Вера Калита
Конспект открытого занятия-экспериментирования в старшей группе «Опасное-неопасное электричество»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:привить интерес к совместной исследовательской деятельности.
Задачи:
-способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова;
-расширить представления детей о предметах,которые могут служить источником опасности в доме;
Публикация «Конспект открытого занятия-экспериментирования в старшей группе „Опасное-неопасное электричество“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Электричество, опыты. Эксперименты с электричеством
- Электричество. Электроприборы, бытовая техника
- Темочки
-сформировать правила безопасного поведения при пользовании электрическими приборами;
-обеспечить получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.
-развивать смекалку, зрительную память, воображение;
-воспитывать желание выполнять работу сообща.
Материалы и оборудование:
-конверты с разрезанными картинками;
-изображение Золушки (в домашней одежде, платье, на балу);
-магниты по количеству детей;
-картинки с изображениями цветов по количеству детей;
-бабочки по количеству детей;
-пластмассовые палочки по количеству детей;
-кусочки шерстяной ткани по количеству детей;
-воздушные шары по количеству детей;
-соль и перец;
-магнитола;
-кусочки провода по количеству детей;
-электростанция, город,построенные из строительного конструктора,провода.
Обогащение словаря:
-исследователи, лаборатория, наэлектризовалась, неопасное.
Предварительная работа:
Проведение опытов, чтение энциклопедии для любознательных «Почемучка», «Обо всем», разучивание стихотворений, наблюдение на прогулке за электрическими проводами.
Воспитатель показывает картинку с изображением Золушки и читает стихотворение:
Веселым зимним солнышком
Дорога залита.
Весь день хлопочет Золушка,
Делами занята.
Хлопочет дочь приемная
У мачехи в дому.
Приемная-бездомная,
Нужна ль она кому?
Белье стирает Золушка,
Детей качает Золушка,
И напевает Золушка -
Серебряное горлышко
Посуду моет Золушка,
В окошко смотрит Золушка,
И напевает Золушка:
"Ох, горе мое, горюшко!"
Блестит в руке иголочка.
Стоит в окне зима.
Уставшая Золушка
Шьет туфельку сама.
Воспитатель. Ребята, а давайте поможем Золушке справиться с её нелёгкой работой. Попробуйте отгадать,какие электроприборы нужны Золушке.
Он шумит, пугая кошку,
Ездит в доме с грохотом.
И ковровую дорожку
Чистит длинным хоботом. (ПЫЛЕСОС)
Гладит платья и рубашки,
Отутюжит нам кармашки.
Он в хозяйстве верный друг-
Имя у него… (УТЮГ)
Полюбуйся, посмотри –
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лёд,
Там сама зима живёт.
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина.
(ХОЛОДИЛЬНИК)
Приготовлю на обед:
Суп гороховый, омлет
И картошечку сварю –
Всю семью я накормлю.
Только ты включи меня,
Всё сготовлю для тебя! (ПЛИТА)
Посмотри на мой бочок –
Во мне вертится волчок.
Никого волчок не бьёт,
Зато всё-всё-всё собьёт. (МИКСЕР)
Крутит-вертит барабан
Мамина помощница.
В ней простынка, сарафан
Чисто прополощутся.
(СТИРАЛЬНАЯ МАШИНА)
Что за чудо, что за ящик?
Сам – певец и сам – рассказчик.
И к тому же заодно
Демонстрирует кино. (ТЕЛЕВИЗОР)
Он пыхтит как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится-
Пригласит чайку напиться. (ЧАЙНИК)
Воспитатель. Электроприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые волшебники, помогают нам. Без них человеку было бы трудно.
Что же это такое само невидимое сидит в розетке и заставляет домашние машины трудиться?
Дети. Правильно, это электрический ток.
Вы знаете, откуда он приходит в ваш дом?
Воспитатель. Он рождается на электростанциях и по проводам, спрятанным глубоко в землю или протянутым очень высоко над землёй, приходит в дома, машины, на заводы и помогает человеку. Току приходится совершать длинное путешествие по улицам и переулкам. Он приходит в дом по электрическому проводу. Сверху он одет резиновую рубашку, а под ней – пучок тонких медных проволочек. Вот по этим проволочкам текут маленькие-премаленькие частицы-электроны. Потом ток приходит в розетку, а затем – в электроприборы.
Дидактическая игра «СОБЕРИ КАРТИНКУ»
Дети выкладывают в парах электроприборы из разрезанных картинок.
Воспитатель. Очень помогает нам электричество, но и к себе требует уважения: хочет, чтобы с ним обращались как положено.
Если сунешь пальцы в розетку или дёрнишь за провод, ток может ударить тебя! Он так даёт сдачи за неуважительное обращение.
Недаром говорят : «Ударило током».
Особенно опасно, если электричество повстречается с водой. Только прикоснёшься мокрой рукой к выключателю – ток пробежит через воду и ударит тебя!
Опасно играть или подходить к провисшим или оборванным проводам.
Воспитатель. Но есть электричество неопасное, тихое, незаметное.
Оно живёт повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно даже поиграть.
Хотите узнать, как оно появляется? Послушайте.
Жили-были маленькие-премаленькие заряды-попрыгунчики.
Красные заряды-попрыгунчики – ленивые,
синие – шустрые.
Красные – плюсы, синие – минусы.
Заряды-плюсы притягиваются к зарядам-минусам, и между ними проходит электрический разряд, то есть появляется неопасное, незаметное электричество.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
У мальчиков в руках магниты синего цвета, у девочек - красного. Дети по музыку бегают, когда музыка затихает "заряды-минусы" притягиваются к "зарядам-плюсам".
С таким электричеством можно экспериментировать.
Хотите стать исследователями?
ОПЫТ № 1
Воспитатель. Ребята,посмотрите,у меня для вас есть маленький сюрприз -воздушные шарики. Давайте мы возьмём шарики, которые лежат на полу, двумя руками и потрём его о волосы. Что произошло с нашими волосами и шариком?
Дети. Шарик держится на волосах, теле и не падает. Он прилип к нам.
Воспитатель. Правильно, молодцы! Мы с вами сейчас научились пользоваться неопасным электричеством.
Мы смогли поймать неопасное электричество в волосах. Для этого мы шарик потерли о волосы. Все шарики висят.
В ваших волосах живёт тихое электричество. Когда мы натирали шарики о волосы, заряды-«минус» начали быстро двигаться и притягиваться к зарядам-«плюсам», поэтому наши шарики прилипли.
Воспитатель. Когда ещё можно увидеть электричество в волосах? Дети. Когда мы расчёсываемся.
Воспитатель. Что происходит с волосами?
Дети. Они торчат в разные стороны.
ВЫВОД: Это ещё раз доказывает, что в волосах «живёт» электричество.
ОПЫТ № 2
Воспитатель. Перед вами на тарелочках лежат бумажные бабочки. Нам надо бабочек посадить на цветок. Возьмите пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите?
Дети. Бабочки лежат спокойно.
Воспитатель. Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными – электрическими, и они начнут к себе всё притягивать.
Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите пластмассовую палочку. Медленно поднесите палочку к бабочкам и потихоньку поднимите её.
Что происходит?
Дети. Бабочки прилипли к палочке.
Воспитатель. Почему?Палочки наэлектризовались, и бабочки прилипли к ним, притянулись. С помощью чего они наэлектризовались?
Воспитатель. Ребята, наша одежда тоже сшита из ткани, поэтому в нашей одежде тоже живёт электричество, и когда мы её снимаем, то можем услышать потрескивание и пощёлкивание.
Вывод: электричество живёт не только в волосах, но и одежде.
ОПЫТ № 3
Воспитатель. Нам снова нужен шарик. Высыпаем на стол соль и перец. Хорошенько перемешаем ложкой,представим себя Золушками. Нам надо собрать всю эту смесь. У вас получается?
Дети. Нет.
Воспитатель. А как же нам справиться с этой трудной задачей?
Теперь потрём наш шарик обо что-нибудь шерстяное и поднесё м к столу: и весь перец и соль, как по волшебству, окажутся на шарике!
Когда мы натирали шарики, заряды-«минусы» начали быстро двигаться и притягиваться к зарядам –«плюсам», которые находятся в перце и соли.
Вывод: электричество может помогать нам в быту.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Сегодня вы научились делать предметы волшебными с помощью неопасного электричества.
Мы повторили, какие бывают электроприборы и как нельзя себя вести с электрическим током.
Если соблюдать простые правила безопасности, то ток, живущий в электроприборах, будет вашим другом.
Ребята, посмотрите, что же произошло с нашей Золушкой?
Наша Золушка, так хочет,
Во дворец, петь, танцевать,
Бал начнётся уже скоро
Лишь бы ей не опоздать!
Наша Золушка приходит
В платье, в золотом кольце!
Золушка стоит,прекрасна.
Равных тут, ей не ищи!
Посмотрите, как прекрасна.
Платья краше не найти!