МААМ-картинки

Конспект НОД «Путешествие в царство Зимушки-зимы» (старшая группа)

Ирина Затонская
Конспект НОД «Путешествие в царство Зимушки-зимы» (старшая группа)

Цель: конкретизировать и углубить представления детей о зиме: состояние погоды, явления природы, состояние растений, особенности жизни животных; особенности жизни человека.

познакомить со старинными названиями зимних месяцев: учить определять по признакам зимние месяцы. Расширять познавательные интересы детей. Учить видеть красоту зимней природы, красоту зимы, описанную поэтами в стихах.

Развивать связную речь, использовать разные типы предложений (простые, распространенные и сложные, правильно, с использованием эпитетов, сравнений.

Содействовать сплочению коллектива и установлению благоприятного микроклимата в группе.

Публикация «Конспект НОД „Путешествие в царство Зимушки-зимы“ (старшая группа)» размещена в разделах

Материалы и оборудование: интерактивная доска, глобус, ваза с веточками, дневник наблюдений, набор открыток «Зимующие и перелетные птицы», тексты пальчиковых игр, загадок, стихов, фишки- снежинки.

Ход деятельности:

Дети стоят полукругом.

Вос-ль: «Ребята, когда я сегодня пришла в детский сад, мне неожиданно на телефон поступило сообщение. Вы хотите узнать кто его прислал?»

Ответы детей.

Вос-ль: «Вам интересно узнать, о чем оно?»

Ответы детей.

Вос-ль читает сообщение:

«Дорогие дети, пишет вам медвежонок Умка. Я живу далеко на Севере со своей мамой, большой медведицей. Я еще маленький и многого не знаю, а мне так хочется узнать как можно больше о времени года, которое сейчас наступило. Помогите мне в этом. Жду вашего сообщения. Умка».

Вос-ль: «Дети, поможем нашему новому другу, медвежонку Умке?

Ответы детей.

Вос-ль: «Дети, Умка написал, что живет на Севере. Рассмотрим на глобусе, где же находится это место?»

Дети рассматривают глобус.

Вос-ль: «Ребята, мы узнали, где живет Умка. Наступило время помочь ему».

Ответы детей.

Вос-ль: «Ребята, вы обратили внимание, что Умка не сообщил нам, о каком же времени года он хотел бы узнать. Послушайте загадку об этом времени года:

Снег на полях,

Лед на реках,

Ветер гуляет,

Когда это бывает?»

Ответы детей. (Зимой).

Вос-ль: «Ребята, а вы любите путешествовать?» Ответы детей.

Вос-ль: «Чтобы еще больше узнать о зиме, я предлагаю отправиться в царство Зимушки- зимы. Путь предстоит долгий, нелегкий. Нам потребуется много сил, энергии, хорошее настроение. А поможет нам обрести все это игра:

Речевка: «Один, два, три,

Руку другу протяни,

Улыбнитесь поскорей,

Чтобы стало всем светлей.

Один, два, три,

Слово доброе скажи,

Если ты добро несешь,

Людям радость принесешь».

Вос-ль: «Ребята, одарите друг друга улыбкой. Подарите друг другу добрые, ласковые слова».

Ответы детей.

Вос-ль: «Вот сейчас мы готовы отправиться в путь. Ребята, так как путь нам предстоит трудный и на нашем пути будут встречаться преграды, каждый, кто их будет преодолевать в награду за проявленные знания, умения получит фишку – снежинку. Наше путешествие начинается».

Дети садятся на стулья.

Звучит музыка.

Вос-ль: «Ребята, когда зима приходит в наши края

Ответы детей.

Вос-ль: «В этот день снег ложится на землю и приходят настоящие морозы. Послушайте, как обращается к зиме русский поэт Петр Андреевич Вяземский:

Здравствуй, в белом сарафане,

Из серебряной парчи!

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи.

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица- душа,

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка- зима!»

Вос-ль: «Как поэт называет зиму?»

Ответы детей (русская молодка, раскрасавица- душа, матушка- зима, белоснежная лебедка).

Воспитатель предлагает детям посмотреть на иллюстрации с изображением зимы на интерактивной доске.

Вос-ль: «Посмотрите на иллюстрации и скажите, какими красками пользуется зима?»

Ответы детей (белая, серая, голубая).

Вос-ль: «Как вы думаете, чем пахнет зима?»

Ответы детей (свежестью, снегом).

Вос-ль: «Зима- владычица трех месяцев. Отгадайте загадки и назовите зимние месяцы:

Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке.

Дни его всех дней короче,

Всех ночей, короче ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдет-

Мы встречаем Новый год».

Ответы детей (Декабрь).

Вос-ль: «На Руси декабрь называли студень. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает».

Показ на интерактивной доске изображения зимы в декабре.

Вос-ль: «Ребята, название следующего зимнего месяца тоже кроется в загадке:

Щиплет уши, щиплет нос.

Лезет в валенки мороз,

Брызнешь воду - упадет,

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится:

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету

Что скажи, за месяц это?»

(Ответы детей (Январь).

Вос-ль: «Январь называли сечень, т. к. он рассекал зиму на две половины».

Показ на интерактивной доске изображения зимы в январе.

Вос-ль: «Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега,

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно,

Ну, так что за месяц это?»

Ответы детей (Февраль).

Показ на интерактивной доске изображения зимы в феврале.

Вос-ль: «Февраль называли лютый, т. к. выпадает много снега, стоят лютые морозы, часто бывают метели. Ребята, покажите голосом как завывают метели?».

Дети: «У- у –у -у».

Вос-ль: «А как шумят деревья?»

Дети: «Ш - ш-ш-ш-ш».

Вос-ль: «Как свистит ветер?»

Дети : «С- с - с –с –с».

Физкультминутка.

Игра «Метелица». Звучит музыка.

Одна половина детей изображает снежинки, другая ветер. Ветер дует - снежинки кружатся. Игра повторяется дважды. При повторении дети меняются ролями.

Дети садятся на стулья.

Вос-ль : «Дети, о каких признаках зимы вы узнали из загадок о месяцах?»

Вос-ль: «Какая бывает погода зимой?»

Ответы детей. (холодная, морозная,снежная, вьюжная, ветреная).

Вос-ль: «Какое небо зимой?»

Ответы детей (серое, зимнее).

Вос-ль: «Да, ребята, красивых летних облаков на небе не увидишь».

Вос-ль: «Дети, но иногда зимой случаются оттепели. Как вы понимаете слово «оттепель?»

Ответы детей.

Вос-ль: «Да, иногда пригреет солнышко, с юга налетит ветер и принесет оттепель. Снег подтает, станет влажным, будет легко лепиться. На крышах появятся сосульки. Оттепель- это кратковременное потепление зимой. А после оттепели ударит мороз и на снегу образуется твердая корочка «наст», на дорогах гололедица». Вос-ль: «Что происходит зимой с деревьями?»

Ответы детей. (Они отдыхают, спят, укрывшись снегом).

Показ на интерактивной доске изображения зимних деревьев.

Вос-ль: «Правильно. Ботаники говорят, что они находятся в глубоком покое. Даже, если в начале зимы внести в комнату веточку березы, ивы или тополя и поставить в

воду, она не проснется, ее почки не набухнут и не развернут листочков. Дерево спит».

Вос-ль: «Ребята, но сейчас уже конец зимы. Я принесла вазочку со срезанными веточками ивы и березы, и мы с вами каждый день будем наблюдать, как постепенно пробуждается жизнь в наших веточках. Все свои наблюдения мы будем отмечать в дневнике наблюдений. (показывает дневник и дети отмечают,что веточки еще голые).

Вос-ль: «Что произошло с почвой зимой?»

Ответы детей (мороз сковывает почву, земля покрывается снежным покровом).

Вос-ль: «Какие изменения произошли с водой, в водоемах?»

Показ иллюстраций рек, озер на интерактивной доске.

Ответы детей. (водоемы- реки, озера замерзают, покрываются льдом).

Вос-ль: «А как зимой изменилась жизнь животных?

Ответы детей.

Вос-ль: «Да, ребята исчезли насекомые; некоторые животные надели зимнюю одежду- заяц стал белым, белка- серой. Медведи, барсуки, накопив за лето жир, залегают в берлогах до весны.»

Показ изображения животных на интерактивной доске.

Вос-ль: «Птиц стало намного меньше. Им холодно и голодно зимой. Так о птицах написал русский поэт С. Есенин:

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней».

Дидактическая игра «Знатоки птиц».

Вос-ль: «Дети, смешались в одну стаю перелетные и зимующие птицы. Одной команде необходимо собрать в стаю только зимующих птиц, другой - только перелетных. Знатоками птиц окажется команда, не допустившая ни одной ошибки».

Вос-ль: «Какие изменения произошли в жизни людей?»

Ответы детей. (Зимой люди расчищают снег. Работают снегоуборочные машины на улицах).

Вос-ль: «Ребята, что же нам принесла зима в подарок

Ответы детей (снежинки).

Пальчиковая игра «Снежинки».

Вос-ль: «Ребята, а вам нравится зима?»

Ответы детей.

Вос-ль: «Чем она вам нравится?»

Ответы детей (зимние развлечения : санки, лыжи, снежки, катание с горы, постройки из снега).

Вос-ль: «Дети, представьте, что мы с вами оказались на зимней поляне. Поиграем в «снежки».

Пальчиковая игра «Снежок».

Вос-ль: «А сейчас у нас наступили настоящие зимние забавы».

Выполнение имитационных упражнений «Играем в снежки», «Лыжники», «Катание на санках», «Конькобежцы».

Вос-ль: «Дети, можно с уверенностью сказать, что зима - это волшебное время года. Какие красивые слова - определения можно придумать к слову «зима?»

Ответы детей (волшебница, кудесница, красавица, художница, озорница, матушка).

Вос-ль: «Ребята, вот так незаметно подошло к концу наше путешествие. Вам понравилось оно?»

Ответы детей.

Вос-ль: «Дети мы возвращаемся с вами в детский сад. О том, что вы узнали о зиме, составьте рассказ. Это будет ваше домашнее задание. Мы объединим все ваши рассказы и отправим сообщение нашему другу Умке».

Публикации по теме:

Калейдоскоп проектов. Времена года. «Зима» Название проекта – «Зима» Тип проекта – познавательно-исследовательский. Возраст детей – старший дошкольный. Продолжительность проекта.

Беседа о зиме БЕСЕДА О ЗИМЕ Цель: конкретизировать и углубить представление о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Путешествие в царство Зимушки-зимы» (старшая группа)
Опубликовано: 11 февраля 2015 в 18:45
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД