ОЛЬГА
Конспект занятия по социокультурным истокам
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: социально-личностное развитие.
Интеграция образовательных областей : социально-личностное развитие, речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.
Виды детской деятельности:
Игровая, продуктивная, коммуникативная, восприятие художественной литературы.
Цель: развитие в ребёнке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучая себя с позиции добра, справедливости, любви.
Задачи:
Воспитывающие:
Публикация «Конспект занятия по социокультурным истокам» размещена в разделах
- воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, потребность в дружеских взаимоотношениях;
- воспитывать стремление совершать добрые дела.
Обучающие:
- формировать представление о том, что доброта, есть проявление души.
- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
Развивающие:
- стимулировать развитие мыслительных способностей детей;
- развивать умение наблюдать, выделять, сравнивать, анализировать;
Методы и приё мы:
Наглядные: демонстрация картинок
Словесные: беседа, индивидуальные задания, работа в паре.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок «Два Ивана –солдатских сына», «Скатерть, баранчик и сума», прослушивание аудио сказки В. П. Катаев «Цветик-семицветик», работа с пословицами и поговорками о добре, доброте.
Материалы для занятия : Иллюстрация на экране к сказке «Конек-горбунок», листы с заданиями для детей, кубики с приклеенными на них добрыми и плохими поступками.
Ход образовательной деятельности:
(дети стоят полукругом)
Воспитатель. Дети, мне очень приятно видеть вас. А теперь возьмите своих друзей за руки и улыбнитесь друг другу.
Воспитатель. - А что вы почувствовали сейчас? (тепло, уверенность, поддержку, хорошее настроение, доброту)
Воспитатель. -А я почувствовала теплоту ваших рук и доброту ваших сердец.
Воспитатель. - Ребята, давайте все дружно скажем:
Чем больше в мире доброты,
Тем счастливей я и ты. (Дети повторяют хором)
- А раз мы чувствуем себя счастливыми, я думаю, всем хочется назвать друг друга ласково по имени. Давайте, назовем друг друга ласково. (Воспитатель начинает, а дети продолжают –Лизочка, Тамарочка и т. д.)
Восп. А сейчас присаживайтесь на свои места.
В. - Как вы думаете, что такое добро? Доброта? (это хорошие поступки, добрые слова, красивая песня, стихи)
В. - Знаете, а добро бывает разное. Одно добро – это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и потрогать руками. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Это добро нашей души. Каждый человек должен иметь добрую душу, чтобы всем помогать, кто попал в беду.
- А как говорят о таких людях? Какие они? (добрые, добродушные)
Действительно, о таких людях говорят: «Это добрый человек». А добрые дела называют добрыми поступками.
Воспитатель: Добрые дела люди совершают не ради славы, а от чистого сердца. Ведь не зря говорят, Жизнь дана на добрые дела. Доброте, нас учат и наши русские народные сказки.
Работа в круге. Беседа с детьми о том, почему важно совершать добрые дела, на основе сказки П. Ершова «Конек-горбунок» (стр. 17-32, пословиц (стр. 16 и 32) и личного опыта детей.
Скажите, как называется эта сказка? «Конек-горбунок».
Воспитатель: Верно.
1. Какие человеческие качества присущи Ивану? (добродушие, простодушие, бескорыстие, честность, искренность, любовь)
2. Почему Рыба-кит страдал и мучился? (за то, что проглотил три десятка кораблей)
3. Как Иван вместе с Коньком-горбунком помогли Рыбе-кит?
Воспитатель. В руках шкатулка у меня
Пословиц в ней полно
Но мудрость спрятана одна
Как делать нам добро.
Давайте вспомним пословицы и поговорки о доброте.
Предлагаю вам игру «Доскажи словечко».
Доброе слово человеку — что дождь в ….засуху.
Добрый человек в добре проживет …. век.
Доброе дело два века ….живёт.
Добро не умрет, а зло ….пропадёт
Доброму Бог… помогает.
Воспитатель: Ребята, скажите, а вы, сами совершаете добрые дела?
Воспитатель: - Какие вы хорошие помощники и добрые ребята! Ведь не зря говорят, у кого душа добра, тот краше золота.
Физминутка - игровое упражнение «Это я, это я, это все мои друзья!»
- Кто из вас, проснувшись бодро, «С добрым утром!» скажет твердо?
(Произносят слова и хлопают)
- Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться? (молчат)
- Кто из вас в маршрутке тесной уступает старшим место? (подвигать плечами)
- Кто из вас держит в порядке и игрушки и тетрадки? (прыжки с хлопками)
- Кто из вас молчит, как рыба, вместо доброго «спасибо»? (молчат)
- Кто быть вежливым желает, малышей не обижает? (показывают на себя большим пальцем и разводят в стороны руки).
- Мы немножко с вами отдохнули, а теперь предлагаю вам немножко поработать.
Воспитатель. А как вы понимаете поговорку «Добрый человек, в доброте проживет свой век»? (Добрый человек, делающий всегда добрые поступки, добрые дела, жизнь свою проживет в доброте. Совершенные добрые дела, возвращаются к человеку добром.).
Воспитатель: А теперь приглашаю вас за столы.
Индивидуальный этап
Воспитатель: - Ребята, откройте, пожалуйста, книгу на той странице где лежит закладка. Внимательно рассмотрите иллюстрации и отметьте знаком «+» те, на которых изображены добрые дела.
Время для работы – 3 минуты. По завершению этого времени, прошу положить ваши карандаши на край стола.
Работа в паре.
Воспитатель: А сейчас, с товарищем по столу, ещё раз внимательно рассмотрите эти иллюстрации. Вам нужно обсудить и прийти к единому мнению, на каких иллюстрациях изображены добрые дела. А так же договориться, кто из вас будет отвечать.
Время работы – 3 минуты.
Воспитатель: Свой ответ нужно начать так: мы думаем, что…
Выслушивание одной пары, выяснение, есть ли другие варианты.
Мальчик помогает старшей сестре сажать дерево +
Сын помогает маме мыть посуду +
Мальчик помогает маме поливать грядки+
Мальчик помогает папе сажать овощи+
Экспертная оценка. Изображение картинок с «+» на доске.
Воспитатель. Молодцы, хорошо потрудились!
Рефлексия.
Игра «Назови правила доброты»
У меня к вам последняя просьба – помогите, пожалуйста, восстановить наш Дом Доброты. Он разрушен от плохих поступков.
- Согласны, мне помочь? (Дети дают согласие и подходят к столу, где вразброс лежат кубики с картинками). Наш Дом Доброты должен состоять только из хороших поступков. Найдите их и объясните, почему выбрали именно этот поступок, и выстройте дом.
(Дети ищут кубик, поворачивают лицом нужной картинкой с хорошим поступком и выстраивают дом. Объясняют, почему выбрали именно этот поступок.)
- Вот и восстановлен снова наш Дом Доброты. Я не вижу здесь ни одного плохого поступка, а только хорошие. А ведь каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее. Так давайте всегда будем делать хорошо и не будем плохо.
Итог: Добрый никогда не обидит слабого, беззащитного. Добрый не будет грубить другим. Спешите делать добро, не откладывайте на потом. Ведь не зря говорят, что «жизнь дана на добрые дела. Вы сегодня хорошо постарались, справились с заданиями. А сейчас давайте попрощаемся с нашими гостями и пойдем отдыхать».