Комарова Ольга
Конспект родительского собрания по теме «Развитие речи детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ №2
Тема: «Развитие речи детей 3-4 лет»
Цель собрания :
- раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребенка.
Публикация «Конспект родительского собрания по теме „Развитие речи детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
-создать единое педагогическое пространство воспитателей, родителей и детей для сотрудничества, сотворчества и совместной деятельности по развитию речи детей четвертого года жизни.
-предложить родителям использовать дома,в повседневной жизни разнообразные игры по развитию речи детей.
Задачи :
1. Познакомить родителей с особенностями развития речи детей младшего дошкольного возраста и методами и приемами ее развития
2. Познакомить родителей с играми для развития речи,в которые полезно играть дома.
3. Познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой для детей
4. Продолжать вовлекать родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
Предварительная работа:
1. Оформление стенда для родителей «Развитие речи детей 3-4 года жизни»
2. Изготовление папки «Артикуляционная гимнастика»
3. Изготовление игр для развития речи.
4. Изготовление папки для родителей «Речевые игры», «Как разучивать стихотворения с детьми»
1. Вступительная часть
С вступительным словом выступила воспитатель группы Кабанова О. В.
Добрый вечер, уважаемые родители! Рады приветствовать всех вас на нашем собрании. Собрание нацелено на актуальнейшую тему : «Развитие речи детей 3-4 лет»
Во время пребывания ребенка в детском саду, мы с вами составляем своеобразный треугольник :воспитатели- ребенок-родители. Задача ребенка- познавать что-то новое, открывать самого себя: что я могу, что я умею,на что я способен. Именно ребенок является вершиной нашего треугольника. А наша с вами задача, задача взрослых- помогать ребенку в этом нелегком деле.
Если не будет взаимодействия родители-воспитатели,то все наши усилия не найдут нужного отклика. А наша задача,чтобы ребенок всесторонне развивался. Только вместе мы сможем решить любые проблемы в воспитании и развитии детей.
Сегодня мы поговорит об одном из важнейших познавательных процессов человека – речи.
2. Выступление воспитателя Кисляковой А. В. по вопросу «Особенности развития речи ребенка младшего дошкольного возраста».
Речь –основная форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям :
- речь развивается и совершенствуется в процессе общения со сверстниками
и взрослыми
- речь становится орудием мышления.
Основные задачи речевого развития детей :
1. Овладение нормами и правилами родного языка, определенными для каждого возраста
2. Развитие коммуникативных способностей,то есть способности общаться.
Основу речевого развития ребенок получает в семье,в самые первые годы своей жизни. Ребенок овладевает речью только лишь в процессе общения со взрослыми. Всем известны печальные примеры детей- Маугли,для которых отсутствие общения с людьми,отсутствие речи в их жизни,привело к тому, что эти дети не разговаривали. они могла только лишь издавать отдельные звуки. Это лишнее подтверждение важности для ребенка слышать речь,обучаться речи.
Хорошо развитая речь ребенка способствует его успешному обучению в школе. А нарушения речи отражается и на формировании характера ребенка, так же как не исправленный вовремя дефект речи делает ребенка замкнутым в себе, не уверенным,раздражительным.
Дети с самого раннего детства проявляют большой интерес к речи : они создают новые слова,могут даже сочинять стихи. Но это все возможно именно при целенаправленном обучении, чтобы создать у детей интерес к родному языку.
Развитие речи влияет на развитие мышления. Высказывание ребенка показывают нам его уровень умственного, эстетического и эмоционального развития,а так же свидетельствует о овладении богатством родного языка,его грамматическим строем.
С помощью речи взрослые объясняют детям,как они должны себя вести. то есть устанавливают для детей нормы общественного поведения,что способствует нравственному воспитанию.
Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребенка.
К 4-м годам :
• Ребенок правильно произносит отдельные звуки,умеет интонацией передать вопрос,просьбу,восклицание.
• Накапливает определенный запас слов (пассивная речь) ,который содержит все части речи. Активно начинают употреблять прилагательные и местоимения (я, она,он)
• Через слово начинают овладевать основными грамматическими формами речи :появляется множественное число,винительный и родительный падежи,уменьшительно –ласкательные суффиксы ек –ик)
• Выражает свои мысли простыми предложениями,может ответить на поставленный вопрос.
Но в речи детей данного возраста отмечаются некоторые особенности :
-дети не верно произносят или совсем не произносят шипящие : «ш», «ж», «ч», «щ», сонорные «р», «рь», «л», «ль», звуки,а некоторые из них пропускают.
-дети еще не способны выделить существенные признаки предметов,например, они затрудняются назвать части тела, части предмета
- еще не совершенна интонационная сторона речи.
- необходима работа над развитием артикуляционного аппарата,над дикцией,темпом,звуковой культурой речи.
-не всегда дети могут согласовывать слова в роде, числе и падеже : он пошла, она –взял
-при построении предложений пропускают отдельные члены предложений.
- дети часть отвлекаются от содержания вопроса.
Мы познакомились с требованиями к речи ребенка 4-летнего возраста. Вы все слышите речь своих детей,поэтому ясно и понятно,что проблемы в данном вопросе есть практически у всех воспитанников нашей группы.
3. Выступление воспитателя Кабановой О. В. по вопросу «Игры для речевого развития детей». «Артикуляционная гимнастика»
На каждом возрастном этапе есть свои задачи,свои методы обучения. Работа по развитию речи в детском саду осуществляется при разных видах деятельности :на специальных занятиях по развитию речи,а также на всех других занятиях и вне занятий- в игровой форме, в процессе наблюдения за природой,в ходе общения с детьми.
Дети дошкольного возраста очень общительны. Они очень эмоциональны. Давайте вместе с вами будем больше общаться с нашими детьми,обогащая и развивая их речь во время этого общения.
Отправляясь на прогулку, мы можем :
1. поговорить о том. какая сегодня погода,какое небо. что есть на небе,есть ли ветер и в какую сторону он дует,теплый он или холодный, в какую одежду одеты люди. почему и с чем это связано.
2. подкормить птиц, побеседуя о их внешнем виде и повадках
3. посмотреть вокруг себя,обратить внимания на прекрасный растительный мир.
4. загадать загадку и найти отгадку
5. поискать приметы времени года
6. вспомнить стихотворение,песенку
7. поиграть «С какого дерева лист» «Раз,два,три,к дереву- беги!», «Когда это бывает»
Можно даже на примере одной прогулке заметить,сколько нового и полезного можно привнести в жизнь ребенка. Для этого необходимо просто видеть окружающий мир и научить своего ребенка замечать,наблюдать и восхищаться всем, что нас окружает, любить и беречь все живое.
При общении с ребенком,учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи,об отдыхе, о любимых друзьях. об интересных событиях в жизни ребенка.
Читайте детям книги,особенно сказки. Сказкой можно успокоить,поднять настроение,она близка и понятна ребенку в любом возрасте. После прочтения книг,задавайте детям вопросы,обсуждайте поступки героев,объясняйте значения слов.
Существует множество игр для речевого развития.
Хочу познакомить вас с некоторыми из них.
1. игры на активизацию словаря :
«Кто или что может это делать!». Взрослый называет действие,находит необходимые предметы. Например : загадываем слово идет. Ребенок говорит :девочка идет,снег идет,кошка идет… подберите слова к глаголам : ползет, летит,бежит, моет,спит и т. д.
2. «Отгадай, что это?»
Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам :
Растут на грядке в огороде,употребляются в пищу. (овощи)
Движется по дороге,по воде,по воздуху.
3. «Что для чего?»
Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся называемые предметы :
-хлеб – в хлебнице,Сахар –в сахарнице,Конфеты – в конфетнице,Мыло –в мыльнице и так далее
4. «Угощаю»
Предложить вспомнить вкусные слова и угостить друг -друга. Можно поиграть в «Кислые», «Соленые «, «Горькие слова «.
5.«Ищем слова»
Предложить вынуть слова из борща,винегрета,кухонного шкафа и т. д
Игры на речевое обобщение
1. «Назови лишнее слово»
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать лишнее слово
-среди имен существительных :ведерко,кукла,паровоз,автомобиль,стул,синий, зайчик, платье и т. д.
2. «Найди дерево»
Выделение признаков деревьев (общая форма,расположение ветвей, цвет и внешний вид коры)
Игры на развитие звукового анализа и синтеза :
1. «Цепочка слов»
Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова
Например: кошка-автобус- стена –автомобиль
2. «Придумай слова»
Ребенок должен придумать слова на заданный звук. Например, на звук «ж»
Жук –жаба – джинсы и т. д
Игры на развитие грамматического строя речи.
1. «Подружи слова»
Листья падают – листопад, снег падает –снегопад,сам летает –самолет
2. «Все сделал (а)»
Предложить детям сказать о чем- либо, как будто это уже сделано : поливает –полил,надевает –надел, кушает –покушал, строит –построил и т. д.
3. «Один – много»
4. «Приготовим сок»
Из яблок сок какой?- яблочный, из груш –грушевый, апельсиновый сок из чего? Из апельсинов.
Игры на развитие связной речи
1. «Что на что похоже»
Подобрать похожие слова
-Белый снег похож на что?
-Синий лед похож на что?
-Частый дождь похож на что?
Это небольшой перечень игр для речевого развития ребенка. Для развития речи детей необходимо постоянно беседовать с ребенком,задавать вопросы и спрашивать ответы на них у ребенка.
Для того, чтобы научить ребенка правильной качественной речи, качественному произношению,родителям может помочь артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика –это комплекс упражнений для тренировки языка,губ,щек и нижней челюсти. Именно эти органы отвечают за четкое правильное произношение звуков.
Артикуляционные упражнения повышают подвижность органов речи. С помощью упражнений артикуляционной гимнастики у детей формируется правильное «автоматическое» произношение.
Кроме того,детям очень интересно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики.
Каждый день в своей работе мы используем упражнения артикуляционной гимнастики.
Предлагаю Вам ознакомиться с правилами выполнения этих упражнений.
Комплекс артикуляционной гимнастики стоит выполнять :
- не чаще 2-3 раз в день
- длительность комплекса 10 -15 минут
-в одном занятии должно быть 3-4 знакомых упражнения и одно новое.
-для самых первых занятий нужно использовать 2-3 упражнения
-взрослому нужно находиться либо позади ребенка с зеркалом или находиться перед малышом
-упражнение сначала выполняет взрослый,потом ребенок
Можно ознакомиться с примерными комплексами упражнений,который находится в родительском уголке.
Как видите, для того, чтобы развивать речь детей,существует множество интересных занятий и игр. Главное –иметь желание и немного времени.
Благодарю всех за внимание. Если у кого -то возникли вопросы, пожалуйста, спрашивайте.
4. Слушали отчет родительского комитета о проделанной работе.
5. Отвечали на интересующие родителей вопросы.
ПРИНЯТЫ РЕШЕНИЯ:
1. Воспитателям совместно с родителями уделять должное внимание развитию речи ребенка. Больше общаться с детьми. читать сказки, стихи,потешки,загадки и разучивать их.
2. Поощрять в семье занятия ребенка лепкой, рисованием, конструированием, играми с мозаикой. Оснастить группу необходимым количеством карандашей, фломастеров,красок,разными видами конструктора.
3. Оказывать родителям всестороннюю помощь и консультации.
4. Посоветовать родителям посетить с ребенком зоопарк,театр,цирк,выставку.
5. Больше бывать на природе,знакомить детей с ее красотой и многообразием.
6. Обращать внимание на консультации и разработки,которые находятся в родительском уголке.
7. Предложить родителям участвовать в различных конкурсах и олимпиадах.
8. Принимать активное участие в жизни детского сада и группы.