Татьяна
Сценарий праздника «Коляда-коляда, отворяй ворота» (старший дошкольный возраст ДОУ)
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий праздника (старший дошкольный возраст ДОУ
Подготовила:
Инструктор по физической культуре
Соболева Т. А.
Тема: «Коляда, коляда, отворяйте ворота»
Цель: знакомство с традициями русского народа
Задачи:
Образовательные:
познакомить детей с традиционными русскими народными праздниками,
познакомить с особенностями Святочных гуляний, колядования,
развивающие:
развивать кругозор;
внимание;
коммуникационные навыки: связную речь;
Публикация «Сценарий праздника „Коляда-коляда, отворяй ворота“ (старший дошкольный возраст ДОУ)» размещена в разделах
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Колядки, святки. Сценарии праздничных развлечений. Коляда
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2023
воспитательные:
воспитывать любовь и уважение к традициям и культуре русского народа;
духовно- нравственное воспитание
Оборудование: ПК, проектор, горшочек с предметами, маски зверей.
ХОД.
1. Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, гости дорогие,
Гости званые да желанные.
Рассаживайтесь, кому куда залюбуется,
Всем места хватит.
День сегодня не простой.
Праздник к нам пришёл святой.
Наступило Рождество – долго ждали мы его.
Святки празднует народ, веселится и поёт.
- В народном календаре зима- самое «богатое» праздниками время года. Недаром в народе говорят: «Зима на мороз, а мужик за праздники».
Педагог: Ребята, вы любите праздники?
-А какие праздники мы отмечаем в январе?
Дети: Новый год, Рождество.
Педагог: Правильно, Новый год мы все встречали и у елки танцевали. А еще мы с вами отмечали Рождество Христова. Кто из вас помнит, что это за праздник и когда мы его отмечаем? (Ответы детей.)
Педагог: Правильно, в начале января - 7 января мы отмечаем рождение Иисуса Христа – Рождество. А после Рождества наступали Святки, которые длятся 2 недели, и сегодня я хочу познакомить вас с традициями русского народа отмечать Святки и рассказать, как отмечали этот праздник наши предки.
2. Основная часть
(С показом презентации.)
Педагог: Святками называют 12 дней после Рождества с 7 по 19 января. По сути Святки - это не один праздник, а несколько. 7 января – Рождество, 14 января – Новый год, а 19 января – Крещение. В эти дни наши предки не работали, а отдыхали и веселились.
- В святочные дни в каждом доме готовили угощения, наряжали избу ветками ели, готовили подарки для близких и родных, ходили в гости и поздравляли друг друга. Эти дни считались святыми, отсюда и название праздника Святки, святой - Святки. В это время запрещено было выполнять грязную работу: вязать, шить, прясть, плести лапти и корзины.
- На Святки было принято радоваться, наряжаться, ходить по домам соседей и родных и поздравлять всех с праздниками. Поздравляли специальными песнями – колядками. Колядка –это обрядовая песня с пожеланиями добра, богатства, здоровья, хорошего урожая.
Коляда, коляда
Пригласите со двора,
В хату к вам сейчас придем
И станцуем и споем.
Хозяев поздравляем
Счастья вам желаем.
- Традиция колядовать, пришла с древних времен и была связана с почитанием людьми солнца. День зимнего солнцестояния отмечали наши предки 25 декабря и называли его в честь зимнего бога Коляды – Коляды день. Считалось, что бог Коляда прячет солнце, а защитить, вернуть солнце можно, если петь веселые песни о солнце, тепле- эти песни и стали называть колядками. Пели колядки под Рождество и под Новый год. А позже начали считать, что Коляда – это имя зимнего солнца. 25 декабря – самый короткий день в году. ---Говорили, что с этого дня будто бы солнце наряжается и в тёплые страны едет. У славян праздник назывался Солнцеворотом, в ночь перед праздником зажигали большой костер, который должен был гореть 12 дней. Вокруг костра плясали, водили хороводы, пели «колядки». С пригорков спускали подожженные колеса – символ умершего и возродившегося вновь солнца.
(Включается колядка - музыка Детский хор Коляда-Маляда)
Педагог: Прежде чем пойти колядовать дети и взрослые одевали яркие костюмы и маски, шкуры животных. И обязательно носили символ Рождества – Вифлеемскую звезду, которую носили на длинной палке или солнышко с зажженной в нём свечой. В старину, когда живой огонь был единственным источником света и тепла, хозяева, выходя встречать колядовщиков, гасили свой огонь и зажигали новый от Колядина Огня. -Вот посмотрите, в каких костюмах колядуют ребята.
(показ слайда)
-Молодые люди одевали в костюмы или маски животных, каждая маска имела свое значение: маска медведя – богатство; маска коровы – долгую жизнь, волка - злость и тупость; лисы- хитрость, маска старика и старухи – опыт и связь. Особое место среди ряженых занимал образ козы. Коза – символ плодородия. Обычно среди юношей выбирался самый веселый и озорной, он надевал костюм козы и развлекал всех танцами.
- Ряжение – это серьёзный обряд, к нему готовились заранее: делали костюмы и маски. Очень важно было, чтобы костюм был выполнен своими руками (особенно маска) и из природных материалов.
- Очень важный момент: за счет того, что «ряженый» человек был в маске (неузнаваем, то он мог вести себя достаточно раскрепощено. Поэтому и позволялось ряженым многое: высмеивать барина или других людей. Но в основном песни пели хвалебные, иногда чересчур хвалебные, которые были адресованы хозяевам дома.
-Колядки всегда заканчивались просьбой к хозяевам дома.
Эй, хозяйка,
Гостей встречай-ка.
Зови деток,
Неси котлеток.
Нам нужно мало-
Каравай хлеба
Да кусочек сала.
Педагог: За песни, пляски хозяева благодарили колядующих конфетами, пирогами, пряниками, орехами, деньгами. Не пускать или прогонять колядующих считалось плохой приметой, от таких хозяев в следующим году удача отворачивалась, их ждали беды и несчастья. А хвалебная песня ряженых могла превратится в такую:
Кто не даст пирога – мы корову за рога!
Кто не даст нам яиц -мы тому разгоним птиц!
Не дадите хлеба – стащим с печки деда!
Не дадите лапку – стащим с печки бабку!
-Поэтому каждая хозяйка старалась наготовить как можно больше сладостей для гостей и щедро их одарить.
Педагог: Давайте и мы с вами поколядуем и потанцуем, чтобы следующий год у нас был счастливым и богатым.
- Ребята, может вы знаете колядки и споете. (Дети поют колядки.). – Дети, я предлагаю вам поиграть. Встаньте и выполняйте,
что я буду говорить.
-Ой, мороз, мороз,мороз -похлопывание по предплечьям
-Щиплет щеки, щиплет нос -движение по тексту
-Щиплет уши, щиплет губы – движение по тексту
-Забирается под шубы – поглаживание по бокам
- Чтоб согреться – посмотри, всё как следует потри:
-Щёки,носик, уши, губы -потирание пальчиками
- Пар пошел от шубы – похлапывание себя ладошками по
телу. (слова- О. Новиковской)
Педагог: Наши предки считали, как святочную неделю проведешь – таким и год будет. Чтобы год был богатым, старались в эти праздники надевать самые лучшие наряды, кушали самую вкусную еду, а чтобы в доме был мир и любовь – говорили в эти дни ласковые слова, и ни в коем случае не ругались и не ссорились. Святки сопровождались играми и забавами. Детвора строила снежные крепости, играла в снежки и каталась на санках,устраивали целые санные поезда.
(показ СЛАЙДА)
-Раньше катание на санках имело магическое значение. Считалось, что ток, кто дальше всех скатиться с горы, тому весь год будет сопутствовать удача, урожай у того человека будет богатым.
- В Святки существует три правила: колядовать, веселиться, и обязательно гадать.
/
Святочные гадание.
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок сняв с ноги бросали (СЛАЙД)
-Девушки кидали башмачок и смотрели куда указывает нос ботинка, с той стороны и жениха ждать.
-Много разных гаданий есть,
Всех их нам не перечесть.
Гадали люди на ромашке,
И на веснушках на лице,
Сожженной скомканной бумажке,
На воске, олове, свинце…
-А еще любили гадать – предметы из крупы доставать.
В мешочек с крупой прятали предметы, которые с закрытыми глазами доставали и определяли, что их ждет в следующем году. Каждый спрятанный предмет, имел свое значение: богатство, здоровье, успех, женитьба.
Давайте и мы с вами погадаем, что нас ждет в новом году.
Гадание:
Библиотекарь говорит слова: «Горшочек с вершочек,
Скажи нам, дружочек,
Что сбудется,
Плохое пусть останется».
Каждый вытаскивает из горшочка предмет, а библиотекарь объясняет значение предмета.
1. Семечки- новые друзья,
2. Денежка - богатство,
3. Конфета – сладкая, сытая жизнь,
4. Киндер - сюрприз – неожиданные подарки
5. Камешек – трудности,
6. Бусина - счастье,
7. Ручка – успех в учебе,
8. Витамины – здоровье,
9. Пшено – к достатку,
10. Ключ – откроет для себя что-то новое и интересное,
11. Лента – к богатству и прибыли,
12. Пуговица – жить в большой и дружной семье
Педагог: Понравилось вам гадание.
Педагог:Заканчивались Святки 19 января – Праздником Крещения- одним из важных праздников Русской Православной церкви. Иисус Христос принял Крещение в реке Иордан. С тех времен пошла традиция, освящать воду и купаться в зимних водоемах. На реках, озерах рубят прорубь в виде креста (иордани, батюшка освещает в ней воду и каждый желающий может окунуться в воду, облиться или умыться данной водой.
-Наши предки считали что тот, кто колядовал и гадал на Святках, а стало быть, нагрешил, с окончанием Святок должны были пройти очищение – искупаться в проруби или хотя бы умыться крещенской водой. Так на Крещение искупались рождественские шалости и безумства.
3. Итог :
Педагог: Вот так праздновали Святки на Руси.
-А что интересного вы сегодня узнали?
-Что такое колядка?
-Какие праздники отмечают на Святочной неделе?
-Чем люди занимались на Святках?
-А что нельзя было делать?
-Каким праздником заканчиваются Святки? (Ответы детей.)
Люди издавна верили, что в эти январские дни ходит по свету добрая богиня Коляда, несет в дом радость и здоровье. Вот и мы узнали сегодня что-то новое, немного позабытое старинное, но вечное. Из век в век будут передаваться нашим детям, внукам, старинные обрядовые праздники матушки России.
-Ребята, вы хорошо играли и колядовали, поэтому я хочу вас угостить сладостями и пожелать в этом году добра и здоровья.
Давайте и мы с вами, выучим колядку, а дома вы поздравите ей своих родных с праздниками, пожелав им здоровья и добра.
Коляда, коляда
Пригласите со двора,
В хату к вам сейчас придем
И станцуем и споем.
Хозяев поздравляем
Счастья вам желаем.
Педагог: Ребята, вам понравилась, колядка, которую мы с вами выучили?
Колядки и игры на святки.
1. Добрый вечер, щедрый вечер,
Добрым людям на здоровье.
Что ты тётка, наварила,
Что ты тётка, напекла?
Неси скорей до окна
Не щипай, не ломай,
А по целому давай.
2. Коляда- моляда
Зашла в новы ворота
А за ней и мороз
Через тын перерос
Принес он холод
Так, что дед Архип – стал молод!
Мороз не велик – да стоять не велит!
Не велит мороз стоять, нам пора колядовать.
3. Здравствуйте дети, здравствуйте взрослые!
Мы пришли колядовать,
Нас величать, да себя прославлять,
Да гостинцы получать.
4. Тётенька, добренькая, пирожка дай сдобненька.
Не режь, не ломай, целиком подавай
Двоим, троим, мы давно стоим.
Печка-то как топится, пирожка-то хочется
Открывайте сундучок, подавайте пяточок.
5. Ты,хозяйка,открывай-ка,сундучок,
Подавай-ка пятачок. Хоть блин, хоть сала клин!
Не дашь пирога -мы корову за рога!
Свинку за щетинку, быка за хребтинку!
6. Коляда, коляда,
Подавай еду сюда
Конфет коробок,
Иль получишь вилы вбок!
7. Сеем, сеем, посеваем,
Мы пшеницей посыпаем,
Чтоб было много сил,
Чтоб достаток в доме был!
8. Вам звоночком позвоним
С пожеланьем и поклоном.
Мы пришли колядовать
С Рождеством вас поздравлять.
9. Ангел нынче к нам спустился
И пропел «Христос родился».
Мы пришли Христа прославить,
А вас с праздником поздравить.
10. уродилась коляда накануне Рождества,
За рекою за быстрою…
Чтоб царева казна
Была век полным-полна,
Чтоб большим-то рекам
Слава неслась до моря.
Малым речкам до мельницы.
А эту песню хлебу поём,
Хлебу поём- хлебу честь воздаём.
11. Коляда, коляда накануне Рождества
Тётенька добренька,
пирожка-то сдобненька
Не режь, не ломай
Поскорей подавай,
Двоим, троим,
Давно стоим, да не выстоим!
Печка-то топится,
Пирожка-то хочется.
13. Маленький хлопчик
Сел на снопчик -коляду потешает,
Щедрик- Петрик, дай вареник,
Ложечку кашки,кольцо колбаски,
Этого мало, дай кусок сала,
Выноси скорей -не морозь детей!
14. Ты хозяин не томи- поскорее подари,
А как нынешний мороз,
Не велит долго стоять.
Велит скоро подавать.
Либо из печи пироги,
Либо денег пятачок,
Либо щей горшок!
Подай тебе Бог
Полный двор животов!
И в конюшню коней,
В хлевушку телят,
В избушку ребят,И в подпечку котят.
15. Господин, господа,господинова жена,
Двери отворите- нас одарите
Пирогом, калачом, или чем-нибудь еще!
Игры.
«Хоровод».
Мы сейчас пойдём направо- раз, два, три.
А потом пойдём налево- раз, два, три.
И руками громко хлопнем- раз, два, три.
И ногами дружно топнем-раз, два, три.
А сейчас мы повернемся - раз, два, три.
И друг другу улыбнёмся – раз, два, три.
Никогда не заскучаем – раз, два, три.
И игру начнём сначала – раз, два, три.
«Мороз»
Ой, мороз, мороз, мороз – похлопывание ладошками по предплечьям.
Щиплет щёки, щиплет нос – движение по тексту.
Щипллет уши, щиплет губы – движение по тексту.
Забирается под шубы – поглаживание руками по бокам.
Что согреться – посмотри,
Всё как следует потри:
Щёки, носик, уши, губы – движение по тексту.
Пар пошел уже от шубы – похлопывание себя по телу.
Гадания на предметы.