Маргарита Муратова
Конспект познавательно-игрового досуга «Чайная церемония»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательно-игрового досуга
Конспект познавательно-игрового досуга «Чайная церемония»
Задачи:
1. Углублять и систематизировать представления о чае, его происхождении, распространении
2. Познакомить детей с процессом приготовления чая, дать представления об основных видах чая и его упаковках
Публикация «Конспект познавательно-игрового досуга „Чайная церемония“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Чай, чайные листья
- Чайная посуда, сервиз, чайник, чашки
- Темочки
3. Формировать навыки исследовательской деятельности
5. Формировать умение свободно общаться, делать умозаключения
6. Приобщать детей к истокам русской народной культуры – традициям чаепития
8. Формировать представления детей о целебных свойствах напитка
Материалы и оборудование:
- мультимедийная презентация «Как растет и обрабатывается чай»; ноутбук
- иллюстрации с изображением различных видов чая, чайный сервиз, скатерть, чайная заварка разных сортов чая, одноразовые стаканчики по количеству детей.
ХОД
Под звуки китайской мелодии входит воспитатель, и вносит куклу-китаянку.
Обращает внимание детей на необычную куклу. Знакомит детей с куклой.
Эту девочку зовут Юньнань или Южное облако.
А как вы думаете, из какой страны приехала наша гостья? (ответы детей)
Правильно, из Китая, а как вы догадались? (ответы детей)
Это одежда называется кимоно, её носят в странах Востока. Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие, в древнюю страну – Китай. У меня для вас есть сюрприз. (Показывает ларец). Как вы думаете, что внутри (Дети высказывают предположения).
Внутри ларца – маленькие мешочки. Потрогайте, понюхайте, но не открывайте их. Как вы думаете, что храниться в мешочках (Дети ощупывают мешочки, нюхают). Вы догадались, что в них? (Дети отвечают). Я вам подскажу. Отгадайте загадку и узнаете, что лежит в мешочках. Будьте внимательны.
Восточное изобретенье –
К нему желательно варенье.
Но если такого нет,
Сойдёт и парочка конфет.
Напитка и в жару нет лучше,
Да и на Севере зимой:
Он в зной облегчит вашу душу,
Согреет зимнею порой. Что это?
Воспитатель хвалит детей за их правильные ответы. Действительно, это чай – прекрасный, полезный напиток. Сегодня мы поговорим о нём. Родина чая – Китай. Давайте найдём эту страну на карте и отметим зелёным листочком. Наша страна, Россия, граничит с Китаем на востоке.
Воспитатель показывает на карте Россию, Китай, границу между странами. Дети прикрепляют листочек к карте.
Существует красивая легенда о том, как люди открыли чай. Однажды очень давно, много веков назад, уставший после сражения китайский император отдыхал под тенистым деревом и ждал, когда закипит вода в котелке над костром. Подувший ветер занес в котел насколько листьев с растения, которое оказалось чайным кустом. Эти листья придали воде необычайно приятный вкус. Выпив её, император почувствовал прилив сил. Так люди открыли свойства чая. Это было первое в мире чаепитие. В древности чай ценился очень дорого. Сначала его употребляли как лекарство. Он помогал при простуде, болях в животе, головной боли. Чаем полоскали рот. С древних времён в Китае существует красивая чайная церемония. Может, кому-нибудь из вас посчастливиться стать участником такой церемонии.
Демонстрируются слайды о чайных деревьях и кустах, сборе чая. Воспитатель комментирует.
Чайные деревья достигают в высоту 15 м. А вот перед вами чайные кусты. Сбором чайных листьев занимаются в основном женщины, потому что у них ловкие и нежные пальцы.
В древнем Китае чайные листья обжаривали, измельчали, превращали в пасту и из неё делали маленькие лепёшечки (они умещались на ладони, которые ценились дороже золота.
После сбора чайные листья обрабатывают специальным способом, расфасовывают в красивые банки, пакеты, коробки и доставляют в магазины.
Сейчас очень популярны чайные пакетики. Изобрели их в Америке. Один торговец шил небольшие мешочки из натурального шёлка, ссыпал туда небольшими порциями чай и успешно возил его в такой вот «упаковке» в качестве рекламы по ресторанам. Покупатели, почему-то не догадывались высыпать чай, а заваривали прямо в пакетиках, опуская их в чашку. Так появился чай в пакетиках.
Предлагаю посмотреть на подносе чай в различных упаковках. Здесь есть и металлические сувенирные банки, и пакеты, и нарядные коробки.
Ребята, мы познакомились с родиной чая – Китаем, с правилами его сбора и упаковки. А знаете ли вы, что китайцы следят за своим здоровьем и для его поддержания не только пьют чай, но и ежедневно делают зарядку? Давайте и мы разомнёмся.
Упражнения под китайскую музыку.
исследование
Ребята, сегодня вы узнаете много интересного. Увидите самый знакомый напиток по-новому и станете настоящими исследователями. Обратите внимание на предметы, которые лежат у вас на столе. Посмотрите в чашку с жидкостью. Как вы думаете что это? (Ответы детей).
Воспитатель. Все согласны, что это чай? Или кто-то думает по-другому? А как вы догадались, что это чай? (Ответы детей). Правильно, по цвету, по запаху, по вкусу. (пробуют на вкус через трубочку).
А можем ли мы изменить вкус чая? (ответы детей)
Сахаром, медом, вареньем, молоком
А аромат чая можно изменить? (Ответы детей).
Воспитатель. Молодцы. Я поставлю перед вами еще чашки с чаем. Вы понюхайте аромат и назовите, что я добавила в чай. ( Дети нюхают чай и отгадывают добавки: лимон, мята, клубника и т. д.).
Справились с заданием хорошо. Поздравляю вас со вторым открытием:
Действительно, чай бывает с разными добавками.
- Давайте поиграем в игру «Какой чай».
Если чай завариваем с листьями земляники, как его называем?
Дети: - Земляничный.
С листьями жасмина?
Дети: - Жасминовый.
С листьями малины?
Дети: - Малиновый.
С листьями клубники?
Дети: - Клубничный.
С кусочками фруктов?
Дети: - Фруктовый.
С кусочками яблок?
Дети: - Яблочный.
Вы отлично справились с заданием. А сейчас вернёмся к нашей карте. Чай, ребята, растёт не только в Китае, но и в Индии, Японии, Турции. Давайте найдём на карте эти страны и отметим их зелёным листочком. (Фоном звучит музыка народов Востока)
Для выращивания чая нужны особые условия: тепло, чистый воздух и много влаги.
В нашей стране тоже выращивают чай, в Краснодарском крае. (отмечает листочком на карте). В России очень любят чай, он стал нашим национальным напитком. Русские люди изобрели специальный сосуд для кипячения воды для чая, а какой? (загадывает загадку).
Стоит толстячок, Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, Всем чай пить велит.
Самовар
- На Руси чай заваривали в заварном чайнике, а воду кипятили в этом сосуде, который называется – самовар. А придумали самовар в городе Тула. Чай пили из чашки, под чашку ставили блюдце. Кто – то любил пить чай из блюдца. Блюдце держали под донышко и дули на чай, чтобы остудить. Сахар обычно не клали в чай, а пили вприкуску.
А кто из вас знает, как правильно заваривать чай?
4. Заваривание чая.
В России издавна любили чай и умели вкусно заваривать. Ведь заваривание чая – интересный и важный ритуал. И с ним мы сейчас познакомимся.
Ребята, что нужно для того что бы организовать чаепитие?
Как называется посуда, из которой мы пьем чай? (Чайная)
Заваривать чай мы будем в заварочном чайнике, который хорошо держит тепло.
Существует несколько способов, как настоять чай в заварочном чайнике. В одном случае на залитый кипятком чайник одевают специальную грелку, в другом случае рекомендуют чайник накрыть салфеткой так, чтобы носик чайника остался открытым, иначе чай запарится и изменит свой вкус. При заваривании чая мы воспользуемся вторым способом. Очень хочется сохранить приятный аромат чая.
(Идет процесс заваривания чая)
– Заварочный чайник промыть, обдать кипятком и слегка подержать закрытым, чтобы он прогрелся. Вылить кипяток и положить 2–3 ложки заварки, залить кипятком до половины чайника, закрыть крышкой и оставить на 5–7 минут. Накроем салфеткой. Затем долить в чайник доверху кипяток и перемешать. Ароматный напиток готов!
По какому признаку мы можем узнать, что в чайнике кипяток? (идет пар). Будьте предельно внимательны, так как кипяток очень опасен Что может произойти? (можно обжечься). Поэтому желательно чай самим не наливать. Посмотрите, в какой цвет окрашивается вода, что происходит с листочками?
Пока чай у нас заваривается, давайте вспомним, какая посуда нам потребуется для чаепития.
Игра «Найди посуду для чаепития»
(дети выбирают только те предметы посуды, которые необходимы для чаепития)
А теперь пришла пора отведать сам чай.
Дети садятся за столы, и пью чай с печеньками