Алла Жигальцова
Конспект открытого занятия в старшей группе «Хлеб — наше богатство»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Хлеб – наше богатство»
Воспитатель:
А. А. Жигальцова
Программные задачи:
1. Закрепить знания детей об этапах выращивания хлеба.
2. Дать понятие детям о разнообразии хлебных культур.
3. Уточнить представление о многообразии хлебобулочных изделий.
4. Активизировать в речи детей слова – тракторист, комбайнер, пекарь, хлебороб, хлебозавод, элеватор, каравай.
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Хлеб — наше богатство“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Внести в словарь детей новые слова: нива, пшеница, рожь.
5. Воспитывать уважительное отношение к хлебу, как к одному из главных богатств России, а также к труду хлеборобов.
Материал: иллюстрации с изображением техники в поле; репродукция картины И. И. Шишкина «Рожь». Хлебобулочные изделия, колоски пшеницы и ржи, мука (ржаная и пшеничная, тесто, аудиозапись песни, соленое тесто для лепки, стеки.
Ход занятия.
Дети входят в празднично украшенный зал. Сегодня у нас будет необычное занятие, к нам пришли гости. Посмотрите, как красиво украшен зал, и я нарядилась в русский народный костюм. А поговорим мы о богатстве нашей страны :
- Кто знает, как она называется (Россия)
- Что можно сказать о ней, какая наша страна?
- Очень часто говорят, что Россия – страна богатая, как вы думаете, что это значит.
(В России много лесов, полей, рек, морей).
- Верно, в России, ребята, еще много полезных ископаемых (уголь, нефть, газ, золото, железо, но что является главным богатством России, вы должны отгадать!
Отгадать легко и быстро
Мягкий, пышный и душистый
Он и черный, он и белый,
Но всегда он загорелый,
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет.
- Правильно ребята, молодцы, главное богатство нашей страны – это хлеб.
Вот он хлебушко душистый
С хрупкой корочкой, витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
Дети рассматривают выставку хлебобулочных изделий.
Обратите внимание, что хлеб бывает разный по форме и цвету.
Скажите, какой вы видите хлеб? А что можно сказать о хлебе, какой он на вкус, запах (вкусный, хрустящий, свежий, душистый, аппетитный, ароматный).
- А скажите, какие вы видите еще изделия? Дети перечисляют названия выпечки.
Вот мы рассмотрели нашу выставку, после занятия попьем чай с хлебобулочными изделиями, а теперь садитесь на стульчик.
Хлеб – это главный продукт питания, он каждый день у нас на столе. А из чего его пекут? (Из муки) А из чего получают муку? Правильно муку получают из зерен пшеницы и ржи. У меня на столе разная мука, светлая – это пшеничная, темная – ржаная. Из пшеничной муки пекут белый хлеб, батоны, булочки, пирожки, печенье, торты, а из темной пекут ржаной хлеб, делают квас.
Чтобы у нас на столе всегда был свежий хлеб, нужно вырастить много пшеницы и ржи, а чтобы получить много зерна, засевают огромные поля. Скажите, а что помогает человеку обрабатывать поля, пахать и рыхлить землю? (трактора) Показ картины. Как только растает снег, пригреет солнышко, на поля выезжают трактора, а кто работает на тракторе? На картине мы видим, как сеют зерно. Все лето растут и созревают зерна в колосках. После в это время очень красивое, художники часто изображают его на картинах. Посмотрите на картину Шишкина, которая называется «Рожь». Показ картины. Подумайте, с чем можно сравнить хлебное поле? Многие сравнивают его с морем, т. к. у поля, как и у моря не видно другого края. Такое поле в народе называют «нивой». Полюбуйтесь, как красива спелая «нива». А когда дует на поле ветер можно подумать, что колышутся волны. Давайте теперь представим, что мы колоски. (Дети встают на физ. Минутку).
Ветер веет над полями
И качается трава.
Облака плывут над нами,
Словно белая гора.
Ветер пыль над полем носит, и качаются колосья.
Вправо, влево, взад, вперед
И совсем наоборот.
Мышки прячутся во ржи,
Как увидеть их, скажи?
В норке прячется полевка,
Покажись скорей, плутовка!
Мы вбираемся на холм
И немного отдохнем.
Но вот зерна созрели и на поля выходят другие машины.
Он идет, волну сечет
Из трубы зерно течет.
Как называется эта машина? Правильно- это комбайн. А кто управляет комбайна? Выставляю картину. Посмотрите, какая это большая машина. Комбайн не только срезает колоски, но и обмолачивает зерна, которые по длинному рукаву – бункеру, высыпаются в грузовые машины. Я вам принесла колоски, попробуйте достать из них зерна. Видите, как трудно обмолачивать колоски. С поля грузовые машины повезут зерно на элеватор. Показ картины. Элеватор – огромное здание, в котором не только сушат, но и хранят зерно. И только после того, как зерно высушат, из него можно делать муку. А где делают муку? Кто работает на мельнице? Теперь, когда мука готова, из нее можно печь хлеб. Ребята, где пекут хлеб? Подумайте, кто его печет?
Показ картины. Это хлебозавод, здесь выпекают очень много видов хлеба и хлебобулочных изделий. Хлеб пекут не только днем, но и ночью. Я вам принесла тесто, из которого пекут хлеб. Дотроньтесь до него. Даю возможность детям попробовать тесто на ощупь. Уточняю, какое тесто?
Дома вы часто видели, как мамы и бабушки что – то пекут? Какие продукты кладут в тесто? Молодцы! Вы сегодня тоже можете приготовить любимые изделия из теста. Спрашиваю детей, что они будут «печь». Дети работают под фонограмму. Затем выкладывают свои работы на поднос.
Д/игра «Цепочка». (Закрепить этапы выращивания и хранения зерна и изготовление муки и хлеба).
Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь. Но нужно с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего, не играть с хлебом, не выбрасывать хлеб в мусор. Мы теперь знаем, сколько сил и труда вкладывают хлеборобы, чтобы хлеб, всегда был у нас на столе. Но, к сожалению, не все относятся к хлебу бережно. Послушайте стихотворение С. Михалкова «Булка».
Три паренька по переулку,
Играя, будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И, на ребят, почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И, вдруг, спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
-Вы кто такой?- спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я пекарь! – человек ответил,
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой, налиты под небом
Поля пшеницы золотой.
Ребята, как нужно относиться к хлебу? А это значит бережно? А что нужно делать, если после еды остались кусочки хлеба? Правильно, даже хлебные крошки нельзя выбрасывать. Вспомните, кому голодно сейчас зимой?
Люди всегда с уважением относились к хлебу, слагали стихи, сочиняли песни. Свое отношение к хлебу отражали в пословицах и поговорках, вспомните, какие вы знаете?
Хлеб да каша-пища наша.
Худой обед, коли хлеба, нет.
Будет хлеб, будет и обед.
Будет хлеб, будет и песня.
Много снега, много хлеба.
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Не велик кусок пирога, а стоит много труда.
Посей впору, будешь иметь хлеба гору.
У кого хлеб родится, тот и веселится.
Каждую крошку в ладошку.
Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
Голодной куме, хлеб на уме.
Каждую крошку в ладошку.
Без хлеба, нет обеда.
Хлеб, всему голова.
Так что же является главным богатством нашей Родины? Что интересного вы узнали сегодня на занятии?
Молодцы, ребята, очень хорошо отвечали. Мы узнали, как выращивают и хранят зерно, как делают муку и пекут хлеб, слушали стихотворения о хлебе, поговорки, а теперь заведем хоровод «Колосок».