Александра Кокова
Конспект режиссерской сюжетно-ролевой игры в рамках проведения работы по ранней профориентации в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект режиссерской сюжетно-ролевой игры в рамках проведения работы по ранней профориентации в старшей группе
тема «Путешествие с героями сказочной повести Э. Успенского «Приключения в Простоквашино».
1 часть – вводная Цель: создание у детей положительного настроя к предстоящей деятельности. Создание образовательной ситуации.
- Ребята, мне что – то так грустно и одиноко. Хочется во что – то поиграть, куда – нибудь отправиться. Одним словом, - настоящих приключений. Помните, мы недавно читали сказочную повесть Эдуарда Николаевича Успенского «Приключение в Простоквашино», состоящую из трех историй: «Дядя Федор, кот и пес», «Зима в Простоквашино» и «Каникулы в Простоквашино», а так же смотрели популярный мультфильм «Новое Простоквашино».
Публикация «Конспект режиссерской сюжетно-ролевой игры в рамках проведения работы по ранней профориентации в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Ранняя профориентация дошкольников
- Режиссерские игры
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Сидят на стульчиках.
+Помним, еще тогда мы познакомились с котом Матроскиным, псом Шариком, почтальоном Печкиным и главным героем – мальчиком с прозвищем дядя Федор.
(Обращают свое внимание на выставку книг и иллюстраций, расположенных в книжном центре).
+ Летом они ходили в лес, купались в речке, собирали ягоды и даже ходили ночью за кладом. Шарик охотился, а Матроскин вел хозяйство: ухаживал за своими коровками.
-Да, все они дружно жили в деревне. И не важно, на улице было лето или зима, им было весело.
-Зимние каникулы дядя Федор так же проводил в Простоквашино вместе со своими родителями и сестренкой. Конечно же, они лепили снеговиков, играли в снежки, катались на коньках по замерзшей речке и готовились к празднованию Нового года.
+Вот нам бы оказаться героями этой удивительной истории, мы бы не заскучали!
Мотивация детей
на предстоящую деятельность (Распределение ролей, усвоение ролевого поведения).
- Кажется, я знаю, как нам прогнать тоску!
Мы можем перевоплотиться в любимых героев и провести сегодняшний день в роли знаменитых простоквашинцев, хотите? + Да, хотим!
- Давайте вспомним, как выглядят персонажи.
Подойдите, пожалуйста, к плакатам и выберите героя, который наиболее близок вам по характеру. Чьи черты и способности вы смогли бы наиболее ярко воплотить в игре.
Обоснуйте свой выбор.
Подходят и рассматривают портреты персонажей, расположенные в книжном центре, встают рядом с плакатом выбранного героя, обосновывают свой выбор.
1 ребенок: Я выбираю персонаж «мамы дяди Федора»,
она хозяйственная, умная, умеет петь и кататься на лыжах.
У нас с ней много общего. Она, как и я любит наряды и выступления.
2ребенок: Я хочу выбрать роль «папы дяди Федора».
Он добрый и спокойный. Все свое свободное время он занимается ремонтом своего автомобиля. Мне нравится, что он может устроить гараж прямо в квартире.
3 ребенок: Мне больше нравится «пес Шарик». Он добрый, отзывчивый, верный, немного хвастливый. Ему очень нравиться охотится, а мне фотографировать. Мне, как и Шарику, жалко было бы убивать зверей, поэтому в игре я буду заниматься фотоохотой.
4 ребенок: Я тоже хочу быть самостоятельным мальчиком, жить с говорящим котом и отправляться по ночам на поиски клада, поэтому выбираю роль «дяди Федора».
5 ребенок: Мне хочется на время стать «сестренкой д. Федора – Верой Павловной» - маленькой, веселой девочкой. Она растет очень самостоятельным ребенком. С ней постоянно происходят всякие забавные приключения и неприятности, которые приходится исправлять взрослым.
6 ребенок: Мне досталась роль «Галчонка по кличке Хватай-ка». Нам с ним нравится собирать разные мелкие вещицы. Птенец все хватает и тащит к себе на шкаф - прячет, а я люблю собирать свои коллекции и показывать их друзьям.
- Я тоже определилась с ролью, буду «котом Матроскиным». У этого персонажа яркие лидерские качества, он не привык никому подчиняться и вполне справляется с обязанностями родителя для дяди Федора и Веры Павловны. Он хозяйственный, мудрый, запасливый и экономный. Время от времени я в роли «Матроскина» смогу вас поучать и направлять, чтобы вы достигли цели игры, и не рассорились.
2 часть – основная Цель: Организовать практическую деятельность детей, направленную на формирование у детей умения объединяться в игре,
распределять (менять) роли, выполнять игровые действия, действовать в связи с общим игровым замыслом.
Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми.
- Вспомните, где произошла первая встреча родителей дяди Федора с котом Матроскиным?
+Знакомство произошло в городской квартире, где дядя Федор жил вместе с родителями.
-Верно, вот и мы для начала перенесемся в гостиную к дяде Федору. Проходите в игровое пространство.
-Сегодня в семье дяди Федора выходной день для всех домочадцев. Можно позавтракать и начать готовиться к поездке в деревню.
- Например, Галчонок будет отыскивать детали от папиного «Запорожца» на кухне, и носить их в гостиную. Он так же может учиться говорить «Кто там», чтоб узнать, кто будет приходить, и стучать в дверь в отсутствие хозяев или позировать Шарику во время фотоохоты.
Проходят в игровое пространство, делятся на «пары» или «тройки». Согласно выбранной роли определяют игровые действия.
Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте с взрослым
(Определение последовательности игровых действий согласно выбранной роли, подбор костюмов и атрибутов для каждого персонажа).
- Давайте определимся, чем остальные смогут заняться на кухне во время подготовки к завтраку? Чем займутся мама, папа и другие члены семьи после завтрака в гостиной и гардеробной комнатах?
Комментируют выбор:
Мама: я буду стирать, убирать, гладить белье, готовить кушать. Так же мне нужно покормить и поиграть с Верой Павловной.
Вера Павловна: я буду маленькой девочкой, которую должны покормить. После завтрака мы с мамой отправимся в гардеробную комнату, будем наряжаться, и демонстрировать свои наряды.
Папа: сначала я помогу маме с сервировкой стола. После завтрака мы с дядей Федором начнем чинить «Запорожец». Достанем все запчасти и будем готовить машину для поездки.
Дядя Федор: я могу помочь родителям подготовить стол. После завтрака буду изучать с папой слесарные инструменты, которые нужны для починки нашего автомобиля.
Пес Шарик: Я буду семейным фотографом. Во время игры я буду делать памятные снимки. Надеюсь, они выйдут удачными.
-Я же в роли «кота Матроскина» на протяжении всей игры буду помогать вам советами, подсказывать, как справиться с затруднениями.
-Для проведения игры нам понадобится игровой материал. Осталось выбрать нужные вам костюмы и атрибуты и можно начинать играть.
Переодеваются в костюмы, дополняют свой образ нужными атрибутами.
Этап осуществления самостоятельной работы детьми (выполнение игровых действий).
1).«Завтрак в семье
дяди Федора».
2). «Домашняя автомастерская».
3). «Показ мод».
4). «Касса ж/д вокзала».
5). «Электричка»
Входят в кухню, здороваются друг с другом: «С добрым утром!»
Мама готовит завтрак: варит кашу на плите, помешивает в кастрюльке ложкой, поет детскую потешку:
Вкусная каша в кастрюльке кипела,
Каша плевалась, каша шипела,
Каша ворчала, каша пыхтела,
И норовила сбежать то и дело…
Мама: Все умылись, причесались? Проходите.
Дети: Мама, а что ты готовишь?
Мама: (Манную) кашу.
Папа и дети накрывают стол скатертью, сервируют его к завтраку.
Папа: Дети, пока мама готовит, помогите мне накрыть на стол.
Мама раскладывает кашу, и вся семья садится завтракать.
Мама кормит маленькую Веру Павловну, уговаривает дочку съесть ложку каши (например, используя потешку) :
Каша вкусная дымится, Вера кашу есть садится.
Очень каша хороша, кушай кашу неспеша.
Ложка за ложкой, ешь понемножку.
Папа и дядя Федор завтракают. Все ведут вежливый диалог, обсуждают планы на день.
Папа: передай мне, пожалуйста, масло (хлеб, салфетки).
Дядя Федор: Возьми, пожалуйста. Чем мы сегодня займемся после завтрака?
Папа: Необходимо починить машину.
Кот: Купили с дядей Федором «Запорожец» старый, разваленный и в дом его притащили.
Идите в гостиную и там его ремонтируйте.
Мама ворчит, что запчасти от автомобиля находятся повсюду и даже в холодильнике.
Галчонок Хватай-ка летает по кухне в поисках деталей, позирует Шарику, который занимается фотоохотой на домочадцев.
Мама: У меня от этой машины все цветы завяли!
Завтрак окончен. Папа и дети благодарят за завтрак.
Папа и дети: Большое спасибо, было очень вкусно.
Мама: Пожалуйста.
Вера Павловна помогает маме убирать со стола.
Мама моет и раскладывает посуду по шкафчикам, поливает цветы и снимает фартук.
Кот обращается к маме и Вере Павловне:
«Отправляйтесь в гардеробную комнату, необходимо отобрать теплые вещи для поездки в деревню».
Папа и Дядя Федор в «Гостиной комнате». Галчонок нашел и сложил детали (части) мотора возле макета «Запорожец».
Папа проговаривает, что неисправно у автомобиля, дядя Федор изучает схемы, складывает части двигателя. Вместе берут инструменты, имитируют установку мотора.
Папа: Автомобиль неисправен, двигатель находится в разобранном состоянии.
Дядя Федор: я изучу схемы и обязательно соберу мотор, затем мы его установим, и машина заведется.
Папа: С помощью этих инструментов и приборов мы определим неисправность лучше любого авто слесаря.
Кот интересуется результатами починки. Обнаруживает отсутствие бензина.
Кот: Ну что, починили?
Дядя Федор: Да, мы собрали и установили мотор, но машина не заводится.
Кот: показывает на пустую канистру с бензином: бензобак машины пуст, и канистра из - под бензина тоже оказалась пустой. Папа: Чтобы купить топливо и заправить машину нужно отправляться на АЗС (автозаправочную станцию).
Кот предлагает отправляться в деревню на электричке. Советует вымыть «Запорожец».
Кот: это займет слишком много времени, придется ехать в Простоквашино на электричке. Вам я бы посоветовал помыть пока машину. Она у вас слишком грязная, даже номера не видно. Так на ней никуда не уедешь, инспекторы ГИБДД остановят.
Папа и дядя Федор имитируют мытье и протирание машины.
Дядя Федор: спасибо, Матроскин! Мы обязательно вымоем машину. У нас есть авто шампунь, специальные щетки и губки.
Папа принимает решение заправить машину и отправиться в Простоквашино позднее остальных.
Папа: Я зайду на АЗС, куплю новую канистру бензина, заправлю автомобиль и приеду в Простоквашино позднее.
В то же время мама и Вера Павловна проходят в гардеробную комнату, перебирают вешалки с одеждой.
Перечисляют содержимое шкафа.
Мама: Нам нужно выбрать одежду для поездки в деревню, а мне еще и наряд для концертного выступления. Что у нас здесь находится для папы и дяди Федора? А что моно найти для нас с тобой?
Вера Павловна: из мужской одежды есть комбинезон, куртка, костюм, пиджак. Брюки, джинсы, свитер, рубашка, жилет. Шарф, рукавицы и перчатки. Шорты, футболка, носки. Из головных уборов: кепка, шапка. Из обуви: ботинки, валенки, тапочки, сланцы, кроссовки. К женской одежде относятся: разные платья, брюки, юбки, блузки. Есть кофта, сарафан, гольфы, носки и колготки. Шорты, футболки, шуба, комбинезон и куртка, джинсы. Из головных уборов: шляпа, панамка, косынка, шапка. Из обуви: балетки, туфли, шлепки, сапоги.
- А как все эти вещи попали к нам в шкаф?
Мама: одежду придумали, скроили и сшили на швейной фабрике. Готовые изделия отправили в магазин одежды, где мы ее и купили.
Рассказ кота «Как одежда в шкаф пришла».
Кот: Я знатный модник, могу рассказать, кто помогает людям красиво и элегантно одеваться.
В. П. : Кто придумывает новые модели одежды?
Кот: новые модели платьев, костюмов, брюк и другой одежды придумывают модельеры. Модельеру помогают закройщицы, конструкторы и швеи. Конструкторы создают лекала. Закройщицы кроят материал по лекалам.
Мама: А швеи материал сшивают в готовые изделия.
Кот: верно, сшитые костюмы надо носить и всем показывать, они не должны висеть в шкафу.
Мама и Вера Павловна отбирают теплые вещи.
Все герои становятся манекенщицами и манекенщиками и демонстрируют модели теплой и верхней зимней одежды, зимних головных уборов и обуви. Идут, поворачиваясь и кружась под музыку на воображаемом подиуме.
Кот берет на себя роль ведущего «Показа мод».
Шарик фотографирует, Галчонок исполняет роль жюри и награждает участников показа.
Кот: предлагаю стать манекенщиками и манекенщицами и продемонстрировать нам то, что вы отобрали для поездки.
Итак, на подиум приглашаются модели под номерами 1 и 2. Манекенщики демонстрируют нам замечательные мужские зимние костюмы. Посмотрите, как великолепно смотрятся эти сапоги и шубка на наших манекенщицах. А какие представлены головные уборы и прочие аксессуары! Фотограф, не забывайте о своей работе! Сделайте на память снимок. Зрители, аплодисментами приветствуйте моделей. Галчонок, вручи памятные призы участникам – они все сделали правильный выбор и продемонстрировали нам теплые зимние костюмы, удобные для поездки за город.
Кот по окончании показа обращает внимание всех на мамино вечернее платье.
Кот: Нашей маме необходимо выбрать концертное платье для выступления на «Голубом огоньке».
Достает из гардероба платье, которое все в пятнах.
- Что с ним не так? Может ли наша мама появиться в таком наряде?
Все: нет, не может! Оно слишком грязное.
Кот: верно, как бы ни был нарядно одет человек, но если на одежде у него грязные пятна, вряд ли он будет выглядеть опрятно и красиво. Внешний вид – это то, что сразу бросается в глаза, и очень много говорит о человеке.
Пока персонажи переодеваются, Матроскин показывает на пятна и называет причину их появления.
Кот: переодевайтесь, а я подумаю, откуда взялась эта грязь. Кто и чем испачкал мамино платье?
-Это выделение кожей сальных и пищевых желез;
-Это следы пищевых продуктов;
-Это обычная пыль;
-Это загрязнение от машинного масла;
- а это пятно похоже на акварельные краски. Не трудно догадаться, кто их оставил.
Самым лучшим способом удаления загрязнений с одежды является стирка.
Кот утешает маму. Все имитируют движения за котом: «Стирка белья». Прощаются с мамой и папой, идут на вокзал.
Кот: Не плачь, куколка моя. Остаешься ты одна. Не можешь ехать ты опять, нужно все перестирать.
Движения кулачками друг о друга.
Твои платья и носки, твои юбки и чулки, свитер, варежки, жакет, шапочку, цветной берет.
Загибают пальцы.
Мы нальем воды чуток. Имитация налива воды.
В таз насыпаем порошок. Имитация ладошками.
Пену снежную взобьем. Круговые движения руками.
Постираем и пойдем. Движения кулачками, ходьба на месте.
Пока светит солнышко. Показ солнышка.
Натянем мы веревочку. Ладони в стороны.
К ней одежду мы прикрепим. Прощипывание пальцами.
Ветерком пусть сушится. Махи руками.
Утюгом туда – сюда. Гладим правой рукой.
Поработали немного, на вокзал теперь пойдем.
Мама: Пожалуй, я схожу в магазин модной женской одежды и куплю новое концертное платье.
После выступления, доберусь в деревню на лыжах.
Кот: настало время отправляться на вокзал. Мама и папа приедут в деревню позднее. Галчонок остается следить за квартирой.
Идем к игровому маркеру «Касса ж/д вокзала».
Дети, играющие персонажей мамы, папы и Галчонка продолжают игру.
Роли кассира, проводника электрички и машиниста среди них распределяет воспитатель.
Кот: мы идем к железнодорожной кассе. Нам необходимо для каждого купить билеты туда и обратно.
(Имя, ты будешь кассиром, а мы будем покупать билеты. Кассир пошел открывать кассу. Давайте посчитаем: сколько нас, сколько билетов нам нужно купить, сколько детских и сколько взрослых.
Все: нас едет четверо (кот, пес, д. Федор и В. П.). Двое взрослых – кот и пес и двое детей. Значит нам нужно 2 взрослых и 2 детских билета туда и столько же обратно.
Кот: Значит, (имя) купи в кассе 4 взрослых и 4 детских билета. Всего получится 8 билетов.
Ребенок: Здравствуйте, нам нужны билеты до деревни Простоквашино и обратно.
Кассир: Сколько вас едет?
Ребенок: Едут 2 взрослых животных и 2 ребенка.
Кассир: Вот вам 4 взрослых и 4 детских билета туда и обратно. С вас 2000 рублей. Электричка подошла, можете выходить на платформу.
Ребенок расплачивается, берет билеты. Благодарит кассира и прощается.
Кассир: Пожалуйста, доброго вам пути!
Идем к игровому маркеру «Электричка».
Кот: Билеты у нас на руках, пойдемте на платформу искать нужный состав и вагон. Где мы можем уточнить нужный нам маршрут, время отправления или прибытия поезда, номер вагона и места?
Все: Мы можем увидеть эту информацию в билете, у проводницы или машиниста поезда.
Кот: Нужный поезд и вагон я вижу. Пока есть время до отправления, проводница и машинист готовят состав к дальнейшему следованию.
Двое детей, оставшихся без персонажа, переодеваются и действуют согласно роли «Проводницы» и машиниста» поезда.
Кот: Скажите, можно ли опоздать на поезд?
Все: Нет, поезд отправляется строго по расписанию.
Кот: Вы ездили когда – нибудь в поезде, знаете, как он устроен? Что находится в вагоне?
Все: Он разделен на небольшие комнаты – «Купе» или секции – «Плацкарт, в каждом из которых едет по 4 человека.
Кот: Двери поезда открыты, возле дверей, на платформе стоит проводница. Она – хозяйка вагона.
Проводница : Добрый день. Покажите ваши билеты, пожалуйста.
Дети здороваются, показывают билеты.
Проводница : Проходите, пожалуйста. Занимайте свои места. Билеты не выкидывайте до конца поездки.
Кот: Проходите, располагайтесь. Прежде, чем состав тронется, машинист по микрофону объявит правила поведения в поезде. Если он что – то забудет, вы ему подскажете.
Машинист: Наш поезд (№ 375) отправляется в (16 часов, следует до деревни Простоквашино. Время в пути составляет (2 часа,
Пассажиров просьба соблюдать следующие правила поведения:
- Не кричать, не бегать по вагону, не ссориться, не мешать попутчикам.
- Не высовываться из окон, не бросать в окна мусор, не прислоняться к дверям.
- Не отвлекать машиниста, со всеми вопросами обращаться к проводнице вагона.
- Без надобности нельзя срывать ручку стоп крана.
Кот: Верно. Дружно в поезд дети сели и в окошко посмотрели.
Машинист сигнал подал, и наш поезд побежал.
Звучит гудок, раздается стук колес. Поезд набирает ход.
Кот обращается к проводнице : Чем можно заняться во время движения поезда?
Проводница : можно почитать книгу, посмотреть журнал, поиграть в настольную игру. А можно спеть песню, только негромко.
Звучит фонограмма песни «Голубой вагон», дети негромко подпевают:
Медленно минуты уплывают вдаль, встречи с ними ты уже не жди.
И хотя нам прошлое немного жаль, лучшее, конечно, впереди.
Припев:
Скатертью, скатертью дальний путь стелется,
И упирается прямо в небосклон.
Каждому, каждому в лучшее верится.
Катится, катится голубой вагон.
Раздается скрип тормозов, оповещающий прибытие поезда.
Проводница : Уважаемые пассажиры, посмотрите в окно. Мы прибыли в деревню Простоквашино. Не забывайте свои вещи.
До свидания!
Дети прощаются с проводницей. Все выходят из «Поезда».
3 часть – заключительная Цель: развитие эмоционального отклика, желания радоваться достигнутому результату.
Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей.
Кот смотрит на часы:
День кончился, он пролетел, как птица.
Он был необыкновенным днем.
И никогда не повториться…
- Ребята, стоим мы с вами на станции в Простоквашино, на распутье. Вы, наверное, устали играть в героев Простоквашино?+ Да, устали.
Снимая маску кота: Ну что ж, теперь вы можете поделиться своими впечатлениями. Героями какой истории мы были? Какие игровые ситуации вам понравились больше всего, а что не получилось обыграть? Почему?
Делятся своими впечатлениями. Вспоминают удачные и неудачные моменты игры.
Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность.
- Может кто – то хочет продолжить игру сам, выбрав других героев сказочной повести про Простоквашино?
Тогда, пройдите и посмотрите: вот «Почтовое отделение», где всем заправляет почтальон Печкин. Рядом находится сельский «Продуктовый магазин», «Библиотека».
Около вокзала находится «Салон красоты» и «Ателье». Выберите себе игру по вкусу.
Чтоб вернуться назад в группу, вам нужно только сесть на нужный поезд. Билеты для обратной дороги у вас есть.
Я отправляюсь в детский сад, где буду ждать вашего возвращения.
Дети продолжают самостоятельную игру, придумывая новые игровые ситуации и примеряя на себя новые роли.