Папки-передвижки

Конспект ОД по познавательному развитию «Лес как экологическая система» в подготовительной группе детей с ЗПР

Кириллова Тамара
Конспект ОД по познавательному развитию «Лес как экологическая система» в подготовительной группе детей с ЗПР

Лес как экологическая система

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №3 г. Данков

Конспект ОД

по познавательному развитию

«Лес как экологическая система»

в подготовительной группе детей с ЗПР

Разработчик:

воспитатель: Кириллова Т. Н.

2018 г

Цель:

1. Объяснять детям, что в природе всё взаимосвязано.

2. Выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных.

Публикация «Конспект ОД по познавательному развитию „Лес как экологическая система“ в подготовительной группе детей с ЗПР» размещена в разделах

3. Показать роль леса в природе и жизни человека.

4. Познакомить с правилами поведения, которые нужно выполнять, чтобы не причинять вред лесу.

Оборудование: карточки с объектами живой природы, презентация.

Словарная работа: природное сообщество, кострище, дёрн.

Ход занятия.

1. Роль леса в природе и жизни человека.

Предлагаю поговорить о роли леса в природе и жизни человека.

- Подумайте, чем является лес для растений, животных? (Ответы детей)

Действительно, лес – дом для растений и животных.

- Что защищает лес? (Ответы детей).

Кроме воздуха, лес - защитник водоёмов и почвы.

Лесные растения выделяют огромное количество кислорода и поглощают очень много углекислого газа. Лес очищает воздух и от пыли. Она оседает на листьях, а потом дождями смывается на землю.

Лес – защитник водоёмов. Люди давно заметили: реки, по берегам которых вырублен лес, мелеют. Дело в том, что в лесу талая и дождевая вода медленно просачивается в почву и оттуда постепенно попадает в реку, питает её. Если же лес вырублен, вода быстро, потоками стекает в реку по поверхности почвы. Может возникнуть наводнение. Зато потом в реку долго нет притока воды, и она мелеет.

Лес – защитник почвы. Ветер и потоки воды быстро разрушают почву в тех местах, где вырублен лес.

- Чем лес является для человека? (Ответы детей).

Лес – место отдыха ля человека. Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здоровье человека.

- Что дарит лес животным и людям? (Ответы детей).

2. Знакомство с жизнью леса.

Учёные-экологи называют лес природным сообществом. Я подскажу вам, что это значит.

Замечали ли вы в лесу «этажи»? Учёные называют их ярусами. Самые верхние ярусы образованы деревьями. Ниже яруса деревьев расположен ярус кустарников. Ещё ниже – маленькие кустарнички (например, черника, брусника) и травы. Самый нижний ярус – мхи и лишайники. Деревья получают много света. Другим растениям леса его требуется меньше, и поэтому они могут жить в тени деревьев.

- Какие ярусы есть в лесу, где бываете вы с родителями?

- Какие растения разных ярусов вы видели в лесу?

Весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселён животными!

- Назовите лесных животных нашего края, которые обитают на деревьях. Как передвигаются, чем питаются, как защищаются от врагов?

- Назовите лесных животных нашего края, которые ведут наземную жизнь. Как передвигаются, чем питаются, как защищаются от врагов?

- Назовите лесных животных нашего края, которые обитают в почве. Как передвигаются, чем питаются, как защищаются от врагов?

- В чём видна приспособленность этих животных к условиям жизни?

- Давайте составим 2-3 цепи питания, которые складываются в лесу.

Жёлудь – белка – ястреб.

Жёлудь – мышь – сова.

Жёлудь – кабан – волк.

- Как вы считаете, нужны ли лесу грибы? (Ответы детей).

На самом деле, грибы просто необходимы лесу потому, что ими питаются многие животные: олени, лоси, белки, сороки, слизни, разные насекомые. Некоторыми ядовитыми для человека грибами животные лечатся. Мухомор, например, служит лекарством для лосей.

Кроме того, грибы способствуют разложению растительных остатков в лесу: пней, упавших стволов и сучьев.

И ещё одна большая польза от грибов в лесу. Послушайте маленький рассказ.

В одном из степных районов зажали полезащитные лесные полосы. Но деревья росли очень плохо. Чего-то им не хватало. И учё ные заметили: нет в молодом лесу ни одного гриба! Привезли из старого леса почву с грибницей. На новом месте тоже появились грибы. И произошло чудо: деревья пошли в рост, стали быстро набирать силу, лес словно ожил. Как это объяснить? Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями. И вот что интересно: один из самых лучших помощников растений - гриб мухомор.

Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку. Известно, что ежам, божьим коровкам и другим животным, зимующим под снегом, лесная подстилка помогает выжить зимой: служит дополнительной защитой от холода.

- Какие ярусы есть в лесу?

- Почему растения нижних ярусов могут жить в тени деревьев?

- Как разные животные леса поделили между собой лесные «этажи»?

- Какую роль в жизни леса играют грибы?

- Что такое лесная подстилка?

- Какое значение она имеет для леса?

- Как вы понимаете значение слова сообщество?

Действительно, сообщество – это значит совместно, сообща.

- Почему лес называют природным сообществом?

3. Физкультминутка «Прогулка в лес»

Мы немножко отдохнем, (Встать, ноги вместе, руки).

Встанем, глубоко вздохнем. (Через стороны – вверх - вдох, опустить вниз - выдох).

Дети по лесу гуляли, (Ходьба на месте).

За природой наблюдали. (Повороты головой влево - право).

Вверх на солнце посмотрели (Встать на носки, руки через стороны).

И их лучики согрели. (Вверх и посмотреть вверх).

Чудеса у нас на свете (Присесть, руки на поясе).

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали (Встать на носочках, руки на поясе).

Великанами мы стали. (Спина прямая, тянемся вверх).

Бабочки летали, (Бег на месте, плавно махая руками).

Крыльями махали.

Дружно хлопаем, (Хлопки в ладоши).

Ногами топаем. (Притопы на месте).

Хорошо мы погуляли (Дети присаживаются на свои места).

И немножечко устали.

4. Экологическое равновесие в лесу.

В лесу складывается экологическое равновесие. Вот пример: мыши, живущие в лесу, съедают много плодов и семян деревьев. Потомство эти зверьки приносят большое. Почему же они не размножаются настолько, чтобы уничтожить все семена будущих растений? А потому, что в лесу есть совы, ежи и лисы, которые едят мышей.

- Приведите другие примеры экологического равновесия в лесу.

- Какие нарушения экологического равновесия могут произойти в лесу по вине человека?

- Что нужно делать, чтобы этих нарушений не было?

5. Дидактическая игра «Что было бы, если из леса исчезли…»

Посмотрите, у нас картинка с изображением леса. В лесу живут его жители. Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых. (Убирают из леса всех насекомых)

- Что произошло бы с остальными жителями леса?

- А если бы исчезли птицы? (Убираются все птицы).

- А если бы пропали ягоды? (Убираются все ягоды).

- А если бы не было грибов? (Убираются все грибы).

- А если бы ушли из леса зайцы? (Убираются все зайцы).

- Случайно ли лес собрал своих обитателей всех вместе?

Оказывается, не случайно, лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не могут обходиться.

6. Составление памятки «Как разводить костёр».

- Могут ли дети разводить костёр одни, без старших?

- Для чего нужен костёр в лесу?

- Можно разводить костёр без надобности?

- Чего не должно быть поблизости от места для костра?

- Если нет поблизости старого кострище, как надо поступить?

- Что необходимо сделать с костром, если вы уходите из леса?

А сейчас я повторю ваши ответы на мои вопросы, и у нас получится памятка, составленная вами. Называется памятка «Как разводить костёр».

1. Дети не должны разводить костёр одни, без старших.

2. Костёр нужен для того, чтобы приготовить еду или обогреться.

3. Нужно тщательно выбирать место для костра. Поблизости не должно быть ничего, что может загореться.

4. Лучше разводить костёр на старом кострище. Если же его нет, надо лопатой снять дёрн (верхний слой почвы с растениями) и разводить костёр в ямке.

5. Уходя, надо обязательно погасить костё р: залить водой или засыпать песком, а дёрн положить на место.

7. Итог.

- Почему леса называют защитниками водоёмов и почв?

- Что значит использовать лес по-хозяйски?

- Связаны ли между собой все обитатели леса?

- Как они живут?

- Что нового о правилах поведения в лесу вы узнали сегодня на нашем занятии?

- Проанализируйте своё поведение в лесу.

- О чём нужно помнить, чтобы не допустить лесного пожара?

Помните, что леса очищают воздух, поддерживают полноводность рек, защищают почвы от ветра и потоков воды. Люди любуются красотой леса, отдыхают в нём, собирают грибы, ягоды, лекарственные растения.

Все обитатели леса – растения, животные - тесно связаны между собой они живут совместно, как бы сообща. Поэтому лес называют природным сообществом.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Как устроена дыхательная система» Цель: Расширение и обогащение представлений детей о строении и назначении дыхательной системы человека. Задачи: 1) дать детям первичные.

Конспект ОД по познавательному развитию «Царство льда и снега» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект ОД по познавательному развитию «Что такое погода?» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект ОД по познавательному развитию «Что такое погода?» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект ОД по познавательному развитию «Пищевые цепочки в лесу» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе детей с ЗПР «Страна умных игр» Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе с ЗПР «Страна умных игр» Программное содержание: образовательная область.

Конспект ОД по познавательному развитию «Загадки природы» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект занятия по познавательному развитию «Моя Родина — Россия» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Конспект занятия по познавательному развитию «Невидимка — воздух» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Конспект занятия по познавательному развитию «Экскурсия в зимний парк» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Конспект занятия по познавательному развитию «Зима чародейка» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект занятия по познавательному развитию «Зима чародейка» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД по познавательному развитию «Лес как экологическая система» в подготовительной группе детей с ЗПР
Опубликовано: 1 марта 2018 в 12:17
+607Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 154.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД