Лучший педагог года

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Народная культура и традиции»

Евгения Тарадащенко
Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Народная культура и традиции»

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе

"Путешествие в прошлое вместе с Кузькой"

Задачи:

1. Образовательные:

Знакомство детей с русским бытом, утварью;

Изучение русского фольклора – песни, танцы, сказки, потешки.

2. Развивающие:

Развитие потребности и желание детей в познании творчества народной культуры;

Развитие интереса к познанию нового материала.

3. Воспитательные:

Публикация «Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Народная культура и традиции“» размещена в разделах

Воспитание уважения к культуре, традициям и обычаям русского народа.

Оборудование и материалы: аудиозаписи русских народных песен; игрушка домовёнок Кузька; картинки с изображением русской избы, русской утвари; дидактическая игра «Отгадай из какой сказки герой».

Ход работы

1. Мотивационно - ориентировачный этап

Звучит русская народная мелодия, под неё появляется домовёнок Кузька.

Кузька: ой, бяда – бяда – огорчение. И некуда мне, несчастному податься. И негде мне – горемыке укрыться.

Воспитатель: ребята, это кто такой к нам в гости пожаловал?

Ответы детей (это домовёнок Кузька)

Воспитатель: верно! Кузька, да ты нас не бойся, мы тебя не тронем. Наши мальчики и девочки добрые, никого не обижают, они со всеми дружно живут. Проходи к нам в гости!

Дети зовут Кузьку погостить у них.

Кузька: ну если не тронете, тогда ладно, тогда погощу немного у вас. Садитесь на стульчики, будем знакомится. Меня Кузькой кличат. А вас? Ну-ка все хором скажите – как вас зовут?

Дети произносят свои имена.

2. Поисковый этап Воспитатель: Кузька, а что значит – кличат? Вот слово «кричат» мы знаем, а это слово с ребятами первый раз слышим.

Кузька: вот неумехи-незнамыши! Кличат – это по-старинному значит «зовут». Ничего-то вы не понимаете!

Воспитатель: вот это да! И много ты таких слов старинных знаешь? И откуда?

Кузька: так я ж давно родился. Мне семь веков, восьмой пошёл. Или по-вашему – 700 лет.

Воспитатель: Ах, вон оно что! Значит, ты знаешь, как люди в старину жили – как одевались, что кушали. Какие традиции были у нашего народа?

Кузька: а почто не знать-то! Конечно знаю! И ребятам всё расскажу – поведаю. Хотите обо всём узнать?

Ответы детей (конечно хотим).

Кузька: ну тогда смотрите и слушайте!

3. Практический этап. Кузька вместе с воспитателем сначала показывают дом, в котором жили люди в старину, затем – предметы утвари, рушники, посуду.

Воспитатель: ребята, раньше люди жили в скромных домах – избах. Делался дом из глины, крыша выкладывалась из соломы. Сам дом внутри состоял из сеней (в современных домах это помещение называется коридор или прихожая). Потом шла горница (у нас это – комната). Давайте повторим название дома и его помещений.

Дети называют избу, сени и горницу.

Кузька: ваши мамы и бабушки умеют стряпать пироги да ватрушки?

Ответы детей (да, они пекут и пироги, и булочки, и торты).

Кузька: ах, какие стряпуньи – молодцы! Эта традиция – выпекание всяких вкусностей пошла с давних времён. Стояла раньше у хозяек печь посреди горницы.

Воспитатель показывает на картинке русскую печку.

Кузька: хозяюшки теста намесят, раскатают, начиночкой сладкой сдобрят свою стряпню, да в печь ставят. А чтоб веселее было работать – песни пели. Протяжные, да задумчивые.

Физминутка:

Воспитатель включает запись русских народных песен. И предлагает детям вместе с Кузькой поплясать, используя движения русского народного танца – прясядка, кружение, взмахи платочками.

Воспитатель: славно детки поплясали. А теперь давайте дальше посмотрим картинки, приготовленные Кузькой.

Воспитатель показывает картинки с изображением русской утвари – чугунок, рушник, ухват и т. д. Проводится игра «Один – много».

Кузька: вы молодцы, детишки! А кто из вас знает русские народные сказки? Давайте-ка вспомним сказки и их героев. Ведь их придумали именно в старину. Матушки и батюшки рассказывали своим деткам сказки, а они в свою очередь, когда подрастали, рассказывали своим детушкам. Так вот сказки по традиции и идут друг по дружке.

Дети называют сказки «Колобок», «Теремок», «Репка».

Воспитатель предлагает детям игру «Из какой сказки герой?».

Кузька: да, наш народ был горазд на выдумку. И песни-то они пели, и сказки сочиняли, и шутки-прибаутки, потешки да приговорки у них водились. На каждый случай потешка у них была припасена. Ну-ка скажите-ка мне, ребятушки, когда можно использовать эту потешку

Расти коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти косынька, до пят —

Все волосыньки в ряд.

Расти коса, не путайся —

Маму, дочка, слушайся!

Ответы детей (при расчёсывании, при заплетании косичек).

Кузька: какие догадливые ребятишки! А ну-ка следующие потешки отгадаете?

Умница, Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Тушки — тутушки,

На столе пампушки.

На столе пампушки,

А в печи ватрушки.

Пампушки, ватрушки —

Нашему Андрюшке!

Ответы детей (эти потешки использовали тогда, когда кормили деток).

Кузька: эх, и с этой справились! Давайте-как ещё одну вам расскажу! Ох и весело мне с вами!

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ответы детей (при умывании)

Воспитатель: молодцы, ребята! Все потешки от Кузьки узнали. А теперь давайте и я вам потешку скажу, а вы угадайте – когда её говорят?

Ночь пришла,

Темноту привела,

Задремал петушок,

Запел сверчок.

Вышла маменька,

Закрыла ставеньку.

Засыпай,

Баю-бай.

Ответы детей (когда тетки засыпают).

Кузька: баю-баюшки-баю, баю Кузеньку мою! Чегой-то я спать захотел. Пойду посплю немного под печкой у бабушки в избе.

Воспитатель: иди, Кузенька, отдохни! Мы рады были тебя увидеть. С тобой было очень интересно и весело. До свидания! Дети прощаются с домовёнком.

4. Рефлексивно-оценочный этап

Воспитатель: Ребята, что нового вам рассказал Кузька? Что на картинках у Кузьки было нарисовано? Какие названия русских народных сказок вы запомнили? Что такое потешки, для чего они использовались?

Публикации по теме:

«Традиции чаепития». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Традиции чаепития». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Программное содержание: - углублять и систематизировать.

Фрагмент календарного плана в старшей группе «Народная культура и традиции» Тема недели: «Народная культура и традиции» Цели деятельности педагога: расширять знания детей о народных традициях и обычаях, декоративно-прикладном.

Конспект занятия по ФЭМП в разновозрастной группе «Народная культура и традиции» Тема недели: Народная культура и традиции. Цели: Средняя группа: учить обозначать словами положение предмета на листе бумаги; Старшая группа:.

Краткосрочный проект «Народная культура и традиции» Краткосрочный проект: «Народная культура и традиции» Средняя группа №18 Автор: Мельникова Яна Николаевна Организация: МАДОУ ДС№ 3 (Березники).

Методическая разработка для воспитателей «Народная культура и традиции» Организация образовательной деятельности в 1-й младшей группе. Понедельник Совместная деятельность Тема: «Народная культура и традиции».

План работы на неделю «Народная культура и традиции» 5 марта - понедельник. Утро. Утренняя гимнастика. Утро радостных встреч: беседа «Мои выходные». Дидактическая игра «Кому что нужно?». Упражнять.

План работы на неделю «Народная культура и традиции». Продолжение 12 марта - понедельник. Утро. Утренняя гимнастика. Утро радостных встреч: беседа «Мои выходные». Дидактическая игра «Кто больше назовет предметов?».

План работы на неделю «Народная культура и традиции». Часть 2 19 марта - понедельник. Утро. Утренняя гимнастика. Утро радостных встреч: беседа «Мои выходные». Артикуляционная гимнастика: «Приключения.

Познавательно-творческий проект «Народная культура и традиции» Познавательно – творческий проект: «Народная культура и традиции» Воспитатель Рыбникова Н. Н. Актуальность Традиционная народная культура.

Проект «Народная культура и традиции» Проект в подготовительной группе на тему: «Народная культура и традиции». Выполнили: Бакулина Н. И Балабина С. А. Арзамас.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Народная культура и традиции»
Опубликовано: 23 мая 2018 в 05:58
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД