Наталия Королькова
Конспект занятия по экологии для детей 5–6 лет «Умка ищет друзей»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Дать детям знания о медведях разных континентов: внешнем виде, образе жизни, повадках и способах охоты.
Формировать представления об образе жизни зверей в разных частях света (Севером полюсе, Европе, Австралии, южной Америке) о приспособлении к среде обитания.
Задачи:
Развивать способности к поисковой деятельности.
Продолжать знакомить детей с медведями, способностью приспосабливаться к среде обитания.
Активизировать речь с помощью игр и упражнений.
Формировать заинтересованное, бережное отношение к медведям.
Публикация «Конспект занятия по экологии для детей 5–6 лет „Умка ищет друзей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медвежонок Умка
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Материалы к занятию :
Ход ООД:
(Дети сидят за столами, раздаётся стук в дверь, воспитатель вносит в группу конверт)
Воспитатель: - Ребята, посмотрите-ка сюда, нам пришло письмо, давайте заглянем в конверт, что же там внутри.
(достаёт письмо и карточку с загадкой)
Нам прислали письмо, но для того чтоб узнать от кого оно, мы должны отгадать загадку:
Живет он там, где холода,
И ловит рыбу из-под льда.
Он в шубе белой щеголяет,
Умеет плавать и ныряет.
Ответ: Белый медведь
(ответы детей)
- Молодцы, правильно. Ну что ж, прочитаем письмо. (открывает письмо)
«Здравствуйте, дети!
Вам пишет медвежонок Умка. Я хочу вам рассказать о себе и о своих родственниках белых медведях. На севере, в Арктике, где только снег и лёд, живём мы, белые медведи. Наши повадки похожи на повадки бурых медведей: мы зимуем в берлоге изо льда и снега, любим купаться в холодном море и ловить рыбу. Моя мама белая медведица кормит своих малышей сначала молоком, а когда они подрастут, кормит рыбой и мясом тюленя.
Мы приспособлены к жизни в тяжё лых условиях: у нас густая, тёплая, шерсть, она нас спасает от мороза, белая маскировочная окраска шерсти делает нас незаметными в снегах, мы умеем хорошо нырять и плавать, затаиваться, тихо подкрадываться к добыче, у нас сильные лапы с острыми когтями, когти нам помогают быстро и ловко поймать рыбу в воде, и у нас крепкие зубы. Хочу ещё добавить, мы, белые медведи, внесены в Красную Книгу.
Мама мне рассказывала, что медведи живут не только на северном полюсе в Арктике, но и в Азии, Австралии, Южной и Америке. Мне очень хочется подружится с другими медвежатами. Но я не могу отправиться в путешествие, потому что маленький. Помогите мне, пожалуйста. Пришлите мне рассказы и фотографии о разных медвежатах».
Основная часть:
Воспитатель: - Вот какое письмо мы получили. Давайте мы с вами найдём на глобусе Арктику. Где же она находится –поищем. (ищут вместе и находят)
Воспитатель: Вот, оказывается, где находится Арктика! В Арктике кругом снег и лёд, поэтому на глобусе она отмечена белым цветом.
-А теперь давайте отправимся в путешествие. Но сначала ответьте на вопрос: на каких видах транспорта можно путешествовать?
Ответы детей : самолётом, поездом, на машине, на пароходе, на вертолёте….
А как вы думаете, каким видом транспорта нам нужно воспользоваться, чтобы побывать на разных континентах?
Ответы детей : Самолёт и пароход.
Воспитатель: Мы отправимся в путешествие на самолёте, но для этого его нужно построить.
Пальчиковая гимнастика «Самолёт»
Я построю самолет,
(разводим руки широко в стороны)
Шлем надену — и в полет.
(показываем «шлем» над головой)
Сквозь волнистые туманы,
Полечу в другие страны,
(шевелим пальчиками)
Над морями и лесами,
Над горами и полями,
(делаем «брызгающие» движения пальцами)
Облечу весь шар земной.
(обхватываем воображаемый шар)
А потом вернусь домой.
(взмахивающие движения ладонями)
Воспитатель: Заводим моторы и отправляемся в Азию, где живут весёлые медвежата Панды.
Дети встают из-за столов, делают вращательные движения руками вперёд, произносят звук Р-Р-Р-Р. (сначала тихо, затем громко, двигаются по группе.
Воспитатель: Вот показались горы, а за ними лес. Приземляемся.
В группе среди зелёных растений находится игрушка медведь Панда.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, вон медвежонок в кустах прячется.
Медвежонок: Здравствуйте, ребята. Я Панда – бамбуковый медвежонок. Живу я в горах Китая. У меня необычная шерсть: белая и чёрная. Мой мех с чёрными пятнами вокруг глаз, чёрными ушами и чёрными лапами. У меня 4 ноги. Передние ноги длиннее задних. Короткие толстые задние лапы имеют острые когти. В отличие от бурого и белого медведя у меня есть длинный хвост. Я люблю кушать молодые побеги дерева бамбука, поэтому меня ещё называют бамбуковым мишкой.
Когда я был маленьким, то моя мама кормила меня молоком, а сейчас я кроме бамбуковых веточек и листочков ем яйца, мелких птиц, зверьков и некоторых насекомых. В отличии от белых и бурых медведей мы не впадаем в спячку и не строим берлогу. У мамы панды рождается один медвежонок.
Воспитатель: Панда – редкое животное. Этот медведь является символом Всемирного фонда дикой природы (WWF). Показать картинку.
Воспитатель благодарит медвежонка за рассказ и предлагает его сфотографировать.
Воспитатель: Нам пора лететь дальше, мы летим в Австралию.
Дети вместе с воспитателем крутят глобус, находят Австралию.
Дети садятся на места.
Воспитатель выставляет на доску фотографию медвежонка Коала. Предлагает ребятам рассмотреть картинку.
Воспитатель задаё т детям вопросы:
Чем похож и чем отличается этот медведь от белого медведя и панды?
Ответы детей : Этот медведь небольшого размера, у него длинная шерсть светлого серого цвета. У него большие уши и необычные ноги. Он хорошо умеет лазить по деревьям.
Воспитатель обобщает ответы детей : Коала – необычный медведь. В переводе с языка аборигенов (жителей Австралии) имя коала обозначает «никогда не пьёт». Этот медведь большую часть своей жизни проводит среди ветвей дерева эвкалипт. Он питается листьями и побегами этого дерева. Он очень медлительный. Медлительность коалы связана с особенностями его питания. Он приспособился питаться почти исключительно побегами и листьями эвкалипта, которые волокнисты и содержат мало белка, зато содержат много фенольных и терпеновых соединений, ядовитых для большинства животных.
По своему размеру он намного меньше белого медведя и Панды. Коала не строит себе дом. У неё рождается один совсем маленький медвежонок, который сначала находится у мамы в сумке и питается молоком. Поэтому коалу называют сумчатым медведем. Коала обитает только в Австралии.
Так же как и панда, коала является редким животным и нуждается в охране.
Воспитатель: Прежде чем отправиться в путешествие дальше, давайте поиграем в игру «Медвежата»
Медвежата в чаще жили (бегают и крутят головой)
Головой они кружили.
Вот так(2 раза)- Головой они кружили.
Медвежата мёд искали. Выполняют движения (Ищут мёд наклоны влево, вправо)
Дружно дерево качали воспитателем.
Вот так(2 раза)- Дружно дерево качали. (качают деревья.)
Медвежата воду пили (Имитационные движения)
Друг за дружкою ходили. (пьют водичку и ходят друг за другом)
Вот так(2 раза)- другом.
Друг за другом все ходили.
Медвежата танцевали (Имитационные движения)
Кверху лапки поднимали (притопывают на месте и поднимают руки вверх.)
Вот так(2 раза)- Кверху лапки поднимали.
- Молодцы, славно поиграли!
Воспитатель: А теперь нам пора лететь в южную Америку. Туда где живут очковые медведи.
Воспитатель показывает ребятам на глобусе где находится Южная Америка, и дети отправляются в полёт.
Воспитатель: Перед нами снова высокие горы и непроходимые леса. Совершаем посадку на склоне горы.
В другой части группы сделана имитация горы. Воспитатель вместе с детьми находит фотографию очкового медведя и рассказывает о нём.
Воспитатель: По внешнему виду этот медведь напоминает панду. Мех косматый, угольно-чёрный или черно-бурый. Вокруг глаз белые или желтоватые кольца (отсюда название, соединяющиеся с белым полукружием на горле. Мордочка короче, чем у других медведей.
Очковый медведь - самый растительноядный (после большой панды) медведь во всем семействе. Питается он главным образом побегами трав, плодами и корневищами; иногда залезает на высокие пальмы, ломает ветви, а затем поедает их на земле. Местами очковый медведь вредит посевам кукурузы. Разрывают муравейники и термитники; относительно узкая морда и длинный язык позволяют очковым медведям проникнуть вглубь разрушенного жилища насекомых и покормиться ими.
Эти звери никогда не делят территорию между собой, хотя предпочитают вести замкнутый образ жизни.
Одним из различий между бурым и очковым медведем состоит в том, что вторые никогда не впадают в спячку и очень редко сооружают берлоги. Предпочитая бодрствовать ночью, днем они спят в гнездах, которые строят самостоятельно и их трудно обнаружить в густых зарослях. Выкармливают своих детёнышей молоком.
Очковый медведь исчезающий вид на планете. Он занесен в Международную Красную книгу.
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться в детский сад и написать письмо Умке.
Заключительная часть:
Воспитатель: Ну вот, мы и вернулись из нашего путешествия. Мы с вами побывали на разных континентах и узнали много интересного о медведях.
Давайте вспомним название медведей и расскажем об особенностях поведения и предпочтениях в пище.
д/игра «Кто, где живёт?»
Дети по очереди выбирают картинку и составляют небольшой описательный рассказ о животном.
Воспитатель:- А теперь, давайте напишем ответное письмо Умке.
Адрес: Арктика, Страна вечных льдов и снега, большой снежный сугроб.
Кому: медвежонку Умке.
Здравствуй, Умка!
Мы получили твоё письмо. Спасибо тебе, благодаря тебе мы отправились в путешествие и много узнали о жизни медведей в разных частях света. Посылаем тебе фотографии твоих новых друзей.
Приезжай к нам в гости из далёкой Арктики! Мы тебя угостим вкусной рыбой. Очень ждём!
С уважением к тебе дети старшей группы детского сада «Солнышко» г. Лыткарино.
-Вот, теперь запечатаем конверт и осталось только отправить письмо. Вечером пойдём домой, положим его в почтовый ящик и будем ждать ответ.