Ирина Плеханова
Конспект заседания РМО педагогов-психологов в форме круглого стола с участием родителей «На пороге школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Быть готовым к школе - не значит уметь
читать, писать и считать.
Быть готовым к школе - значит
быть готовым всему этому научиться.
Л. А. Венгер
Цель:
Создание условий для включения всех участников образовательного пространства в процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи:
1. Создать приятный микроклимат в группе, настроить на продуктивное общение.
Публикация «Конспект заседания РМО педагогов-психологов в форме круглого стола с участием родителей „На пороге школы“» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Психология школьников
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2017
2. Повысить компетентность родителей в вопросах подготовки ребенка к школе.
3. Оказать психолого – педагогическую поддержку родителям будущих первоклассников.
Участники : Педагоги-психологи, родители будущих и настоящих первоклассников, воспитатели.
План:
1. Вступительное слово ведущего (актуальность проблемы)
2. Игра на приветствие «Узелок»
3. Просмотр видеофрагментов «Хочет ли ребенок в школу»
4. Психологическая готовность ребенка к школе
5. Работа с изображением «Цветка»
6. Разукрашивание цветков.
7. Подведение итога
8. Раздача памяток родителям.
Оборудование:
Мультимедийная презентация, стол, стулья, клубок ниток, тест «Пирамида», изображение цветка, анкеты «Оценка ребенка родителями», памятки «Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу» и «Учебно-игровая деятельность».
Время проведения: 60 минут.
Ход мероприятия:
(Слайд 1) Педагог – психолог : Добрый день, уважаемые коллеги и родители! Мы рады, что вы отложили свои дела и нашли время заглянуть к нам, чтобы обсудить связывающую нас всех тему: «Готовность ребенка к школе». Сегодня наша встреча пройдёт в форме круглого стола.
Согласно древней легенде, мудрый король Артур впервые усадил своих соратников за круглый стол с целью сделать их равными и равноправными. Благодаря возможности всем участникам дискуссии чувствовать себя равными в правах, круглый стол дошел до сегодняшних дней как символ плодотворной дискуссии и принятия компромиссных решений.
1. Знакомство с участниками «круглого стола»
- Чтобы наша встреча была приятной и дружной, сначала, давайте познакомимся друг с другом.
2. Игра «Узелок»
Участники пишут свои имена на бейджиках, затем коротко представляются по очереди и завязывают узелок на ленточке.
П: Каждый из вас называет своё имя и завязывает узелок. Вот видите, мы с вами связаны одной ленточкой, одной общей целью. Я уберу её до следующей нашей встречи. Возможно, в следующий раз узелков станет больше.
- Для начала я предлагаю вам ненадолго вспомнить то время, когда вы сами были дошколятами и посмотреть, что ждут наши воспитанники старшей группы от школы.
(Слайд 2)Показ видео.
- Из ответов детей видно, что они хотят идти в школу, в которой ждут любого проявления доброты, любви и сердечности, и верят, что их учителя будут самыми красивыми, умными и трудолюбивыми. Поэтому наша с вами общая задача сделать всё, чтобы у них не пропало желание хорошо учиться.
И сегодня мы постараемся ответить на вопрос, волнующий всех родителей, воспитателей и специалистов дошкольных организаций и учителей будущих первоклассников: «Что значит «ребенок готов к школе?»
Учителя часто отвечают так: «хорошо читающий», «знающий состав числа», «умеющий решать логические задачи», «умеющий составлять рассказ, пересказывать», «умеющий списать печатными буквами текст без ошибок».
Таким образом, уже на входе в школьную жизнь учителя предъявляют к детям завышенные требования и, не смотря на все запреты, пропускают их через входные испытания.
Я предлагаю и вам составить портреты: ребенка, готового к школе, и ребенка, не готового к школе. (Слайд 3, Слайд 4)
-Игра «Пирамида» : «А теперь вам предлагаются карточки, где написаны различные показатели. На первую (верхнюю) строчку необходимо выложить тот показатель, который Вы считаете наиболее главным. На вторую выкладываете 2 наиболее главных из оставшихся показателей. На третью – три. На четвёртую – два. На пятую – один показатель.»
Должна получиться вот такая пирамида (Слайд 5)
- состояние здоровья ребенка;
- умение общаться со взрослыми и сверстниками;
- самостоятельность;
- развитие речи и памяти;
- умение логически мыслить;
- умение организовывать свое рабочее место;
- ответственность;
- умение читать и писать;
- настойчивость, т. е. умение доводить дело до конца.
«Выстроив пирамиду», делаем вывод, основанный на выбранных участниками критериях.
Вывод: Чтобы заработала эта пирамида, в первую очередь в детском саду при подготовке к школе у ребёнка надо осуществлять личностное, физическое, интеллектуальное развитие, формировать предпосылки универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания.
В свою очередь, я хочу сказать, что целью подготовки к школе – является формирование личностных качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, творческого воображения, произвольности. Задача детского сада и родителей – помочь ребенку.
Существует такое понятие, как психологическая готовность ребенка к школе.
Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя (Слайд 6)
• интеллектуальную готовность;
• мотивационную готовность;
• волевую готовность;
• эмоциональная готовность;
• коммуникативную готовность;
• физиологическая готовность.
Интеллектуальная готовность
предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.
Мотивационная готовность
подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
Эмоциональная готовность
Способность выдерживать нагрузки, в момент преодоления трудностей ребенок уверен в своих силах. Не боится новых ситуаций. Способность выдерживать разочарования, адекватно справляться с отрицательными эмоциями (тревожностью, раздражительностью, если его критикуют). Уменьшение импульсивных реакций.
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:
• подчинение своих действий правилам, школьному режиму,
• умение слушать и принимать задание учителя, исполнять его, проявив определенные усилия.
• способностей ставить перед собой цель,
• принять решение о начале деятельности,
• наметить план действий,
• выполнить его, проявив определенные усилия,
• оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
Физиологическая готовность это уровень развития основных функциональных систем организма и состояния его здоровья.
С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Систематическая учебная работа, большой объем новой информации, необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменение привычного распорядка дня, пребывание в большом школьном коллективе требуют значительного напряжения умственных и физических сил маленького школьника.
Перечисленные умения обеспечивают безболезненную адаптацию ребенка к школе, к новой деятельности, способствует его благоприятному обучению и развитию.
7. РЕШЕНИЕ СИТУАЦИЙ. (Слайд 7)
Вот сейчас мы все вместе перечислили качества готового к школе ребенка. И, кажется с таким ребенком ничего плохого не должно произойти. Но все же с детьми впервые пришедшими в школу могут произойти различные ситуации. Сейчас я предлагаю вам разобрать несколько таких ситуаций.
Ситуация. Саша (6 лет) в семье был ребенок желанный. Родители постоянно его хвалили, выполняли все его желания и капризы. У Саши сформировалось представление о своем превосходстве над другими, своей вседозволенности, что свидетельствует о возникновении завышенной самооценки.
Какой компонент готовности не сформирован у Саши. Сделайте прогноз, как могут сложиться отношения Саши в школьном классе. Что можно посоветовать родителям?
Ситуация. Мама Вани (6 лет) считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Он подготовлен интеллектуально и физически. Мама считает, что и по другим показателям ребенок готов для обучения в школе. Но в беседе с сыном мама узнала, что у него нет желания идти в школу.
Какой компонент готовности не сформирован? Будет ли ребенок успешно учиться в школе?
Что необходимо предпринять?
Ситуация. Ребенок не доводит до конца дело, берется за другое. Не умеет сосредоточиться, работу выполняет неаккуратно, задания выполняет с неохотой. Какой компонент готовности не сформирован? Что можно посоветовать родителям?
Ситуация. Проанализируйте высказывания детей и укажите возможные причины, побудившие ребенка к таким результатам:
"В школе двойки будут ставить"
"Играть будет некогда"
"В школе программа трудная"
Ситуация. Отец часто озадачивают ребенка вопросами, которые побуждают его размышлять, сопоставлять, делать выводы: почему стрижи и ласточки в хорошую погоду летают высоко, а в сырую - над самой землей? Если сын затрудняется с ответом, он предлагает ребенку понаблюдать, чтобы ответить.
Какие качества разовьются у ребенка?
Ситуация. Пятилетнего Гришу «зачитывают» все новыми и новыми книгами. Родители с гордостью говорят : - Все перечитали. Даже в библиотеке ничего нового не находим.
Оправданы и полезны ли такие занятия с ребенком?
Трудно сказать, какие из перечисленных критериев психологической готовности к школе являются более существенными, а какие второстепенными. Степень сформированности каждого из них у детей разная. Но отсутствие или низкий уровень развития хотя бы одного из необходимых психологических компонентов может привести к сложностям в обучении. Только сформированность всех компонентов поможет ребенку с минимальными трудностями преодолеть период школьной адаптации и стать настоящим школьником.
Выступление родителей первоклассников. Обмен мнениями.
Мы с вами разобрали ситуации довольно абстрактные, а существуют ситуации реальные. Ими с нами поделятся родители первоклассников, а также поделятся своими способами решения данных ситуаций, с которыми столкнулись их дети.
Может быть у родителей будущих первоклассников есть какие-либо страхи или опасения перед поступлением их детей в первый класс. Если есть поделитесь ими с нами, чтобы мы вместе смогли найти выход.
Предшкольная подготовка в детском саду.
Подготовка к школе в нашем детском саду осуществляется через реализацию проекта «Школьный росточек» (периодичность занятий 1 раз в месяц, а также в рамках реализации программы «Цветик - семицветик», где делается акцент на социально-коммуникативное развитие с периодичностью 1 раз в неделю. Все занятия носят игровой характер, хотя и включают в себя некоторые элементы учебной деятельности. И сейчас мне хотелось бы показать вам фрагменты игровой деятельности с воспитанниками старшей группы:
-игра «Да-нет» на тему «Школьные принадлежности»
- игра «Урок-перемена» с мячом.
Выступления педагогов-психологов других детских садов.
5. Работа с изображением цветка.
Уважаемые гости, у вас на столах вы видите совершенно одинаковые изображения цветка и разноцветные фломастеры. Раскрасьте пожалуйста эти цветы. А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по размеру, цвету, форме. Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (Нет.) Мы – взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному. Отсюда правило:
Никогда не сравнивайте ребенка с другим! Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ! Вы будете сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Причем не только учебу, но и поступки.
Только сообща, все вместе, возможно преодолеть все трудности в воспитании и учебе детей.
Мы с вами сегодня очень хорошо поработали. Давайте поапплодируем друг другу за это, но сделаем это одной рукой. - Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. А тепер попробуем поаплодировать обеими руками. Посмотрите, какие громкие дружные аплодисменты у нас получились. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Учитель или воспитатель- это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки, а она в Вашем лице, дорогие родители, учитель бессилен.
9. Чаша откровений.
Если вам понравился семинар-положите в чашу зеленый жетон.
Если вы сможете использовать информацию, полученную на семинаре для саморегуляции – положите желтый жетон.
Если скорее нет, чем да – положите красный жетон. (Слайд 8)