МААМ-картинки

Конспект практикума для родителей «Семья на пороге школьной жизни»

Эльвира Латыпова
Конспект практикума для родителей «Семья на пороге школьной жизни»
▼ Скачать + Заказать документы

"Семья на пороге школьной жизни"

Цель : Обсуждение точек зрения родителей, воспитателей и учителей на роль семьи в предшкольный период жизни ребенка.

Подготовка.

Педагоги готовят задания для родителей.

Задание N1.

На карточках написано:

Определите степень волнения сына или дочери в связи с приближающимся школьным обучением.

Публикация «Конспект практикума для родителей „Семья на пороге школьной жизни“» размещена в разделах

На столах лежат цветные полоски:

- черная означает сильное волнение;

- синяя умеренное волнение;

- красная радость, уверенность.

Выберите полоску и обоснуйте (по желанию) свой выбор.

Задание N2.

На демонстрационном стенде написано:

Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе

1. Физическое здоровье.

2. Развитый интеллект.

3. Умение общаться со сверстниками и взрослыми.

4. Выносливость и работоспособность.

5. Умение считать и писать.

6. Аккуратность и дисциплинированность.

7. Хорошая память и внимание.

8. Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.

Выберите три самых главных, на ваш взгляд, фактора. Пронумеруйте по степени значимости.

Задание N3.

На карточках написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми. Попробуйте предугадать как повлияют эти фразы на будущего школьника и первоклассника, какие чувства и переживания они вызовут у него. Напишите свои предложения.

-Вот пойдешь в школу там тебе :

-Ты, наверное будешь двоечником? (могут вызывать чувство тревоги, неверие в свои силы, утрату желания идти в школу.)

-Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником! (родительские притязания основаны на не реальных возможностях сына или дочери, а неких абстрактных представлениях об идеальном ребенке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, привести к потере уверенности в родительской любви, а значит, уверенности в себе).

-Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось! (родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок, которые получает ребенок. Иными словами, взрослый человек, испытывая страх перед "унижением", делает ответственным свою самооценку ребенка: "Только от тебя зависит, придется мне испытывать стыд или нет, ты несешь ответственность за мое внутреннее состояние и переживание". На ребенка взваливают бремя двойной нагрузки: "Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо". Часто такой непосильный для ребенка психологический груз становится причиной невроза).

-Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно? (не предъявляете ребенку невыполнимые требования, не толкайте его на путь заведомого обмана).

-Попробуй мне только сделать ошибки в диктанте! (у ребенка которому постоянно угрожают наказанием, могут возникнуть враждебные чувства к родителям, может развиться комплекс неполноценности и д. р.)

Ход практикума

Ведущий начинает встречу с вопроса

"В чем каждый из присутствующих видит проблемы дискуссии на данную тему?" После высказывания родителей предлагает им выполнить задание N1.

Ведущий. Выберите полоску и обоснуйте (по желанию) свой выбор

Обращает внимание родителей на демонстративный стенд, предлагает выполнить задания N2.

Для выполнения задания желательно пригласить и нескольких родителей, дети которых уже учатся в школе. По итогам выполненного задания проводится короткий диспут с участием педагогов детского сада и учителей школы.

Ведущий. Часто школьные учителя, психологи, обеспокоенные трудностями адаптации ребёнка к школе, говорят о "психогенной школьной дезадаптации", которая может выражаться в школьных страхах, неврозах и др.

Послушайте небольшой рассказ матери 10-летнего мальчика (см. : Каган Е. В. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. -1984.-N4. -С. 93) :

"только перед школой мы поняли, что отличником ему не стать. Нет. Он не глупый - он обычный: добрый, подвижный, не слишком усидчивый, ну, как многие мальчишки. В школу он шел охотно, твердо верил, что будет получать лишь пятерки. Первая же двойка выбила его из калии на столько, что потом едва соображал на уроках, боялся идти в школу - вдруг опять двойка? И, конечно, они повторились. С учительницей у него особого контакта не вышло, она как-то больше была расположена к девочкам, а мальчики ее раздражали своей беспокойностью: К пятеркам сын уже не рвался, но было это не радостно для него. Накажут за что-нибудь его и ребят - всем ничего, отряхнулись и пошли, а он несколько дней сам не свой, напряженный, зажатый. Позже мы с мужем заметили, что он вовсе теряет веру в себя: Заговорим с ним о школе - тускнеет :"

К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения (предлагаем папам и мамам выполнить задание N3)

Я прочитаю стихи. Подумайте, о каких личностных качествах, необходимых для успешного обучения ребенка в школе в них говорится :

Корзина малины

Когда ты шагаешь с тяжелой корзиной,

Дорога становится длинной - предлинной!

А если в корзине пылает малина,

Еще тяжелее бывает корзина.

Бежит, извиваясь, лесная дорожка.

С корзиной малины шагает Сережка.

"Приду я и маме отдам всю малину.

И скажет мне мама: "бери половину!"

Зачем мне всю - то Козину нести?

Малины осталось - как раз половина!

"Вот, - скажет мне мама, - какой молодчина!

Принес полкорзины! Тебе - половина!"

Дорожка петляет. Сережка шагает.

Малина в корзине опять убывает.

"Ну, тут на двоих еще хватит в двойне!

Полполполкорзины достанется мне.

Полполполкорзины делю пополам,

А все остальное я маме отдам.

Дорожка петляет уже вдоль села.

Полполполполполполовина пошла!

Еще пополам бы! Да жалка: в корзине

Полполполовинки последней малинки:

(В. Суслов)

Вопросы к родителям.

• Нужно ли ребенку учиться удерживать в памяти цель действий?

• Удается ли вашему ребенку преодолевать ситуативность поведения, подчинять свои желания социально значимому мотиву?

• Как вы помогаете ребенку в этом?

Резюме.

Выбор ребенком цели должен быть мотивирован, то есть ребенок должен самому себе ответить на вопрос: "Рати чего я буду это делать?" - и решить, как ему поступить: как хочется и ли как нужно. Если дошкольник понимает, какую пользу его действия принесут другому человеку, ему легче преодолеть ситуативность поведения.

Таня-неумелочка.

Есть такая девочка -

Таня-неумелочка.

И чулочки, и сапожки надевают ей на ножки.

Все могла бы делать Таня,

Только нет у ней старанья.

Вот какая девочка -

Таня-неумелочка.

(М. Смирнова)

Вопрос к родителям.

• Не занимаете ли вы аналогичную позицию по отношению к своему ребенку? Если да, то какие меры предпринимали в связи с этим.

Резюме. Важно занять правильную позицию по отношению к ребенку, предоставить ему возможность самому делать все, что он в состоянии делать. Позиция гиперопеки - выполнять за ребенка его школьные задания, идти у него на поводу, снисходя к его усталости, и пр. - может принести в последствии массу неприятностей и родителям и самому ребенку.

Ссора.

Ты меня заобижала,

А скажи зачем?

Леденец в руке зажала.

Я же весь не съем!

Я просил совсем чуточек,

Крошечку просил,

Осторожно уголочек

Я бы откусил.

Ну и что ж,

Что он английский,

Этот леденец.

Был тебе я другом

Близким.

Все. Теперь конец.

Ты меня заобижала.

Уходи. Пора.

Лучше б кошка забежала

Просто со двора.

Молока бы ей из кружки

В блюдце я б налил.

О тебе, плохой подружке,

Сразу бы забыл.

(И. Токмакова)

Вопросы к родителям.

• Как вашему ребенку удается стравляться с эмоциональными переживаниями?

• Испытывает ли он в этом трудности?

• Как вы ему помогаете в этом?

Резюме. Несправедливость со стороны сверстников больно ранит ребенка. Его не только огорчает то, что он не получил игрушку или не был принят в игру, сколько сам факт нарушения доброжелательных дружеских отношений.

Один дома.

Я один остаюсь.

Я совсем не боюсь.

За окошком темно.

Это мне все равно.

Свет повсюду включу,

Посижу, помолчу.

Занавешу окно.

Папа с мамой в кино.

Я один остаюсь.

Я совсем не боюсь.

Может, в кухню схожу,

За столом посижу.

К чаю пряники есть,

Но не хочется есть:

Кто-то в стенку стучит.

Телевизор молчит.

Я в ответ постучу.

Телевизор включу.

Время быстро пройдет.

К нам чужой не зайдет.

Холодильник урчит.

Кто-то в стенку стучит.

Мама с папой в кино

Очень-очень давно:

(И. Токмакова)

Вопросы к родителям.

• Скажите, что делает ребёнок, чтобы преодолеть страх?

• Ваш сын или дочь в аналогичной ситуации поступали бы так же или иначе?

• Считаете ил вы целесообразным говорить с ребенком о тех чувствах которые он испытывает в разных жизненных ситуациях.

Резюме.

Чувство страха может подавлять волю ребенка, приводить к необдуманным поступкам, вызывать бурную эмоциональную реакцию или молчаливое страдание. Важно об этом всегда помнить.

В конце встречи можно предложить родителям домашние игры для подготовки к школе, например: "Выложи сам" (на умение анализировать форму предмета); "Угадай, что спрятано" (на умение узнавать предметы по их словесному описанию и самому давать описание разных предметов и д. р.).

Ведущий рекомендует родителям ознакомиться со следующими книгами:

1. Матвеева Л., Выбойшик Н., Мякушкин Д. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. М, 1997.

2. Виноградова Н. Ф., Журова Л. Е. Готов ли ваш ребенок к школе? Советы педагога и психолога: Книга для родителей /под ред. А. Г. Хрипковой. М., 1992.

Публикации по теме:

Фотоотчет о проведении семинара-практикума для родителей «Первый раз в детский сад, или Кое-что об адаптации»Фотоотчет о проведении семинара-практикума для родителей «Первый раз в детский сад, или Кое-что об адаптации» 22 февраля 2017 года в нашем детском саду прошел семинар-практикум для родителей: "Первый раз в детский сад. Или кое-что об адаптации".

Конспект семинара-практикума для родителей детей 6–7 года жизни «У порога школы» Цель:привлечение внимания родителей к проблеме мотивационной готовности детей к школе. Задачи: 1. Повышать психологическую компетентность.

Конспект семинара-практикума для родителей «Роль экологического воспитания в развитии детей с ЗПР» Конспект семинара-практикума для родителей «Экологическое воспитание детей с ЗПР» Цель: помочь родителям осознать важность экологического.

Конспект семинара-практикума для родителей в средней группе «Экологическое воспитание детей с ЗПР» Конспект семинара-практикума для родителей «Экологическое воспитание детей с ЗПР» Цель: помочь родителям осознать важность экологического.

Конспект заседания РМО педагогов-психологов в форме круглого стола с участием родителей «На пороге школы» Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться. Л. А.

Консультация для родителей «Игра в жизни ребенка пятого года жизни» Игра занимает важнейшее место в жизни ребенка. В практике детского сада широко используются игры: дидактические, ролевые, строительные,.

Консультация для родителей тема: «Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни» Благоприятные условия воспитания, обучения, и развития ребенка дошкольного возраста могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия.

Мяч в жизни ребёнка. Информация для родителей в рамках пропаганды здорового образа жизни и гармоничного развития ребёнка. Мяч в развитии ребёнка. Уважаемые родители! Откройте для себя важность и незаменимость мяча в развитии вашего ребёнка. Игра – неизменный.

Проект «Моя семья» для детей четвёртого года жизни Раз, два, три, четыре, пять- Начинаю я считать. Папа, мама, брат, сестра, А мизинчик-это Я! Актуальность проблемы. В младшем дошкольном.

Семинар-практикум «Семья на пороге школьной жизни» в клубе «Первоклассные родители»Семинар-практикум «Семья на пороге школьной жизни» в клубе «Первоклассные родители» Ежегодно в нашем детском саду проходят четыре встречи с родителями будущих первоклассников. Здесь вы можете познакомится с небольшим фотоотчетом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект практикума для родителей «Семья на пороге школьной жизни»
Опубликовано: 14 августа 2017 в 11:58
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект практикума для родителей «Семья на пороге школьной жизни»» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Латыпова (УИ 1033660) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД