Татьяна Филипп
Цикл занятий по охране природы родного края «Капитошка ищет друзей»
▼ Скачать + Заказать документы
"Капитошка ищет друзей"
Занятия разработаны для воспитанников детского сада, расположенного на территории посёлка. Вместе с Капитошкой – главным героем истории, дошкольники отправляются в увлекательное путешествие по родному посёлку и его окрестностям. Вместе делают интересные открытия, узнают об экологических проблемах посёлка, ищут пути их разрешения.
Рисунки автора.
«Искать надо сердцем,
самого главного глазами
не увидишь»
А. Экзюпери
Цель: воспитание экологической культуры дошкольников.
Задачи:
Публикация «Цикл занятий по охране природы родного края „Капитошка ищет друзей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
1. Формирование экологических знаний, умений, навыков;
2. Обогащение жизненного опыта ребёнка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой;
3. Развитие эмоционально-чувственной сферы личности младшего школьника в процессе взаимодействия с объектами природной среды;
Я родился!
Выглянуло солнышко, осветило луг возле речки. Заискрились всеми цветами радуги капли росы на траве. Но одна – ярче всех.
- Я родился! – тихо сказал Капитошка. – Здравствуй, солнышко! Здравствуй, голубое небо! Здравствуй, свежий ветерок!
В ответ солнышко заиграло лучами ещё ярче, голубое небо помахало облачком, ветерок покачал травинку, на которой сидел Капитошка.
- Как же хорошо вокруг! Разве можно в такое прекрасное утро усидеть на месте! Отправлюсь-ка я в далёкое путешествие.
Скатился Капитошка на тропинку и зашагал, куда глаза глядят.
Задание.
«Кому нужна вода»
Отгадайте загадку:
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варили кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без … (воды)
Вода необходима для жизни растений (их надо поливать, без воды они погибнут). Рыбы живут в воде (без неё они погибнут, им надо много воды, чтобы плавать. Животные тоже не могут обойтись без воды. Людям нужна вода для еды и питья, мытья тела и т. д. Чистую воду надо экономить – зря не лить, закрывать кран.
Игра «Вода – не вода»
Правила: если взрослый называет слово, означающее различные состояния воды (радуга, лужа, пар, река, облако, море, роса, дождь, туман, град., дети кричат: «Да, да, да! Это всё вода!», выпрыгивая вверх на каждый слог с поднятыми руками.
Если взрослый называет слово, не означающее различные состояния воды (солнце, камень, стекло, стол, дети стоят, сохраняя правильную осанку: «Нет, нет, нет! Здесь воды в помине нет!»
Речка Туманная
Тропинка привела Капитошку на берег удивительно красивой реки. Над водой клубился густой туман. Недаром речку звали Туманной.
- Какая прозрачная, какая тёплая вода! Хорошо бы искупаться.
И Капитошка нырнул в воду. Он спустился почти до самого дна, чтобы полюбоваться водорослями, но вдруг вода из прозрачной стала превращаться вмутную. На дне валялись разбитые банки, куски металла и ещё какой-то мусор. В мутной воде они казались невиданными чудовищами. Капитошка с испугом поплыл назад к берегу.
Стрекоза
Только выбравшись из воды Капитошка с облегчением вздохнул.
- Да, купаться в нашей речке Туманной я бы никому не советовала, - услышал Капитошка чей-то голос сверху.
- Ой, кто ты? – воскликнул он, увидев над собой существо с огромными глазами и прозрачными крыльями.
- Я – Стрекоза. Я родилась в этой речке и знаю её, как пять пальцев. Более двух лет я провела на илистом дне, затем выбралась из воды и у меня появились крылья. Говорят, раньше вода в речке бала чистой, в ней водилось много рыбы и другой живности. Берега были чистыми. А сейчас вода стала грязной, почти непригодной для жизни. Дно реки и берега усеяны мусором. Чего туда только не бросают!
- А кто же испортил вашу речку? – спросил Капитошка.
- Послушай историю. Жила-была речка, речка с чистой прозрачной водой. Она была очень весёлой и любила, когда к ней приходили гости. «Посмотрите, какая я чистая, прохладная, красивая. Как много жильцов в моей воде: и рыба, и раки, и жуки, и лягушки. Я приглашаю вас в гости, приходите искупаться, отдохнуть, полюбоваться моими живописными берегами. Я буду всем рада!»- говорила речка.
И вот однажды к ней в гости пришла одна семья: мама, папа и мальчик Костя. Семья расположилась на берегу и стала отдыхать: загорать, купаться, плавать на лодке. Папа развёл костёр, наловил много рыбы. Мама нарвала букет красивых белых кувшинок, но они быстро завяли, и пришлось их выбросить. Костя вытащил из реки много ракушек, разбросал их по берегу, а некоторые разбил камнем, чтобы выяснить, что у них внутри. Потом он поймал лягушку и убил её, потому что не любил лягушек. Ещё он раздавил большого чёрного жука, который случайно оказался рядом. Когда семья собралась уходить домой, папа выбросил пустые банки из-под еды в речку, мама спрятала в кусты грязные пакеты и бумагу. Она любила чистоту и не терпела мусор в своём доме.
Когда отдыхающие ушли, голубая речка стала грустной и больше никогда не звала к себе гостей.
- Теперь ты понял, Капитошка, кто испортил речку?
Загрустил Капитошка и от этого, как ему показалось, стал немного меньше. Да и солнышко стало пригревать сильнее.
- Уважаемая Стрекоза, отвези меня туда, где не так жарко.
- Хорошо, только держись крепче.
Как маленький самолёт взлетела Стрекоза вверх. С грустью посмотрел Капитошка на речку Туманную, которая с высоты казалась вполне чистой и красиво поблёскивала на солнце.
Задание:
1. Мониторинг.
За что речка огорчается?
За что речка может сказать спасибо?
2. Расставь знаки: разрешающие (зелёный, запрещающие (красный):
• Вырубка деревьев на берегу
• Мойка машин в реке
• Закрывайте воду в кране
• Оставленная консервная банка
• Ловля рыбы
• Ловля лягушек
• Купание
• Игры с мячом
• Разбитые бутылки
• Катание на лодке
• Букет из кувшинок
В гостях у Лесовичка
Голубой аэроплан опустился на землю, и Капитошка оказался на лесной поляне. Стрекоза сделала прощальный круг вокруг поляны и скрылась за деревьями. Кругом была тишина, где-то попискивала одинокая птичка, жёлтые листья бесшумно падали на землю.
- Это кто к нам в лес пожаловал? –услышал Капитошка голос за спиной.
Капитошка обернулся и увидел на пеньке маленького старичка с густой бородой. На голове у старичка была грибная шляпка.
- Не бойся меня, я – Лесовичок, хозяин этого леса. И кто ты, я тоже знаю, поутру много таких капелек и здесь в лесу появляется.
- А я, дедушка, родился на берегу реки Туманной.
- Знаю я эту речку, ведь мой лес её водою питает. Если мой лес пропадёт, то река быстро обмелеет. А дело в том, что в лесу талая и дождевая вода медленно просачивается в землю и оттуда постепенно попадает в речку. Если лес вырубить, то вода быстро стечёт в речку, и возникнет наводнение, зато потом в реку долго не будет притока воды, вот река и обмелеет.
- Разве можно такую красоту вырубить, ведь тогда негде будет жить лесным растениям и животным! – возмутился Капитошка.
- Люди забывают, что леса – лёгкие нашей планеты. Лесные растения выделяют много кислорода и поглощают большое количество углекислого газа. Подсчитано, что один гектар леса за один час поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании 200 человек. Лес очищает воздух и от пыли. Она оседает на листьях, а потом дождём смывается на землю. Кроме того, лес – настоящая кладовая. И грибы, и ягоды, и орехи для людей и зверей приготовлены. Собирай, да и мне, Лесовичку, спасибо говори.
- Да, грибов в твоём лесу и, правда, много. А вот этот, у пенька, краше всех. Не гриб, а Красная Шапочка! А ещё он похож на гномика в бисерном колпаке и кружевных панталончиках.
- И, правда, хорош! Да только люди, как его увидят, стараются ногой сбить и растоптать, ведь для них он ядовит. А у этого гриба есть тайна: ядовит он и несъедобен, а его едят и не болеют! Лоси, бываю, едят, сороки клюют, даже белки, на что уж в грибах разбираются, а и то, случается, их на зиму сушат. А вот для многих насекомых, вредящих лесу и человеку, мухомор – смертельный яд.
- Выходит, что лес человеку – друг.
- Да, только люди об этом часто забывают. Посмотри, как много пеньков вокруг, а ведь такие красавцы-деревья росли на их месте, да человек их вырубил. Толстые стволы забрал, а сучки здесь оставил, лес засорять. И что с собой не принесёт, всё здесь, в лесу, и бросает: и банки, и бутылки, и другой мусор. А ведь из-за брошенной им бутылки может возникнуть пожар.
- Да, тревожно жить лесным обитателям, того и гляди погибнет их дом – лес. Надо навести порядок в лесу! – сказал Капитошка.
- Надо. Но лесные жители этого сделать не смогут, это под силу только людям. Срубил – посади, насорил – убери, а к нам в лес с добром приходи! Хотел бы я найти таких людей, которые бы могли помочь нашему лесу, да только нельзя мне оставлять моё лесное хозяйство: тут за всем пригляд нужен.
- Я вам могу помочь, только дорогу бы найти.
- А вот и провожатый бежит, он тебя выведет из леса на луг, а там уж тебе помогут.
Огляделся Капитошка и увидел, что к нему по тропинке муравьишка бежит, торопится. Хотел было Капитошка попрощаться с Лесовичком, глядь, а на пеньке уже никого нет, будто его и не было вовсе.
Побежал Капитошка за муравьишкой, еле-еле за ним поспевает.
Задание
Выбери правила вежливости:
• Ветки не ломай, деревья не калечь, ни травинки, ни лист зря не рви.
• В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени – ещё вырастет.
• Наконец-то можно пошуметь, попрыгать, поаукать и, главное, никому не мешаешь!
• Старайся не шуметь, а то лес испугается, затаится, и ты не узнаешь ни одной тайны.
• Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
• Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только,чур, не забывай.
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь,
Испугаются зверюшки
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай.
Никогда не забывай,
Мусор с травки убирай.
Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять:
В лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Растения, которые лечат
Высокие деревья остались позади, и Капитошка оказался на лугу. Вокруг кипела жизнь: пестрели цветы, пролетали пчёлы и бабочки, среди травы сновали муравьи – все были заняты важной работой.
Вдруг из травы рядом с Капитошкой шлёпнулось какое-то страшное существо. Капитошка от страха зажмурился, но чей-то ласковый голос произнёс:
- Не бойся меня, я серая жаба – жительница этого луга. А ты кто?
- Я – Капитошка, родился сегодня утром на берегу реки Туманной.
- Я знаю эту речку, ведь и я там родилась. Не удивляйся, мы – жабы, живём на суше, а рождаемся в воде. Из маленькой икринки появляется головастик, постепенно он превращается в жабу и покидает водоём. Это произойдёт, если его не поймает хищная рыба, не съест прожорливый жук или не проглотит голодная птица. Жизнь головастика полна опасностей, но и взрослой жабе тоже есть чего бояться. Главный наш враг – человек. С давних пор не любит он нас. Люди ошибочно считают, что от прикосновения к жабе у них могут появиться бородавки. В народе нас, серых жаб, называют «коровницами» за то, что якобы мы высасываем молоко у коров. Опять нелепая клевета. Да и охотимся мы по ночам или в сумерках, из-за этого нас называют спутницами ведьм. А приносим мы человеку только пользу. Поселившаяся в огороде или в саду жаба – враг вредных насекомых и защитница растений. Беречь нас надо, а не убивать!
Тут Капитошке показалось, что у жабы блеснули слёзы, и только сейчас он заметил, какие у неё красивые глаза, только очень грустные. Не успел Капитошка опомниться, как серая жаба скрылась в густой траве.
- Обязательно мне нужно отыскать людей и рассказать им о речке, и о лесе, и о серой жабе.
- И о нас, растениях, тоже им расскажи. – услышал Капитошка.
Сверху на него смотрели маленькие солнышки с белыми ресничками.
- Это я – ромашка. Ромашка переводится как «милая простота». Родина моя – Америка. Давным-давно как сорняк я попала вместе с зерном в трюм пароходов, затем поехала по железной дороге. В вагонах были щели, и мои мелкие семена рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Так я попала в Россию.
- Милая ромашка, а чем ты полезна? – спросил Капитошка.
- Если случится тебе простудиться, появится кашель, поднимется жар, придвинь к себе кружку, в которой дымится слегка горьковатый душистый отвар. Много нас на лугу, растений-лекарей.
- И вас, таких полезных, тоже люди обижают?
- Они нас собирают в букеты, а ромашки срывают, чтобы погадать «любит – не любит». Много вреда причиняют люди природе, сжигая весной прошлогоднюю траву, листья. Ведь вместе с травой сгорает множество насекомых, ящериц, лягушек, семян растений, повреждаются и корни трав. На выжженном огнём месте трава вырастет не скоро.
- Как же мне отыскать дорогу к людям? Мне так много им надо сказать!
- Тебе может помочь дуб-великан. Он у нас знаменитость не только на нашем лугу, его знают и далеко за пределами посёлка, ведь уму более 600 лет.
- А как до него добраться?
- Тебе поможет цветок, который умеет летать – бабочка.
И правда, Капитошка увидел, что в воздухе кружатся прекрасные бабочки. Одна из них согласилась ему помочь.
Викторина «За здоровьем к растениям»
•Путника друг,
Скромный, невзрачный листок.
Ты на порезанный палец
Нежной заплаткою лёг. (подорожник)
•Стоит кудряшка – белая рубашка.
Сердечко золотое.
Что это такое? (ромашка)
•Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей,
А сушёная в запас
От простуды лечит нас. (малина)
•Весной растёт,
Летом цветёт,
Осенью осыпается,
Зимой отсыпается,
А цветок – на медок,
Лечит от гриппа,
Кашля и храпа. (липа)
•Ярко-жёлтый цветок неказистый:
Сверху листьев холодная гладь,
Снизу – ласковый слой бархатистый,
Словно тронет приветливо мать. (мать-и-мачеха)
Дуб-великан
Поднявшись в воздух, Капитошка увидел могучее дерево. Оно, словно многорукий великан, раскинуло свои ветви посреди поля. Капитошка был так удивлён, оказавшись рядом с дубом, что на минуту забыл, зачем он сюда прилетел.
- Зачем пожаловал? – услышал Капитошка сквозь шелест листьев.
- Я хотел бы отыскать людей. Вы их знаете?
- Я прожил на свете более 600 лет, повидал разных людей. Среди них много хороших, но,иногда, встречаются и плохие. Именно такие прожгли в моём стволе дыру, в которой поселились грибы –трутовики, а они – убийцы для деревьев. Люди изранили мою кору, вбивая в меня гвозди. Я уже думал, что жить мне осталось всего ничего, а ведь мои собратья-дубы доживают и до 1000 лет. Но нашлись добрые люди, которые очистили дыру от трутовиков и залечили мою рану. Теперь опасность миновала.
- Так, значит, есть добрые люди, которые любят и берегут природу! – воскликнул Капитошка. – Вот их я и хотел бы найти, чтобы они помогли речке Туманной, лесу, лугу.
- Есть такие люди и в ближайшем посёлке с добрым названием «Бабушкино». Обязательно найди их, расскажи им и обо мне. Ведь многие не знают, что под моими корнями покоятся в земле русские и немецкие воины давно отгремевшей войны. Много лет я охранял их покой, пока не пришли злые люди и не сломали гранитные кресты на могилах и ограду вокруг захоронения. Сейчас ко мне в гости приходят взрослые и дети. Они играют здесь, громко смеются, разжигают костры, а этого ведь нельзя делать на могилах.
- Конечно, расскажу, но как мне туда добраться, ведь это очень далеко для такой капельки, как я.
- Сейчас начинается «бабье лето», многие паучки покидают свои дома и на паутинках отправляются в далёкое путешествие. Ветер сегодня как раз дует в сторону посёлка, и все они туда летят.
На паутинке
Ухватился Капитошка за пролетавшую мимо паутинку и вместе с паучком-путешественником взмыл высоко в небо. Дуб становился всё меньше и меньше, но Капитошке казалось, что он машет ему своими могучими ветками.
- До свидания, дедушка-дуб! Живи долго-долго! – крикнул ему в ответ Капитошка. Вот показались и дома, вокруг которых росли деревья, пестрели цветы. «Да, здесь много людей, любящих природу». – подумал Капитошка. Ветер стих, и Капитошка начал опускаться вниз. Он оказался во дворе большого здания. Здесь тоже было много деревьев, клумб с цветами.
Особенно Капитошке приглянулось дерево с гладкой белой корой, возле которого он и приземлился. Оно было всё усыпано золотыми листочками, которые сверкали на солнце, как монетки.
- Меня очень любят дети, которые ходят в этот детский сад, ведь я, берёза – символ России. Людей испокон веков привлекает не только моя красота, но и польза.
- А какую пользу ты приносишь? – спросил Капитошка.
- Из моей древесины делают мебель, фанеру, лыжи. Бересту используют для изготовления корзин, посуды. Мои листья и почки лечат болезни.
- Значит, тебя люди совсем не обижают?
- Здесь – нет, но моих сестёр в лесу обижают, особенно весной, когда начинается сокодвижение. В это время внутри берёз начинает идти сок. Он очень вкусный, поэтому люди надрезают кору, собирают сок, а ранку заделать забывают. Из надреза начинает сочиться сок. Это очень опасно для дерева. Берёза может погибнуть! У меня таких ран нет, потому что дети меня любят, устраивают вокруг меня хороводы. Я часто наблюдаю за ними, как они играют и с каждым годом растут, как и я.
Заглянул Капитошка в окно и увидел детей. Они с увлечением играли и лица у них были добрые.
- Да, такие люди обязательно меня услышат, обязательно поймут! – обрадовался Капитошка.
На небе ему улыбнулось солнышко. Почувствовал Капитошка, что становится легче, воздушнее. Его потянуло вверх, всё выше и выше, и он увидел, что вместе с ним летят такие же капельки, как и он. Собрались они в облачко и посыпались на землю тёплым дождём.
И тут выбежали на улицу дети, радуются весёлому дождику, подставляют ладошки под тёплые капельки. И каждая капелька нашёптывает свою историю. А услышать её может лишь тот, кто умеет слушать сердцем.
Задание
Отгадайте загадку:
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки.
(Берёзы)
О березе сложено много стихотворений, песен, преданий — это самое красивое дерево. Послушайте одно из них.
Люблю березку русскую
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике.
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками.
С зелеными сережками.
Люблю ее, нарядную,
Родную, ненаглядную,
- Ребята, березку в народе называют русской красавицей.
- А какие украшения носит березка? (сережки)
Берёзы очень любят солнечный свет и поэтому растут на лесных опушках, светлых полянах, там, где простор. Они не боятся ни трескучих морозов, ни порывистых ветров, ни весенних заморозков.
Да, березку легко найти по белому стволу. Но в белой коре есть черные черточки. Эти черточки называются “чечевички” (повторите, пожалуйста, это новое слово). Ребята, оказывается, чечевички – это нос березы, через который она дышит. Вот какое важное значение для дерева имеют эти черные черточки – чечевички. Только у березы белый ствол. А вы знаете почему? (ответы детей). Оказывается, в коре березы содержится особое белое вещество – бетулин. Я открою вам одну тайну. Говорят, что если потереть о ствол березы темную ткань, то ткань окрасится в белый цвет. Вы хотите проверить?
Старинная народная загадка гласит:
Стоит дерево, цветом зелено
В этом дереве четыре радости
1. Оно больным на здоровье (т. к. делают лекарство из листьев и почек) .
2. Людям колодец (т. к. утоляет жажду, можно попить березового сока) .
3. От тьмы свет (в старину березовой лучиной освещали жилище и жилье отапливали и тепло и света много) .
4. Дряхлым пеленание (берестой связывали разбитые горшки, ремонтировали лукошки, корзинки) .
Давайте ее порадуем, поиграем с ней.
Игра «Берёзка»
Белая берёза на ветру качается, (руки над головой)
Вправо наклоняется, (наклон вправо)
Влево наклоняется. (наклон влево)
И полощет длинные веточки в реке, (наклон вперёд)
Чтобы были чистые косы по весне (провести руками по голове и плечам)
Литература:
1) И. Цветкова «Экология для начальной школы. Игры и проекты» - Ярославль «Академия развития» 1997 г.
2) Т. Тарабарина «И учёба, и игра: природоведение – Ярославль: «Академия
развития» 1998 г.
3) Я иду на урок в начальную школу: Природоведение:
Книга для учителя. – Москва : Изд. «Первое сентября» 2002 г.
4) А. Королёва «Иди за мной». Калининград 1996г.
5) С. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Новая школа» 1995г.
5) Журнал «Обруч» №5 2009г.
6) «Ступеньки развития дошкольников» Калининград 2004г.
7) Н. Нищева «Подвижные и дидактические игры на прогулке» Санкт- Петербург: «Детство Пресс» 2012г.