Гусева Ольга Петровна
Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-граматических средств языка в старшей логопедической группе
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Г Р И Б Ы»
ЦЕЛИ: 1. Активизация словаря по теме «Грибы».
2. Упражнения в согласовании числительных с существительным
2. Практическое употребление форм ед. и мн. числа существительных, существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
3. Коррекция мелкой и общей моторики.
4. Развитие мышления.
5. Работа над словообразованием и синонимами.
6. Формировать навык общения со сверстниками и взрослым, снятие мышечных и эмоциональных зажимов.
ОБОРУДОВАНИЕ: Предметные картинки «Грибы», шляпки грибов, Кукла бибабо Мишутка.
Публикация «Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-граматических средств языка в старшей логопедической группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. ОРГМОМЕНТ: Пальчиковая гимнастика:
Этот пальчик в лес пошел, Этот пальчик гриб нашел.
Это пальчик чистить стал, этот пальчик жарить стал.
Этот пальчик все съел, оттого и потолстел.
П. Введение в тему:
1. «4-лишний» - грибы+ овощ. Почему помидор лишний? Как одним словом назвать оставшиеся картинки? (это грибы)
2. Какую загадку про грибы вы знаете? (Стоит Антошка на одной ноже).
3. Выполнение артикуляционного упражнения «Грибок».
4. Отгадайте загадки. Ответы вы найдете на своих столах. Догадайтесь, про чей гриб я загадаю загадку.
Нет грибов дружней, чем эти – знают взрослые и дети.
На пеньках растут в лесу, как веснушки на носу. (опята)
Не спорю, не белый, я, братцы, попроще.
Расту я обычно в березовой роще. (подберезовик)
Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту, зовусь (я подосиновик).
Наши шляпки, как колечки,
Как колечки волн на речке.
Сыроежек мы подружки,
Нас зовут грибы (волнушки).
Он к поклонам не привык –
Толстый, важный. (боровик).
Под опавшие листочки
Дружно спрятались грибочки.
Очень хитрые сестрички
Это желтые (лисички)
Блестящие шляпки надели ребятки.
Разбежались гуськом, оказались рядком (маслята)
Ш. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ.
1. Игра «Один-много» : -Я -один грибы, а вас много, вы – грибы.
Я – масленок, а вы? -маслята (сначала хоровые ответы, потом каждый ребенок отвечает индивидуально.)
2. Согласование числительного с существительным: каждый «грибок» считает своих сестренок и братишек: Один масленок, два масленка, три масленка, четыре масленка, пять маслят. т. п.
3. Игра «Кто ты?» : Образование уменьшительно-ласкательной формы существительного. Логопед забирает у детей и перемешивает картинки грибов, предлагает детям выбрать самому, каким грибом он будет дальше. Появляется Мишутка: «Давайте познакомимся! Назовите себя ласково. Я – мишутка, а ты кто?»
- Я – масленочек (опеночек, боровичок, волнушечка, подосиновичек, подберезовичек).
4. Игра «Да – нет» : определение последовательности действий.
Сначала дети отвечают все вместе, вербально. Потом те же вопросы логопед задает индивидуально, не называя ребенка, смотрит на того, к кому обращается. Все дети должны внимательно следить за взглядом логопеда и отвечать тоже невербально, движениями головы «Да» или «Нет» :
Сначала идет дождь, а потом растут грибы. (Да)
Сначала гриб срывают, а потом он растет (нет).
Грибы собирают осенью. (нет)
Сначала грибы жарят, а потом собирают. (нет)
Грибы находят в лесу (да)
5. ФИЗМИНУТКА. : Один ребенок - грибок, стоит в центре круга на одной ножке и пытается на ней устоять. Дети меняются 2-3 раза.
По лесочку мы гуляли и грибочки собирали.
Раз – грибок, два – грибок.
Вот и целый кузовок.
4. Договаривание предложений с опорой на картинки:
Под березой растет…подберезовик.
Под осиной растет…подосиновик.
Грибы собирают в …лесу.
На пнях растут…опята.
6. Словарная работа: Объяснение значений слов: мухомор, съедобные, несъедобные, ядовитые, подбор синонимов.
А) Послушайте стихотворение: “читает” Мишутка – “Сейчас я узнаю, можно ли вас брать в лес за грибами. Послушайте стихотворение и ответьте на мои вопросы”.
Шел Его через бор. Видит – вырос мухомор.
- Хоть красив, но не беру. – Вслух сказал Егор бору.
- Верно ты сказал, Егор. -Так ему ответил бор.
Б) - О ком говорится в стихотворении? Какой гриб не стал рвать Егор? Почему? (Потому что мухомор вредный гриб). Почему его называют мухомором? (он морит мух).
В) Игра «4-лишний» – съедобные грибы + мухомор. Почему он лишний? Потому что эти грибы съедобные, а мухомор несъедобный.
Г) Как называются грибы, которые можно есть? – съедобные, полезные, неядовитые. Как называются грибы, которые нельзя есть? –несъедобные, ядовитые, вредные, поганые или поганки. 1У. ИТОГ ЗАНЯТИЯ. : 1. В кого мы сегодня превращались на занятии? (в грибы). Вспомните, какие вы знаете съедобные грибы? 2. Положительная дифференцированная оценка деятельности детей на занятии.