Приложение МААМ

Конспект занятия по познавательному развитию для подготовительной к школе группы «Чемодан памяти»

петрова алена леонидовна
Конспект занятия по познавательному развитию для подготовительной к школе группы «Чемодан памяти»
▼ Скачать + Заказать документы

«Чемодан памяти»

Цель:

Расширение знаний детей подготовительной группы по истории Отечества через поэзию и музейное дело.

Задачи:

- познакомить детей с предметами солдатского быта;

- воспитывать патриотизм и уважение к людям старшего поколения;

- развивать эстетическое воспитание детей через эмоционально-образное восприятие

представленных предметов и событий.

Оборудование:

- старый чемодан;

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию для подготовительной к школе группы „Чемодан памяти“» размещена в разделах

- солдатская фляжка, котелок, ремень, гильза автомата,

копия фронтового письма-треугольника;

- иллюстрации по теме ВОВ, компьютер, мультимедиа-проектор,

презентация, свечи.

«Чемодан памяти»

(события и предметы Великой Отечественной войны в литературно-художественных образах)

Ребенок читает стихотворение

Хранится память о герое в нашем доме,

Он падает пример нам судьбой своей!

Прошел войну, служил в саперном батальоне

Наш сильный, смелый прапрадедушка Андрей.

Рискуя жизнью, повидал сражений много,

Три важных подвига бесстрашно совершил!

Мост подорвал, чем преградил врагам дорогу,

И Орден - «Красную Звезду» он получил.

На минном поле под огнем проход проделал

И был медалью «За отвагу» награжден.

Путь вражьим танкам заминировал умело-

И снова «Красною Звездой» отмечен он.

Живым остался, возвратился он с победой,

И нам забыть его вовеки не давно!

Давайте будем чтить и помнить наших дедов,

Хотя мы все войну ведали лишь в кино!

Пусть никогда не повторятся больше войны,

И с бесконечной благодарностью сейчас

Давайте будем тех героев мы достойны,

Ведь эту жизнь и мир спасли они для нас!

(авторское сочинение бабушки Самохваловой Людмилы Аркадьевны)

Воспитатель: Ребята, вы, конечно, поняли, какому дню было посвящено прочитанное стихотворение.

Дети: Это стихотворение о начале Великой Отечественной войны, она началась 22 июня 1941 года.

Воспитатель: Верно, ребята. На рассвете 22 июня 1941 года прозвучали первые выстрелы, которые стали началом одной из самых ужасных трагедий ХХ века – Великой Отечественной войны. Она была самой жестокой и кровопролитной в истории нашей страны. Четыре года, 1418 дней и ночей продолжалась она. Пожалуй, в России нет такого дома, куда не заглянула эта война, нет такой семьи, которая не потеряла деда, отца, мужа, брата, мать, жену или сестру. Сегодня день 22 июня и День Победы советских войск над фашистской Германией, 9 мая, отмечают как Дни Памяти. Это память о 27 миллионах погибших, замученных и оставшихся калеками советских граждан.

Помнить о них необходимо. Помнить – для того, чтобы мы сегодняшние и наши будущие поколения могли жить. Помнить, чтобы новый разрушительный смерч не пронесся над планетой, уничтожая все живое. Чтобы жила наша Родина – Россия, наша земля.

Ребенок читает стихотворение

«Ветер войны»

Как было много тех героев,

Чьи неизвестны имена.

Навеки их взяла с собою,

В свой край, неведомый, война.

Они сражались беззаветно,

Патрон последний берегли,

Их имена приносит ветром,

Печальным ветром той войны.

Порой слышны, на поле боя,

Через десятки мирных лет:

«Прикрой меня! - прикрою Коля!»

И вспыхнет вдруг ракеты свет.

А Коля, в этом тихом поле,

Лежит, не встанет никогда…

Лишь горький ветер, нам порою,

Напомнит страшные года.

Сегодня мало кто заплачет

Придя к могилам той войны,

Но это все-таки не значит

Что позабыли Колю мы.

Мы помним, помним это горе.

Осталась в памяти война,

И Русское, родное, поле

Приносит ветром имена.

(включена фоновая музыка о войне)

Воспитатель:

Война стала суровым испытанием для миллионов людей, взрослых, юношей и девушек, подростков и даже детей. Мы не должны забывать их подвиги, тяжёлые будни, их ратный труд в тылу, их слёзы и радость Победы.

Сегодня мы с вами вспомним о крупнейших сражениях той войны, средствами наглядности попытаемся представить себе быт простого солдата и, конечно же, поговорим о нашей Победе, Великой Победе советского народа над фашистской Германией. А поможет нам в этом старый, потрёпанный, но не простой чемодан, а «чемодан памяти».

Воспитатель:

(наводящий вопрос, чтобы ребята поняли, о каком предмете пойдёт речь). «Этот предмет был у каждого солдата и офицера, без него никак не обойтись, а использовали его иногда всего лишь раз в день и очень редко как положено – три раза в день». Что это?

В случае если ребята не угадали, даё м вторую подсказку:

«Используя этот предмет, солдат сил набирался, досыта наедался»

Дети:– это котелок.

Воспитатель:

Правильно, это солдатский котелок. Он лёгкий алюминиевый, с ручкой, чтобы можно было разогреть еду на огне. Котелок состоит из двух частей – это сам котелок, в который наливали суп, и крышка – её использовали под кашу.

(все вещи в процессе занятия выставляются на столе, чтобы дети могли их рассмотреть, а по окончании занятия – оформить в группе выставку)

Ребенок читает стихотворение о солдатском котелке.

Фронтовой котелок

Ты был на Кубани со мной и в Крыму,

В горах и долинах Европы –

И ты закоптился в походном дыму,

Помялся в атаках, в окопах.

Все годы войны неразлучно со мной

Прошёл ты сквозь стены пожарищ.

Поил ты солдата живою водой,

Мой спутник, мой верный товарищ!

И я не счищаю нагар фронтовой –

Твою биографию боя.

Побудь напоследок, товарищ, со мной,

Побудь напоследок со мною.

1984 г. В. Кузнецов

(заставка на экране фото войны)

Воспитатель:

Первые месяцы войны - это были самые суровые, самые тяжелые недели, дни великой войны ….

Ребенок читает стихотворение

Дети войны

Оборванного мишку утешала

Девчушка в изувеченной избе:

"Кусочек хлеба - это очень мало,

Но крошечка достанется тебе. "

Снаряды пролетали и взрывались,

Смешалась с кровью черная земля.

"Была семья, был дом. Теперь остались

Совсем одни на свете - ты и я. "

. А за деревней рощица дымилась,

Поражена чудовищным огнём,

И Смерть вокруг летала злою птицей,

Бедой нежданной приходила в дом.

"Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,

И мне дадут на фронте автомат.

Я отомщу за то, что слезы прячу,

За то, что наши сосенки горят. "

Но в тишине свистели пули звонко,

Зловещий отблеск полыхнул в окне.

И выбежала из дому девчонка:

"Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне. "

. Молчание. Ни голоса не слышно.

Победу нынче празднует страна.

А сколько их, девчонок и мальчишек,

Осиротила подлая война?.

Лора Тасси

Воспитатель:

Несмотря на огромный перевес врага в технике и неожиданность нападения, пограничники и части Красной Армии героически сражались на всем протяжении фронта. Всем известны подвиги героев Брестской крепости.

Отступление, окружение, плен, эвакуация, партизанская война в тылу врага, голод и холод, беспримерный трудовой подвиг народа – это страницы войны. Блокада Ленинграда, битва за Москву, Сталинградская битва, сражение на Курской дуге, освобождение Белоруссии, форсирование Днепра, освобождение стран Европы и, наконец, взятие Берлина – это тоже страницы войны. Конечно, на одном занятии, в одной беседе нельзя охватить всё, но мы изучаем и помним свою историю…

Воспитатель:

Заглянем снова в наш чемодан. Этот предмет спасал от жажды, это обязательный атрибут солдата, бывало немало случаев, когда «она» спасала солдатам жизнь. Что же это?

Дети: Это фляжка для воды.

Ребенок читает стихотворение о фронтовой фляге

Жизнь катится неумолимо!

Рубцы от шрамов оставляя в чьих-то душах.

И тех, кто раньше жил, и всех живущих ныне

Секунд шуршанье заставляет слушать.

И лишь альбом семейный переполнен,

От времени там фото пожелтели

Глаза родные нам позволит вспомнить,

И руки, те, что в детстве всех нас грели.

А фото, там где Дед в военной форме,

Стоит с медалями и флягой на ремне,

Не даст забыть, который раз напомнит,

Что воевал он и был ранен на войне.

А флягу ту, мой Дед оставил сыну,

А мне Отец её когда-то подарил.

И пусть века, года, мгновения застынут

В военных письмах, в строчках выцветших чернил!

И флягу эту, русского солдата

Мне так хотелось сыну передать.

Но жизнь сложилась по-другому, значить надо

Мне жить за всех и Деда поминать.

Воспитатель:

Ребята в этом стихотворении упоминается солдатский ремень, есть такой атрибут и у нас – достаём из чемодана и показываем старый фронтовой ремень.

Ребенок читает монолог солдатского ремня

Я сверкаю бляхой на параде,

мной гордятся те, на ком я есть.

В доблестном строю, да и в засаде

все меня носить сочтут за честь.

Да, уход за мною очень тяжкий.

Чтобы я всегда на вас сверкал -

нужно пастой ГОИ* чистить пряжку.

И не надо будет вам зеркал.

Я устроен так для подпояски,

чтобы не топорщился мундир,

но поверьте, мной без всякой смазки

можно урезонивать задир.

Я порой бываю толстокожим,

но на помощь к вам всегда приду

и врагам легко начищу рожи,

там же отпечатаю звезду.

Я - предмет для всех необходимый,

как для танка толстая броня.

Ведь стране не быть непобедимой

без меня - солдатского ремня!

Виктор Бойков

Воспитатель:

Достаёт из чемодана и показывает гильзу. Да, это гильза. Не каждый мог пойти на такие отважные моменты. Когда приходилось стрелять в врага защищая нашу Родину. Но, солдат должен быть храбрым и смелым.

(фоновая музыка «Синий платочек»)

Воспитатель:

А сейчас мы поработаем с треугольником, как вы думаете с каким?

Дети:– предполагают, что это письмо.

Воспитатель:

Правильно, треугольником в годы войны называли солдатские письма. Показывает копию фронтового письма детям, затем предлагает попробовать сделать такой треугольник самим, показывает образец.

Весточки с фронта, как ждали их дома. Завидев издали почтальона, женщины радостно бежали навстречу, с радостью и надеждой. Но надежды порой оборачивались горем, если вместо треугольника почтальон доставал просто бумагу – это извещение. Воспитатель показывает копию фронтового извещения. В народе их называли похоронками.

Воспитатель читает стихотворение

Нет, не ракета,

А письмо солдата,

Всё, чем дышала раненая грудь,

Написано, отправлено когда-то,

Оно летит, и бесконечен путь.

Ты прости меня, мама, что я не вернулся с войны,

Я пишу тебе, мама, глазами на облаке

Последнее в жизни письмо.

Над моей головой расцвёл красный мак,

Как хотелось бы мне подарить тебе этот цветок.

Но ведь сил нет таких – до него дотянуться.

- Как его имя? Фамилия?

У него сотни имён, тысячи фамилий.

У него светлые или чёрные волосы,

Белая или смуглая кожа.

Широко распахнутые серые или карие глаза.

Ему 17, 20, а может 30…

Может он шагнул прямо из-за школьной парты.

Он в разном звании, этот солдат.

Он разный, у него много лиц, фамилий и званий

И в то же время он один во всех лицах,

Наш неизвестный доблестный солдат.

Воспитатель:

Ребята, в моём чемодане остался один предмет. Он всем хорошо известен, сегодня мы используем это при необходимости, это есть в каждом доме, эта вещь – символ памяти, жертвенности. Что же это?

Дети: Это свеча?

Воспитатель:

Действительно, это обыкновенная свеча. Раздаём свечи всем участникам мероприятия, зажигаем их…

Война закончилась. И заживают раны,

И в День Победы по восторженной земле,

Блестя наградами, шагают ветераны,

Фронтовики, герои, совесть наших дней

Война закончилась. Но с каждым годом

Редеет славная гвардейская родня,

И все цветы свои весна в венок вплетает

И с ним склоняется у Вечного огня!

Объявляется минута молчания.

Воспитатель:

Четыре огненных года прошагали наши солдаты дорогами войны, приближая победный час. И он пришел, долгожданный День Победы, он пришёл к нам 9 мая 1945 года. Каждый год мы вспоминаем наших солдат которые подарили нам мирное небо над головой. Мы помним и гордимся. Спасибо им за все!

Публикации по теме:

Конспект игровой ситуации в подготовительной к школе группе по познавательному развитию «Весёлое путешествие» .

Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с линейкой»Конспект НОД по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с линейкой» Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) по теме «Знакомство с линейкой». Цель: Формировать умение измерять длину предметов с помощью.

Конспект ООД по познавательному развитию «Час памяти. Дети блокадного Ленинграда» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект ООД по познавательному развитию «Час памяти. Дети блокадного Ленинграда» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область.

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие золотой монетки» для детей подготовительной к школе группы Цель: Повышение финансовой грамотности детей Задачи: Образовательные: Закрепить знания детей о возникновении денег, развивать воображение.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Конспект по познавательному развитию в подготовительной к школе группе. «Все профессии нужны, все профессии важны" Цель: Развивать внимание,.

Конспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные Краснодарского края» в подготовительной к школе группеКонспект занятия по познавательному развитию «Дикие животные Краснодарского края» в подготовительной к школе группе Цель: развитие познавательного интереса к окружающему миру и накопление знаний о многообразии животного мира Краснодарского края. Задачи:.

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие по Африке» в подготовительной группе Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Путешествие по Африке» в подготовительной группе. Реализация содержания программы.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Что кому по вкусу?»Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Что кому по вкусу?» Цели. Научить различать животных по способу питания (травоядные, хищные, всеядные); Образовательные: обобщить, расширить, систематизировать.

Конспект занятия по развитию речи для подготовительной к школе группы «Профессии» Цель: Обобщить знания детей по теме «Профессии». Задачи: Образовательные: • Расширять и обогащать представления детей о профессиях, орудиях.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие во владения Снежной Королевы» для подготовительной к школе группы Конспект занятия по развитию речи. Тема: "Путешествие во владения Снежной Королевы" Для подготовительной к школе группы Конспект разработан.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию для подготовительной к школе группы «Чемодан памяти»
Опубликовано: 25 марта 2020 в 15:43
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательному развитию для подготовительной к школе группы «Чемодан памяти»» (включая файлы) размещена пользователем петрова алена леонидовна (УИ 1811989) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД