Юлия Лаврентьева
Конспект занятия «Солнечная система»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по Познавательному развитию на тему «Солнечная система»
Подготовила: Воспитатель 1 категории Лаврентьева Юлия Александровна
Цель: расширение знаний о Солнечной системе
Задачи:
- Закрепить знания детей о Солнце и солнечной системе.
- Развивать связную речь.
- Воспитывать интерес к Солнцу, Солнечной системе, формировать представления детей о Солнечной системе.
Публикация «Конспект занятия „Солнечная система“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Планеты солнечной системы
- Темочки
Материалы: плакат «Солнечная система», картина с изображением Солнца, посылка, свеча, фонарь, лампочка, разрезные картинки с изображением Солнца, геометрические фигуры, пульты управления, макет орбит на полу из веревок, глобус, настольная лампа, пластилин белый и красный, шапочки-ободки с изображением планет Солнечной системы, мяч, проэктор, разного вида конструктор.
Ход занятия:
Дети встают полукругом.
Воспитатель: Ребята, поприветствуйте друг друга. Подарите нам свое хорошее настроение, улыбнитесь.
Сегодня к нам в детский сад пришла необычная посылка, в которой находились вот эти карточки похожие на пазлы. Давайте попробуем собрать их и посмотрим, что получится? (дети под музыку собирают пазлы) Посмотрите, ребята, что же у нас получилось? (Правильно солнце)
А чтобы побольше узнать о солнце, куда нужно отправиться?
Дети: В космос! Нужно не забыть взять с собой посылку, там что – то лежит. Строим ракету из больших геометрических фигур.
Для начала проверьте «пульты управления» - цифровые ряды.
Все ли кнопки у вас подписаны? (Нет)
Возьмите простые карандаши и впишите пропущенные цифры. (Выполняют)
К запуску космического корабля приготовиться!
Физминутка:
Соединить контакты! (Соединяют пальцы обеих рук)
Завести мотор! (Круговые движения кулачками один вокруг другого, произнося звук «р»)
Начинаем обратный отсчёт, передавая мяч: 10,9,8…0
Пуск! (Приседают и подпрыгивают с сомкнутыми вверху руками).
На экране видео «Взлёт ракеты». Музыка
И так мы в космосе
Посмотрите, в посылке находятся другие предметы (показываю детям свечу, фонарик, электрическую лампочку).
Воспитатель: Какая взаимосвязь между этими предметами и Солнцем? (Что эти предметы, как и солнце, источники света, но они искусственные.)
Воспитатель: Назовите природные источники света (солнце, луна, костер).
Воспитатель: Правильно! А какой главный источник света? Это Солнце.
- Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.
Артикуляционная гимнастика.
Чу — чу — чу, в космос полететь хочу.
Им — им — им, на ракете полетим.
Ды — ды — ды, долетим мы до звезды.
Ой — ой — ой, затем вернёмся мы домой.
Беседа о Солнце.
Воспитатель: Как вы думаете, что такое Солнце? Какое оно?
Дети: Солнце – это большая-большая, огромная, очень горячая звезда, которая находится далеко от нас.
Воспитатель: Почему другие звезды не согревают нашу планету? (Звезды находятся очень далеко и свет их и тепло не доходят до земли)
Воспитатель: Если бы мы стали волшебниками и оказались на какой-нибудь звезде, как вы думаете, каким бы мы увидели Солнце? (Мы увидели бы Солнце в виде маленькой мерцающей звездочки)
Воспитатель: А на самом деле Солнце какое? (Это огромный раскаленный шар, излучающий тепло и свет) Поэтому Солнце образует центр нашей системы. (картина с изображением Солнца)
Воспитатель: А есть ли жизнь на Солнце? (На Солнце нет жизни, так как там очень жарко; но оно дает нам жизнь: людям, растениям, животным).
Предлагаю немного поиграть в игру «Скажи наоборот» Развитие словаря, подбор слов антонимов.
Воспитатель предлагает детям встать в круг и берет в руки мяч - Солнце, оно очень горячее, поэтому отвечать нужно как можно быстро, чтоб не обжечь руки)
День - … ночь,
Ярко - … темно,
Далеко - … близко,
Высоко - … низко,
Солнце - … луна,
Улетать - … прилетать,
Прилуниться - … приземлиться.
Воспитатель:- Молодцы! Это было очень трудное задание.
Воспитатель: Солнце не одиноко, у него есть семья. Только это не дочери и сыновья, а планеты, спутники и другие космические тела, которые очень привязаны к Солнцу.
Вопрос: Как называют семью Солнца? (Семью Солнца называют Солнечной системой)
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, потому что главным является Солнце. В семье Солнца царит порядок : никто не толкается, не мешает друг другу и не обижает друг друга. Каждая планета имеет свою дорожку, по которой она бежит вокруг Солнца. Как называется дорожка по которой движется планета? (Орбита) А теперь посмотрите внимательно на схему солнечной системы (рассматривание схемы). Сколько дорожек-орбит вокруг Солнца? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, столько же, сколько и планет – восемь.
Посмотрите внимательно: дорожки-орбиты все одинаковые или вы заметили какие-то различия? (Они различаются по длине)
Какие планеты вы знаете? Ответы детей
Меркурий – /по цвету зелёная/ самая маленькая и самая быстрая планета Солнечной системы и расположена она ближе всех к Солнцу, её поверхность покрыта кратерами, почти нет ни воздуха, ни воды, днём очень жарко, ночью – очень холодно.
Венера – /оранжевая/ называют планетой бурь, там бушуют ветры, сверкают молнии и очень жарко, это самая жаркая планета Солнечной системы.
Земля – /голубая/ планета, на которой мы живём, это единственная планета, где есть жизнь, она кажется голубой, потому что большая часть её поверхности покрыта водой – моря и океаны.
Молодцы, сделаем паузу. Вспомним, на чем мы добрались до космоса? На ракете!
Из разных видов конструктора, постройте, изобразите ракету. Для выполнения этого задания поделитесь по 2 человека.
Марс – красная планета, потому что его поверхность покрыта красным песком, там холодно и дуют ветры сильные, на поверхности есть горы и кратеры.
Воспитатель: Ребята, давайте сделаем небольшой перерыв, и выполним гимнастику для глаз. Видеогимнастика.
Юпитер – /светло-жёлтая/ самая большая планета, там гремят сильные грозы, имеет 16 спутников.
Сатурн – /тёмно-жёлтая/ вторая по величине, имеет кольца, не соприкасающиеся с её поверхностью, они состоят из множества спутников.
Уран - /бирюзовая/ планета вращается как бы лёжа на боку, имеет 5 спутников.
Нептун - /синяя/ планета имеет 2 спутника, один из которых в два раза больше Луны, это самая медленная планета Солнечной системы.
Игра «Солнечная система».
Воспитатель: Давайте представим, что мы с вами планеты Солнечной системы. Выберите себе планету по желанию (дети выбирают шапочки, которые изображают планеты). Планеты под музыку начинают двигаться вокруг Солнца, как только музыка заканчивается, занимают свои места в Солнечной системе.
Воспитатель: А теперь проверим, правильно ли планеты заняли свои места. По порядку все планеты назовет любой из нас:
Раз… Меркурий (отвечает ребенок).
Два… Венера (отвечает ребенок).
Три …Земля,
Четыре … Марс,
Пять … Юпитер,
Шесть … Сатурн,
Семь … Уран,
За ним … Нептун.
Он восьмым идет по счету.
Воспитатель: Вот только сейчас, что вы показали? (Что все планеты вращаются вокруг Солнца.) Время, за которое они совершают полный круг вокруг Солнца называется … Правильно «год». Путь вокруг Солнца у всех планет разный, почему?
Дети: Чем ближе к Солнцу находится планета, тем ее дорога вокруг него короче, чем дальше находится планета от Солнца, тем дорога ее будет длиннее.
Воспитатель: На Земле год продолжается, кто знает, сколько суток (365) или сколько месяцев (12). В течение этого времени наступают разные времена года. Назовите их. Пока Земля вертится, через каждые 3 месяца происходит смена времен года. Земля пробежит полный круг вокруг Солнца и начнется новый следующий год.
Предлагаю, поиграть еще в одну игру. «Собери пазл» с помощью числового рада
Воспитатель: Солнце когда-нибудь отдыхает? Что оно делает ночью?
Как вы думаете, Солнце движется? (предположения детей) Солнце не движется, оно находится на одном месте. Но Солнце никогда не отдыхает. Солнце – вечный двигатель, труженик: всегда светит, всегда греет. А вот наша планета Земля не стоит на месте, она все время вертится. И по очереди подставляет Солнцу то один бок, то другой, то третий, то четвертый.
Ребята, посмотрите на доску (там солнце, давайте выстроим солнечную систему (дети на ватман с изображением солнца прикрепляют по порядку планеты, украшают ватман звездами)
Итог. В группу приходит корреспондент.
- Здравствуйте дорогие ребята. Я корреспондент журнала “Космос глазами детей”. Я очень рада, что вы удачно приземлились. Скажите, пожалуйста,
Где вы были?
Чем вы занимались в вашем путешествии?
Как вы думаете, где эти знания могут вам пригодиться?
Что вы нового узнали? Что же такое Солнце? Сколько планет?
Спасибо, ребята, за интервью, всего вам хорошего. Вы проявили не только смекалку и ум, но доброту и отзывчивость! А теперь снимок на память для нашей газеты!