Надежда Анатольевна Федюнина
Конспект по ознакомлению с социальным миром и развитию речи в средней группе «Мы встречаем Пасху»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: знакомство с традициями русского народа - празднованием Пасхи.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
• учить детей вдумываться в этимологию слова «здравствуйте», понимать смысл «волшебных» слов и способ их употребления в речи;
• познакомить детей с праздником Пасхи, ее обычаями, традициями, новыми словами и их значением;
• формировать представление о традициях празднования Пасхи.
• закреплять знания о русских народных
• закреплять знания детей о характерных признаках весны;
• упражнять в умении различать долгие и короткие звуки;
Публикация «Конспект по ознакомлению с социальным миром и развитию речи в средней группе „Мы встречаем Пасху“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Конспекты пасхальных занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
• совершенствовать грамматический строй речи.
• способствовать развитию звукопроизношения, голосового аппарата.
• развивать музыкальный слух, психомоторику;
• способствовать развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия, интереса к народной культуре, художественного вкуса, творческой и познавательной активности детей;
• формировать этические нормы поведения, основанные на народном фольклоре.
Воспитательные задачи:
• воспитывать чувство причастности к культуре и истории русского народа;
• способствовать воспитанию духовности через приобщение дошкольников к народным традициям празднования Пасхи.
• воспитывать нравственные качества, патриотические чувства.
Интеграция областей:
• речевое развитие
• познавательное развитие
• физическое развитие
• социально-коммуникативное развитие
• художественно-эстетическое развитие.
Образовательные технологии:
• здоровьесберегающие
• игровые
• развивающего обучения
• информационно – коммуникативные технологии
Методические приёмы: (игровые, словесные, наглядные, практические).
• Беседа «Традиционные народные праздники»
• Пальчиковая гимнастика «Курочка Ряба».
• Игровая ситуация «Давайте, поздороваемся!»
• Речевое упражнение «Признаки весны».
• Музыкальная игра «Пасхальный хоровод» под музыку Арины Чугайкиной «Весенний хоровод»
• Дидактическое упражнение на темп и тембр голоса «Колокольный звон».
• Музыкальное упражнение «Слушание колокольной звонницы».
• Упражнение «Колокольный звон», направленное на развитие звуковой культуры речи, артикуляции, звукопроизношения, темпа и тембра голоса, дыхания.
• Художественное слово и игровое упражнение «Вспомним сказку про курочку Рябу».
• Рассматривание яиц - крашенок и орнаментов на писанках; рассматривание куличиков.
• Практическая деятельность «Украшение куличика»
• Отгадывание загадки о яйце.
• Дидактическая игра «Собери яйца».
• Заучивание стихотворения «Колокола» В. Шамонина.
• Упражнение на тактильное обследование предмета «Колокольчик»
Предварительная работа:
• Беседа с детьми о народных и православных праздниках.
• Наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы с приходом весны (солнце, небо, ветер, почки, птицы, одежда людей, работа дворника, работа техники);
• Рассматривание иллюстраций и картин с приметами весны, репродукций картин по теме «Пасха», альбома «Пасхальные угощения», альбомов с образцами украшенных яиц, пасхальных открыток.
• Чтение художественной литературы, заучивание стихотворения «Колокола» В. Шамонина.
• Отгадывание загадок на пасхальную тему.
• художественное творчество на тему «Пасха»: Аппликация на тему: «»; Рисование на тему: «»;
• разучивание заучивание стихотворений, примет с детьми слов к физкультминутке «», «».
• чтение и драматизация сказки «Курочка Ряба»; лепка яиц из пластилина, рисование пальчиками «Красивое яичко».
• рассматривание яиц - крашенок и орнаментов на писанках, рассматривание куличиков.
• Рисование на пасхальную тему.
Индивидуальная работа:*
Материал и оборудование: документ – камера, проектор, экран.
Демонстрационный материал:
• аудио-файл «Весенний хоровод» Арины Чугайкиной
• платочки
• иллюстрации с изображением кулича, крашенок, писанок;
• иллюстрации с изображением хоровода, традиционных русских праздников
• изображение большого и маленького колоколов;
• коллекция пасхальных яиц (представленных на выставке)
Раздаточный материал:
• силуэты разноцветных яиц
• платочки
• ведёрки в тон яйцам
• куличи, украшенные пластилином способом «налепы»
• тарелочки с бисером
Словарь: Великая Пасха, кулич, крашенки, писанки.
Содержание организованной деятельности детей:
I. Вводная часть. (Дети входят в группу и становятся лицом к педагогу)
Игровая ситуация «Давайте поздороваемся»
Воспитатель. Ребята, сегодня утром, заходя в группу, каждый из вас поздоровался.
Воспитатель: «Дима, как ты поздоровался?» (Здравствуйте)
Воспитатель. Что означает слово «Здравствуйте»?
Дети. «Здравствуйте» – это пожелание здоровья.
Воспитатель. В старые стародавние времена наши бабушки и дедушки приветствовали уважаемого человека низким поклоном до земли.
Давайте, и мы с вами поприветствуем наших гостей и друг друга низким поклоном до земли. (Дети и педагог кланяются друг другу и гостям.)
II. Основная часть.
1. Беседа «Традиционные народные праздники» (На мольберте иллюстрации праздника Масленица и Новый год).
Воспитатель. Ребята, какие русские народные праздники вы знаете?
Дети. Новый год, Рождество, Масленица. (Воспитатель открывает картинки).
Воспитатель. Да, ребята, это праздники, которые люди до сих пор помнят, стараются соблюдать некоторые традиции.
Воспитатель. Что ставят и украшают на Новый год и Рождество?
Дети. На Новый год ставят ёлку, дарят подарки, приходит Дед Мороз.
Воспитатель. А что делают на Масленицу?
Дети. На Масленицу обязательно пекут блины, сжигают чучело Масленицы.
2. Речевое упражнение «Признаки весны»
Воспитатель. Какое сейчас время года?
Дети. Время года – весна.
Воспитатель. Назовите признаки весны.
Дети. Солнце греет сильнее, снег тает, появляются проталинки, день длиннее ночи, птицы прилетают из далёких краёв.
Воспитатель. Весной мы отмечаем большой праздник, который называется Пасха. А на пасху принято водить хоровод, так как солнце по форме напоминает круг, люди верили, что движение по кругу, как по солнцу, помогает природе проснуться.
3. Музыкальная игра «Пасхальный хоровод» с платочками под музыку Арины Чугайкиной «Весенний хоровод»
Воспитатель. Ребята, предлагаю взять по одному платочку и встать в круг. Повторяйте движения за мной, но как только музыка замолчит, вам нужно присесть и закрыть глаза ладошками. (Дети в такт музыки плавно ходят по кругу, сходятся и расходятся, взмахивая платочками, кружатся. Когда музыка замолкает Воспитатель, расправив большую шаль, обходит ребят и кого-нибудь из них накрывает шалью.
Воспитатель.
Раз! Два! Три!
Кто же спрятался внутри?
Не зевайте, не зевайте,
Поскорее отвечайте!
(Дети называют имя спрятанного под платком ребёнка. Игра проводится два раза).
4. Музыкальное упражнение «Слушание колокольной звонницы».
Воспитатель. На праздник Пасхи мы всегда слышим колокола.
Воспитатель. Послушайте. (Звучит запись колокольного звона.)
Воспитатель. А я прошу Артёма прочитать стихотворение
«Колокола».
Хорошо на колокольне,
Позвонить в колокола,
Чтобы праздник был раздольней,
Чтоб душа запеть могла.
(В. Шамонина)
Воспитатель. Спасибо за стихотворение.
5. Тактильное обследование предмета «Колокольчик»
Воспитатель. Посмотрите, что у меня в руке?
Дети. У вас в руке колокольчик.
Воспитатель. Чтобы звонить, ему нужен язык, который находится внутри колокола. (Показать на колокольчике. Посмотри, Маша, Петя,)
Воспитатель. Потрогайте колокольчик, позвоните.
Воспитатель. Какой он?
Дети. Металлический, железный, звонкий, голосистый.
Воспитатель. А у нас тоже есть язык, покажите.
Воспитатель. Для чего нам нужен язык?
Дети. Чтобы мы тоже могли говорить.
6. Артикуляционное упражнение для отрабатывания звукопроизношения, темпа и тембра голоса «Колокольный звон». (Дети присаживаются на стулья. Осанка)
Воспитатель. Внимание на экран! (Воспитатель показывает изображения маленького и большого колоколов.)
Воспитатель. Посмотрите. Это колокола.
Большой колокол звучит громко и гулко
«Бом-бом».
Воспитатель. Повтори Артём, Дима,.
Воспитатель. Как звучит большой колокол?
Дети. Громко.
Воспитатель. А маленький колокол звучит тихо и звонко «Динь-дон» – произносите слова четко, используя артикуляцию.
Воспитатель. Повторите звуки большого колокола.
Воспитатель. Повторите звуки маленького колокола.
Воспитатель. Большой колокол издаёт протяжный звук (произносите в замедленном темпе, протягивая звук «м»): Вот так: «Бом-бом».
Воспитатель. Повторите.
Воспитатель. А маленькие – быстро (произносите в ускоренном темпе): «Динь-дон».
Воспитатель. Повторите. (Педагог следит за правильным и четким произношением звуков «м», твёрдым «н» и мягким «н’»)
7. Отгадывание загадки.
Воспитатель. А вот ещё один из главных символов праздника Пасхи спрятан у меня в корзинке. Отгадайте загадку и узнаете, о чём речь:
Загадка: Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь, в птицу
Может превратиться.
Дети. Яйцо.
Воспитатель. Как догадался?
8. Дидактическая игра «Собери яйца».
Воспитатель. А сейчас я предлагаю поиграть вам в интересную игру с разноцветными яйцами. Называется она «Собери яйца по цвету» (2-3 цвета).
Воспитатель. Правила игры таковы: вы должны по сигналу собрать как можно больше яиц, которые я разложу по групповой комнате, но не просто так, а по цвету. (Дети собирают яйца плоскостные в цветные ведёрки).
Воспитатель. Нет ли лишних? Молодцы, весело поиграли, сколько яиц собрали!
Воспитатель. Да, ребята, яйцо – главный символ Пасхи, яйцо – начало новой жизни: снесла курица яйцо, а из него вылупился цыплёнок.
9. Игровое упражнение «Вспомним сказку».
Воспитатель. Внимание, послушайте:
«Заревели бабка с дедом:
- Как теперь нам быть с обедом?
Мышка по столу бежала
И яичко вдруг упало».
Воспитатель. Как называется эта сказка?
Дети. Эта сказка называется Курочка ряба.
Воспитатель. Правильно, это сказка – «Курочка Ряба». Вспомним эту сказку с помощью пальчиков: (дети сели за столы.)
10. Пальчиковая гимнастика «Курочка Ряба».
Курочка Ряба бабе и деду
Яйцо золотое снесла к обеду (соединить указательные и большие пальцы в колечко)
Били яичко и баба, и дед
Но не смогли разбить на обед (постучать по коленкам кулачками)
Мышка-норушка мимо бежала (изобразить «волну» правой кистью руки)
Яичко смахнула, оно и упало (поднять руки вверх и резко опустить их вниз)
Плакали горько и баба, и дед (кулачками тереть глаза)
Яйцо ведь разбилось, пропал их обед (развести руки в стороны)
С тех пор уже Ряба бабе и деду
Несет лишь простые яйца к обеду (соединить указательные и большие пальцы в колечко)
10. Рассматривание яиц - крашенок и орнаментов на писанках.
Воспитатель. А ещё на пасху принято красить яйца.
Воспитатель. Ребята, а вот яйца, которые красят, называются крашенки.
Воспитатель. Посмотрите на экран.
Воспитатель. Повторите.
Дети. Крашенки.
Воспитатель. А как называют яйца, которые расписывают красками и узорами?
Дети. Писанки.
Воспитатель. Повторите.
11. Рассматривание куличиков.
Воспитатель. А ещё один символ Пасхи – кулич. Внимание на экран. (показ иллюстрации)
Воспитатель. Кулич – это пасхальное угощение, приготовленное из сладкого теста. А у меня на столе есть вот такие куличи.
Воспитатель. Этот кулич украшен бисером по кругу, а вверху большая бусина. А вот этот по – другому, сверху – вниз.
12. Практическая деятельность «Украшение куличика»
Воспитатель. Предлагаю вам, ребята, украсить куличи бисером. (Ребята выполняют работу. Готовые работы выставляют на поднос. Дети сидят за столами, педагог сам собирает куличи).
III. Заключение.
Итог:
Воспитатель. Молодцы. У вас получились очень красивые пасхальные куличи.
Воспитатель. Чем вы их украшали?
Дети. Пластилином, бисером, бусинками.
Воспитатель. Так, какой русский народный праздник мы готовимся встречать?
Дети. Мы готовимся встречать праздник пасхи.
Воспитатель. Что принято делать на пасху?
Дети. На Пасху принято водить хоровод, красить яйца и печь куличи.
Воспитатель. Поздравляю вас и нашей гостей с наступающим праздником Пасхи, живите дружно, относитесь друг к другу с любовью.