МААМ-картинки

Конспект «Речевое развитие» Тема: «Путешествие в заколдованный лес»

Юлия Суглоб
Конспект «Речевое развитие» Тема: «Путешествие в заколдованный лес»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: дополнение, расширение, применение в сходной ситуации знаний детей, полученных ранее.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания детей о растениях леса, о хвойных и лиственных деревьях, умение узнавать по внешнему виду дерево, его возраст,

Уточнить понятие «кора», для чего она служит дереву; показать отличие коры молодой веточки и старого дерева.

Продолжать знакомство с правилами поведения на природе, формировать понимание необходимости соблюдать меры предосторожности с опасными предметами.

Закрепить названия профессий людей, занимающихся изучением и уходом за лесом, деревьями.

Публикация «Конспект „Речевое развитие“ Тема: „Путешествие в заколдованный лес“» размещена в разделах

Упражнять детей в использовании нетрадиционных техник при изображении дерева на бумаге.

Развивающие :

обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической речи, умение обследовать дерево посредством различных анализаторов, обогащать словарный запас детей, образовывать относительные прилагательные.

Воспитательные:

Воспитывать трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе. Умение действовать согласованно в коллективном творчестве.

Предварительная работа:

1. Экскурсия в парк, в лес с рассматриванием цвета коры у березы, ели, липы, сосны, обратив внимание на возраст дерева, его породу, величину;

2. Наблюдение за дятлом;

3. Беседа о том, что производят из древесины.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, видеоряд с изображением разных видов деревьев; музыкальный центр с подбором фонограмм, макет дерева.

Материал:

Пазл «Строение дерева»

Раздаточный материал с изображенными силуэта (тени) листьев к игре «С какого дерева листок»

Поднос с кусочками коры деревьев (березы, ели, липы, сосны).

Кусочки смолы, веточки тополя.

Набор предметов для экспериментирование «Тонет - не тонет» (таз с водой, дерево, камень, стекло).

Набор предметов для экспериментирования «Корень» (стакан с подкрашенной водой, веточка)

Ход

I.Вводная часть (действие происходит в зале)

Минутка вхождения в занятия:

Педагог: Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

(звучит сигнал-рингтон)

- Ребята, слышите? Похоже – к нам в детский сад пришло письмо. Интересно от кого оно. Давайте, его прочитаем (педагог обращает внимание детей на экран, читает письмо).

Мы живем в родном лесу.

Бережем его красу.

Но деревья загрустили

Ветки, листья опустили.

Заколдован, стал наш лес,

Солнца луч пропал с небес.

Без деревьев нам нельзя,

Помогите нам друзья! Лесные жители.

- Ну, что поможем лесным жителям спасти от гибели их лес? (ответы детей)

- Для этого нужно отправиться в путешествие, (чтоб спасти его нужно много- много знать, взять с собой смелость, находчивость, смекалку и, конечно, наши знания! Тогда – в путь!

II.Основная часть

(Звучит фонограмма шума леса, пения птиц, дети выполняют движения в соответствии со словами, проходя по закаливающей дорожке)

В лес волшебный мы пойдем

Много там чудес найдем.

По тропинке, по дорожке

Побежали наши ножки.

С кочки на кочку, с пятки на носочек.

Очутились мы в лесочке.

Шелестят кругом листочки.

(педагог демонстрирует на экране слайд, на котором изображен лес)

- Ребята, посмотрите вот он лес, волшебный лес, только он очень грустный. Нет в нем тепла и солнечного света.

- Отгадайте загадку!

Его весной и летом мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки (Дерево)

- Верно. Это дерево.

- Посмотрите, как много деревьев. Какие они разные. У каждого есть свое название. Давайте поиграем в игру «Назови дерево».

(педагог демонстрирует на экране слайды с разными видами деревьев, дети называют их, выделяя характерные признаки)

- Молодцы. Правильно назвали все деревья: ель, береза, дуб, клен, сосна, рябина, каштан.

- Расскажите, где вы видели все это многообразие деревьев? (в лесу, в парке)

- Давайте вспомним строение дерева.

-Конечно. У каждого дерева есть корень, он спрятан в земле, есть ствол - он один и его покрывает кора, есть ветки, листья, плоды.

- Помогите сложить дерево из его частей (дети на ковре выкладывают пазл «Строение дерева»).

-Напомните мне, пожалуйста, дерево относится к живой или неживой природе? (Ответы) Почему ( Ответы: потому что растёт, питается)

- Как вы думаете, как питательные вещества поступают к кроне деревьев? (ответы детей).

-Давайте проверим и подойдем с вами к столу.

Экспериментирование «Корень» (на столах баночки с подкрашенной водой, веточки)

- В стакан с подкрашенной водой опустим веточку, один конец которой обмотан ватой.

- Что мы с вами видим?

Корень из земли впитывает влагу и питает целое дерево.

(Подводим к мысли, что некоторые деревья могут погибнуть от недостатка влаги, значит надо полить).

- Ну что ж, идём дальше?. (Подходят к листьям, лежащим на полу (столе или подносе).

- Как вы думаете, у всех деревьев листья одинаковые?

- Нет. У каждого дерева свой листок.

- Чем отличается берёза от ёлки? (ответы детей)

- Верно, у берёзы – ствол белый и на веточках листочки. Это лиственное дерево. А у ёлочки - ствол коричневый и на веточках иголочки или по-другому их можно назвать хвоинки. Это хвойное дерево.

- Вы знаете, что береза – это единственное в мире дерево с белой корой. Ее можно назвать – белоствольной.

- Вы знаете, листочки решили потанцевать и все перемешались, осталась только их тень. (На столах лежат листы на каждого ребенка с силуэтами (тенью) листьев и набор различных листьев)

Игра «С какого дерева листок».

- Помогите листочкам и разложите каждый на свою тень. (Дети выбирают листочки, называя дерево, которому принадлежит лист по схеме)

«лист дуба – дубовый лист»,

«лист березы – березовый лист»,

«лист клена – кленовый лист»,

«лист каштана – каштановый лист»

«лист рябины – рябиновый лист» и т. д.

- Все листочки вернулись на свои места, они благодарят вас и хотят потанцевать с вами. (Звучит музыка, дыхательная гимнастика «Вырастим большими»)

И. П. –встать прямо, ноги вместе.

Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носочки – вдох.

Оопустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох, произнося «Ух-х-х-х» (Повторить 4-5 раз).

- Ну, что ребята отдохнули, давайте продолжим и присядем на эту замечательную полянку (Воспитатель вместе с детьми садятся в круг, в центре которого лежит поднос с образцами коры)

- Посмотрите, как вы думаете, что это такое? (ответы детей)

- Верно. Это кора деревьев (воспитатель берет кору в руки и передает детям по кругу)

- Для чего дереву нужна кора? (ответы детей)

- Конечно. Кора защищает дерево.

- А от чего она его может защищать? (ответы детей)

- Да. От солнца, мороза, ветра, от того, чтобы сок не вытекал.

- А как вы думаете, кора защищает только ствол дерева? (ответы детей)

- Правильно, кора защищает и ветки.

-Давайте посмотрим, что же такое кора и что под ней находится, «разденем» веточку (осторожно, придерживая рукой, отделяет часть кожицы).

- Что находится под ней? (ответы детей)

- Верно. Древесина.

- А какая сама кожица? (тонкая, гибкая, мягкая)

- Да, мы легко отделим её от древесины. Дети, вы сказали, что корой покрыто все дерево: и ствол, и ветки.

- Почему же хочется сказать, что на ветках кожица? (ответы детей)

- Конечно. Потому что кора жесткая, толстая, а кожица тонкая, мягкая.

- Кожица- это тонкая кора, только молодая.

- Как вы думаете, как можно определить возраст дерева по коре? (ответы детей)

- Верно, чем дерево старше, тем кора толще, тверже.

- Давайте посмотрим на кусочки коры на этом подносе. Найдите кору молодого дерева (ответы детей).

- Какая она? (потому что она тонкая, мягкая).

- Найдите кору старого дерева? Объясните, почему? (старая кора толстая, жесткая)

- Посмотрите и скажите, с каких пород деревьев эта кора? (дети находят и определяют кору деревьев).

- Как вы думаете, зачем человеку нужно знать возраст дерева? (ответы детей)

- Правильно, чтобы спиливать старые деревья на дрова, на строительство домов, на изготовление мебели, бумаги.

- А какие деревья еще нужно спиливать в лесу, кроме старых? (Больные)

- Как узнать, что дерево болеет? (ответы детей)

- Конечно. Листья вянут, кора трескается.

- Ребята обратите внимание на это дерево, которому нужна наша помощь.

(Дети встают и подходят к макету дерева, возле которого лежит кора)

- Посмотрите: кора потрескалась и даже отпала! В чём же дело?

- От чего болеют деревья? (ответы детей)

- Верно. В дереве могут поселиться вредные насекомые.

- Посмотрите на обратную сторону коры, нет ли здесь ходов, проделанных вредными насекомыми (дети поднимают и рассматривают кору).

Так вот от чего заболело дерево! Кто же нам теперь поможет (Дети отвечают) Почему именно дятел?

Дети: эта птица спасает деревья от вредных насекомых

- Давайте позовём к нам дятла и посмотрим, как это происходит.

(Слайд с изображением дятла).

Педагог или ребё нок: У дятла язычок с зазубринками и липкий. Когда он продолбит носом дырку в стволе, то высовывает свой язычок, и насекомые накапливаются на языке или прилипают к нему, и дятел вытаскивает их из ствола.

- Кто знает, как называют дятла? (Лесной доктор).

- А от чего ещё болеют деревья? (ответы детей)

- Конечно. Если кто-то порезал кору, сломал ветку. Кто так поступает приносит большой вред деревьям. Дерево плачет.

- Мало кто знает, что необходимо замазать глиной ранку на стволе дерева, чтобы оно не погибло. Давайте, мы с вами спасем наше дерево, для этого «полечим» ранку глиной (дети берут глину и на макете дерева замазывают ранки).

- Есть специальные люди, которые занимаются изучением и уходом за лесом.

- Кто знает, как называется это человек? (Лесник, слайд) Пусть и у этого леса будет свой лесник!

- Идём дальше (звучит фонограмма шума леса, пения птиц).

По лесочку мы идем

Очень непростым путем

По тропинке, по дорожке

Побежали наши ножки.

С кочки на кочку, с пятки на носочек.

- Ой! Тропа обрывается на краю реки.

- Как нам перебраться на другой берег? (Можно на лодке, на плоту)

- Если перебраться на лодке, то из чего её лучше сделать?

- У нас есть дерево, камни стекло. Из чего? (ответы детей)

- Вы думаете, что из дерева, а давайте проверим?

Экспериментирование «Тонет - не тонет»

- Давайте по очереди будем опускать предмет в воду и определять, какой он: легкий или тяжелый, тонет или не тонет.

- Дерево-лёгкое, прочное, не тонет

- Камень – тяжёлый, прочный, тонет

- Стекло - хрупкое, тяжёлое, тонет

Вывод: лучше сделать лодку из дерева, т. к. оно прочное, лёгкое не тонет (слайд с изображением лодки).

- Вот мы и перебрались на другой берег (перед детьми полянка с разбросанными вещами, срубленными ветками, остатки костра).

- Ой, а что же здесь произошло? (ответы детей)

- А вы знаете правила поведения в лесу? Давайте еще раз их назовем:

Что бы было по лесу приятно гулять,

Не надо бутылки и мусор бросать.

Если лес не беречь, он погибнет

И беда всех зверей настигнет! (знак)

Нельзя костер бросать в лесу.

Костер в лесу несет беду.

Пожар в лесу может случиться

Без дома будет зверь и птица! (знак)

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни! (знак)

III. Заключительная часть

- Молодцы! (Слайд) Посмотрите, у нас всё получилось! Солнышко осветило весь лес, деревья все стали яркими и радостными. Значит, мы помогли лесным жителям и спасли от гибели их дом.

(Слайд) А тут, посмотрите, для нас сюрприз!

(Лесные звери передали для детей корзину с сюрпризом).

Ну а теперь - пора возвращаться назад!

(Идут под музыку по залу змейкой)

Публикации по теме:

Конспект НОД по экологии «Такая разная кора деревьев» НОД ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В средней группе НА ТЕМУ: "ТАКАЯ РАЗНАЯ КОРА ДЕРЕВЬЕВ" ЦЕЛЬ: Познакомить детей со строением и разнообразием.

Кора дерева. Лес. Тема: Кора дерева. Лес. Программное содержание: • Уточнить понятие «кора», для чего она служит дереву • Учить узнавать по внешнему виду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект «Речевое развитие» Тема: «Путешествие в заколдованный лес»
Опубликовано: 22 января 2015 в 10:26
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект «Речевое развитие» Тема: «Путешествие в заколдованный лес»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Суглоб (УИ 299270) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД