посмотрим, что за сюрприз ты нам приготовила.

2. Основная часть.

Работа с демонстрационным материалом.

Рассматривание наглядного демонстрационного материала.

Воспитатель. Посмотрите, что нам принесла собачка Бимка (педагог открывает на доске плоскостное изображение) Что это? Да, это домик. Дети, посмотрите какие в домике необычные окна.

(Воспитатель указкой прикасается к каждому окну и обводит их жестом)

Воспитатель. Сколько окон в домике? (ответы детей) Правильно много окон.

- Сравните окна друг с другом. Они одинаковые или разные?

- Чем отличаются друг от друга окна (ответы детей). Правильно окна разного цвета: есть синее окно, красное, зеленое. А еще отличаются формой: есть круглое окно, квадратное, треугольное.

(Воспитатель немного отодвигает окно на макете)

- А в домике кто- то живет. Хотите узнать?

Дидактическая игра «Назови геометрическую фигуру»

- Посмотрите на это окно. Если вы правильно назовете, как называется эта геометрическая фигура и какого она цвета, окно откроется.

- Богдан, скажи, как называется эта геометрическая фигура (ответ ребенка) Правильно это круг. Какого цвета, Богдан, круг? (ответ ребенка: «круг красный»). Посмотрите, окно открылось, значит, правильно Богдан ответил.

(Воспитатель убирает сверху накладной круг)

- Кто это из окна на вас смотрит? (ответы детей) Конечно же - это корова.

- Ваня, скажи, как называется эта геометрическая фигура (ответ ребенка) Правильно это квадрат. Какого цвета, Ваня, квадрат? (ответ ребенка: «квадрат зеленый»). Посмотрите, окно открылось, значит, правильно Ваня ответил.

(Воспитатель убирает сверху накладной квадрат)

- А это кто из окна на вас смотрит? (ответы детей) Это лошадка.

- Посмотрите на круг и квадрат. Сравните их. Скажите чем они отличаются друг от друга (ответы детей)

- Правильно цветом: круг красный, а квадрат зеленый.

Рисование пальчиками в воздухе (или на столе) контура геометрических фигур квадрата и круга.

- Нарисуйте в воздухе (на столе) пальчиком круг, Посмотрите, бежит пальчик по кругу, откуда ушел, туда и вернулся. А теперь нарисуйте квадрат. Прямо веду палец, вот уголок, поворачиваю палец- веду вниз, еще уголок и т. д. Что есть у квадрата (педагог показывает на углы? Карина ответит. Правильно у квадрата есть углы. А у круга есть углы? Рома скажи (ответ ребенка) У круга нет углов, он может катиться. А квадрат может катиться? Почему? Правильно, потому что ему мешают углы.

- Собачка вот видишь, круг отличается от квадрата тем, что у него нет углов, а у квадрата есть. Какие детки догадливые и сообразительные!

Аналогичным способом дети называют другие геометрические фигуры и животных в этих окнах, сравнивают треугольник и круг.

- Сколько в домике живет животных? («много»)

- Как одним словом можно назвать всех этих животных? (ответы детей) Правильно – домашние животные.

Воспитатель. Собачка устала, она хочет с вами поиграть. Встаньте, задвиньте стульчики, встаньте за спинку стула.

Динамическая пауза – игра «Выполни движение»

Воспитатель. Игра называется «Выполни движение». Если я скажу слово:

• круг – вы хлопаете в ладоши,

• квадрат – топаете ногами,

• треугольник – прыгаете на двух ногах.

- Богдан, скажи, если я скажу квадрат - ты что будешь делать? (дети закрепляют правила игры)

Воспитатель. Замечательно вы играли! Собачке понравилось, как вы играли. Сели красиво спинка прямая, ножки вместе поставили. Молодцы!

Работа с раздаточным материалом.

Игровое упражнение «Сравни животных по высоте»

Воспитатель. А сейчас, домашние животные из домики окажутся у вас на столах, если вы закроете глазки. Не подглядывайте, (воспитатель раздает каждому ребенку плоскостное изображение – фигурки коровы и лошади). Откройте глаза. У вас на столе фигурки домашних животных. Положите их перед собой.

Воспитатель. Карина, назови животных, которые у тебя? (ответы)

- Ваня, назови животных, которые у тебя на столе.

- Лошадь и корова поспорили, кто из них выше ростом. Что нужно сделать, чтобы узнать кто выше ростом (ответы детей). Правильно, надо приложить лошадь к корове рядом на одну линию и сравнить друг с другом или поставить рядом их.

Воспитатель. Приложите фигурку коровы к фигурке лошади, так чтобы их ноги были на одной линии. (Или поставьте корову и лошадь на стол рядом друг с другом)

- Кто выше корова или лошадь? (предполагаемые ответы детей: «лошадь выше коровы»). Карина мне скажет!

- Настя, а у тебя кто выше?

- Максим, а у тебя кто ниже? («корова ниже лошади»)

- Дети покажите пальчиком, какая лошадь высокая. Вспомните…., мы проводим пальчиком снизу от ног лошади вверх до головы или сверху вниз. Вот какая лошадь высокая.

- Покажите пальчиком, какая корова низкая…Проводим пальчиком снизу от ног коровы вверх до головы или сверху вниз. Вот какая корова низкая.

- Максим, скажи корова какая по высоте? («корова низкая»).

- … скажи, какая лошадка по высоте? («лошадь высокая»).

- Дети, возьмите высокое животное в правую руку.

-…. В какой руке у тебя лошадь?

- Возьмите в левую руку низкое животное.

- Кто у тебя в левой руке?

- Почему у тебя в правой руке лошадь? (потому, что она высокая)

Воспитатель. Замечательно поработали! Собачка все запомнила.

Игровое упражнение «На водопой».

Воспитатель. Ваши животные захотели пить воду. И сейчас вы по моему сигналу- хлопку в ладоши, отнесете своих животных на водопой. Вот посмотрите у меня на столе два больших корыта. Они разные по форме. Слушайте задание:

- Лошадь поставьте около круглого корыта, а корову поставьте у квадратного корыта. Богдан, лошадь возле какого по форме корыта ты поставишь? А корову, возле какого по форме корыта ты поставишь? Приготовились… (Педагог хлопает в ладоши, дети подходят к столу и расставляют фигурки. Далее воспитатель задает индивидуальные вопросы к детям).

- Богдан, что ты сейчас сделал? (предполагаемые ответы: «я поставил лошадь»)

- К корыту какой формы ты поставил лошадь?

- Почему ты поставил корову к этому корыту?

- Сколько лошадок стоит около круглого корыта(«много»)

- У квадратного корыта кто стоит?

Воспитатель. Какие вы умницы, садитесь на свои стульчики, а животные пусть пьют, тихо, не спугните животных. Покажите собачке, как вы должны правильно сидеть.

3. Заключительная часть. Итог.

Воспитатель. Скажите, что мы с вами учились делать сегодня на занятии?

- Что мы делали?

- Собачке очень понравилось. Она очень внимательно за вами наблюдала, собачка на ушко мне говорит (воспитатель подносит игрушку к своему уху) что вы такие умнички, Богдан и Настя молодцы: правильно называли геометрические фигуры, собачка дарит им на память картинку- раскраску, после занятия вы сможете ее закрасить. Рома умничка- быстрей всех нашел самое высокое животное и т. д.

(Педагог отмечает каждого ребенка. Раздает детям картинки- раскраски на тему «Домашние животные»).

- Давайте скажем собачке до свидания и спасибо за подарки. А сейчас встали все из-за стола, задвинули стулья, занятие окончено. Всем спасибо.

Анализ занятия по развитию элементарных математических представлений во 2 младшей группе (для детей с ЗПР, ЗРР).

Тема: Обобщение и систематизация знаний детей о геометрических фигурах. Сравнение двух предметов, контрастных по высоте.

Данное занятие реализуется с детьми в возрасте 3-4 лет с ЗПР, ОНР в рамках типовой стандартной программы Васильевой и методических рекомендациях Н. В. Нищевой.

Характеристика группы: развитие детей отстает от возрастной нормы, почти все дети имеют ЗПР церебрально- органического происхождения.

Демонстрационный и раздаточный материал- соответствовал нужному размеру, возрастным особенностям детей, гигиеническим и эстетическим требованиям, был красочным, в то же время не отвлекал внимания детей. Например, окна в домике были яркие, важно было привлечь внимание к геометрическим фигурам, а не к животным в них. Поэтому изображение самих животных было не красочным, а черно- белым. Не было лишнего, так сказать загромождения доски наглядным материалом. Наглядный материал, используемый на занятии, на мой взгляд, вызывал у детей желание работать, что является одним из главным стимулом.

Тип занятия по основной цели - обобщения и систематизации материала, формирование обобщенных умений и способов действий. На этом занятии дети под руководством воспитателя обобщают и систематизируют приобретенные знания, умения и навыки посредством практических заданий с разной направленностью.

Вид занятия: игровое, познавательное.

Форма проведения: традиционная

Цель указана правильно- одна, это - обобщение и систематизация знаний детей о геометрических фигурах. Далее идут задачи, в которых раскрыты образовательные, развивающие, воспитательные задачи.

Программные задачи занятия соответствуют уровню знаний и развитию данной группы.

Цель и задачи занятия я считаю, были выполнены.

Необходимым условием организации занятий с дошкольниками с ЗПР, является психологическая комфортность детей. Доказано, что информация полученная детьми при положительном эмоциональном состоянии воспринимается, усваивается лучше, поэтому я старалась на занятии создать атмосферу доброжелательности, вселяла веру в силы ребенка, в его уверенность в себе, например подбадривая его словами, жестами «Умничка, Молодец! Попробуй, сделай, я знаю, ты сможешь! И т. д.». Вы, наверное,заметили, на протяжении всего занятия дети задания выполняли с удовольствием, им нравилось.

Дети были активны, справлялись с заданием по мере своих возможностей, некоторые самостоятельно, некоторые дети прибегали к постоянной помощи воспитателя. На протяжении всего занятия старалась, чтобы мои указания, пояснения, объяснения были четкими, это позволило детям правильно выполнять задания, без затруднений.

Содержание занятия соответствует программе данной возрастной группе.

Материал занятия выдержан в рамках лексической темы недели.

Поэтапный анализ занятия.

1. Началось занятие с организационного момента – игрового упражнения «На занятие зайдет тот, кто правильно выполнит движение»», с сюрпризного момента, цель которого была активизировать внимание детей. Создание эмоционального положительного фона.

На этом этапе реализуется мотивационная задача - усилить интерес к занятию: научим собачку, сюрприз от собачки. Присутствие игрового персонажа на занятии побуждало детей к математической деятельности.

2. Далее идет основная часть занятия.

При выполнении следующего задания, использовала наглядный материал.

Дидактическая игра «Назови геометрическую фигуру»- она направлена не столько на усвоение названий геометрических фигур, а на развитие операций мышления- сравнение, развитие математического словаря, исправляла речь детей (правильное согласование прилагательного и существительного). Например Настя не могла выговорить слово квадрат.

Дети, т. к они имееют ЗРР очень затруднялись сформулировать правильно ответ, хотя мыслили правильно, поэтому я давала образец правильно сформулированной мысли. Этот прием используется во 2 младшей группе: например, когда дети на вопрос «Чем отличаются геометрические фигуры?»- отвечали «Красками», я отвечала «Правильно заметил Богдан, геометрические фигуры отличаются цветом». Или еще один пример:

- Кто это?

- «Парасюшка».

- Правильно Богдан догадался, это свинья. Повтори Богдан, скажи это свинья….

Как я уже говорила, на занятии я широко использую упражнения и игровые приемы, направленные на развитие операций мышления: обобщение, сравнение, анализ. (обобщение- например у круглого корыта стоят все лошади, все животные в окнах- домашние;

Сравнение- логический прием умственных действий, требующий умения выявлять сходства признаков объекта и различия между ними: чем отличаются геометрические фигуры, сравнение двух животных по высоте.

Операция «сравнения» тесно связана с другой операцией мышления - «анализом», т. к. анализ помогает выделять свойства объекта, без анализа предметов по различным признакам невозможно их сравнение.

Операция «классификация»- это разделение множества не группы по какому- либо признаку. Классификация требует определенного уровня сформированности операций – анализа, сравнения, обобщения---

Использую как в этой части, так и в других такой прием, как вопросы к детям: старалась, чтобы вопросы были точными, конкретными, формулировки разнообразными - об одном и том же спрашивала по-разному (например не задавала всем один и тот же вопрос кто выше, а говорила: «Кто выше? Кто ниже? Корова выше или ниже? Корова - какая по высоте и т. д.»).

Очень важно было задавать вопросы, которые активизируют мыслительную деятельность- «Почему не катится квадрат?».

Очень трудно приучать детей данного возраста выслушивать задание до конца, не отвечать хоровыми ответами. На занятии я приучала этому детей: «Отвечает тот, кого я назову», или кто поднимет руку. Вставать при ответе в этом возрасте не требуется (Гербова «Организация занятий во 2 мл. гр»).

Еще один прием- демонстрация воспитателем способа действия в сочетании с объяснением - круг катится….квадрат.

Обобщающий жест - один из приемов, например, когда показывала, что много домашних животных.

Следующий прием- это намеренно сделанная ошибка воспитателем: показывая на круг, сказала, что это квадрат, дети заметили и исправили. Этот прием используется для активизации внимания.

В этой части использовала такой прием, как рисование в воздухе пальчиком «Нарисуй пальчиком». А вот следующее задание - «Нарисуй пальчиками обеих рук одновременно круги» - это упражнение на развитие координации движений и графических навыков, активизацию стволовых структур мозга и межполярного взаимодействия.

Чтобы поддержать интерес к называнию фигур, сравнению их, я использовала игровую мотивацию «Окно не откроется, если вы не правильно назовете», дети старались правильно выполнить задание (например, Богдан долго думал, не мог назвать фигуру, я ему сказала «Думай, а то окно не откроется…»).

Дети выполняли задания с желанием, путем игрового персонажа поддерживала интерес к заданиям, дети выполняя задания, знали, что за ними «смотрит» собачка, собачка не запомнила чем отличаются фигуры, давайте ей еще раз скажем (не мне повторяли, а собачке).

В этой части задействованы были все дети.

3. Динамическая пауза.

На следующем этапе при выполнении динамической паузы одновременно решаются несколько задач - снижение умственного напряжения, физической утомляемости и развивается слуховое внимание, память, координация движений (развитие слуховых анализаторов).

Здесь использую словесные приемы: разъяснение, инструкция по выполнению упражнения. Обязательно дети повторяют правила игры. Один из приемов - начинаю говорить, дети продолжают.

4. Работа с раздаточным материалом. Совершенствование умения различать формы предметов.

На следующем этапе дети сами путем действий с предметами находили высокий и низкий.

Для активизации внимания использовала игровой прием: Дети закрыли глаза, и во время этого я раздала раздаточный материал. То, что дети начали играть сначала им - этого и следовало ожидать, это их психологические особенности. Но в результате все положили правильно, здесь шла индивидуальная работа с детьми, и естественно, что пока воспитатель объясняет одному, другой может отвлечься. Когда они сильно здесь разыгрались, я снова использовала прием для привлечения внимания: это переход на шепот, обращение к игровому персонажу, дети шепотом отвечали, это прием сработал.

Прием - словесные отчеты детей (рассказать, что они делали).

Еще один прием это контроль и оценка при наблюдении за процессом выполнения детьми заданий, их действий, ответам.

Своими вопросами старалась активизировать мыслительную деятельность детей (вопросы. почему?.)

5)Итог занятия

В конце занятия и в его процессе использую нетравмирующую оценку, которую нужно использовать для детей младшего дошкольного возраста:

похвалила каждого ребенка, не в коем случае нельзя сравнивать с работой друг друга.

Переход от этапа к этапу осуществлялся с помощью игровой проблемной ситуации.

Учитывая особенности детей, на занятии поэтапно происходила смена видов деятельности. Это позволило сохранить заинтересованность и положительный эмоциональный настрой.

В ходе проведения занятия были использованы разнообразные игровые приемы, позволяющие привлечь внимание и поддержать эмоциональный настрой, предупреждать утомляемость и сохранять интерес к занятию.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия.

На протяжении всего занятия, старалась приучать детей внимательно выслушивать задание, запоминать его (спрашивала: «Что вы должны сделать?», точно выполнять и рассказывать о том, что и как они сделали. Детям трудно дать полный четкий ответ, я помогала наводящими вопросами ; начинала ответ - дети продолжали.

На занятии старалась своевременно оказывать помощь детям, объяснения мои детям были правильными, математически грамотные, доступными, правда).

В течении всего занятия следила за речью детей: исправляла, уточняла, проговаривала и т. д.

На основе данного занятия можно сказать, что уровень знаний, умений, навыков детей на данный момент в группе соответствует - среднему уровню развития знаний по ФЭМП (по разделам - величина, форма.

Приложение 1.

Наглядное пособие "Назови геометрическую фигуру и узнаешь, кто живет в домике"

Конспект открытого занятия по РЭМП во 2 младшей группе (для детей с ЗПР, ЗРР; с подробным анализом занятия).
Фото №1 Конспекты занятий
Публикации по теме:

Конспект занятия «Зимняя прогулка» с презентацией в младшей группеКонспект занятия «Зимняя прогулка» с презентацией в младшей группе Занятие "Зимняя прогулка" разработано с учетом задач "Программы воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М. А. Васильевой,.

Поздравляем победителей конкурса «Лучший конспект занятия». Апрель 2012 Завершился апрельский конкурс на "Лучший конспект занятия". 128 конспектов принимало участие. 20 авторов получат сертификаты, 4 - денежные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по РЭМП во 2 младшей группе (для детей с ЗПР, ЗРР; с подробным анализом занятия).
Опубликовано: 5 ноября 2012 в 15:03
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия по РЭМП во 2 младшей группе (для детей с ЗПР, ЗРР; с подробным анализом занятия).» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Шипулина (УИ 32847) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД