Каюмова Анна Михайловна
Конспект родительского собрания «Адаптация детей к дошкольно-образовательному учреждению»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Адаптация детей к дошкольно-образовательному учреждению».
Цель: просвещение родителей по вопросу адаптации детей к дошкольно-образовательному учреждению; повышение психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей.
Публикация «Конспект родительского собрания „Адаптация детей к дошкольно-образовательному учреждению“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Родительские собрания
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Задачи:
1. Познакомить родителей между собой и педагогами.
2. Создать эмоционально-положительный настрой на совместную работу, атмосферу взаимного доверия.
3. Охарактеризовать понятие «адаптация».
4. Дать советы, рекомендации родителям способствующие благоприятной адаптации детей к ДОУ.
5. Продемонстрировать на практике родителям игры и привлечь их к совместной игровой, продуктивной деятельности.
Участники: родители, воспитатели, педагог-психолог.
Форма проведения: круглый стол с элементами практикума.
Место проведения: младшая группа детского сада.
Оборудование и материалы: бейджи (на всех участников, информационные буклеты, регистрационный лист, портновские иголки, доска, наглядность (или мультимедийная презентация, стенд «С любовью к детям», ручки, стол для демонстрации игр, ёмкость с водой, мозаика, ложка, разные мелкие предметы (монеты, бумажный кораблик, деревянная прищепка, гвоздь и т. п., разноцветное соленое тесто, дощечки для лепки, картон, влажные салфетки, изюм, фасоль, горох, камушки и т. п., поднос (с раздатками-рекомендациями, бумажные клубнички (красная, синяя, листы в форме игрушек – неваляшки, матрешки, пирамидки и т. п.).
Ход родительского собрания:
Вводная часть (7-10 мин).
- Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады видеть вас на нашей первой встрече. (Поздравить родителей с их первым родительским собранием. Представиться, представить воспитателей группы, обратить внимание родителей на стенд «С любовью к детям». Отметить то, что воспитатели, которые набирают их детей, большую часть своей жизни посветили профессиональной деятельности и имеют стаж работы в детском саду более 30 лет).
- Сейчас я предлагаю вам поприветствовать друг друга.
Приветствие «Я рада видеть всех вас и вас … И. О.»
(Родители и педагоги стоят в кругу. У каждого на груди – бейдж с именем и отчеством. В руках у педагога-психолога мягкая игрушка цветок.)
- Я рада видеть всех вас и вас (поворачивается к соседу с лева, передает ему цветок называя его имя и отчество). Передавая игрушку, родитель обращается к стоящему рядом с такими же словами и т. д. Цветок передается по кругу и возвращается к педагогу - психологу.
Педагог-психолог зачитывает стихотворение «Отвели ребёнка в сад» :
Отвели ребенка в сад –
Мама рада, папа рад:
Не мешает им никто!
Можно спать до десяти,
На прогулку не идти,
Нож забыть на видном месте.
Выпить кофе граммов двести,
Можно что-то посмотреть, кроме «Маша и Медведь»!
На базар сходить за сыром.
И убрать всю-всю квартиру!
Час прошел и два и три, что-то тягостно внутри.
Без ребенка в доме пусто, без ребёнка в доме грустно.
Ну-ка папа, быстро в сад, возвращай дите назад!
И опять дрожит весь дом…
Завтра снова поведем…
- Маленький ребёнок выходит в мир и начинается большая жизнь - с детского сада! Сейчас, вы родители и ваши дети стоите на пороге этой большой жизни и на сколько успешны будут первые шаги наших детей, как пройдет процесс адаптации зависит от нас взрослых (родителей, педагогов).
Основная часть (30-35 мин) :
Характеристика понятия «Адаптация».
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, новому окружению, новым отношениям т. е. новым условиям пребывания. В данном случае для ребенка новым, неизвестным пространством выступает детский сад.
Уже с первых дней жизни у ребенка в семье формируются привычки, привязанности, определенное поведение. К 2-3 годам стереотип становится довольно устойчивым. При поступлении в дошкольное учреждение привычные условия жизни (режим, характер питания, микроклимат помещения, приемы воспитания, характер обучения) меняются. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу. В чем же проявляется стресс? У детей в период адаптации (привыкания) могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние, иногда повышается температура тела. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок - в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается. Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию. К сожалению, многие родители не знают, что эти явления временные, и забирают малыша из сада, так и не дав ему возможности полностью адаптироваться.
По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет в 2-2,5 года – 7- 10 дней, в 3 года 2-3 недели.
- Думаю, что каждого из вас волнует вопрос: «Что нужно делать нам взрослым, на что обратить внимание, чтобы процесс адаптации ребенка прошел успешно?». Самое время перейти к советам и рекомендациям.
Советы, рекомендации для родителей «Как обеспечить более безболезненное привыкание ребенка к условиям детского сада?» (На подносе лежат заранее заготовленные листы – раздатки для родителей с рекомендациями, педагог - психолог раздает их родителям и просит зачитать в слух поочередно в соответствии с номером, после каждого зачитанного совета дает краткое пояснение).
1. Заранее познакомьтесь с режимом детского сада, в который поведете ребенка, и максимально приблизьте к нему условия воспитания в семье (более ранний подъем, время дневного сна и приема пищи, характер питания и пр.).
2. Немалую роль в процессе адаптации ребенка к саду играет осведомленность малыша о жизни детского сада. Поэтому, прежде чем начать регулярно посещать детский сад, вам следует:
- рассказать ребёнку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, подробно расскажите о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет делать и почему Вы хотите, чтобы малыш пошёл в сад (также читайте ребенку книги о детском саде);
- поговорите с ребёнком о возможных трудностях, к кому он сможет обратиться за помощью, как это сделать. Например: «Если ты захочешь пить, подойти к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и Анна Николаевна нальёт тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом»;
- прийти с ребенком в садик для знакомства с территорией, помещением группы, игрушками, спальней. Не спешите, придите несколько раз. Обсуждайте с ребенком, комментируйте увиденное.
- проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребёнку, как ему повезло - скоро он сможет ходить в детский сад. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей радости, гордитесь своим ребёнком, ведь он уже большой и скоро будет ходить в детский сад.
Для того, чтобы помочь малышу преодолеть коммуникативный барьер, целесообразно заранее выучить имя и отчество воспитателя и, придя в сад, представить ребенка и воспитателя друг другу.
Разработайте вместе с ребёнком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить вас.
3. Время пребывания ребенка в детском саду в период адаптации строго индивидуально. Однако не следует в первый же день оставлять малыша надолго. Специалисты-психологи рекомендуют следующую примерную схему: 1, 2 день - на несколько часов. Постарайтесь прийти к дневной прогулке, погулять вместе со всеми и уйти домой обедать. Находиться с ребенком в группе, кормить его, а тем более укладывать спать не стоит. Малыш должен знать, что это прерогатива воспитателя. 3-6 день - заберите ребенка сразу после обеда, до сна. Лучше прийти до окончания обеда и подождать в раздевалке, не показываясь малышу. Опоздай вы немного, и ребенку придется тревожиться, ожидая маму в пустой группе. Со вторника 2-й недели (после выходных, в понедельник, все еще более щадящий график) - малыш уходит домой в полдник. И лишь с 3-ей недели можно оставлять ребенка на целый день.
4. Важно научить малыша общаться со сверстниками (попросить игрушку, поделиться своей; подождать, пока другой ребенок поиграет, и т. п. Как это сделать? Ответ: Играйте с ребенком, распределяйте роли, воображайте сюжет игры). При предварительном знакомстве с обстановкой группы постарайтесь положительно настроить малыша (как много детей, много игрушек, дети весело играют, воспитательница - хорошая тетя и пр.). Дайте время малышу спокойно все осмотреть, покажите, где он будет спать, раздеваться, кушать, играть.
Ребёнок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ребёнку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребёнка по именам. Поощряйте обращение вашего ребёнка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребёнку.
5. Развивайте навыки самообслуживания. Умение одеваться: натягивать колготки, носочки, выворачивать их, и др. Также перед детским садом малышу стоит научиться еще многому: пользоваться унитазом, а не горшком; обращаться с ложкой; сморкаться в носовой платочек.
Задачу самообслуживания малышу можно облегчить простой стрижкой, удобной одеждой без декоративных элементов типа маленьких пуговиц и застежек на спине. Главный принцип - чем проще, тем лучше. Обувь лучше выбирать на липучках.
6. Принесите из дома «мамозаменителя» - это может быть любимая мягкая игрушка малыша, с которой он спит, или просто тряпочка с «родным запахом» : пижама, к которой привык кроха (первое время приносите в сад только уже знакомые ему вещи и игрушки, покупку нового отложите на потом, любимая книжка.
Можно приготовить вместе с ребёнком «радостную коробочку», складывая туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, которые остаются привлекательными для вашего ребёнка и, уж точно, обрадуют других детей. Это могут быть красивые бумажные салфетки или лоскутки приятной на ощупь ткани, книжки с картинками и т. д.
7. Ежедневно расспрашивайте о жизни детского сада. Удивляйтесь, хвалите ребенка. Ваша беседа должна быть эмоционально ярко окрашена. Малышу очень важно знать, что значимые для него взрослые принимают его всерьез, относятся с уважением к его проблемам, внимательно и с интересом его слушают, а то, что он говорит, оказывается действительно важным. Избегайте вопросов: «Что вы сегодня делали? Что вы ели? Как ты себя вел? Что вы проходили по.» Спросите: «Вы сегодня рисовали или лепили? На завтрак была каша или яичко? С кем ты сегодня играл? О ком вам читали книжку?» и т. д.
8. Никогда не пугайте ребёнка детским садом. В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Совершенных людей нет, будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через воспитателей.
9. Отдавая ребенка в детский сад будьте спокойны. Спокойный родитель – спокойный ребенок.
10. Используйте игры – эксперименты с водой, соленым тестом, крупой для снятия у ребенка психоэмоционального напряжения после детского сада.
«Практическая лаборатория».
- Уважаемые родители, сейчас хотелось бы представить вашему вниманию игры, которые помогают снимать психоэмоциональное напряжение, негативные переживания, стресс у детей в период адаптации к детскому саду (педагог-психолог наглядно демонстрирует игры и предлагает родителям совместно поиграть в игру «Ямки», на столах лежат заранее подготовленные материалы) :
Игра «Рыбалка»
В любую ёмкость с широким горлом (таз, ведро) высыпаются детали мозаики - это рыбки, а вместо удочки - обычная ложка, или ложка с длинной ручкой, с дырочками и т. п.
Можно просто вылавливать «рыбок», складывая их в чашку, а можно сортировать их по цвету (красных «рыбок» - в красную баночку - чашку, желтых «рыбок» - в желтую, по форме, по размеру - все зависит от разнообразия мозаики и вашей фантазии. Также эта игра хорошо раз-вивает координацию движений.
Игра «Закон Архимеда»
Интересное исследование можно провести, заполнив ведро с водой тяжелыми предметами. Сколько надо ложек, монет (или др. тонущих предметов, чтобы вода поднялась и начала выливаться из ведра. Параллельно проведите опыты: тонет - не тонет. Соберите разнообразные предметы домашнего обихода (прищепки, ложки, предметы из пластмассы, металла, дерева, бумаги, игрушки. Поочередно опуская их в воду, ребенок определит, что тонет, а что нет. Задайте вопросы: почему тонет? -тяжелый, а почему утонул бумажный кораблик? - намок, стал тяжелым и т. п. Если вы насыпали в воду много монет, предложите ребенку их собрать, не выливая воду - это полезно для мелкой моторики, зрительно-двигательной координации.
Игра «Ямки»
Предложите ребенку размять в руках кусок мягкого теста, затем положить его на дощечку и сделать в нем «ямки», надавливая прямым указательным пальцем. Таким же образом можно действовать несколькими пальцами (2-3) или всеми пальцами одновременно, одной или обеими руками. В получившиеся ямки предложите малышу положить изюминки, фасолины, горошины, камушки и т. п.
Заключительная часть (5-7 мин) :
Подведение итогов собрания.
- В заключении нашей встречи хочется дать самый главный совет: чтобы процесс адаптации прошел благоприятно, любите своего ребенка. Скажите ему самые главные слова: «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе, и мы все преодолеем».
Обратная связь, рефлексия (эмоциональная, смысловая).
- Мне очень интересно узнать мнение каждого о сегодняшнем мероприятии. У вас на столах лежат клубнички: красная – обозначает, что собрание вам понравилось, вы получили нужную информацию; синяя – мне чего-то не хватило, информация была недостаточно полезна (педагог-психолог проходит с подносом по кругу и собирает эмоциональный отклик от каждого участника мероприятия).
- Сейчас попрошу вас письменно закончить предложение: «Сегодня я для себя выяснил (а), открыл (а, узнал (а, желаю …» (родителям раздаются листы в форме игрушек – лошадки, неваляшки, пирамидки, матрёшки и т. п.) Приложение 5
В заключении педагог-психолог раздает родителям информационные буклеты («Игры – эксперименты с водой, соленым тестом, крупой для снятия у детей психоэмоционального напряжения после детского сада в период адаптации») и благодарит родителей за то, что они пришли, желает успешной адаптации.