Конспект по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Тайны соли»

Екатерина Феоктистова
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Тайны соли»

Цель: сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и мышлению.

Задачи:

-Образовательные задачи: создать проблемную ситуацию для исследования свойств поваренной соли и её водного раствора;

-Развивающие задачи: закреплять представления детей о трёх агрегатных состояниях воды (жидкое, твёрдое, газообразное);

-Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к самостоятельному познанию и мышлению.

Предварительная работа:

- обсуждение темы;

- рассматривания тематических картинок

- чтение художественной литературы (стихотворения)

- разгадывание загадок.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социализация», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Здоровьесберегающие», «Художественно-эстетическое развитие».

Материал и оборудование. Стеклянные банки ёмкостью 1 литр, вода, пачка поваренной соли, сырая очищенная картофелина, сырое яйцо, столовая ложка, свеча. Весы. Иллюстрация с изображением ареометра.

Предварительная работа. Серия опытов по исследованию свойств воды, по растворению в воде различных веществ.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправляемся в страну познаний и экспериментов. Проведём интересные опыты и вновь узнаем что-нибудь новое. А поможет во всем мне сегодня моя помощница – Каролина.

(Воспитатель и помощник выставляет на стол банку с солёной водой, опускает в неё яйцо - оно плавает. Затем доливает в банку пресную воду - яйцо опускается на дно

Воспитатель: Хотели бы вы узнать секрет этого опыта?

Дети: (Да.)

Воспитатель:А сначала вы отгадайте загадки:

В воде родиться

А воды боится

(Соль)

Меня не едят — и без меня мало едят.

(Соль)

И не красива, и не вкусна,

А без неё не проживёшь.

(Соль)

Какая нота и продукт называются одинаково?

(Соль)

Воспитатель: а нам сейчас моя помощница расскажет, о чем же идет речь? (Каролина читает стихотворение)

Наступит скоро лето

На море все помчимся

А в море много соли,

В которой порезвимся.

А есть и соль поваренная

Ее мы поедим,

В соленьях вкусных маминых

До будущей весны.

Воспитатель: Правильно ребята, речь идет о соли. Посмотрите, что ещё я приготовила. (Выставляет на стол банку с пресной водой, пакет с поваренной соли, очищенную картофелину.)

Воспитатель: Ребята, что вы видите у меня в руках? В банку с водой я опущу очищенную сырую картофелину. Что с ней произошло? (Картофелина опустилась на дно.)

Воспитатель (вынимает картофелину). Как вы думаете, что в этой банке - вода, а в пакете - какое-то неизвестное вещество. Интересно, что это?

(Предположения детей.) Как мы можем проверить? Вспомните, как можно исследовать незнакомое вещество? (Рассмотреть его. Осторожно понюхать.) А можно ли попробовать его на вкус?

Дети: Ответы детей…

Воспитатель: Почему нельзя?

Дети: Ответы детей…

Воспитатель: Правильно, незнакомое вещество пробовать опасно. Но я знаю, что это за вещество, и разрешаю вам его попробовать. (Дети пробуют немного соли, определяют её по вкусу.) Да, это обычная соль. Вы правильно рассуждали и сделали верный вывод.

Воспитатель. Скажите ребята для чего нужна соль? Сейчас мы с вами рассмотрим картинки и сделаем вывод, для чего же она нам нужна, как ее добывают. (Просмотр слайдов). А теперь ответьте на вопрос, который я задала ранее…

Дети: Ответы детей…

Воспитатель: Правильно, соль нужна для приготовления пищи. В ней не живут микробы, используется и в лечебных целях. Соль бывает обыкновенная, мелкая. Возьмите лупу и хорошенько рассмотрите её. А еще есть соль морская, в эту соль можно добавить разные добавки и принимать ванну.

Вернёмся к нашим исследованиям. Что происходит с картофелиной, когда мы кладём её в банку с водой? (Она тонет.) Добавим в другую банку с водой несколько столовых ложек соли и перемешаем, чтобы соль быстрее растворилась. (Каролина выполняет задание.) Что получилось? (Раствор соли.)

Воспитатель (опускает картофелину в раствор соли).

Воспитатель: Что произошло с картофелиной? (Она всплыла.)Какая-то странная картофелина: то ей плавать хочется, то на дне лежать. Но, может быть, дело не в картофелине? В чём же тогда?

Дети: Ответы детей…

Воспитатели: в этой банке (показывает) - солёная вода, а в этой - пресная, несолёная. Теперь вы можете сказать, почему в предыдущем опыте яйцо то плавало на поверхности воды, то -тонуло?

Дети: Ответы детей…

Воспитатель: Мы уже узнали с вами, что соль содержится в морской воде. Плавать в морской воде намного легче, она как бы выталкивает тело.

Воспитатель: Вернёмся к нашему опыту и попробуем добавить соли в раствор. Что происходит с картофелиной? (Чем больше в растворе соли, тем выше всплывает картофелина.) Можно ли определить, сколько соли содержится в воде? Как это сделать? (Раствор можно попробовать на вкус.) Пробовать раствор на вкус не всегда удобно, да и не следует забывать о правилах безопасности.

Для измерения содержания соли в воде люди изобрели специальный прибор - ареометр. (Просмотр слайдов.)

Воспитатель: Вас заинтересовали свойства воды?

Дети: Ответы детей…

Физкультминутка: Отлично, а сейчас немного отдохнем, а потом опять продолжим…

Воспитатель: Немного отдохнули и узнаем еще много интересного. Вспомните, что происходит с водой при очень высокой или очень низкой температуре? (При очень высокой температуре вода кипит, она превращается в пар. При очень низкой температуре вода замерзает, становится льдом.) Как вы думаете, может ли солёная вода находиться в газообразном состоянии? (испариться)

Дети: Ответы детей…

Воспитатель: Это несложно узнать с помощью простого опыта. (Набирает солёную воду в ложку и нагревает её над пламенем свечи.) Что произошло? Что осталось на дне ложки?

Дети: Ответы детей…

Воспитатель: Почему соль не испарилась вместе с водой? Оказывается, в природе не все вещества могут, как вода, находиться в трёх различных состояниях. Соль - твёрдое вещество и не может стать газообразной.

Что надо сделать, чтобы лёд (вода в твёрдом состоянии) превратился в жидкость? (Лёд нужно нагреть.) Может быть, и соль при нагревании станет жидкой? (Насыпает в ложку щепотку соли и нагревает её над пламенем свечи.) Что произошло с солью? Какой вывод мы можем сделать? (Соль не растаяла. Она не может быть жидкой.)

Рефлексивный момент:

1. О чем мы сегодня говорили?

2. Какая бывает соль?

3. Как добывают ее?

4. Какая вода тяжелее, солёная или пресная?

5. Как можно измерить кол-во соли в воде?

6. Как называется прибор для измерения содержания соли?

7. Может ли соль испаряться или быть жидкой?

8. Вам понравилось занятие?

Воспитатель:

Вы были сегодня молодцы, активны, и нам удалось найти ответы на сложные вопросы благодаря тому, что мы работали вместе, проверяли наши предположения с помощью опытов.

Список использованной литературы

1. http://gttunes.ru/

2. http://www.moi-detsad.ru/

3. http://riddle-middle.ru

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Зимующие птицы» Программное содержание: Образовательные цели: • Закрепление представлений о зимующих птицах. • Расширение словарного запаса по теме «Зимующие.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей подготовительной группы на тему «Радуга» КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «РАДУГА».

Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему «Лёд — вода» Программное содержание: Цели: развитие представлений о плавлении льда, о превращении льда в воду, о зиме и лете, формирование действия.

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Юные исследователи в лаборатории соли» .

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Как очистить воду» Конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: как очистить воду (эксперименты с водой). Цель: создание условий для развития.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Поиграем с Каплей в прятки» Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей 5 - 6 лет. Задачи: Воспитательные: -воспитывать бережное отношение.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности у детей 5–6 лет «Вода» Тема: «Вода» Цель: расширить познавательный интерес о воде (вода есть в каждом продукте). Задачи: Выяснить знания детей о свойствах ее значении.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в І младшей группе Знакомство со свойствами песка и глины Цель: Развитие у детей познавательного интереса к поисково-исследовательской деятельности через знакомство.

Конспект проведения по познавательно-исследовательской деятельности «Вулкан» Цель: создать условия для знакомства и проведение опыта с детьмис природным явлением – вулканом. Задачи:– формировать у детей умение делать.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух вокруг нас» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно – исследовательской деятельности в средней группе МБДОУ № 1. Тема:.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Тайны соли»
Опубликовано: 17 января 2018 в 21:20
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 октября. Праздник риса на МААМ

Очередной тематический день посвящен важному продукту питания, который мы часто видим на своем столе. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать ребенку о рисе и увлечь его...

29 октября. День народных противовирусных средств на МААМ

В этом году время повышенной опасности гриппа, которое наступает поздней осенью, дополнительно усугублено разгулом пандемии коронавируса. Поэтому особенно важно научить детей заботиться о своём здоровье....

Слушание «Осенняя песня» П. И Чайковского с использованием картин И. Левитана
Цель: воспитывать любовь к Родине, через ознакомление с музыкой "Осенняя песнь" П. И. Чайковского и картинами И. И. Левитана Задачи: образовательные: •...
«Экскурсия к участку строящейся дороги «Знакомство со спецтехникой: каток, погрузчик,...
Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в детском саду. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у...
«Осенний натюрморт»
Творческая работа вне занятий для детей с ОВЗ «Осенний натюрморт» Цель: Развивать композиционные умения детей ( расположение вылепленных плодов на...