МААМ-картинки

Конспект открытой совместной деятельности в ООП «Тайны воздуха. Опыты с воздухом» в подготовительной группе

Людмила Горбанева
Конспект открытой совместной деятельности в ООП «Тайны воздуха. Опыты с воздухом» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цели: формирование у дошкольников представлений о воздухе и его свойствах; развитие познавательной активности детей, инициативности, способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитание интереса к исследовательской деятельности.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура».

Словарная работа: активизировать словарь детей словами: прозрачный, невидимый, опыты.

Предшествующая работа:

Публикация «Конспект открытой совместной деятельности в ООП „Тайны воздуха, Опыты с воздухом“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Наблюдения за ветром; проведение экспериментов, доказывающих лёгкость воздуха;

эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка; изготовление корабликов с парусами, вееров.

Методические приемы: загадка, игровой момент, рассказ педагога о воздухе, эксперименты, вопросы поискового характера, беседа, дидактическая игра «Где спрятался воздух, физкультминутка «Мыльные пузыри», игра «Кораблики».

Материал:

- полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);

- стаканчики с водой, коктельные трубочки (по количеству детей);

- мыльные пузыри (по количеству детей);

- игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые (пустые внутри);

- 2 корзинки;

- игрушка «Карлсон»;

- кораблики из пенопласта с бумажными парусами;

- сосуд – «море» для корабликов;

-салфетки бумажные (по количеству детей);

-веера (по количеству детей);

- апельсин, чеснок;

- воздушные шары (по количеству детей);

- таблички с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 на столах для опытов

Ход деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)

В: А теперь внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух.)

Беседа В:- А что такое воздух? (ответы детей) -

Воздух – это то, чем мы дышим. Без воздуха на нашей планете была бы невозможна жизнь. Если без воды можно продержаться несколько дней, то без воздуха нельзя прожить и 5 минут. Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого. .Животные и растения тоже дышат, им необходим воздух, как людям.

Воздух есть не только в нашей комнате,но он есть и на улице, где гуляют дети, во всех городах и странах. Всю нашу планету окружает большая оболочка из воздуха (иллюстрация)

- А в космосе есть воздух? (в космосе воздуха нет)

- А как же там работают космонавты? (космонавты выходят в открытый космос только в специальных костюмах – скафандрах, в них есть баллоны с воздухом для дыхания).

(влетает с шариком Карлсон

К: - Здравствуйте, ребята. А что это вы тут делаете?

В: Мы с ребятами говорим о воздухе.

К: - О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?

В: Скажите, ребята, Карлсону, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

В: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Карлсон: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!

В: Погоди, погоди, Карлсон! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!

Карлсон: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

В: Ребята, давайте докажем Карлсону, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? (Хотим). Для этого мы отправляемся на воздушном шаре в путешествие. Полетели с нами Карлсон.

(звучит

Физминутка

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

В: Вот мы очутились в самой настоящей лаборатории. Здесь нужно соблюдать тишину,не перебивать друг друга, не мешать друг другу.

В: Мы опыты начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь все понять

Много нужно здесь узнать

В: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте. (ответы детей)

Эксперимент № 1 «Как поймать воздух

В: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

В: Смотрите, какой он тоненький. Теперь вы наберите в пакет воздух и закрутите пакет.

Каких размеров стал пакет? Что в пакете? Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке.

Теперь разожмите пакет и выпустите из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать.

И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Карлсон: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!

Эксперимент № 2 «Имеет ли воздух вес

В: Это мы сейчас проверим.

В: На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины

В: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.

Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

(воздух)

Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

Карлсон: Конечно! Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает!

В: А вы знаете как можно увидеть воздух? (ответы детей)

Эксперимент № 2 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой»

В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. (сначала 1 реб., потом все)

В: Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Пузыри воздуха хорошо видны под водой. – А почему же они так спешат на верх (ответы). Воздух легче воды, поэтому воздушные пузыри всплывают вверх

Вывод:. с помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух – это пузыри, воздух легче воды.

Физминутка «Мыльные пузыри».

Дети берут воображаемое мыло, намыливают руки, проговаривая слова, выполняют движения по тексту.

Осторожно пузыри… (намыливают руки)

Дети: Ой, какие! Ой, смотри! («подбрасывают» шарики, ладошками вверх)

Раздуваются! Блестят! (руками «надувают» шар)

Отрываются! Летят! (руки вверх)

Мой со сливу! (Показывают разные

Мой с орех! Размеры руками)

Мой не лопнул дольше всех! (хлопают)

Мыльные пузыри» №4 (под музыку) (пускают пузыри)

Воспитатель: Карлсон, как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей?

Карлсон: Конечно, же мыло!

Воспитатель: Ребята, прав ли Карлсон? Почему? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.

Карлсон: Понятно! Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?

Воспитатель: Конечно! Воздух есть внутри человека. Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Карлсону, как дышат наши носики. Человек вдыхает воздух через две ноздри. Он пробегает по каналам, на поверхности которых множество волосинок. Они все время колышаться, как трава на лугу, когда дует ветер. К этим волосинкам, как к липкой бумаге, цепляется пыль, которая попадает в нос одновременно с воздухом. Вот почему нос называют фильтром, который защищает организм от загрязнения. Вот почему необходимо дышать носом, а не ртом.

Карлсон:- Вот это да! Оказывается воздух есть внутри человека.

В:- Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Дети: Нет.

Опыт 5. С салфеткой.

Воспитатель: А с салфеткой видно?

Дети: Да.

Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас? (ответы детей)

Дети: Мы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок.

Вывод: Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?

Игра «Кораблики»

Воспитатель: Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.

Карлсон: Это вы дуете, воздух толкаете. А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?

Опыт 6. С веером.

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Карлсон: Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть.

Вывод: движение воздуха-это ветер.

Опыт 7 – Воздушные вихри (Буря)

В пробирку положить шарики из салфетки, опустить в нее трубочку, закрыть ладонью отверстие из пробирки и подуть – шарики закружатся в вихре.

Вывод: воздух двигаясь, образует ветер, который может перемещать предметы.

А каким бывает ветер? (Ответы детей) .

А как вы думаете, откуда дует теплый ветер, а откуда-холодный? (Правильно, теплый- с юга, холодный-с севера. Воздух нагревается солнцем.)

Вопросы к детям (ТРИЗ)

-Сильный ветер-это хорошо или плохо? Почему?

-Слабый ветер-это хорошо или плохо? Почему?

-Холодный ветер летом-это хорошо или плохо? Почему?

В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

Эксперимент №8 «Слышим воздух»

В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.

В:Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

В: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

Карлсон: Ребята, когда я к вам летел, из кухни доносился вкусный запах обеда.

В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)

Эксперимент № 7 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

В:- Имеет ли воздух свой собственный запах (определить в пустой баночке)

В: По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. Оказывается, своего запаха, как и вода, воздух не имеет. Но в нем могут растворяться пахучие вещества, исходящие от некоторых предметов, и тогда воздух приобретает их запах.

В:Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, лимон, яблоко). Вы замечательно справились. Молодцы.

Вывод: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить

Карлсон: Нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад. (полетели

Итог

Воспитатель: - Ребята, давайте ещё раз напомним Карлсону, что мы узнали про воздух.

Дети: без воздуха ничто живое не может жить;

воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;

чтоб увидеть воздух, его надо поймать;

воздух легче воды;

воздух есть внутри людей;

воздух не пахнет и может передавать запахи;

Карлсон:А ещё я наконец-то узнал, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха;

Воспитатель:. Карлсон, ты куда исчез? Что ты там делаешь?

Карлсон: Я тут! (дует). Я надувал воздухом шарики, хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух.

Спасибо, ребята! теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!

Публикации по теме:

«Опыты с воздухом и водой». Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста Цель: расширить знания о воде и воздухе, их свойствах, роли в жизни человека, животных, растениях. Прививать интерес к исследовательской.

Занимательные опыты с воздухом и водой в старшей группеЗанимательные опыты с воздухом и водой в старшей группе Занимательные опыты с воздухом и водой. Цель и задачи: Создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности;.

Конспект открытой образовательной деятельности в подготовительной группе «Воздух, его значение для живых организмов»Конспект открытой образовательной деятельности в подготовительной группе «Воздух, его значение для живых организмов» Цель: Обобщить представления детей о воздухе и его свойствах. Задачи Образовательные: - Систематизировать знания о значении воздуха для.

Конспект открытой образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Прогулка по зимнему лесу» Обучающие задачи: -обобщить имеющиеся у детей представления о зиме, уточнить признаки зимы; -упражнять в словообразовании и подборе родственных.

Конспект открытой познавательно-коммуникативной деятельности в подготовительной группе «Космическое путешествие»Конспект открытой познавательно-коммуникативной деятельности в подготовительной группе «Космическое путешествие» Тема: Космическое путешествие! Цель: расширять знания детей о планете Земля. Программное содержание: Формировать у детей умение образовывать.

Конспект познавательно — исследовательской деятельности в старшей группе «Знакомство с воздухом» Цели: 1) развивать познавательную активность детей; 2) формировать представления детей о воздухе; 3) изучить свойства воздуха на основе.

Конспект совместной образовательной деятельности в подготовительной группе «Мы любим лес» Конспект совместной образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Мы любим лес» Цель: Расширить представление детей о.

Конспект совместной образовательной опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха» Цель: Систематизировать представления детей о свойствах воздуха в процессе совместной опытно-экспериментальной деятельности. Задачи: 1.

Конспект занятия средняя группа «Тайны воздуха» Познавательное занятие в средней группе «Тайны воздуха». Цель: познакомить детей с воздухом и его свойствами Задачи: • формировать у детей.

Познавательно-исследовательская деятельность. Опыты с воздухом «Что там, в небе голубом?» Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Школа с углубленным изучением английского языка № 1371 Структурное подразделение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытой совместной деятельности в ООП «Тайны воздуха. Опыты с воздухом» в подготовительной группе
Опубликовано: 7 августа 2016 в 20:37
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытой совместной деятельности в ООП «Тайны воздуха. Опыты с воздухом» в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Горбанева (УИ 346081) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД