Познавательно-творческий проект «Народная культура и традиции»

Наталья Рыбникова
Познавательно-творческий проект «Народная культура и традиции»

Познавательно – творческий проект:

«Народная культура и традиции»

Воспитатель Рыбникова Н. Н.

Актуальность

Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.

Наследие традиционной народной культуры является источником современной национальной культуры и искусства. Вытеснение народных традиций на периферию культурных процессов грозит разрушением самобытности региональной культуры и, как следствие, размыванием и утратой у подрастающих поколений культурной и национальной идентичности. В русле народной культуры складываются представления человека о мире и его мироощущении, система образов и языка, верования, народные знания и умения, обычаи и нравы, формы хозяйственной деятельности, семейной, обрядово-праздничной жизни, система фольклора. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и формируются важнейшие этнические идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений

Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине!

Цель проекта:

Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.

Задачи проекта:

Образовательные:

Познакомить с народными традициями, народным искусством, обычаями; дать представление об устройстве русской избы, о народном промысле, о народном фольклоре.

Развивающие:

Развивать эстетические и нравственные восприятия мира.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.

Тип проекта:

по методу – познавательный, творческий;

по количеству участников – групповой,

дети 4-5-6 лет, родители, воспитатели;

по продолжительности – краткосрочный (1 неделя).

Планируемый результат:

Познакомить детей с «русской избой», с предметами старинного русского быта;

Продолжить знакомить детей с русскими народными играми, формировать умение в них играть, знакомить с народными пословицами, поговорками;

Расширить представление о народном искусстве;

Формировать понятие о жанре русского народного творчества «сказка».

Воспитывать интерес к фольклору, разучить детские частушки, потешки, песни.

Интеграция областей:

Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.

1 этап – подготовительный

1. Подбор методической и художественной литературы, иллюстративного материала по теме.

2. Составление перспективного плана.

3. Пополнение центра ряженья русскими сарафанами и кокошниками для девочек и русскими рубахами для мальчиков.

4. Пополнение фонотеки русскими народными мелодиями и песнями.

5. Пополнение уголка художественного творчества дымковскими игрушками, иллюстрациями по теме.

6. Пополнение книжного уголка новыми книгами с русскими народными сказками, потешками.

7. Подбор предметов народного быта.

8. Выбор формы работы с родителями.

9. Выбор основных мероприятий.

Работа с родителями

1. Консультация для родителей «Приобщение детей к народным традициям»

3. Выставка детских поделок.

4. Инсценирование сказки «Теремок», «Волк и семеро козлят».

2 этап – практический.

План работы

1 занятие Понедельник

Тема «Русские народные традиции и культура»

Цель: Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре.

Задачи:

1. Познакомить детей с устройством русской избы.

2. Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением.

3. Закрепить знания о русском народном костюме, особенностях его изготовления и применения.

4.Расширять словарный запас: изба, горница, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук, самовар, рушник, половик, ухват.

5. Привить интерес к предметам старины, воспитывать бережное отношение к старинным вещам.

6. Воспитывать патриотические чувства.

2 занятие Вторник

Тема дня: «Русские народные инструменты».

1. Беседа на тему «Знакомство с народными инструментами»: балалайка, дудочка, ложки, трещотка, бубен.

Цель: Познакомить детей с русскими народными инструментами. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.

Обогащать словарный запас новыми словами.

Воспитывать интерес к русской народной культуре.

2. Хороводная игра «Веселятся все игрушки». Прививать любовь к русской культуре, развивать творческие способности детей.

3. Прослушивание русской народной песни «Ах вы сени», «Бабушка, испеки оладушки» с использованием игры на ложках. Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа.

3 занятие. Среда

Тема дня: «Колыбельные песни»

1. Разучивание колыбельных песен. Учить исполнять небольшие по объему песенки. Воспитывать уважение к культуре народа.

2. Д\и «Собери картинку». Учить составлять целое из частей. Собирать изображения героев колыбельных песен (кота, волка, козы и др.).

3. Слушание колыбельных песен в записи. Продолжать знакомить с народным творчеством.

4. С\р игра «Уложим куклу спать». Развивать самостоятельность и творчество детей в игре. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

4 занятие. Четверг

Тема дня: «Дымковская игрушка».

1. Рассматривание дымковской игрушки. Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами.

2. Д\и «Парные картинки». Учить находить одинаковые предметы и правильно называть знакомые народные промыслы. Воспитывать интерес к русским народным промыслами.

3. Аппликация дымковского коня. Приобщать детей к народным промыслам. Учить выделять простейшие элементы росписи.

4. Чтение потешек. Использовать фольклор как источник познавательного и нравственного развития детей.

5 занятие Пятница

Тема дня: Русский народный костюм.

1. Беседа на тему «Что носили наши предки». Познакомить детей с русским народным костюмом. Прививать уважение к русской народной культуре.

2. Д\и «Разноцветный сарафан» Показать изменение цветов, переход от одного цвета к другому.

3.Рисование на тему: «Роспись кокошника» «Рубашки и сарафана». Познакомить детей с традиционным русским костюмом и украшениями одежды. Воспитывать желание творить самим.

4. Заучивание потешки «Посылали молодицу». Учить запоминать небольшие по объему стихотворения. Развивать память детей.

5. Чтение песенок, потешек, закличек. Показ русских сказок «Теремок», «Волк и семеро козлят».

Публикации по теме:

Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла»Фотоотчет итоговой работы с детьми подготовительной группы по теме недели народная культура и традиции «Тряпичная кукла» По теме недели "Народная культура и традиции", я ставила перед собой задачи: 1. Ознакомление детей с волшебной сказкой, афоризмами, народными.

Фрагмент календарного плана в старшей группе «Народная культура и традиции» Тема недели: «Народная культура и традиции» Цели деятельности педагога: расширять знания детей о народных традициях и обычаях, декоративно-прикладном.

Конспект занятия в старшей группе «Народная культура и традиции русского народа» Конспект открытого занятия в старшей группе. Тема: «Народная культура и традиции русского народа. Подготовили музыкальный руководитель Медведева.

Краткосрочный проект «Народная культура и традиции русского и калмыцкого народов» Вид проекта: творческий, краткосрочный. Участники: дети средней группы, воспитатель, родители воспитанников. Сроки реализации: две недели.

Краткосрочный творческий проект для старшей группы «Русские народные традиции и культура» КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «Русские народные традиции и культура» воспитатель Бадулина О. А. с. Александровское,.

Методическая разработка для воспитателей «Народная культура и традиции» Организация образовательной деятельности в 1-й младшей группе. Понедельник Совместная деятельность Тема: «Народная культура и традиции».

План работы на неделю «Народная культура и традиции» 5 марта - понедельник. Утро. Утренняя гимнастика. Утро радостных встреч: беседа «Мои выходные». Дидактическая игра «Кому что нужно?». Упражнять.

Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней»Проект «Русская изба» в рамках реализации «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» ПРОЕКТ: РУССКАЯ ИЗБА. В рамках реализации темы: «Народная культура и традиции. Дела давно минувших дней» Содержание Паспорт проекта Актуальность.

Тематическая неделя «Народная культура и традиции» (подготовительная группа) Дата: 20 марта 2017г понедельник Тема недели: «Народная культура и традиции» Задачи: Познакомить детей с традиционными русскими народными.

Творческий, познавательно-исследовательский проект «Духовно-нравственное воспитание и православные традиции в семье» Паспорт Практико - ориентированный, творческий, познавательно - исследовательский Продолжительность проекта Среднесрочный (2 месяца) С 1.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Познавательно-творческий проект «Народная культура и традиции»
Опубликовано: 5 марта 2018 в 22:35
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 октября. День звездочёта

25 октября по народному календарю Андрон Звездочёт (день памяти святого с этим именем). В этот день по звёздам предсказывали, какой будет зима. Предлагаем провести с детьми тематический День звездочёта.

25 октября. День Золушки на МААМ

Сказке, в которой бедная девушка получает награду за трудолюбие и кроткий нрав, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы почитать ребенку историю про...

Многофункциональное развивающее пособие «Тематический куб»
«Игры детей – вовсе не игры, а правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие» Мишель Монтель Актуальность. Ведущим...
Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей...
Уважаемые родители, уважаемые коллеги. Сегодня я продолжаю вам рассказывать о возрастных особенностях слуха и голоса детей 3 - 4 лет. Одним из важных...
Отчет о выставке детско-родительских работ «Дары осени»
Осень - это прекрасная пора, которая дарит нам необыкновенную красоту. Она раскрывает перед нами свои тайны и секреты. В это время года можно собрать...