МААМ-картинки

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Тайны соли»

Екатерина Феоктистова
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Тайны соли»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности на тему

Цель: сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и мышлению.

Задачи:

Публикация «Конспект по познавательно-исследовательской деятельности на тему „Тайны соли“» размещена в разделах

-Образовательные задачи: создать проблемную ситуацию для исследования свойств поваренной соли и её водного раствора;

-Развивающие задачи: закреплять представления детей о трёх агрегатных состояниях воды (жидкое, твёрдое, газообразное);

-Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к самостоятельному познанию и мышлению.

Предварительная работа:

- обсуждение темы;

- рассматривания тематических картинок

- чтение художественной литературы (стихотворения)

- разгадывание загадок.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социализация», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Здоровьесберегающие», «Художественно-эстетическое развитие».

Материал и оборудование. Стеклянные банки ёмкостью 1 литр, вода, пачка поваренной соли, сырая очищенная картофелина, сырое яйцо, столовая ложка, свеча. Весы. Иллюстрация с изображением ареометра.

Предварительная работа. Серия опытов по исследованию свойств воды, по растворению в воде различных веществ.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправляемся в страну познаний и экспериментов. Проведём интересные опыты и вновь узнаем что-нибудь новое. А поможет во всем мне сегодня моя помощница – Каролина.

(Воспитатель и помощник выставляет на стол банку с солёной водой, опускает в неё яйцо - оно плавает. Затем доливает в банку пресную воду - яйцо опускается на дно

Воспитатель: Хотели бы вы узнать секрет этого опыта?

Дети: (Да.)

Воспитатель: А сначала вы отгадайте загадки:

В воде родиться

А воды боится

(Соль)

Меня не едят — и без меня мало едят.

(Соль)

И не красива, и не вкусна,

А без неё не проживёшь.

(Соль)

Какая нота и продукт называются одинаково?

(Соль)

Воспитатель: а нам сейчас моя помощница расскажет, о чем же идет речь? (Каролина читает стихотворение)

Наступит скоро лето

На море все помчимся

А в море много соли,

В которой порезвимся.

А есть и соль поваренная

Ее мы поедим,

В соленьях вкусных маминых

До будущей весны.

Воспитатель: Правильно ребята, речь идет о соли. Посмотрите, что ещё я приготовила. (Выставляет на стол банку с пресной водой, пакет с поваренной соли, очищенную картофелину.)

Воспитатель: Ребята, что вы видите у меня в руках? В банку с водой я опущу очищенную сырую картофелину. Что с ней произошло? (Картофелина опустилась на дно.)

Воспитатель (вынимает картофелину). Как вы думаете, что в этой банке - вода, а в пакете - какое-то неизвестное вещество. Интересно, что это?

(Предположения детей.) Как мы можем проверить? Вспомните, как можно исследовать незнакомое вещество? (Рассмотреть его. Осторожно понюхать.) А можно ли попробовать его на вкус?

Дети: Ответы детей…

Воспитатель: Почему нельзя?

Дети: Ответы детей…

Воспитатель: Правильно, незнакомое вещество пробовать опасно. Но я знаю, что это за вещество, и разрешаю вам его попробовать. (Дети пробуют немного соли, определяют её по вкусу.) Да, это обычная соль. Вы правильно рассуждали и сделали верный вывод.

Воспитатель. Скажите ребята для чего нужна соль? Сейчас мы с вами рассмотрим картинки и сделаем вывод, для чего же она нам нужна, как ее добывают. (Просмотр слайдов). А теперь ответьте на вопрос, который я задала ранее…

Дети: Ответы детей…

Воспитатель: Правильно, соль нужна для приготовления пищи. В ней не живут микробы, используется и в лечебных целях. Соль бывает обыкновенная, мелкая. Возьмите лупу и хорошенько рассмотрите её. А еще есть соль морская, в эту соль можно добавить разные добавки и принимать ванну.

Вернёмся к нашим исследованиям. Что происходит с картофелиной, когда мы кладём её в банку с водой? (Она тонет.) Добавим в другую банку с водой несколько столовых ложек соли и перемешаем, чтобы соль быстрее растворилась. (Каролина выполняет задание.) Что получилось? (Раствор соли.)

Воспитатель (опускает картофелину в раствор соли).

Воспитатель: Что произошло с картофелиной? (Она всплыла.) Какая-то странная картофелина: то ей плавать хочется, то на дне лежать. Но, может быть, дело не в картофелине? В чём же тогда?

Дети: Ответы детей…

Воспитатели: в этой банке (показывает) - солёная вода, а в этой - пресная, несолёная. Теперь вы можете сказать, почему в предыдущем опыте яйцо то плавало на поверхности воды, то -тонуло?

Дети: Ответы детей…

Воспитатель: Мы уже узнали с вами, что соль содержится в морской воде. Плавать в морской воде намного легче, она как бы выталкивает тело.

Воспитатель: Вернёмся к нашему опыту и попробуем добавить соли в раствор. Что происходит с картофелиной? (Чем больше в растворе соли, тем выше всплывает картофелина.) Можно ли определить, сколько соли содержится в воде? Как это сделать? (Раствор можно попробовать на вкус.) Пробовать раствор на вкус не всегда удобно, да и не следует забывать о правилах безопасности.

Для измерения содержания соли в воде люди изобрели специальный прибор - ареометр. (Просмотр слайдов.)

Воспитатель: Вас заинтересовали свойства воды?

Дети: Ответы детей…

Физкультминутка: Отлично, а сейчас немного отдохнем, а потом опять продолжим…

Воспитатель: Немного отдохнули и узнаем еще много интересного. Вспомните, что происходит с водой при очень высокой или очень низкой температуре? (При очень высокой температуре вода кипит, она превращается в пар. При очень низкой температуре вода замерзает, становится льдом.) Как вы думаете, может ли солёная вода находиться в газообразном состоянии? (испариться)

Дети: Ответы детей…

Воспитатель: Это несложно узнать с помощью простого опыта. (Набирает солёную воду в ложку и нагревает её над пламенем свечи.) Что произошло? Что осталось на дне ложки?

Дети: Ответы детей…

Воспитатель: Почему соль не испарилась вместе с водой? Оказывается, в природе не все вещества могут, как вода, находиться в трёх различных состояниях. Соль - твёрдое вещество и не может стать газообразной.

Что надо сделать, чтобы лёд (вода в твёрдом состоянии) превратился в жидкость? (Лёд нужно нагреть.) Может быть, и соль при нагревании станет жидкой? (Насыпает в ложку щепотку соли и нагревает её над пламенем свечи.) Что произошло с солью? Какой вывод мы можем сделать? (Соль не растаяла. Она не может быть жидкой.)

Рефлексивный момент:

1. О чем мы сегодня говорили?

2. Какая бывает соль?

3. Как добывают ее?

4. Какая вода тяжелее, солёная или пресная?

5. Как можно измерить кол-во соли в воде?

6. Как называется прибор для измерения содержания соли?

7. Может ли соль испаряться или быть жидкой?

8. Вам понравилось занятие?

Воспитатель:

Вы были сегодня молодцы, активны, и нам удалось найти ответы на сложные вопросы благодаря тому, что мы работали вместе, проверяли наши предположения с помощью опытов.

Список использованной литературы

1. https://gttunes.ru/

2. https://www.moi-detsad.ru/

3. https://riddle-middle.ru

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Зимующие птицы» Программное содержание: Образовательные цели: • Закрепление представлений о зимующих птицах. • Расширение словарного запаса по теме «Зимующие.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему «Радуга» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «РАДУГА».

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему «Лёд — вода» Программное содержание: Цели: развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете, формирование действия.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Юные исследователи в лаборатории соли» .

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Как очистить воду» Конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: как очистить воду (эксперименты с водой). Цель: создание условий для развития.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Поиграем с Каплей в прятки» Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей 5 - 6 лет. Задачи: Воспитательные: -воспитывать бережное отношение.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности у детей 5–6 лет «Вода» Тема: «Вода» Цель: расширить познавательный интерес о воде (вода есть в каждом продукте). Задачи: Выяснить знания детей о свойствах ее значении.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в І младшей группе Знакомство со свойствами песка и глины Цель: Развитие у детей познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство.

Конспект проведения по познавательно-исследовательской деятельности «Вулкан» Цель: создать условия для знакомства и проведение опыта с детьмис природным явлением – вулканом. Задачи:– формировать у детей умение делать.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух вокруг нас» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности в средней группе МБДОУ № 1. Тема:.

Автор публикации:
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Тайны соли»
Опубликовано: 17 января 2018 в 21:20
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Тайны соли»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Феоктистова (УИ 330514) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД