Любовь Балуева
Конспект родительского собрания «Культура детско-родительских отношений»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №93» общеразвивающего вида
МБДОУ «Детский сад 93"
Конспект родительского собрания
Тема «Культура детско-родительских отношений»
Педагог-психолог: Балуева Любовь Владимировна
2024
Тема: «Культура детско-родительских отношений»
Форма: беседа с элементами тренинга
Публикация «Конспект родительского собрания „Культура детско-родительских отношений“» размещена в разделах
Цель: повышение педагогической культуры родителей дошкольников.
Задачи:
- развитие и совершенствование коммуникативных навыков;
- формирование позитивных психологических установок, способствующих коррекции родительского поведения;
- развитие доверия к другим людям;
- снятие психоэмоционального напряжения.
Участники мероприятия: родители подготовительной группы.
Планируемый результат:
- осознание необходимости общения со своими детьми;
- освоение на практике путей взаимодействия с ними;
- приобретение положительного эмоционального настроя.
Материалы и оборудование:
- «Сундучок эмоций»;
- аудиозапись для динамической паузы;
- презентация «Пожелания Ваших детей»;
- емкость и цветные стикеры для упражнения «Волшебный сосуд»
Продолжительность: 40 минут
План проведения собрания :
1. Организационный момент.
2. Беседа «Что такое педагогическое общение?». «Сундучок эмоций».
3. Упражнение: «Правила плохих родителей».
4. Динамическая пауза.
5. Практикум «Варианты общения».
6. Презентация «Пожелания Ваших детей».
7. Обратная связь. Упражнение «Волшебный сосуд»
Ход родительского собрания
1. Подготовительный этап
- Подготовить наглядный материал «Сундучок эмоций».
- Подготовить презентацию «Пожелания Ваших детей».
- Подготовить памятки для родителей «Способы и правила общения с детьми».
2. Организационный этап
Для реализации задачи сконцентрировать внимание родителей, объединить общей идеей проводится игра «Дружные жители города». Для проведения игры педагог-психолог и родители встают в круг. Все участники – это жители одного города, которые, собравшись в определенное время на площади, здороваются друг с другом в соответствии с ударами колокола. Один удар колокола – здороваются ладонями, два удара – здороваются спинами, три удара – берут друг друга за плечи и легонько потряхивают.
3. Этап проведения беседы: «Что такое педагогическое общение?». «Сундучок эмоций».
Педагог-психолог: «Что такое педагогическое общение? Это – … (система взаимодействия родителя с детьми с целью их познания, оказания воспитательного воздействия, формирования благоприятного микроклимата).
Как вы думаете, что является условием успешного общения с детьми? (Главное условие успешного общения – это хорошее знание людей, умение проникнуть в их душевное состояние, понять их эмоциональное состояние, умение разобраться в причинах эмоций).
Психологи различают 6 основных видов эмоций. Какие самые неприятные? (Гнев, злоба, агрессия. Эти чувства можно назвать разрушительными – они разрушают и самого человека, его психику, здоровье; и его взаимоотношения с окружающими).
Давайте представим «сундук» наших эмоций. В первой – самой верхней его части (открывает 1 часть) – гнев, агрессия, раздражение. Подумайте, а от чего возникает гнев? (Высказывания родителей).
Психологи отвечают на этот вопрос несколько неожиданно… Гнев – чувство вторичное, а происходит он от переживаний другого рода, таких как (открывает 2 часть сундука на рисунке) : боль, обида, страх. Успешное общение – это понимание причин возникновения эмоций второго ряда «сундука наших эмоций».
Педагог-психолог: Боль, обида, страх возникают у человека. (открывает 3 часть сундука на рисунке) от неудовлетворенных потребностей быть любимым, быть принятым, быть признанным. За любым негативным переживанием мы всегда найдем какую-нибудь нереализованную потребность. Например, потребности в:
- любви – познании;
- внимании – свободе;
- ласке – независимости;
- успехе – самоопределении;
- понимании – самосовершенствовании;
- уважении – развитии;
- самоуважении;
- реализации собственного потенциала.
Давайте проследим, что обычно слышат наши дети в течение дня в детском саду, дома: «Вставай! Сколько можно повторять! Быстрее одевайся! Посмотри, как у тебя заправлена рубашка… Гулять не пойдешь, пока…».
Если умножить эти высказывания на количество дней, недель, лет, в течение которых ребенок все это слышит… Получится огромный багаж отрицательных впечатлений о себе, да еще от самых близких для него людей! Ребенку постоянно приходится доказывать себе и взрослым, что он чего-то стоит!
Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник, а просто за то, что он есть (открывает 4 часть сундука). Базисные стремления: «Я – хороший. Я – любим. Я – ЕСТЬ».
В детстве мы узнаем о себе только из слов и отношений к нам близких людей. У маленького ребенка нет внутреннего зрения, его образ себя строится извне. Окружающие люди, в первую очередь, родители строят его!
Вывод: положительное отношение к себе – основа психологического выживания.
4. Упражнение «Правила плохих родителей»
Педагог-психолог: «Сейчас я хочу попросить пап составить правила «плохих пап», а мамы составляют правила «плохих мам» индивидуально на листочке, затем зачитать по желанию.
Примеры: «Никогда не играй со своим ребенком», «Не спрашивай его об увлечениях, интересах», «Никогда не бери сына с собой в поход, на рыбалку, в гараж».
Обсуждение: «Как вы думаете, зачем мы составляли эти правила? (Чтобы никогда не следовать им).
5. Динамическая пауза
Эти игры направлены на преодоление замкнутости, пассивности, скованности, а также способствуют эмоциональному и двигательному раскрепощению.
«Путаница»
Участники игры встают в круг, закрывают глаза и, вытянув руки вперед, сходятся в центре. Правой рукой каждый берет за руку любого другого участника, левая оставлена для того, чтобы за нее кто-нибудь взялся. После этого все открывают глаза. Таким образом образуется путаница.
Задача участников – распутаться, не отпуская рук.
В этой игре используется веселая, бодрящая музыка.
«Сборщики»
Масса всевозможных мелких игрушек разбросана на полу. Участники игры разбиваются на группы по 2-3 человека и берутся за руки. По сигналу ведущего обеими свободными руками каждая группа должна собрать как можно больше предметов.
При сборе используется веселая энергичная музыка.
6. Этап проведения практикума «Варианты общения»
Педагог-психолог предлагает родителям разбиться на пары или вызываются разные пары родителей для демонстрации позиций.
- Позиция «Синхронный разговор». Оба участника в паре говорят одновременно в течение 10 секунд. Можно предложить тему разговора. Например, «Книга, которую я прочел недавно». По сигналу ведущего разговор прекращается.
- Позиция «Спина к спине». Во время упражнения участники сидят спинами друг к другу. В течение 30 секунд один участник высказывается, А другой в это время слушает его. Затем они меняются ролями.
- Позиция «Низко – высоко». Один участник из пары садится на маленький стульчик, другой встает перед ним на стул.
- Позиция «Далеко – близко». Участники садятся на стулья на расстоянии 3-4 метров друг от друга.
Обсуждение:
1. Комфортно ли вам было общаться друг с другом в предложенных ситуациях?
2. Не казалось ли вам, что вы слушаете с усилием, что это не так просто?
3. Что мешало вам чувствовать себя комфортно?
4. Что помогает вам в общении?
8. Презентация «Пожелания Ваших детей»
Педагог-психолог: «Мы просили детей дать свои советы папам и мамам, давайте проанализируем их». (Просмотр слайдов).
Обсуждение: Какие эмоции вызывают у вас советы детей? Как хочется их прокомментировать или лучше задуматься и помолчать.
Вывод. Советы наших детей чаще являются просьбами или требованиями, связанными с удовлетворением интересов ребенка и получением выгод, и лишь изредка можно заметить проявления искренней заботы о родителях.
9. Обратная связь. Упражнение «Волшебный сосуд»
Всем участникам предлагается написать то, чего ему бы хотелось пожелать присутствующим на собрании, при этом ни к кому конкретно не обращаясь и опустить листок в коробочку – пожеланий.
Затем ведущий перемешивает в коробке все пожелания и родители вытаскивают из нее пожелания для себя.
Я благодарю всех за участие и откровенность. Спасибо. Всего доброго!
Используемые источники:
Кыласова Л. Е, Карцева Т. В., Ротарь Н. В. «Эффективные формы взаимодействия специалистов ДОО и родителей. ФГОС ДО»;
Монина Г. Б., Лютова – Робертс Е. К. «Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители);
Интернет-источники [электронные ресурсы].
Советы родителям «Способы и правила общения с детьми»
- Не фиксируйте внимание на неудачах, не делайте замечаний, даже если хотите что-то исправить, кому-то помочь. Избыток внимания или отрицательная оценка способны нарушить эмоциональное благополучие ребенка.
- Не бывает правильных и неправильных действий, у всех все получается, все проявляют себя, как могут и как хотят, не боясь получить порицания, осуждения.
- Не сравнивайте детей с кем-либо в невыгодном свете, не ставьте никого в пример. Главное – не результат, а внутренняя свобода, эмоциональное благополучие, из которого последуют, свобода мысли, свобода внешних проявлений. Дети сами выберут пример для подражания.
- Не выражайте симпатии и внимание в избыточной форме, это тоже может навредить. Глобальная оценка, даже похвала, – слишком большая нагрузка для ребенка.
- Используйте разные формы тактильной поддержки – улыбку, пожатие руки, поглаживание по спине, голове, подмигивание и так далее.
- Лучше воздействовать на ребенка реже, но обдуманнее.