Приложение МААМ

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Знакомство c буквой Ч»

Ольга Льдинова
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Знакомство c буквой Ч»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе

на тему: «Знакомство c буквой Ч, со звуком [ч’]»

I. Программное содержание :

Обучающие задачи :

1. Познакомить детей с буквой Ч и со звуком [ч’].

2. Познакомить с характерными особенностями звука [ч’], с его артикуляцией.

Публикация «Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе „Знакомство c буквой Ч“» размещена в разделах

3. Упражнять детей в умении выделять звук [ч’] на фоне целого слова, определять его место в слове, придумывать слова с заданным звуком.

4. Способствовать овладению послоговым и слитным способами чтения.

Развивающие задачи:

1. Развивать фонематический слух детей.

2. Способствовать развитию логического мышления, внимания, воображения.

3. Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

2. Воспитывать интерес к занятиям грамотой.

Предшествующая работа:

1. Дидактическая игра «Назови ласково».

2. Отгадывание загадок.

3. Заучивание стихотворения «Хомка – хомячок».

4. Игровое упражнение «Угадай профессию».

5. Заучивание скороговорок.

Методические приё мы:

1. Отгадывание загадки.

2. Игровое упражнение «Угадай птицу».

3. Игровое упражнение «Строим мост в сказочную страну».

4. Артикуляционная гимнастика «Паровозик».

5. Игровое упражнение «Покупаем продукты».

6. Игровое упражнение «Посели жильцов в домики».

7. Физкультминутка «Хомка - хомячок».

8. Игровое упражнение «Назови ласково».

9. Игровое упражнение «Волшебные часы».

10. Игровое упражнение «Угадай профессию».

11. Анализ.

Оборудование: доска, указка.

Демонстрационный материал: бабочки, картинки с птицами, картинки-кирпичики для мостика, картинки с предметами с буквой Ч, игрушки для магазина, картинки с профессиями.

Ход занятия.

1. Приветствие.

Воспитатель: - Ребята, а вы верите в чудеса?

Дети: Да!

Воспитатель:- Я тоже. Хотите с помощью своей фантазии, своего воображения создадим чудо? Послушайте загадку, а когда вы ее отгадаете, она оживет и появится в нашей группе.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотела,

А он вспорхнул и улетел.

Что это такое? (Бабочка)

Дети: Бабочка!

Воспитатель:- Правильно! Посмотрите, ребята, мы оказались в волшебном саду. Сколько здесь прекрасных бабочек! Это просто чудо, что ранней весной появились эти прекрасные создания. Они хотят подарить нам хорошее настроение и удачу. Но они замерзли и не могут шевелиться. Хотите их согреть? (Дети греют бабочек своим дыханием).

Воспитатель:- Ребята, мы с вами находимся в волшебном саду, но что-то очень тихо и грустно в этом саду. Вы случайно не знаете, почему?

Дети: Потому что здесь в саду нет птиц!

Воспитатель:- Да, вы правы. Посмотрите, а вот и птицы прилетели в наш сад. Ребята, вам знакомы эти птицы? Вы можете их назвать? Назовите их, пожалуйста.

Дети: Чиж, чибис, ласточка.

Воспитатель: Правильно, ребята! А вот еще одна птица решила посетить наш сад. Хотите познакомиться с этой птицей? У нее необычное название, эта птица называется чечетка.

Воспитатель:- Ребята, а что особенного в названии всех этих птиц?

Дети: Ответы. (В названиях этих птиц повторяется буква «Ч»).

2. Игровое упражнение «Строим мост в сказочную страну».

Воспитатель: Правильно, ребята! Сегодня мы будем знакомиться с новым звуком [ч]. А для этого мы с вами совершим путешествие в сказочную страну. Чтобы добраться до сказочной страны, нам нужно перебраться на другой берег. А разделяет нас широкая река. Как же нам перебраться?

Дети: Ответы (переплыть на лодке, построить плот, перепрыгнуть с помощью шеста, перелететь на облаке).

Воспитатель: Вы правы. Нам нужно построить мост. Но строить его мы будем из волшебных кирпичей с картинками. Вы должны отобрать только те кирпичики, картинки которых начинаются со звука [ч] и построить мост. (Дети выполняют упражнение «Дорожки» : выбирают нужные кирпичики с картинками и выстраиваются в шеренгу и попадают в сказочную страну).

3. Знакомство с новым звуком и новой буквой.

Воспитатель: Ребята, путешествовать по этой загадочной стране мы будем на сказочном паровозике (расставлены стульчики). Хотите занять свои места в вагончиках? А чтобы наш паровозик отправился, проведем интеллектуальную разминку.

- Что мы слышим при произношении? (звуки)

- Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

- Какими бывают согласные звуки? (твердые и мягкие)

- Чтобы увидеть звук на письме, что нам нужно? (буква)

Дети: Ответы.

Воспитатель: Ребята, я открою вам тайну, что согласный звук [ч] бывает только мягким. Послушайте стихотворение:

Да, вы правильно решили

Ч мы пишем как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Путать буквы нам нельзя.

(Воспитатель вывешивает букву на доску)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, вот она какая буква Ч. А это звук [ч]. При произношении звука [ч] кончик языка стучит в твердое небо за верхними зубами. Попробуйте произнести «ч-ч-ч-ч-ч-ч». Здорово! У всех получилось!

Воспитатель: Ну что, ребята, поехали? Чух-чух-чух!

Дети: Чух-чух-чух!

5. Остановка «Волшебный магазин».

Воспитатель: Первая наша остановка «Волшебный магазин». Ребята, в этом магазине проводится распродажа, но в этом магазине можно купить только те продукты, в названиях которых есть мягкий согласный звук [ч]. ( на столе лежат картинки: булочка, сок, чай, колбаса, черешня, масло, печенье, кабачок, сахарок, мясо, пончик, сыр, черника, макароны, гречка).

Дети покупают продукты.

Воспитатель: Хорошо. Какие продукты вы купили?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, хотите отправиться дальше в путешествие по сказочной стране?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда занимайте свои места в вагончиках и поехали! Чух-чух-чух!

6. Станция «Новоселы».

Воспитатель: Следующая наша станция называется «Новоселы». Посмотрите, ребята, какие красивые домики. В первом домике живут слова, в которых буква Ч находится в начале. Во втором домике живут слова, в которых буква Ч находится посередине. А в третьем домике живут слова, в которых буква Ч находится в конце слова. Хотите помочь словам найти их домик?

Дети: Да! (Дети определяют место расположения звука в словах и соотносят картинку с нужным домиком).

Воспитатель: Замечательно! Все слова нашли свой домик.

7. Физкультминутка.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, а в этом домике живет хомячок. Он очень любит стихи. Хотите прочитаем ему стихотворение про Хомку?

Дети: Да! (Дети читают стихотворение и выполняют действия).

Хомка – хомка хомячок

Полосатенький бочок.

Хомка рано встает, щечки моет, ушки трет,

Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку,

Раз, два, три, четыре, пять,

хочет Хомка сильным стать.

Воспитатель: Замечательно, ребята! Порадовали Хомку хомяка. Хотите отправиться дальше на нашем паровозике?

Дети: Да!

Воспитатель: Поехали! Чух-чух-чух!

Дети: Чух-чух-чух!

8. Станция «Волшебный замок».

Воспитатель: Ребята, в сказочной стране есть волшебный замок, где живут сказочные жители. Они очень грустны. Злой волшебник похитил их улыбки. Хотите им помочь и расколдовать их? Для этого нам нужно назвать их ласково, но так, чтобы в их именах слышался мягкий согласный звук [ч].

(Проводится игра «Назови ласково»)

Птица – птичка

Кошка – кошечка

Лиса – лисичка

Червяк – червячок

Заяц – зайчишка, зайчонок

Собака – собачка

Утка – уточка

Коза – козочка

Белка – белочка

Воспитатель: Замечательно! Вы вернули улыбки всем жителям волшебного замка.

9. Станция «Завод волшебных часов».

Воспитатель: Хотите отправиться дальше на нашем паровозике?

Дети: Да!

Воспитатель: Поехали! Чух-чух-чух!

Дети: Чух-чух-чух!

Воспитатель: Следующая станция называется «Завод волшебных часов». Ребята, на этом заводе изготавливают необычные часы. Посмотрите на эти часы. Какие они? Что они показывают?

Дети: ответы.

Воспитатель: Правильно, это волшебные часы. Они учат составлять слоги. Для этого нужно передвигать стрелочку и прочитать получившийся слог. Какие слоги можно здесь увидеть?

Дети: ответы ( прямые слоги: ча, чо, чи, чу, че, обратные слоги: ач, оч, ич,еч, уч).

Воспитатель: Замечательно! Хотите, проведем разминку для язычка?

Дети: Да!

Воспитатель: Повторяем все вместе:

Ач-ач-ач – бабушка печет калач,

Оч-оч-оч – мама любит свою дочь,

Ич-ич-ич – в гараже лежит кирпич,

Ча-ча-ча – на столе горит свеча,

Чу-чу-чу – в самолете я лечу,

Чо-чо-чо – греет солнце горячо,

Чи-чи-чи – вкусны пироги в печи.

Воспитатель: Хорошо! Отправляемся дальше в наше путешествие?

Дети: Да!

Воспитатель: Поехали! Чух-чух-чух!

Дети: Чух-чух-чух!

10. Станция «Город мастеров».

Воспитатель: Следующая станция называется «Город мастеров». А чтобы узнать, какие мастера живут в этом городе, нам нужно ответить на вопросы в игре «Угадай, кто это?». Хотите поиграть?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда слушайте внимательно.

1) Как называют человека, который играет на трубе? (трубач)

2) Как называют человека, который играет на скрипке? (скрипач)

3) Как называют человека, который летает на самолете? (летчик)

4) Как называют человека, который ремонтирует, строит печи? (печник)

5) Как называют человека, который чистит трубы в домах? (трубочист)

6) Как называют человека, который ремонтирует часы? (часовщик)

7) Как называют человека, который разводит пчел? (пчеловод)

8) Как называют человека, который приносит газеты и письма? (почтальон)

9) Как называют человека, который лечит людей? (врач)

10) Как называют человека, который работает в школе и учит детей? (учитель)

Воспитатель: Замечательно! Вот мы и узнали с вами, какие мастера живут в этом волшебном городе!

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в нашу группу. А как мы можем вернуться обратно? Может золотая рыбка нам поможет? Здесь есть волшебный пруд, в котором живет золотая рыбка. Если вы сможете поймать ее, она исполнит ваше заветное желание, и мы сможем вернуться в нашу группу. Хотите поймать волшебную рыбку?

Дети: Да! (дети ловят рыбку и загадывают желание).

Воспитатель: Замечательно! Вот мы и поймали золотую рыбку. А сейчас, ребята, нам нужно произнести волшебные слова. Ну-ка, глазки закрывайте и за мною повторяйте:

Чудо, чудо, ты случись!

Наша группа появись!

Воспитатель: Вот мы и оказались снова в нашей группе! Ребята, вам понравилось наше путешествие? С каким звуком мы сегодня познакомились? Что вы о нем узнали: какой он? Какой буквой он обозначается?

Воспитатель: - Молодцы!

Публикации по теме:

«Звук [С], буква С». Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР Конспект занятия в старшей группе по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР. Провела учитель-логопед Анисимова Светлана Александровна.

Перспективное планирование кружковой работы «Читаем сами» для подготовительной группы Цель: Выработка у детей умения ориентироваться в звукобуквенной системе и на этой основе развитие интереса и способности к.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Знакомство c буквой Ч»
Опубликовано: 23 февраля 2015 в 21:24
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Знакомство c буквой Ч»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Льдинова (УИ 288644) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД