Конспект познавательного занятия для детей подготовительной к школе группы «Хвойная красавица лесного царства»

Юлия Адамова
Конспект познавательного занятия для детей подготовительной к школе группы «Хвойная красавица лесного царства»

Цель: формирование экологической культуры, развитие познавательно-речевых навыков у детей дошкольного возраста.

Образовательные задачи:

1. Систематизировать и уточнить представления детей о хвойном дереве «ель»; познакомить с особенностями посадки деревьев;

2. Формировать и закреплять знания о значении деревьев в жизни человека, взаимосвязях в природе; показать, что разные обстоятельства и люди могут повредить живой ели;

3.Формировать поисково - исследовательские способности: рассмотреть шишку и семена ели.

Развивающие задачи:

1. Развивать у детей логическое мышление, наблюдательность, познавательный интерес, навыки самоорганизации; коммуникативные навыки;

2. Расширить кругозор детей.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать бережное отношение и любовь к природе, желание её беречь и охранять;

2. Воспитывать желание самим посадить семена деревьев, ухаживать за посадками.

Словарная работа: обогащать и активизировать речь детей словами: хвоя, хвойные, хвоинки, ельник, кора, ствол, семена, клёст, глухарь.

Подготовка к занятию: наблюдение за елью на участке детского сада, экскурсия по экологической тропе, в городской парк; сбор еловых шишек для коллекции и поделок; рассказ воспитателя о ели с просмотром презентации; разучивание стихов и песни о ели; рисование различных ёлок; рассматривание плакатов на тему «Как нельзя вести себя в лесу»; чтение художественной литературы о ели.

Наглядный материал к занятию: искусственная ёлочка, корзинка с шишками; картинка с изображением ели;шкатулка с картинками-иллюстрациями: ель, скрипка, мебель, деревянные игрушки, карандаши, картон, бумага, забор, доски; таблички с эмблемами «Посади дерево», «Юные исследователи»; конусы из ватмана; заготовки для изготовления ёлочек: мишура зелёная, нитки шерстяные, ватные диски, полоски бумаги зелёного цвета; готовые ёлочки из конусов: из ниток, ватных дисков, кругов зелёной бумаги, мишуры.

Раздаточный материал: лупы; еловые шишки на тарелках; семена ели на тарелках; стаканчики с землёй; палочки с измерительной отметкой; шапочки на голову; влажные салфетки; семена ели европейской в пакетиках; эмблемы «Юные натуралисты»; эмблема «Лучший знаток ели»; конфеты синего, жёлтого и зелёного цвета для украшения ёлки.

Оборудование: мультимедийное оборудование, проектор, доска, компьютерная игра - презентация «Кто дружит с елью?».

Музыкальное сопровождение: аудиозапись «Письмо от Ёлочки».

Методические приемы:

1. наглядный (рассматривание иллюстраций, картинок, ёлочек из конусов, семян ели, шишек);

2. игровой (игровая ситуация, дидактическая игра «Что делают из дерева ель?», дидактическая игра «Человек и ель»; дидактическая видеоигра «Кто дружит с елью?»;

3. словесный (прослушивание аудиописьма от Ёлочки, обсуждение проблемной ситуации, рассказ воспитателя, беседа с детьми, объяснение, вопросы к детям, индивидуальные и хоровые ответы детей, поощрение, анализ занятия);

4. практический (совместное выполнение с детьми физ. минутки «Ёлочки», самостоятельная деятельность детей за столами: работа с картинками, эксперимент «Что произойдёт с семенами ели, если на них подуть?», наблюдение за шишками, семенами ели через лупу; посадка семян ели в землю).

5.Использование метода технологии ТРИЗ: метод мозгового штурма.

Ход занятия: Орг. момент. Дети стоят в кругу.

Воспитатель: ребята, я приготовила для вас волшебную шкатулку.

(Воспитатель открывает шкатулку, в ней лежат картинки с изображением скрипки, мебели, корабля, деревянных игрушек карандаша, картона, бумаги; показывает детям, раскладывает на столе, дети рассматривают).

Воспитатель: как вы думаете, что объединяет эти предметы и картинки? Из какого материала они сделаны? Из какого дерева можно сделать эти предметы? (Дети вслух рассуждают, о чём идёт речь).

Воспитатель: правильно - это ель. (Воспитатель кладёт иллюстрацию с изображением ели посередине картинок). Как вы догадались? Расскажите, что делают из дерева ель? Ответы детей: древесина ели используется для строительства домов; из древесины ели изготавливают мебель; делают детские игрушки; музыкальные инструменты – скрипку; бумагу и картон; двери; забор; столбы; ящики; изготавливают окна; делают карандаши; применение ели в кораблестроении; ель – это топливо, дрова.

Воспитатель: видите, как много пользы приносит ель для человека. И какие самые разнообразные предметы можно получить из ели.

Игровая мотивация.

Воспитатель: сегодня нам пришло аудиописьмо от ёлочки. Послушайте, о чём ёлочка говорит в письме. Воспитатель включает детям аудиописьмо. Дети садятся на стульчики полукругом.

Аудиописьмо ёлочки: «Здравствуйте, ребята! Я, ёлочка-красавица, живу в лесу вместе с другими деревьями. Время от времени мы переговариваемся с ними, шутим, спорим, соревнуемся в умных вопросах. Нас, хвойных деревьев в Ханты-Мансийском автономном округе сотни километров, поэтому наш лес называют хвойным. Скоро Новый год, но я очень боюсь этого праздника. Говорят, на Новый год люди в лесу вырубают молодые ёлочки и украшают ими свои дома, высокими ёлками украшают дворцы и площади. А после праздника нас выкинут в мусорные баки, как ненужный сор! Только за один новогодний день уничтожается целый лес! А ведь мы, ёлочки, большую пользу приносим и очень долго растём. Надеюсь, что вы, ребята, не будете нас рубить на праздник. Помогите сохранить лес! Расскажите, как можно его сохранить! А я дарю вам на новогодний праздник шишки. С приветом к вам лесная жительница».

Основная часть. Обсуждение проблемной ситуации «Как помочь Ёлочке?».

Воспитатель: Не волнуйся, Ёлочка, я думаю, наши ребята многое о тебе знают и не дадут тебя в обиду. Ребята, наша ёлочка очень огорчена. Многие люди до сих пор вырубают ёлки на новогодний праздник. Правильно ли это? А как можно поступить? Как мы можем помочь нашей ёлочке? Что нужно сделать, чтобы не рубить живые ели, чтобы они радовали нас и помогали?

Конспект познавательного занятия для детей подготовительной к школе группы «Хвойная красавица лесного царства»

Ответы детей:

• Купить в магазине искусственную ель.

• Заменить ёлку еловыми ветками и украсить их.

• Самостоятельно дома сделать ёлочки.

• Посадить ель во дворе дома и нарядить.

• Посадить ель в горшочек и нарядить.

• Можно нарисовать плакаты в защиту ёлок и развесить их на улицах.

Воспитатель: совсем скоро наступит праздник Новый год. У нас в детском саду будет искусственная ёлочка, нарядно украшенная.

Дидактическая игра «Человек и ель»

Воспитатель: давайте сравним дерево ель с человеком. У человека — туловище, а у ели, что вместо туловища?

Дети: у ели есть ствол.

Воспитатель: у человека руки, а у ели что, вместо рук?

Дети: у ели есть ветки.

Воспитатель: у человека есть ноги, а у ели?

Дети: у ели есть корни.

Воспитатель: как вы думаете, зачем дереву корни?

Дети: корни нужны для того, чтобы получать питание из почвы; чтобы удерживать дерево.

Воспитатель: у человека тело покрыто кожей. А у дерева ветки и ствол чем покрыты?

Дети: ветки и ствол покрыты корой.

Воспитатель: как вы думаете, для чего нужна кора?

Дети: кора защищает дерево.

Воспитатель: вот как много общего у дерева и человека! Человек рождается, растёт, взрослеет, и дерево тоже рождается, растёт и взрослеет. Человек и дерево относятся к объектам живой природы.

Дидактическая игра «Кто дружит с елью?»

Воспитатель: когда на ёлке вырастают шишки, к ней собираются гости. Внимание на экран.

(Воспитатель показывает на экране игру - презентацию: на слайде с елью изображены части животного (хвост белки, клюв дятла, лапа медведя). Дети узнают животное и рассказывают, чем ель для него полезна. Воспитатель кликает мышкой,на экране появляется целое животное: белка, медведь, клёст, дятел, глухарь, муравей, заяц, лось. Если дети затрудняются, воспитатель кратко рассказывает или дополняет).

• Дятел любит полакомиться короедами из ствола ели.

• Белка живёт в дуплах на ели, питается семенами шишек.

• Клёсты строят на ели гнёзда и выводят птенцов, выкармливают их зимой семенами ели, которые достают из шишек, отворачивая чешуйки своим клювом, как клещами.

• Под еловыми лапами заяц прячется от ветра и хищников.

• Муравьям ель даёт «строительный материал» для муравейника – хвою.

Лесные мыши лакомятся семенами еловых шишек.

• Зимой лось питается корой деревьев и хвоёй ели.

• Медведи любят устраивать берлоги под ёлками.

• Глухарь любит селиться в глухих местах в ельнике, зимой кормится хвоёй.

• Синицы летом поедают насекомых на стволах ели, а зимой семена шишек.

• Снегири зимой питаются семенами шишек ели.

• Сорока строит гнёзда в глухом ельнике.

Воспитатель: молодцы, ребята, отгадали всех друзей ёлочки, и рассказали, за что животные и птицы очень любят это дерево!

Физминутка «Ёлочки».

Воспитатель: давайте представим, что мы с вами ёлочки.

Есть в лесу три полочки: (хлопаем в ладоши)

Ели-ёлки-ёлочки. (руки вверх, в стороны, вниз)

Лежат на елях небеса, (руки вверх, встать на носочки)

На ёлках - птичьи голоса. (руки в стороны, махи руками)

Внизу на ёлочках роса. (руки вниз, присели)

Викторина «Что мы знаем про ель?»

Воспитатель: давайте проверим, что вы знаете о ели? Я буду задавать вопросы о ёлочке. Кто ответит больше всех правильно на вопросы, получит в награду эмблему победителя «Лучший знаток ели».

Воспитатель задаёт следующие вопросы:

1. Что такое ель? (дерево).

2. Ель - дерево лиственное или хвойное? (хвойное).

3. Почему ель относят к хвойным деревьям? (иголки - хвоя вместо листьев, цвет хвои всегда зелёный, смолистый запах).

4. Какие ещё хвойные деревья вы знаете? (ель, сосна, кедр, пихта, лиственница).

5. Где растут ели? (в лесу, парке, во дворе).

6. Какой праздник не обходится без ёлки? (Новый год).

7. Лес, в котором растут ели, называется. (ельник).

Воспитатель: молодцы, ребята! Как много вы знаете о елях. (Подведение итогов победителя, вручение эмблемы «Лучший знаток ели»).

Рассматривание семян ели, шишки

Воспитатель: давайте пройдём в нашу зимнюю лабораторию. (Дети проходят за воспитателем к столам с эмблемой «Юные исследователи», на которых лежат лупы, стоят тарелочки). Зачем нужна лаборатория? (В лаборатории проводят опыты, исследования, эксперименты). Здесь лежат инструменты. Как они называются? (Лупы). Для чего они нужны? (Рассматривать мелкие предметы в увеличенном виде). Сегодня мы будем маленькими исследователями. Ёлочка нам подарила корзинку с шишками (Воспитатель показывает корзинку с еловыми шишками, дети берут из корзинки шишки и кладут их на тарелочки).

Воспитатель: давайте рассмотрим еловую шишку. У шишки чешуйки очень плотно прижаты к ней, что позволяет защищать семена. Семена созревают между чешуйками шишки. А сейчас в шишках есть семена? (Сейчас в шишках нет семян).

Воспитатель: немного отогните верхние чешуйки шишки. Видите, между ними сохранились семена, они очень плотно прижаты. Возьмите лупу и рассмотрите семена ели.

Посмотрите, какие маленькие по размеру семена, и какие большие ёлочки могут вырасти из них! На что они похожи? (На стрекозу, на вертолёт). Из каких частей состоят семена? (Семена состоят из семени и крылышка). Как вы думаете, зачем семенам крылышко? (Чтобы они могли летать). С помощью крылышка они кружатся в воздухе.

Эксперимент «Что произойдёт с семенами ели, если на них подуть?»

Воспитатель: сейчас мы проведем эксперимент с семенами. Возьмите их в руку и подуйте. Что произошло? (Они полетели). Ветер подхватывает семена и уносит далеко от материнского дерева, на длинное расстояние. Они падают на землю, и из них вырастает маленькая ёлочка. Происходит это в конце зимы, начале весны, когда пригревает весеннее солнышко. (Дети берут в руки семена ели и дуют, семена разлетаются в разные стороны).

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо потрудились, провели исследования.

Посадка семян ели

Воспитатель: сейчас я предлагаю вам, помочь нашей планете, посадить семена ели в почву, понаблюдать и ухаживать за нашими всходами. Пройдите к столу, я вам покажу, как мы будем сеять наши семена. (Дети проходят к столам с эмблемой «Посади дерево»).

Воспитатель: я приготовила для вас стаканчики с землёй и палочки. На палочках есть отметка – это уровень, до которого нужно сделать совсем небольшую ямку. (Воспитатель показывает детям, как нужно правильно сеять семена ели).

Воспитатель: на тарелочки я положу семена европейской обыкновенной ели, которые купила в магазине «Наш сад». (Воспитатель каждому в тарелочку кладёт несколько семян ели).

Сделайте небольшое углубление, положите в ямку семена ели, и присыпьте землёй. (Дети самостоятельно садят семена ели). Земля уже влажная, я её заранее хорошо полила, поэтому мы не будем её поливать. Эти стаканчики мы поставим в тёплое место, накроем плёнкой, чтобы они скорее взошли. Мы с вами сделали замечательное, важное дело – посадили наши будущие деревья! Молодцы, ребята! Я вручаю вам эмблемы «Юные натуралисты».

Рассматривание ёлочек из конусов «Ёлочки - подружки»

Воспитатель: ребята, вы знаете, что у нас в России, как и во многих странах, существует традиция наряжать под Новый год ель. Небольшую ёлочку можно изготовить своими руками из различных материалов. Такая ёлка может стать прекрасным украшением для дома. Я подобрала для вас варианты небольших новогодних ёлочек, в основе которых лежит конусная форма из плотной бумаги. Эти ёлочки вы сможете сделать самостоятельно с родителями из различных материалов. (Дети подходят к столам, на которых расположены разнообразные ёлочки из конусов, материалы для ручного труда).

Воспитатель показывает детям возможные варианты изготовления ёлочек. Видите, все ёлочки разные и красивые! Они могут украсить ваш дом, вместо живой ёлочки!

Чтобы наша ёлочка не скучала, давайте изготовим для неё подружек.

Я приготовила заготовки,вы выберете для себя материал: шерсть, шпагат, ватные диски или мишуру, и в свободное время мы сделаем ёлочки.

Ребята, а как вы думаете, а ёлочки в лесу хотят на Новый год быть красивыми? (согласие детей.) А чем же они себя украшают? (снегом, шишками). Конечно, ёлочки-красавицы тоже будут нарядными в лесу на Новый год и будут радовать нас своим красивым нарядом!

Подведение итогов занятия

Воспитатель: садитесь на стульчики. Ёлочка прислала нам ещё одно аудиописьмо. Давайте послушаем его.

Аудиописьмо от ёлочки: ваша группа похожа на большую шишку, в которой находится много маленьких семян. Также и в вашей группе, вас, ребят много. Когда семена из шишки упадут на землю, они прорастут и превратятся в могучие деревья, которые украшают нашу землю. Вы тоже, ребята, когда подрастёте, можете украсить землю добрыми делами и поступками.И друг другу на прощанье мы подарим обещанье: будете со мной, ёлочкой, дружить – охранять меня, любить!

Воспитатель: в следующий раз мы напишем ответ нашей ёлочке о традиции наряжать её в Новый год. А вместе с письмом мы вложим в посылку фотографии наших поделок, чтобы ёлочка не переживала, мы её рубить на Новый год не будем! Сегодня вы показали, как много вы знаете о ёлочке. Что было для вас сегодня самым интересным на занятии? Что вам больше всего запомнилось? Чему вы научились? А чем бы вам хотелось поделиться вечером с родителями?

Давайте подведём итог нашего занятия, мы нарядим нашу искусственную ёлочку с помощью разноцветных конфет. (Воспитатель вносит в группу искусственную ёлочку и конфеты на тарелочках синего, жёлтого и зелёного цвета).

• Если вам не понравилось занятие, нарядите ёлочку зелёными конфетками (негативное отношение);

• Если вы сегодня узнали что - то новое о ели, нарядите ёлочку жёлтыми конфетками (позитивное отношение);

• Если вам сегодня понравилось наше занятие, понравилось сажать семена, рассматривать шишки, семена ели и вы гордитесь тем, что сами посадили ёлочку, то нарядите ёлочку синими конфетками и похлопайте в ладоши (восторженное отношение).

Лес – это наша жизнь, наше богатство и его надо беречь. Беречь от огня, беречь от топора, беречь от злых людей. Беречь лес – значит беречь жизнь, беречь Родину, беречь нашу планету!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект дистанционного занятия по аппликации «Насекомые. Бабочка-красавица» для детей подготовительной группыКонспект дистанционного занятия по аппликации «Насекомые. Бабочка-красавица» для детей подготовительной группы Манвелова Мария Конспект занятия по аппликации "Насекомые. Бабочка красавица" по сказке К. Чуковского "Муха -Цокотуха" подготовительная.

Конспект НОД по аппликации «Красавица Осень». Коллективная работа детей подготовительной к школе группыКонспект НОД по аппликации «Красавица Осень». Коллективная работа детей подготовительной к школе группы Цель: учить создавать женский художественный образ Осени. Задачи: - учить создавать сложную осеннюю композицию из вырезанных деталей,.

Конспект открытого занятия для детей подготовительной к школе группы «Путешествие в мир сказок К. И. Чуковского» Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в волшебный мир сказок К. И. Чуковского». Учитель.

Конспект познавательного занятия по теме «Индейцы» для детей средней группы «В гостях у Чингачгука»Конспект познавательного занятия по теме «Индейцы» для детей средней группы «В гостях у Чингачгука» Тема: "В гостях у Чингачгука". Цель: познакомить с жизнью индейского племени. Задачи: - дать представление о жизни индейского племени:.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Конспект познавательного занятия для детей подготовительной к школе группы «Хвойная красавица лесного царства»
Опубликовано: 28 ноября 2021 в 21:44
+266Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 27.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 января. Всемирный день почерка и ручного письма

Компьютеры и электронные гаджеты распространены повсеместно, люди привыкли пользоваться разнообразными мессенджерами. Современный человек почти не использует ручки, карандаши и обычную бумагу для...

23 января. Всемирный день снега

Всемирный день снега отмечается в предпоследнее воскресенье января. Этот праздник учрежден для популяризации зимних видов спорта и активного, здорового образа жизни. Праздновать День снега надо зимними...


Горячие темочки