петрова алена леонидовна
Конспект занятия по познавательному развитию для подготовительной к школе группы «Чемодан памяти»
▼ Скачать + Заказать документы
«Чемодан памяти»
Цель:
Расширение знаний детей подготовительной группы по истории Отечества через поэзию и музейное дело.
Задачи:
- познакомить детей с предметами солдатского быта;
- воспитывать патриотизм и уважение к людям старшего поколения;
- развивать эстетическое воспитание детей через эмоционально-образное восприятие
представленных предметов и событий.
Оборудование:
- старый чемодан;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию для подготовительной к школе группы „Чемодан памяти“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Память. Развитие памяти у детей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
- солдатская фляжка, котелок, ремень, гильза автомата,
копия фронтового письма-треугольника;
- иллюстрации по теме ВОВ, компьютер, мультимедиа-проектор,
презентация, свечи.
«Чемодан памяти»
(события и предметы Великой Отечественной войны в литературно-художественных образах)
Ребенок читает стихотворение
Хранится память о герое в нашем доме,
Он падает пример нам судьбой своей!
Прошел войну, служил в саперном батальоне
Наш сильный, смелый прапрадедушка Андрей.
Рискуя жизнью, повидал сражений много,
Три важных подвига бесстрашно совершил!
Мост подорвал, чем преградил врагам дорогу,
И Орден - «Красную Звезду» он получил.
На минном поле под огнем проход проделал
И был медалью «За отвагу» награжден.
Путь вражьим танкам заминировал умело-
И снова «Красною Звездой» отмечен он.
Живым остался, возвратился он с победой,
И нам забыть его вовеки не давно!
Давайте будем чтить и помнить наших дедов,
Хотя мы все войну ведали лишь в кино!
Пусть никогда не повторятся больше войны,
И с бесконечной благодарностью сейчас
Давайте будем тех героев мы достойны,
Ведь эту жизнь и мир спасли они для нас!
(авторское сочинение бабушки Самохваловой Людмилы Аркадьевны)
Воспитатель: Ребята, вы, конечно, поняли, какому дню было посвящено прочитанное стихотворение.
Дети: Это стихотворение о начале Великой Отечественной войны, она началась 22 июня 1941 года.
Воспитатель: Верно, ребята. На рассвете 22 июня 1941 года прозвучали первые выстрелы, которые стали началом одной из самых ужасных трагедий ХХ века – Великой Отечественной войны. Она была самой жестокой и кровопролитной в истории нашей страны. Четыре года, 1418 дней и ночей продолжалась она. Пожалуй, в России нет такого дома, куда не заглянула эта война, нет такой семьи, которая не потеряла деда, отца, мужа, брата, мать, жену или сестру. Сегодня день 22 июня и День Победы советских войск над фашистской Германией, 9 мая, отмечают как Дни Памяти. Это память о 27 миллионах погибших, замученных и оставшихся калеками советских граждан.
Помнить о них необходимо. Помнить – для того, чтобы мы сегодняшние и наши будущие поколения могли жить. Помнить, чтобы новый разрушительный смерч не пронесся над планетой, уничтожая все живое. Чтобы жила наша Родина – Россия, наша земля.
Ребенок читает стихотворение
«Ветер войны»
Как было много тех героев,
Чьи неизвестны имена.
Навеки их взяла с собою,
В свой край, неведомый, война.
Они сражались беззаветно,
Патрон последний берегли,
Их имена приносит ветром,
Печальным ветром той войны.
Порой слышны, на поле боя,
Через десятки мирных лет:
«Прикрой меня! - прикрою Коля!»
И вспыхнет вдруг ракеты свет.
А Коля, в этом тихом поле,
Лежит, не встанет никогда…
Лишь горький ветер, нам порою,
Напомнит страшные года.
Сегодня мало кто заплачет
Придя к могилам той войны,
Но это все-таки не значит
Что позабыли Колю мы.
Мы помним, помним это горе.
Осталась в памяти война,
И Русское, родное, поле
Приносит ветром имена.
(включена фоновая музыка о войне)
Воспитатель:
Война стала суровым испытанием для миллионов людей, взрослых, юношей и девушек, подростков и даже детей. Мы не должны забывать их подвиги, тяжёлые будни, их ратный труд в тылу, их слёзы и радость Победы.
Сегодня мы с вами вспомним о крупнейших сражениях той войны, средствами наглядности попытаемся представить себе быт простого солдата и, конечно же, поговорим о нашей Победе, Великой Победе советского народа над фашистской Германией. А поможет нам в этом старый, потрёпанный, но не простой чемодан, а «чемодан памяти».
Воспитатель:
(наводящий вопрос, чтобы ребята поняли, о каком предмете пойдёт речь). «Этот предмет был у каждого солдата и офицера, без него никак не обойтись, а использовали его иногда всего лишь раз в день и очень редко как положено – три раза в день». Что это?
В случае если ребята не угадали, даё м вторую подсказку:
«Используя этот предмет, солдат сил набирался, досыта наедался»
Дети:– это котелок.
Воспитатель:
Правильно, это солдатский котелок. Он лёгкий алюминиевый, с ручкой, чтобы можно было разогреть еду на огне. Котелок состоит из двух частей – это сам котелок, в который наливали суп, и крышка – её использовали под кашу.
(все вещи в процессе занятия выставляются на столе, чтобы дети могли их рассмотреть, а по окончании занятия – оформить в группе выставку)
Ребенок читает стихотворение о солдатском котелке.
Фронтовой котелок
Ты был на Кубани со мной и в Крыму,
В горах и долинах Европы –
И ты закоптился в походном дыму,
Помялся в атаках, в окопах.
Все годы войны неразлучно со мной
Прошёл ты сквозь стены пожарищ.
Поил ты солдата живою водой,
Мой спутник, мой верный товарищ!
И я не счищаю нагар фронтовой –
Твою биографию боя.
Побудь напоследок, товарищ, со мной,
Побудь напоследок со мною.
1984 г. В. Кузнецов
(заставка на экране фото войны)
Воспитатель:
Первые месяцы войны - это были самые суровые, самые тяжелые недели, дни великой войны ….
Ребенок читает стихотворение
Дети войны
Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
"Кусочек хлеба - это очень мало,
Но крошечка достанется тебе. "
Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля.
"Была семья, был дом. Теперь остались
Совсем одни на свете - ты и я. "
. А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом.
"Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят. "
Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне.
И выбежала из дому девчонка:
"Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне. "
. Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна.
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?.
Лора Тасси
Воспитатель:
Несмотря на огромный перевес врага в технике и неожиданность нападения, пограничники и части Красной Армии героически сражались на всем протяжении фронта. Всем известны подвиги героев Брестской крепости.
Отступление, окружение, плен, эвакуация, партизанская война в тылу врага, голод и холод, беспримерный трудовой подвиг народа – это страницы войны. Блокада Ленинграда, битва за Москву, Сталинградская битва, сражение на Курской дуге, освобождение Белоруссии, форсирование Днепра, освобождение стран Европы и, наконец, взятие Берлина – это тоже страницы войны. Конечно, на одном занятии, в одной беседе нельзя охватить всё, но мы изучаем и помним свою историю…
Воспитатель:
Заглянем снова в наш чемодан. Этот предмет спасал от жажды, это обязательный атрибут солдата, бывало немало случаев, когда «она» спасала солдатам жизнь. Что же это?
Дети: Это фляжка для воды.
Ребенок читает стихотворение о фронтовой фляге
Жизнь катится неумолимо!
Рубцы от шрамов оставляя в чьих-то душах.
И тех, кто раньше жил, и всех живущих ныне
Секунд шуршанье заставляет слушать.
И лишь альбом семейный переполнен,
От времени там фото пожелтели
Глаза родные нам позволит вспомнить,
И руки, те, что в детстве всех нас грели.
А фото, там где Дед в военной форме,
Стоит с медалями и флягой на ремне,
Не даст забыть, который раз напомнит,
Что воевал он и был ранен на войне.
А флягу ту, мой Дед оставил сыну,
А мне Отец её когда-то подарил.
И пусть века, года, мгновения застынут
В военных письмах, в строчках выцветших чернил!
И флягу эту, русского солдата
Мне так хотелось сыну передать.
Но жизнь сложилась по-другому, значить надо
Мне жить за всех и Деда поминать.
Воспитатель:
Ребята в этом стихотворении упоминается солдатский ремень, есть такой атрибут и у нас – достаём из чемодана и показываем старый фронтовой ремень.
Ребенок читает монолог солдатского ремня
Я сверкаю бляхой на параде,
мной гордятся те, на ком я есть.
В доблестном строю, да и в засаде
все меня носить сочтут за честь.
Да, уход за мною очень тяжкий.
Чтобы я всегда на вас сверкал -
нужно пастой ГОИ* чистить пряжку.
И не надо будет вам зеркал.
Я устроен так для подпояски,
чтобы не топорщился мундир,
но поверьте, мной без всякой смазки
можно урезонивать задир.
Я порой бываю толстокожим,
но на помощь к вам всегда приду
и врагам легко начищу рожи,
там же отпечатаю звезду.
Я - предмет для всех необходимый,
как для танка толстая броня.
Ведь стране не быть непобедимой
без меня - солдатского ремня!
Виктор Бойков
Воспитатель:
Достаёт из чемодана и показывает гильзу. Да, это гильза. Не каждый мог пойти на такие отважные моменты. Когда приходилось стрелять в врага защищая нашу Родину. Но, солдат должен быть храбрым и смелым.
(фоновая музыка «Синий платочек»)
Воспитатель:
А сейчас мы поработаем с треугольником, как вы думаете с каким?
Дети:– предполагают, что это письмо.
Воспитатель:
Правильно, треугольником в годы войны называли солдатские письма. Показывает копию фронтового письма детям, затем предлагает попробовать сделать такой треугольник самим, показывает образец.
Весточки с фронта, как ждали их дома. Завидев издали почтальона, женщины радостно бежали навстречу, с радостью и надеждой. Но надежды порой оборачивались горем, если вместо треугольника почтальон доставал просто бумагу – это извещение. Воспитатель показывает копию фронтового извещения. В народе их называли похоронками.
Воспитатель читает стихотворение
Нет, не ракета,
А письмо солдата,
Всё, чем дышала раненая грудь,
Написано, отправлено когда-то,
Оно летит, и бесконечен путь.
Ты прости меня, мама, что я не вернулся с войны,
Я пишу тебе, мама, глазами на облаке
Последнее в жизни письмо.
Над моей головой расцвёл красный мак,
Как хотелось бы мне подарить тебе этот цветок.
Но ведь сил нет таких – до него дотянуться.
- Как его имя? Фамилия?
У него сотни имён, тысячи фамилий.
У него светлые или чёрные волосы,
Белая или смуглая кожа.
Широко распахнутые серые или карие глаза.
Ему 17, 20, а может 30…
Может он шагнул прямо из-за школьной парты.
Он в разном звании, этот солдат.
Он разный, у него много лиц, фамилий и званий
И в то же время он один во всех лицах,
Наш неизвестный доблестный солдат.
Воспитатель:
Ребята, в моём чемодане остался один предмет. Он всем хорошо известен, сегодня мы используем это при необходимости, это есть в каждом доме, эта вещь – символ памяти, жертвенности. Что же это?
Дети: Это свеча?
Воспитатель:
Действительно, это обыкновенная свеча. Раздаём свечи всем участникам мероприятия, зажигаем их…
Война закончилась. И заживают раны,
И в День Победы по восторженной земле,
Блестя наградами, шагают ветераны,
Фронтовики, герои, совесть наших дней
Война закончилась. Но с каждым годом
Редеет славная гвардейская родня,
И все цветы свои весна в венок вплетает
И с ним склоняется у Вечного огня!
Объявляется минута молчания.
Воспитатель:
Четыре огненных года прошагали наши солдаты дорогами войны, приближая победный час. И он пришел, долгожданный День Победы, он пришёл к нам 9 мая 1945 года. Каждый год мы вспоминаем наших солдат которые подарили нам мирное небо над головой. Мы помним и гордимся. Спасибо им за все!