Екатерина Феоктистова
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Тайны соли»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности на тему
Цель: сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и мышлению.
Задачи:
Публикация «Конспект по познавательно-исследовательской деятельности на тему „Тайны соли“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
-Образовательные задачи: создать проблемную ситуацию для исследования свойств поваренной соли и её водного раствора;
-Развивающие задачи: закреплять представления детей о трёх агрегатных состояниях воды (жидкое, твёрдое, газообразное);
-Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к самостоятельному познанию и мышлению.
Предварительная работа:
- обсуждение темы;
- рассматривания тематических картинок
- чтение художественной литературы (стихотворения)
- разгадывание загадок.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социализация», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Здоровьесберегающие», «Художественно-эстетическое развитие».
Материал и оборудование. Стеклянные банки ёмкостью 1 литр, вода, пачка поваренной соли, сырая очищенная картофелина, сырое яйцо, столовая ложка, свеча. Весы. Иллюстрация с изображением ареометра.
Предварительная работа. Серия опытов по исследованию свойств воды, по растворению в воде различных веществ.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправляемся в страну познаний и экспериментов. Проведём интересные опыты и вновь узнаем что-нибудь новое. А поможет во всем мне сегодня моя помощница – Каролина.
(Воспитатель и помощник выставляет на стол банку с солёной водой, опускает в неё яйцо - оно плавает. Затем доливает в банку пресную воду - яйцо опускается на дно
Воспитатель: Хотели бы вы узнать секрет этого опыта?
Дети: (Да.)
Воспитатель: А сначала вы отгадайте загадки:
В воде родиться
А воды боится
(Соль)
Меня не едят — и без меня мало едят.
(Соль)
И не красива, и не вкусна,
А без неё не проживёшь.
(Соль)
Какая нота и продукт называются одинаково?
(Соль)
Воспитатель: а нам сейчас моя помощница расскажет, о чем же идет речь? (Каролина читает стихотворение)
Наступит скоро лето
На море все помчимся
А в море много соли,
В которой порезвимся.
А есть и соль поваренная
Ее мы поедим,
В соленьях вкусных маминых
До будущей весны.
Воспитатель: Правильно ребята, речь идет о соли. Посмотрите, что ещё я приготовила. (Выставляет на стол банку с пресной водой, пакет с поваренной соли, очищенную картофелину.)
Воспитатель: Ребята, что вы видите у меня в руках? В банку с водой я опущу очищенную сырую картофелину. Что с ней произошло? (Картофелина опустилась на дно.)
Воспитатель (вынимает картофелину). Как вы думаете, что в этой банке - вода, а в пакете - какое-то неизвестное вещество. Интересно, что это?
(Предположения детей.) Как мы можем проверить? Вспомните, как можно исследовать незнакомое вещество? (Рассмотреть его. Осторожно понюхать.) А можно ли попробовать его на вкус?
Дети: Ответы детей…
Воспитатель: Почему нельзя?
Дети: Ответы детей…
Воспитатель: Правильно, незнакомое вещество пробовать опасно. Но я знаю, что это за вещество, и разрешаю вам его попробовать. (Дети пробуют немного соли, определяют её по вкусу.) Да, это обычная соль. Вы правильно рассуждали и сделали верный вывод.
Воспитатель. Скажите ребята для чего нужна соль? Сейчас мы с вами рассмотрим картинки и сделаем вывод, для чего же она нам нужна, как ее добывают. (Просмотр слайдов). А теперь ответьте на вопрос, который я задала ранее…
Дети: Ответы детей…
Воспитатель: Правильно, соль нужна для приготовления пищи. В ней не живут микробы, используется и в лечебных целях. Соль бывает обыкновенная, мелкая. Возьмите лупу и хорошенько рассмотрите её. А еще есть соль морская, в эту соль можно добавить разные добавки и принимать ванну.
Вернёмся к нашим исследованиям. Что происходит с картофелиной, когда мы кладём её в банку с водой? (Она тонет.) Добавим в другую банку с водой несколько столовых ложек соли и перемешаем, чтобы соль быстрее растворилась. (Каролина выполняет задание.) Что получилось? (Раствор соли.)
Воспитатель (опускает картофелину в раствор соли).
Воспитатель: Что произошло с картофелиной? (Она всплыла.) Какая-то странная картофелина: то ей плавать хочется, то на дне лежать. Но, может быть, дело не в картофелине? В чём же тогда?
Дети: Ответы детей…
Воспитатели: в этой банке (показывает) - солёная вода, а в этой - пресная, несолёная. Теперь вы можете сказать, почему в предыдущем опыте яйцо то плавало на поверхности воды, то -тонуло?
Дети: Ответы детей…
Воспитатель: Мы уже узнали с вами, что соль содержится в морской воде. Плавать в морской воде намного легче, она как бы выталкивает тело.
Воспитатель: Вернёмся к нашему опыту и попробуем добавить соли в раствор. Что происходит с картофелиной? (Чем больше в растворе соли, тем выше всплывает картофелина.) Можно ли определить, сколько соли содержится в воде? Как это сделать? (Раствор можно попробовать на вкус.) Пробовать раствор на вкус не всегда удобно, да и не следует забывать о правилах безопасности.
Для измерения содержания соли в воде люди изобрели специальный прибор - ареометр. (Просмотр слайдов.)
Воспитатель: Вас заинтересовали свойства воды?
Дети: Ответы детей…
Физкультминутка: Отлично, а сейчас немного отдохнем, а потом опять продолжим…
Воспитатель: Немного отдохнули и узнаем еще много интересного. Вспомните, что происходит с водой при очень высокой или очень низкой температуре? (При очень высокой температуре вода кипит, она превращается в пар. При очень низкой температуре вода замерзает, становится льдом.) Как вы думаете, может ли солёная вода находиться в газообразном состоянии? (испариться)
Дети: Ответы детей…
Воспитатель: Это несложно узнать с помощью простого опыта. (Набирает солёную воду в ложку и нагревает её над пламенем свечи.) Что произошло? Что осталось на дне ложки?
Дети: Ответы детей…
Воспитатель: Почему соль не испарилась вместе с водой? Оказывается, в природе не все вещества могут, как вода, находиться в трёх различных состояниях. Соль - твёрдое вещество и не может стать газообразной.
Что надо сделать, чтобы лёд (вода в твёрдом состоянии) превратился в жидкость? (Лёд нужно нагреть.) Может быть, и соль при нагревании станет жидкой? (Насыпает в ложку щепотку соли и нагревает её над пламенем свечи.) Что произошло с солью? Какой вывод мы можем сделать? (Соль не растаяла. Она не может быть жидкой.)
Рефлексивный момент:
1. О чем мы сегодня говорили?
2. Какая бывает соль?
3. Как добывают ее?
4. Какая вода тяжелее, солёная или пресная?
5. Как можно измерить кол-во соли в воде?
6. Как называется прибор для измерения содержания соли?
7. Может ли соль испаряться или быть жидкой?
8. Вам понравилось занятие?
Воспитатель:
Вы были сегодня молодцы, активны, и нам удалось найти ответы на сложные вопросы благодаря тому, что мы работали вместе, проверяли наши предположения с помощью опытов.
Список использованной литературы
1. https://gttunes.ru/
2. https://www.moi-detsad.ru/
3. https://riddle-middle.ru