татьяна шерстнева
Конспект открытого занятия «Путешествие в бумажную страну»
▼ Скачать + Заказать документы
«Путешествие в бумажную страну»
Цель непосредственно образовательной деятельности: Формировать познавательно-исследовательскую деятельность детей старшего дошкольного возраста познакомить детей со свойствами бумаги при помощи опытоэкспериментальной деятельности.
Задачи непрерывно образовательной деятельности:
Образовательные:
- обеспечить знакомство детей со свойствами бумаги
- уточнять и расширять представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах
- истории ее возникновения, процессе производства, свойствах и разновидностях.
Публикация «Конспект открытого занятия „Путешествие в бумажную страну“» размещена в разделах
Развивающие:
-развитие у детей тотальных ощущений, любознательность.
- развивать интереса к экспериментальной деятельности.
Воспитательные:
-воспитывать умение слушать
- аккуратность в работе
-старание и дружеское отношение между детьми во время выполнения опытов и заданий
Оборудование:
- методическая презентация «Путешествие в бумажную страну»;
- бумажный корабль «Мечта»;
-образцы бумаги : картон, бархатная, гофрированная, гигиеническая,и т. д
- материал для продуктивной деятельности ( Материальное обеспечение: у каждого ребенка на столе полоски бумаги (разная толщина, разная поверхность, стакан с водой, подносы, авторучка и цветной карандаш);
- проектор, ноутбук
Использование современных образовательных технологий:
- ИКТ – технология: презентация
- исследовательская технология (опыты с бумагой)
- здоровьесберегающая технология (пальчиковая гимнастика «Делать бумагу», д/и «Бывает не бывает»)
Предварительная совместная деятельность:
- рассматривание различных видов бумаги
-поделка из бумажных салфеток «Разноцветные шарики на ёлке»
-беседа о бумаге в жизни человека
Ход деятельности
Организационная часть:
(дети стоят полукругом)
Воспитатель:
Настроение у нас – отличное,
(показ сжатыми кулачками и поднятым вверх большим пальцем)
А улыбки – дело привычное,
(показ рисование улыбки на лице – указательными пальцами обеих рук)
Пожелаем друг другу добра,
(руки в стороны над головой и опустить вниз.)
Ведь играть начинать нам пора!
В путь-дорогу собираемся
В путешествие отправляемся.
- а на чем же можно отправиться в путешествие? (на корабле) Давайте подойдем и посмотрим из чего он сделан (на столе стоит бумажный корабль).
Кораблик непрочный, кораблик бумажный
В потоке несётся отважно
К неведомым странам, в чужие места.
Кораблик бумажный с названьем – “Мечта”.
- Ребята, можно ли в настоящее путешествие отправиться на бумажном корабле?
- Давайте как можно больше узнаем о бумаге и сделаем правильный вывод.
Основная часть:
Сейчас просто невозможно представить себе жизнь без бумаги.
Ребё нок:
Бумага бывает документом,
Плакатом, фантиком, конвертом,
Письмом, обоями, листовкой,
Альбомом, книгой, упаковкой,
Салфеткой, веером, талоном,
Неувядаемым пионом.
Она бывает и деньгами.
И многими другими прекрасными вещами.
Воспитатель:
- А давайте вспомним, что может быть из бумаги?
- Поиграем в игру “Бывает, не бывает”.
Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. ( Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).
- Как вы думаете, бумага была всегда? А на чем же люди писали раньше? Давайте вместе отправимся в путешествия в историю бумаги и выясним, на чем писали люди раньше и технологию изготовления бумаги.
- А отправимся мы в путешествия на корабле.
- Занимаем свои места на палубе, мы отправляемся в путешествия на остров «Всё обо всём» муз. №1 (отплытия корабля)
(встречает профессор Всезнамус)
Профессор Всезнамус:
Здравствуйте, ребята! Я профессор Всезнамус. И сегодня мы выясним на чем писали люди раньше, а также узнаем историю бумаги и процесс изготовления бумаги.
Презентация «История бумаги»» №2
- Древние люди рисовали на камнях.
- Затем начали писать на сырых глиняных табличках. Наши далёкие предки сушили их на солнце или обжигали в огне.
- Более лёгким и надёжным материалом для письма стало дерево. Наши предки славяне наносили свои тексты на бересту – это кора дерева. Их называли берестяные грамоты.
- Писали и на шкурах животных. Этот материал называли пергамент.
-Люди, живущие на берегах реки Нил, нашли растение-папирус. Стебли папируса разрезали на тонкие полоски, смазывали клеем, сушили на солнце.
- Бумагу придумали в Китае две тысячи лет назад. Китайцы нашли способ делать бумагу из коры дерева. Изобретателем бумаги считается Цай Лунь.
Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобретения.
Пальчиковая гимнастика.
Лесорубы дерево срубили, (Имитация движение топора)
На станке на части разделили, (руками разводят в разные стороны)
Чурбачки на щепки порубили, (стучат ребром ладони о другую ладонь)
И в растворе долго их варили, (имитация движений поварешки)
А потом всю жидкость отжимают, (отжимают руками)
Валиком утюжат, сушат, гладят. (имитация движений утюга)
Так выходит чистый лист бумаги (показ двух ладоней, поднятых вверх)
Для журнала, книги и тетради. («открывают» две сложенные ладони)
(профессор делает гимнастику вместе с детьми)
Прошло много времени, пока все узнали, как делать это чудо - бумагу.
Слайды с этапами изготовления бумаги. Презентация продолжения.
1. В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках.
2. Основным сырьем для производства бумаги является дерево, и самые подходящие деревья сосны, ели, березы.
3. На фабрике машины сдирают с них кору, измельчают в щепки.
4. Щепки сортируют по размеру и отправляют в варку.
5. После этого бумагу окрашивают.
6. Бумажная масса попадает в бумагоделательную машину.
7. Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков.
8. Наконец ровная белая лента выходит из машины и наматывается в огромный рулон.
Так, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу. Мы с вами узнали, какой длинный путь проходит бумага пока попадет к нам. В изготовление каждого листочка бумаги вложен труд многих людей.
Воспитатель:
- Давайте скажем профессору Всеснамусу спасибо и отправимся дальше в путешествовать на остров «Сокровищ». Занимаем свои места на палубе и отправляемся на остров «Сокровищ» муз. №1
(приехали на остров «Сокровищ»)
- Нас никто не встречает? (под муз. выходит Фрекен Бок) муз. №3
Фрекен Бок:
- Здравствуйте, ребятишки! Вы узнаёте кто я?
С тех пор, как я перестала быть домомучительницой и воспитывать детей. какая это была мука воспитывать детей. Я увлеклась коллекционированием бумаги. В моей коллекции все возможные виды бумаги. Я сегодня вас познакомлю.
(знакомство с коллекцией бумаги).
Воспитатель:
- Ребята скажем Фрекен Бок спасибо за знакомство с ее интересной коллекцией бумаги.
- мы продолжаем своё путешествия, занимаем свои места на палубе и отправляемся на остров «Почемучек» муз. №1
- Мы с вами установили, что бумага бывает разных видов, встречается повсюду, из нее можно сделать много нужных, полезных, красивых вещей. И наш кораблик тоже сделан из бумаги. Но почему же мы не можем отправиться в настоящее путешествие на нашем корабле? (он непрочный)
- А как нам в этом убедиться?
-Проведём опыты с бумагой.
-А где мы их проводим? (В нашем лаборатории «Почемучек») Прежде чем мы туда отправимся, вспомним правила безопасности нельзя бегать, баловаться, шуметь.
Опыт 1.
– А сейчас проведем первый опыт и попробуем узнать, у кого бумага мнется? (Дети мнут бумагу)
– У всех бумага смялась? У всех. А всем было легко смять? Нет, а почему как вы думаете одну бумагу смять легко, а другую трудно? (ответы детей). Вот видите ребята, с трудом, но все-таки всю бумагу удалось смять. Чем толще бумага, тем она крепче. Сделаем вывод "Бумага мнется".
Попробуйте распрямить бумагу, разгладьте ее ладошкой. Получилось? Почему? (ответы детей)
ВЫВОД: ИТАК, БУМАГА ЛЕГКО МНЕТСЯ И СОВСЕМ НЕ РАЗГЛАЖИВАЕТСЯ, НЕ СТАНОВИТСЯ ПРЕЖНЕЙ.
Опыт 2.
– А теперь проверим, у кого бумага порвется? (дети отрывают небольшие кусочки бумаги) Вся бумага порвалась?
– Сделаем вывод "Бумага рвется".
ВЫВОД: МЫ ВЫЯСНИЛИ, ЧТО БУМАГА ЛЕГКО РВЕТЬСЯ РУКАМИ.
Опыт 3.
– Ребята, для следующего опыта нам понадобится вода.
– Положите листочки в воду. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? Толстая бумага тоже намокнет, только для этого потребуется больше времени. Сделаем вывод "Бумага намокает ".
Потяните двумя пальчиками кусочек намокшей бумаги в разные стороны. Получилось? Почему? (бумага размокла и расползлась)
ВЫВОД: БУМАГА НАМОКАЕТ В ВОДЕ И РАСПОЛЗАЕТСЯ, ОНА НЕПРОЧНАЯ.
Опыт 4
Возьмите авторучку и проведите на каждой из полосок линию, а потом и цветным карандашом. Получилось?
ВЫВОД: ЗНАЧИТ, НА БУМАГЕ МОЖНО ПИСАТЬ, РИСОВАТЬ.
Опыт №5
Я предлагаю вам узнать, может ли бумага издавать звуки?
Давайте возьмём кусочки бумаги со стола и будем выполнять движения «Стирка белья». Что услышали?
Бумага шуршит, скрипит.
ВЫВОД: ЗНАЧИТ, БУМАГА МОЖЕТ ИЗДАВАТЬ ЗВУКИ.
- мы выяснили почему нельзя отправиться в настоящие путешествия на бумажном корабле?
- бумага материал прочный или нет?
Рефлексия
- Ребята, какие же свойства бумаги вы узнали. (Бумага мнется, рвется, намокает и издаёт звук)
- Давайте ещё раз скажем, что мы увидели во время путешествия на каких мы островах по бывали и кого мы там встретили? (ответы детей).
- Поэтому давайте не забывать, как легко её повредить и поэтому к бумаге нужно относится бережно. Бумага очень важна в жизни каждого человека. Дети должны аккуратно читать книги, не мять и не рвать листы и тогда они прослужат очень долго.
- А что больше всех вам запомнилось в нашем путешествии?
Заключительная часть
Вы узнали, какой длинный путь проходит бумага пока попадет к нам. Скоро вы пойдете в школу и будете читать не только сказки, рассказы, но и разные учебники, из которых узнаете много интересного. Вы будете не только рисовать, но и писать. Никогда не забывайте, сколько людей трудилось, чтобы у вас были книги, тетради. Относитесь к ним бережно. И берегите природу.
А наше путешествие подошло к концу.