Светлана Гробова
Конспект практикума для родителей «Речевые игры дома»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект заседания «Клуба любящих родителей»
для родителей
детей ГБОУ АО «Шенкурская СКОШИ»
«Гаджеты долой, поиграй со мно й!»
Практикум «Речевые игры дома»
Составили: учитель-логопед Гробова С. А.
Цель:
Публикация «Конспект практикума для родителей „Речевые игры дома“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Научить родителей применять речевые игры в домашних условиях для профилактики расстройств письменной речи.
Задачи.
• Повысить компетентность и знания родителей о речевых нарушениях
• Формировать умение проведения игр с детьми в домашних условиях и организации домашнего досуга.
• Совершенствовать формы родительского взаимодействия в процессе проведения специальных игр для профилактики дисграфии у детей.
Оборудование и материалы: стол, поставленный полукругом, компьютер, проектор, презентация к занятию, разноцветные флажки, листы бумаги для записей, карандаши, ручки или фломастеры, бланки с напечатанным текстом по количеству участников, мяч, газетные листы, клубок пряжи, песочные часы, призы.
Ход мероприятия
1. Вводная часть.
Орг. момент.
-Добрый день наши уважаемые родители! Сегодня наша встреча пройдёт под девизом «Гаджеты долой – поиграй со мной!»
На экране - заставка с темой.
2. Основная часть
Сообщение на тему «Влияние фонематического слуха на школьное обучение»
Фонематический слух – это способность выделять, различать звуки родного языка (гласные от согласных, мягкие от твердых). Умение осуществлять и анализировать звуки речи (находить первый и последний звук в слове, определять все звуки по порядку). Недоразвитие фонематического слуха отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу и синтезу слов. При недоразвитии фонематического слуха многие предлоги и безударные окончания слов для ребенка остаются неуловимыми, отсюда и нарушения письма.
Весь процесс обучения грамоте основывается на умении анализировать звуки в словах.
Я приглашаю вас поиграть в игры, направленные на развитие фонематического слуха. Все дети очень любят играть. Этот вид деятельности доступен всем. Игра стимулирует и развивает умения сравнивать, размышлять, анализировать, формирует устойчивый интерес и потребность к интеллектуальным упражнениям, способствует переключению внимания.
1). Приветствие и представление (упражнение «Имя»)
- Предлагаю всем вам представиться – назвать свое имя и отчество. Затем охарактеризуйте себя, подобрав слово на первые буквы своего имени и отчества.
Педагог называет свое имя и подбирает слова: «Меня зовут Светлана Анатольевна – скромная, аккуратная». Затем каждый участник называет свое имя и подбирает слова для своей характеристики.
2).Вторая игра, с которой я предлагаю вам ознакомиться, называется
«Путешествие», она способствует развитию звукового анализа, внимания, мышления, памяти.
- Предлагаю вам отправиться в поход. С собой в дорогу мы можем взять только те предметы, названия которых начинаются на звук К». Первый начинает и говорит: «Берем картошку!», другой: «Крекер!». Если слов на этот звук уже много сказано, можно продолжить так: «Большие рюкзаки уже заполнены. Давайте заполнять вторые рюкзаки,поменьше, словами на звук «Р».
- Давайте обсудим условия выполнения данной игры, что вызвало затруднения, какие возникли вопросы в ходе игры.
Рекомендации по проведению игры :
Игру можно усложнить, ограничив во времени. Для этого необходимо договориться о периоде времени, в течение которого игроки будут называть слова. За каждое правильно названное слово участник берет фишку.
В конце игры определяется победитель.
3) Следующая игра - «Цепочка». В руках у педагога мяч. Участникам игры предлагается встать в круг.
Игра развивает умение представлять графическое выражение слова, развивает звуко-буквенный анализ и синтез, внимание, мышление, память.
Оборудование. Мяч
Педагог называет первое слово и передает мяч родителю, прочитав такое стихотворение:
Свяжем мы из слов цепочку,
Мяч не даст поставить точку.
Далее мяч передается от родителя к родителю. Конечный звук предыдущего слова – это начальный звук последующего (весна – автобус – слон – нос – сова).
Рекомендации по проведению игры
Слова для игры можно подбирать на последнюю букву предыдущего слова, на предпоследнюю букву слова и т. д. Можно подбирать слова на последний слог, который будет началом следующего слова.
В игре могут участвовать два и более человек.
Если в игре участвуют два человека, мяч передается от игрока к ведущему. Если принимают участие несколько человек – мяч можно передавать от каждого игрока к ведущему или начать с ведущего и передавать мяч от игрока к игроку.
4)Игры на запоминание образа буквы:
• написать букву в воздухе, на столе;
• выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
• написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
• выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т. д. ;
• вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;
• вылепить из пластилина, теста;
• написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
5) Для развития зрительного внимания, закрепления знания образа букв можно использовать упражнение «Корректурная правка». Для этого упражнения нужна газета, с достаточно крупным шрифтом. Педагог раздает участникам газетные листы со статьей и фломастеры.
- Перед вами текст. Возьмите в руки фломастеры. По команде за 5 минут необходимо зачеркнуть в тексте все буквы О.
По истечении 5минут педагог говорит: «Стоп» — и предлагает всем подсчитать количество зачеркнутых букв и назвать число. Победителю вручается приз.
- Что вызвало затруднения, какие возникли вопросы в ходе игры?
Рекомендации по проведению игры «Корректурная правка» :
Необходимо заранее подобрать текст из газет и журналов по количеству игроков, разложить листы и ручки перед игроками.
Текст должен состоять из простых слов и нескольких абзацев с хорошо читаемым шрифтом.
Необходимо договориться о периоде времени, в течение которого игроки будут зачеркивать буквы в тексте (например, не дольше двух минут).
По секундомеру (будильнику или песочным часам) все зачеркивают загаданную букву в незнакомом тексте.
После каждой игры подсчитывается количество найденных букв за данное время и определяется победитель.
Для новой игры выбирается другая буква, условия остаются прежними, предлагается другой текст. Игра проводится 3—4 раза, победителю присуждается приз (например, конфета).
Начать игру нужно с одной буквы, например А. Затем О, далее — согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной.
3. Заключительная часть
- В заключении хочу напомнить, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка. Только совместными усилиями родителей, логопеда и педагогов мы сможем решить проблемы в развитии и обучении ребенка.
- Уважаемые родители, наша встреча подходит к завершению. Вы познакомились с играми, приобрели навыки организации игр в домашних условиях.
- Мне было очень приятно видеть вашу активность и заинтересованность. Давайте поаплодируем друг другу. Желаю вам успехов!
При организации данного мероприятия учитывались принципы сотрудничества между родителями и логопедом, постепенного вовлечения родителей в образовательный процесс.
Исходя из проведенного мероприятия, можно сделать вывод, что такая форма проведения заседания клуба позволила:
• повысить активность и сознательность родителей в совместной с логопедом деятельности по коррекции речевых нарушений;
• стать активным участником процесса воспитания и обучения ребенка.