Получи документы

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в прошлое электрической лампочки»

Валентина Морщинина
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в прошлое электрической лампочки»

Цель: Познакомить детей с историей электрической лампочки. Развивать ретроспективный взгляд на предметы быта. Помочь детям ориентироваться в прошлом и настоящем осветительных приборов, процессом их преобразования человеком. Закрепить правила безопасного использования электроприборов.

Вызывать интерес к жизни людей в прошлом.

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе „Путешествие в прошлое электрической лампочки“» размещена в разделах

Материал: светильник, лампочка, волшебная палочка, камни (по 2 на каждого ребенка, лучины, светец, таз с водой, свечи (8 разных, керосиновая лампа, керосин в колбе, тампон, смоченный в керосине (в коробочке, ларец, электрические лампочки (разные, символы-карточки, презентация.

Ход: - Давайте, ребята, все вместе скажем нашим гостям: «Доброе утро, гости дорогие»

-Сегодня утром произошло что-то необычное. Я пришла на работу, хотела включить свет в группе, так как было совсем темно. Один раз нажала на выключатель, второй. И вдруг что-то зашуршало, свет зажегся и появилась добрая Фея Света. И в подарок для вас она оставила этот симпатичный светильник.

-Ну как включим его? Он будет светить нам.

Вместе с детьми вставляем штепсель в розетку и нажимаем кнопку.

Светильник не загорается, удивлённо осматриваем его

-Я совершенно уверена, он работал. Ну, в чём же причина, как вы думаете?

Дети выясняют, что нет лампочки.

-Куда же она делась?

Незаметно включаю фонограмму громкого и зловещего голоса:

-Я чёрная Фея Тьмы, не допущу, чтоб в вашей группе было светло. Я заточила вашу электрическую лампочку в своём замке Тьмы. А чтоб разрушить мои чары и спасти лампочку, нужно собрать всех её предков вместе. Но сделать это невозможно, они все в далёком прошлом…

-Что же нам делать? Что такое прошлое?

Дети принимают решение отправиться в прошлое электрической лампочки.

-А что же поможет нам переместиться во временном пространстве? Волшебная палочка – волшебной палочкой взмахну, и полечу куда хочу!

1- 2- 3 – повернись,

И в прошлом окажись!

(Дети медленно кружатся по группе.)

Включается презентация.

1. Слайд. Первобытная пещера.

-Куда же мы попали?

-Как вы думаете, кто здесь живёт? (первобытный человек).

Дети рассаживаются на стульчики.

- Огонь существовал на земле еще тогда, когда не было людей. Ударит молния в лес, загорятся деревья, разбегаются во все стороны лохматые медведи, клыкастые кабаны.

- Подумайте, как этот костер мог попасть к человеку?

- Первобытные люди жили в холодных пещерах. Но вот нашелся смельчак, выхватил из пламени лесного пожара горящую ветку и принес в пещеру. Запылал в пещере первый огонь.

-Какую пользу принес костер людям? (тепло, свет, готовую пищу, отпугивание животных)

- А почему костер не очень удобен в применении? (его приходится поддерживать, чтобы не потух от ветра и дождя; он очень опасен; его нельзя перенести на другое место)

-Но как же первобытные люди разводили огонь, если костер по каким-либо причинам угасал?

Дети предлагают варианты. С помощью камней дети пытаются высечь искры.

-Получается? Да это очень трудно. Потрогайте камни, понюхайте их. Очень много времени и труда затрачивал человек, чтоб высечь одну маленькую искорку. И поэтому люди берегли огонь, постоянно поддерживая его в очаге.

-Как вы думаете, может ли огонь быть предком электрической лампочки? Почему?

Дети берут с собой символ очага, и отправляются дальше.

Слайд № 2.

-Прошли сотни лет, и люди научились строить огромные замки, которые тоже нужно освещать. Выставляю слайды средневековых замков, освещаемых факелами.

-Для этого придумали факелы. Рассматриваем фото факела.

- А вы знаете, что такое факел? (факел – это палка, на которую намотана тряпка, пропитанная специальным раствором, которую поджигают и получается факел, который не гаснет даже в дождь.)

-Факелами люди освещали не только дома и замки, но и ходили с ними по тёмным улицам.

-А факел может быть предком электрической лампочки? Почему?

Берём с собой символ факела. Отправляемся дальше по прошлому.

Слайд № 3.

- Давным-давно, когда не было ни нас с вами, ни ваших мам и пап, бабушек и дедушек, люди жили совсем по-другому. Вставали с первыми лучами солнца, а с заходом – ложились спать. Ведь в жилище было темно. Наконец-то кто-то додумался использовать лучину.

- Что такое лучина? (это щепка, заостренная на одном конце)

- Обычно лучину делали из березы, она лучше горит. Потрогайте, понюхайте лучину. -- Чем пахнет?

В избах лучину вставляли вот в это укрепление, оно по-старинному называется светец. (повтор нового слова)

- Вам нравится, как горит лучина? Почему? (мало света, коптит, быстро сгорает)

Лучину ставили над емкостью с водой, чтобы угольки от сгорающей лучины не падали на пол. Дома раньше были деревянными, упадет такой уголек на пол – и дом может загореться. Горит лучина, светит, а угольки в воду падают. Но света от этих лучинок было немного, примерно столько, сколько от обычной спички.

Вам нравится, как горит лучина? Почему? (мало света, коптит, быстро сгорает).

-Является ли лучина предком нашей лампочки? Почему?

Дети берут символ лучины.

-Ну что ж, отправляемся дальше. Дети тихо кружатся.

Предлагаю подойти к столу.

Слайд № 4.

-Шли годы, и человек придумал более удобный предмет для освещения.

Д/И «Угадай на ощупь». Рассматривание свечек.

- Чем они отличаются? Что у них общего? Потрогайте ноготком. Какая свеча?

- Свечи делали из пчелиного воска и из бараньего сала. Внутри свечи находятся крученые нити – это фитиль, его зажигают.

А теперь поставьте их на стол и посмотрим, как горит свеча.

Воспитатель зажигает свечу, показывает, как горит (во время эксперимента комментирует)

- Вы знаете, что глядя на огонь, каждый человек может успокоиться, подумать о чем-то приятном. Давайте присядем вокруг, посмотрим на пламя свечи (дети рассаживаются вокруг столика на подушки).

Релаксация (звучит музыка)

Воспитатель: Посмотрите, как мерцают огоньки свечи. Они похожи и на зайчиков, и на облачко, на порхающую крылышками бабочку. Все это радует наш взор, нам легко и у нас поднимается настроение (музыка заканчивается)

- Что вы увидели в пламени свечи?

- Ребята, а что будет, если подует ветер?

Предполагаемые ответы детей (свеча потухнет)

- Давайте изобразим легкий ветерок: наберем воздуха и подуем на свечи. ( Дыхательная гимнастика: дети дуют, свечи гаснут)

– Как вы думаете, долго ли может гореть свеча? Она удобнее, чем лучина? Чем? А в чем неудобство свечи? (можно обжечься, от нее может быть пожар, она коптит и дает мало света)

-Свечами освещали огромные залы во дворцах, для этого использовали тысячи свечей в красивых подсвечниках.

-Может ли свеча быть предком электрической лампочки?

Дети берут с собой символ свечки.

Слайд № 5.

-Прошло ещё много лет, и человек научился добывать нефть, а из неё делать керосин. И придумал вот такую лампу.

- Пламя закрывали стеклом. И горела такая лампа довольно ярко, словно много свечей сразу. Для того, чтобы она горела, в нее нужно залить керосин. Это химическая жидкость, поэтому мы не будем открывать колбу. Но для того, чтобы вы могли ощутить запах керосина, я предлагаю вам заглянуть в волшебную коробочку (там смоченный в керосине тампон). Вот так пахнет керосин. Керосин заливается в специальную емкость, над которой находится горелка, в ней – фитиль, его нужно поджечь, вставить ламповое стекло и регулировать свет регулятором.

- Как вы думаете, зачем нужно ламповое стекло?

-С такой лампой можно выходить на улицу и в дождь, и в ветер и она не погаснет. Но всё же она была не очень удобной в использовании. Почему?

- Можно ли назвать керосиновую лампу предком электрической лампы?

Берем с собой символ керосиновой лампы.

Слайд № 6

- Человек стал думать о другом, более удобном источнике света.

Лампа плакала в углу,

За дровами на полу:

Я голодная,

Я холодная!

Высыхает мой фитиль.

На стекле густая пыль.

Почему – я не пойму –

Не нужна ли никому?

- Почему плачет лампа? Она уже не нужна. Человек придумал что- то новое. А что?

Слайд№7 -Время шло, и люди изобрели электричество. И в 19 веке русский изобретатель Александр Лодыгин изобрёл лампу накаливания с угольной нитью.

Дети рассматривают электрические лампочки.

-Из чего она сделана, что у неё внутри?

-Удобна ли электрическая лампочка?

-Чем удобней огня, факела, лучины, свечки, керосиновой лампы?

(ярко и долго светит, безопасна).

Дети берут символ лампочки.

-Вот сколько предков нашей лампочки мы собрали вместе.

Дети выкладывают символы в хронологическом порядке (огонь в очаге - факел - лучина – свеча - керосиновая лампа - электрическая лампочка).

Появляется ларец. Дети открывают его, и освобождают лампочку.

-Вот мы и спасли пленницу.

-Нам пора возвращаться в наше время.

С помощью той же палочки дети переносятся в группу.

1- 2- 3- повернись

В детском саду окажись.

-А вот и наш светильник, вкрутим в нашу лампу?

Но сначала давайте вспомним правила безопасного обращения с электрическими приборами. (не браться мокрыми руками, не брызгать воду, не ронять, беречь провода).

Вкручиваем лампочку, включаем и любуемся новым светильником.

Итог: - Что было интересного в путешествии в прошлое электрической лампочки? Надеюсь, что дома вы расскажете о том, что нового узнали сегодня. О прошлом каких предметов вы хотите узнать еще?

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Путешествие в прошлое игрушки» Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей старшей логопедической группы: Путешествие в прошлое игрушки. Цель: развитие.

Конспект комплексного занятия по познавательному развитию «Путешествие по страницам журнала» в подготовительной группе МБДОУ Детский сад №19 «Радость» Конспект комплексного занятия по познавательному развитию по теме «Путешествие по страницам журнала».

Конспект ООД по ознакомлению с предметным окружением и социальным миром на тему: «Путешествие в прошлое лампочки» Конспект ООД по ознакомлению с предметным окружением и социальным миром в старшей группе на тему: «Путешествие в прошлое лампочки» Воспитатель.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Прошлое и настоящее города Кемерово» Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы «Прошлое и настоящее города Кемерово» Цели: познакомить детей с историей.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое лампочки» «Путешествие в прошлое лампочки». Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста Цель: Познакомить детей с историей электрической.

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной к школе группе «Космическое путешествие» Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия. Задачи: 1. Обучающие: -Закреплять умение называть числа.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в прошлое часов» Цель: формирование представления детей о часах, истории создания часов. Задачи: расширить знания детей о различных видах часов, о принципе.

Конспект занятия «Путешествие в прошлое электрической лампочки» (старшая группа) Конспект занятия. «Путешествие в прошлое электрической лампочки». Старшая группа. Цель: познакомить с историей электрической лампочки.

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в прошлое электрической лампочки» Конспект занятия в старшей группе на тему: «Путешествие в прошлое электрической лампочки» Составила Старший воспитатель: Шурховецкая Ирина.

Разработка НОД по познавательному развитию с детьми 4–5 лет «Путешествие в прошлое одежды» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 3 «Ручеек» Разработка непосредственно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в прошлое электрической лампочки»
Опубликовано: 4 февраля 2018 в 22:05
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД