Юлия Суглоб
Конспект «Речевое развитие» Тема: «Путешествие в заколдованный лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дополнение, расширение, применение в сходной ситуации знаний детей, полученных ранее.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания детей о растениях леса, о хвойных и лиственных деревьях, умение узнавать по внешнему виду дерево, его возраст,
Уточнить понятие «кора», для чего она служит дереву; показать отличие коры молодой веточки и старого дерева.
Продолжать знакомство с правилами поведения на природе, формировать понимание необходимости соблюдать меры предосторожности с опасными предметами.
Закрепить названия профессий людей, занимающихся изучением и уходом за лесом, деревьями.
Публикация «Конспект „Речевое развитие“ Тема: „Путешествие в заколдованный лес“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Упражнять детей в использовании нетрадиционных техник при изображении дерева на бумаге.
Развивающие :
обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической речи, умение обследовать дерево посредством различных анализаторов, обогащать словарный запас детей, образовывать относительные прилагательные.
Воспитательные:
Воспитывать трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе. Умение действовать согласованно в коллективном творчестве.
Предварительная работа:
1. Экскурсия в парк, в лес с рассматриванием цвета коры у березы, ели, липы, сосны, обратив внимание на возраст дерева, его породу, величину;
2. Наблюдение за дятлом;
3. Беседа о том, что производят из древесины.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, видеоряд с изображением разных видов деревьев; музыкальный центр с подбором фонограмм, макет дерева.
Материал:
Пазл «Строение дерева»
Раздаточный материал с изображенными силуэта (тени) листьев к игре «С какого дерева листок»
Поднос с кусочками коры деревьев (березы, ели, липы, сосны).
Кусочки смолы, веточки тополя.
Набор предметов для экспериментирование «Тонет - не тонет» (таз с водой, дерево, камень, стекло).
Набор предметов для экспериментирования «Корень» (стакан с подкрашенной водой, веточка)
Ход
I.Вводная часть (действие происходит в зале)
Минутка вхождения в занятия:
Педагог: Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!
(звучит сигнал-рингтон)
- Ребята, слышите? Похоже – к нам в детский сад пришло письмо. Интересно от кого оно. Давайте, его прочитаем (педагог обращает внимание детей на экран, читает письмо).
Мы живем в родном лесу.
Бережем его красу.
Но деревья загрустили
Ветки, листья опустили.
Заколдован, стал наш лес,
Солнца луч пропал с небес.
Без деревьев нам нельзя,
Помогите нам друзья! Лесные жители.
- Ну, что поможем лесным жителям спасти от гибели их лес? (ответы детей)
- Для этого нужно отправиться в путешествие, (чтоб спасти его нужно много- много знать, взять с собой смелость, находчивость, смекалку и, конечно, наши знания! Тогда – в путь!
II.Основная часть
(Звучит фонограмма шума леса, пения птиц, дети выполняют движения в соответствии со словами, проходя по закаливающей дорожке)
В лес волшебный мы пойдем
Много там чудес найдем.
По тропинке, по дорожке
Побежали наши ножки.
С кочки на кочку, с пятки на носочек.
Очутились мы в лесочке.
Шелестят кругом листочки.
(педагог демонстрирует на экране слайд, на котором изображен лес)
- Ребята, посмотрите вот он лес, волшебный лес, только он очень грустный. Нет в нем тепла и солнечного света.
- Отгадайте загадку!
Его весной и летом мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки (Дерево)
- Верно. Это дерево.
- Посмотрите, как много деревьев. Какие они разные. У каждого есть свое название. Давайте поиграем в игру «Назови дерево».
(педагог демонстрирует на экране слайды с разными видами деревьев, дети называют их, выделяя характерные признаки)
- Молодцы. Правильно назвали все деревья: ель, береза, дуб, клен, сосна, рябина, каштан.
- Расскажите, где вы видели все это многообразие деревьев? (в лесу, в парке)
- Давайте вспомним строение дерева.
-Конечно. У каждого дерева есть корень, он спрятан в земле, есть ствол - он один и его покрывает кора, есть ветки, листья, плоды.
- Помогите сложить дерево из его частей (дети на ковре выкладывают пазл «Строение дерева»).
-Напомните мне, пожалуйста, дерево относится к живой или неживой природе? (Ответы) Почему ( Ответы: потому что растёт, питается)
- Как вы думаете, как питательные вещества поступают к кроне деревьев? (ответы детей).
-Давайте проверим и подойдем с вами к столу.
Экспериментирование «Корень» (на столах баночки с подкрашенной водой, веточки)
- В стакан с подкрашенной водой опустим веточку, один конец которой обмотан ватой.
- Что мы с вами видим?
Корень из земли впитывает влагу и питает целое дерево.
(Подводим к мысли, что некоторые деревья могут погибнуть от недостатка влаги, значит надо полить).
- Ну что ж, идём дальше?. (Подходят к листьям, лежащим на полу (столе или подносе).
- Как вы думаете, у всех деревьев листья одинаковые?
- Нет. У каждого дерева свой листок.
- Чем отличается берёза от ёлки? (ответы детей)
- Верно, у берёзы – ствол белый и на веточках листочки. Это лиственное дерево. А у ёлочки - ствол коричневый и на веточках иголочки или по-другому их можно назвать хвоинки. Это хвойное дерево.
- Вы знаете, что береза – это единственное в мире дерево с белой корой. Ее можно назвать – белоствольной.
- Вы знаете, листочки решили потанцевать и все перемешались, осталась только их тень. (На столах лежат листы на каждого ребенка с силуэтами (тенью) листьев и набор различных листьев)
Игра «С какого дерева листок».
- Помогите листочкам и разложите каждый на свою тень. (Дети выбирают листочки, называя дерево, которому принадлежит лист по схеме)
«лист дуба – дубовый лист»,
«лист березы – березовый лист»,
«лист клена – кленовый лист»,
«лист каштана – каштановый лист»
«лист рябины – рябиновый лист» и т. д.
- Все листочки вернулись на свои места, они благодарят вас и хотят потанцевать с вами. (Звучит музыка, дыхательная гимнастика «Вырастим большими»)
И. П. –встать прямо, ноги вместе.
Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носочки – вдох.
Оопустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох, произнося «Ух-х-х-х» (Повторить 4-5 раз).
- Ну, что ребята отдохнули, давайте продолжим и присядем на эту замечательную полянку (Воспитатель вместе с детьми садятся в круг, в центре которого лежит поднос с образцами коры)
- Посмотрите, как вы думаете, что это такое? (ответы детей)
- Верно. Это кора деревьев (воспитатель берет кору в руки и передает детям по кругу)
- Для чего дереву нужна кора? (ответы детей)
- Конечно. Кора защищает дерево.
- А от чего она его может защищать? (ответы детей)
- Да. От солнца, мороза, ветра, от того, чтобы сок не вытекал.
- А как вы думаете, кора защищает только ствол дерева? (ответы детей)
- Правильно, кора защищает и ветки.
-Давайте посмотрим, что же такое кора и что под ней находится, «разденем» веточку (осторожно, придерживая рукой, отделяет часть кожицы).
- Что находится под ней? (ответы детей)
- Верно. Древесина.
- А какая сама кожица? (тонкая, гибкая, мягкая)
- Да, мы легко отделим её от древесины. Дети, вы сказали, что корой покрыто все дерево: и ствол, и ветки.
- Почему же хочется сказать, что на ветках кожица? (ответы детей)
- Конечно. Потому что кора жесткая, толстая, а кожица тонкая, мягкая.
- Кожица- это тонкая кора, только молодая.
- Как вы думаете, как можно определить возраст дерева по коре? (ответы детей)
- Верно, чем дерево старше, тем кора толще, тверже.
- Давайте посмотрим на кусочки коры на этом подносе. Найдите кору молодого дерева (ответы детей).
- Какая она? (потому что она тонкая, мягкая).
- Найдите кору старого дерева? Объясните, почему? (старая кора толстая, жесткая)
- Посмотрите и скажите, с каких пород деревьев эта кора? (дети находят и определяют кору деревьев).
- Как вы думаете, зачем человеку нужно знать возраст дерева? (ответы детей)
- Правильно, чтобы спиливать старые деревья на дрова, на строительство домов, на изготовление мебели, бумаги.
- А какие деревья еще нужно спиливать в лесу, кроме старых? (Больные)
- Как узнать, что дерево болеет? (ответы детей)
- Конечно. Листья вянут, кора трескается.
- Ребята обратите внимание на это дерево, которому нужна наша помощь.
(Дети встают и подходят к макету дерева, возле которого лежит кора)
- Посмотрите: кора потрескалась и даже отпала! В чём же дело?
- От чего болеют деревья? (ответы детей)
- Верно. В дереве могут поселиться вредные насекомые.
- Посмотрите на обратную сторону коры, нет ли здесь ходов, проделанных вредными насекомыми (дети поднимают и рассматривают кору).
Так вот от чего заболело дерево! Кто же нам теперь поможет (Дети отвечают) Почему именно дятел?
Дети: эта птица спасает деревья от вредных насекомых
- Давайте позовём к нам дятла и посмотрим, как это происходит.
(Слайд с изображением дятла).
Педагог или ребё нок: У дятла язычок с зазубринками и липкий. Когда он продолбит носом дырку в стволе, то высовывает свой язычок, и насекомые накапливаются на языке или прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из ствола.
- Кто знает, как называют дятла? (Лесной доктор).
- А от чего ещё болеют деревья? (ответы детей)
- Конечно. Если кто-то порезал кору, сломал ветку. Кто так поступает приносит большой вред деревьям. Дерево плачет.
- Мало кто знает, что необходимо замазать глиной ранку на стволе дерева, чтобы оно не погибло. Давайте, мы с вами спасем наше дерево, для этого «полечим» ранку глиной (дети берут глину и на макете дерева замазывают ранки).
- Есть специальные люди, которые занимаются изучением и уходом за лесом.
- Кто знает, как называется это человек? (Лесник, слайд) Пусть и у этого леса будет свой лесник!
- Идём дальше (звучит фонограмма шума леса, пения птиц).
По лесочку мы идем
Очень непростым путем
По тропинке, по дорожке
Побежали наши ножки.
С кочки на кочку, с пятки на носочек.
- Ой! Тропа обрывается на краю реки.
- Как нам перебраться на другой берег? (Можно на лодке, на плоту)
- Если перебраться на лодке, то из чего её лучше сделать?
- У нас есть дерево, камни стекло. Из чего? (ответы детей)
- Вы думаете, что из дерева, а давайте проверим?
Экспериментирование «Тонет - не тонет»
- Давайте по очереди будем опускать предмет в воду и определять, какой он: легкий или тяжелый, тонет или не тонет.
- Дерево-лёгкое, прочное, не тонет
- Камень – тяжёлый, прочный, тонет
- Стекло - хрупкое, тяжёлое, тонет
Вывод: лучше сделать лодку из дерева, т. к. оно прочное, лёгкое не тонет (слайд с изображением лодки).
- Вот мы и перебрались на другой берег (перед детьми полянка с разбросанными вещами, срубленными ветками, остатки костра).
- Ой, а что же здесь произошло? (ответы детей)
- А вы знаете правила поведения в лесу? Давайте еще раз их назовем:
Что бы было по лесу приятно гулять,
Не надо бутылки и мусор бросать.
Если лес не беречь, он погибнет
И беда всех зверей настигнет! (знак)
Нельзя костер бросать в лесу.
Костер в лесу несет беду.
Пожар в лесу может случиться
Без дома будет зверь и птица! (знак)
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни! (знак)
III. Заключительная часть
- Молодцы! (Слайд) Посмотрите, у нас всё получилось! Солнышко осветило весь лес, деревья все стали яркими и радостными. Значит, мы помогли лесным жителям и спасли от гибели их дом.
(Слайд) А тут, посмотрите, для нас сюрприз!
(Лесные звери передали для детей корзину с сюрпризом).
Ну а теперь - пора возвращаться назад!
(Идут под музыку по залу змейкой)