Приложение МААМ

Конспект открытого занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Невидимка воздух»

Ольга Кочеткова
Конспект открытого занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Невидимка воздух»
▼ Скачать + Заказать документы

Программные задачи:

- познакомить детей со свойствами воздуха и способами его обнаружения;

- показать, что движение воздуха – это ветер;

- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

- развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать;

- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме «Воздух»;

-воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

Публикация «Конспект открытого занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе „Невидимка воздух“» размещена в разделах

Коррекционные задачи: следить за звукопроизношением; развивать фонематический слух.

Материалы и оборудование: Мнемотаблица «Свойства воздуха», большая прозрачная ёмкость, компьютерные презентации «Ветер приносит пользу, ветер приносит вред», апельсин, весы, веер по количеству детей, шарики воздушные по количеству детей, теннисные шарики по количеству детей, камушки по количеству детей, геометрические фигуры по количеству детей, поднос по количеству детей, одноразовые стаканчики по 2 на каждого ребенка, целлофановые пакеты по количеству детей, трубочки для коктейля по количеству детей, салфетки по количеству детей.

Ход занятия:

I. Вводная часть. (слайд№1)

Дети сидят полукругом на стульчиках, посередине столы с оборудованием.

Клоун: Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать в «лабораторию чудесных превращений. Давайте познакомимся, меня зовут клоун Любознайка. У меня для вас есть подарок. А что это вы узнаете, если отгадаете загадку:

Круглый, гладкий, как арбуз.

Цвет любой на разный вкус.

Коль упустишь с поводка

Улетит за облака. Что это ребята?

Дети: Воздушный шарик. (Клоун показывает детям надутые шары – красный, зелёный, синий). Посмотрите, какие красивые шары я вам принесла. Ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой - то стал грустный, маленький (ответы). А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым?

Дети: Надо его посильнее надуть.

Клоун: Ребята, помогите мне надуть воздушный шарик!

II. Основная часть.

1. Упражнение на дыхание «Воздушный шарик».

Представь, что у вас в руках находится воздушный шарик. Вдыхаем воздух через нос, выдыхая ртом, сначала медленно, потом все сильнее и сильнее. Дышим и представляем, как шарик наполняется воздухом и становится все больше и больше.

2. Отгадывание загадок. (слайд №2)

Вот какой красивый шарик у нас получился! А что внутри шарика, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! (Воздух)

Клоун: Какой ещё воздух? Я ничего не вижу! А вы видите воздух? Давайте вместе с вами докажем, что воздух существует.

3. Игра «Поймай воздух».

Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (Пакет пуст). Раскройте пакет и скрутите отверстие снизу. Что произошло с пакетом?

Дети: Пакет стал выпуклым.

Клоун: Почему он стал выпуклым, если там ничего нет?

Дети: Там воздух.

Клоун: А мы видим этот воздух?

Дети: Нет, не видим.

Клоун: Если воздух не видим, то он какой? (Невидимый). Если мы можем сквозь воздух видеть, то он еще какой? (Прозрачный)

Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух.

Клоун: Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Что мы выяснили?

Вывод: Воздух существует. Воздух прозрачный, невидимый. Хотя воздух и не видим, все же его можно обнаружить и узнать.

4. Проведение опытов (слайд №3)

Опыт №1 Воздух содержится в различных предметах.

Клоун: Давайте поиграем в игру «Где спрятался воздух Как вы думаете, в пустом стаканчике есть воздух? (ответы детей). Давайте проверим. Посмотрите, что произойдет, когда я буду опускать стакан в чашку с водой. Что вы наблюдаете?

Дети: Вода не вливается в стакан.

Клоун: Теперь я осторожно наклоню стакан. Что произошло?

Дети: Из стакана вышел пузырь воздуха, и вода наполнила стакан.

Клоун: А теперь посмотрим, есть ли воздух в губке, возьмем губку и опустим в воду. Что вы наблюдаете?

Дети: Мы видим, что из губки выделяются пузырьки воздуха.

Клоун: Возьмём пустую прозрачную пластиковую бутылку и проверим, что там действительно ничего нет. Опустим бутылку в воду, что вы наблюдаете?

Дети: Мы видим, что из горлышка выходят пузырьки воздуха.

Клоун: Это вода вытесняет воздух из бутылки. Что мы выяснили? Вывод: Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.

Опыт №2 Имеет ли воздух вкус?

Клоун: Ребята, как вы думаете, как можно попробовать воздух на вкус? (ответы детей).

Клоун: Так как воздух повсюду вокруг нас, предлагаю его лизнуть. Есть ли вкус у воздуха?

ВЫВОД: Воздух вкуса не имеет.

Опыт №3 Есть ли запах у воздуха?

Клоун: Давайте проверим – имеет ли воздух запах. А раз воздух есть везде, то мы попробуем его понюхать, сделайте глубокий вдох. Что вы чувствуете? (Ничего). Пахнет чем-нибудь воздух? (нет). Теперь закройте глаза. (Клоун разрезает апельсин). А теперь вы чувствуете запах? (да). Что мы выяснили?

Вывод: Чистый воздух запаха не имеет. Запах ему придают окружающие его вещества. (Дети проходят за столы).

Опыт №4 В пустом стакане есть воздух

Клоун: Перед вами емкость с водой. Посмотрите, на дно стакана я прикрепила салфетку, так чтобы не выпала. Переверните стакан вверх дном и аккуратно опустите его полностью в емкость с водой, держа прямо. Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем салфетка?

Дети: Салфетка в стакане остается сухой.

Клоун: Что помешало намочить салфетку? (Воздух). Что мы выяснили?

Вывод: Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом.

Клоун: Так, так, так! Вот теперь я знаю, что в предметах, где, кажется пусто, на самом деле спрятался воздух.

Опыт№5. Мы дышим воздухом.

Клоун: 1. Возьмите трубочку для коктейля опустите её в стакан с водой. Тихонько подуем в неё. Что вы наблюдаете?

Дети: В стакане появились пузырьки воздуха.

Клоун: Это выходит воздух из наших лёгких. Что мы выяснили?

Вывод: Мы дышим воздухом.

Опыт №6 Имеет ли воздух форму?

Клоун: Возьмите в руки любую геометрическую фигуру. Какой она формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось? Имеет ли воздух форму? (ответы детей)

ВЫВОД: Воздух формы не имеет.

5. Физкультминутка: (слайд №4)

Ветер веет над полями, маршируем на месте

И качается трава. качаем руками над головой

Облако плывет над нами «плавающие» движения

Словно белая гора руки треугольником над головой

Ветер пыль над полем носит качаем руками перед собой

Наклоняются колосья руки на пояс, наклоны в сторону

Вправо-влево, вправо-влево,

А потом наоборот поворот на месте (дети проходят на стульчики)

6. Беседа: «Какую пользу или вред приносит ветер.

Клоун: Ветер бывает разный, не только веселый. Ребята, какой бывает ветер?

Дети: Теплый, прохладный, колючий, могучий, холодный, легкий, злой, сильный, слабый, сухой, влажный, северный, южный, изменчивый.

Клоун: Да ребята, ветер очень изменчивый, непостоянный. Он еще может приносить людям пользу или вред. (Садитесь на стульчики). Я вам буду показывать картинки, рассмотрите их и объясните, когда ветер приносит пользу, а когда приносит вред.

Картинки и рассказы детей (слайд №5)

Парусник в море

Дети: Ветер приносит пользу, потому что он надувает паруса и помогает кораблю плыть.

Шторм

Дети: Ветер приносит вред, потому что он поднимает большие волны и переворачивает корабли.

Одуванчик

Дети: Ветер приносит пользу, потому что он разносит семена растений.

Лесной пожар

Дети: Ветер приносит вред, потому что он раздувает лесной пожар.

Ветряная мельница (слайд №6)

Ветер приносит пользу, потому что он поворачивает крылья мельницы, она мелет муку.

Смерч, ураган

Ветер приносит вред, потому что он сильный и от него много разрушений.

7. Просмотр мультфильма «Фиксики» (серия Воздушный шарик).

Клоун: Ребята, а давайте посмотрим, что думают о воздухе наши друзья Фиксики (смотрим отрывок из мультфильма «Фиксики», серия Воздушный шарик).

Клоун: Интересно, как же так получается? Фиксики утверждают, что если нагреть воздух в шарике он подымится вверх.

Опыт: «Выпуклый шарик»

Клоун: Давайте проверим, так ли это. Я возьму пустую бутылку, натягиваю на нее шарик (Шарик висит на горлышке). Затем опускает бутылку в емкость с горячей водой. Посмотрим, что произойдёт. (Постепенно шарик надувается и поднимается вверх).

Клоун: Посмотрите, что происходит с шариком?

Дети: Шарик сам начинает надуваться.

Клоун: Воздух расширился при нагревании, он не вмещается в бутылке и переходит в шарик. Ребята, как вы думаете, почему шарик надулся?

Дети: Нагретый воздух становится легче и поднимается вверх, поэтому шарик надувается. Что мы выяснили?

Вывод: Нагретый воздух поднимается вверх.

III. Заключительная часть.

1. Чтение стихотворения детьми: (слайд №7)

Клоун: Послушайте стихотворение «Прозрачный невидимка».

Он – прозрачный невидимка,

Легкий и бесцветный газ.

Невесомою косынкой

Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,

Как целительный настой.

Пахнет свежестью смолистой,

Пахнет дубом и сосной

Летом он бывает тёплым,

Веет холодом зимой,

Когда иней лег на стекла

Пышной белой бахромой,

Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим!

2. Игра «Волшебный шарик».

Клоун: Молодцы ребята! А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг, и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе :

- воздух прозрачный;

- воздух невидим;

- воздух не имеет вкуса;

- воздух не имеет запаха, запах ему придают окружающие его вещества.

- воздух не имеет формы;

- воздух не имеет цвета;

- воздух легче воды;

- воздух можно сжать;

-воздух имеет вес;

- воздух есть внутри предметов;

- воздух есть внутри людей;

- воздух движется;

- ветер – это движение воздуха;

- нагретый воздух поднимается вверх.

Клоун: Вам понравилось проводить опыты и играть в игры? Что понравилось больше всего. (слайд №8)

Клоун: На память о нашей встрече я хочу подарить вам воздушные шарики.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Анализ занятия по исследовательской деятельности .

«Музей ветра». Перспективный план мероприятий по работе с детьми старшего дошкольного возраста Перспективный план мероприятий по работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Музей ветра" СентябрьПроведение серии опытов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Невидимка воздух»
Опубликовано: 19 января 2015 в 23:09
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Невидимка воздух»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кочеткова (УИ 299158) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД