МААМ-картинки

Конспект родительского собрания в детском саду «Волшебные слова»

Евгения Иванова
Конспект родительского собрания в детском саду «Волшебные слова»

Родительское собрание на тему

«Волшебные слова»

Цель: педагогическая поддержка семьи в вопросах нравственного воспитания детей.

Задачи:

1. Пополнить теоретические знания родителей по теме «Культура общения»

2. Повысить компетентность родителей по методике воспитания культуры общения у детей (использование детьми вежливых слов) в условиях семьи.

3. Привлечь родителей к совместной проектной деятельности по созданию библиотеки и игротеки по теме собрания.

Публикация «Конспект родительского собрания в детском саду „Волшебные слова“» размещена в разделах

Предварительная работа: анкетирование родителей, подготовка пригласительных билетов, разработка памяток, списка детский художественной литературы, подборка литературного материала для чтения детям.

Материалы и оборудование: карточки с заданиями, карточки с эвристическими вопросами, ноутбуки, принтер.

Повестка собрания.

1. Вводная часть.

1.1 Организационный момент.

1.2 Вступительное слово – актуальность темы.

1.3 Разминка «Приветствие».

2. Основная часть.

2.1 Сообщение «Культура общения»

2.2 Практическая часть. «Решаем проблемные ситуации», эвристические вопросы, КТД «Вежливый словарь»

3. Заключительная часть

3.1 Рефлексия. Живая анкета «Закончи фразу…»

3.2 Обсуждение и утверждение проекта решения собрания.

Примерное время проведения собрания 40 минут.

Ход собрания

Вежливость - это одно из тех качеств,

которое можно оценить по достоинству,

лишь испытав неудобство от его отсутствия.

С. Джонсон

Добрый вечер всем, кто откликнулся на наше приглашение. Я очень рада видеть Вас. Тема сегодняшней встречи - «Волшебные слова». Согласитесь, вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей.

Я не случайно обратилась к этой теме. Наблюдая за детьми в группе на протяжении нескольких месяцев, я заметила, что дети редко используют в речи вежливые слова и выражения. Они обращаются и ко взрослым и друг к другу следующим образом: «Дайте чистый листок, поточите карандаш, почините игрушку, подайте куклу, дайте хлеба, оденьте, завяжите, застегните, покажи, дай, отдай» и т. д. Анализ предложенных родителям анкет показал, что эта проблема волнует и вас. Вам приходится часто напоминать своим детям, что надо поздороваться, попрощаться, поблагодарить. Несмотря на то, что мы взрослые вроде бы часто говорим детям об этом, ситуация не меняется. Поэтому я предлагаю обсудить эту проблему. Мы вместе попробуем найти ответы на беспокоящие нас вопросы.

Разминка. Начать наше мероприятие я предлагаю с небольшой разминки «Приветствия». Нужно вспомнить все известные Вам слова приветствия, и не повторяясь поздороваться друг с другом.

Теперь разделитесь на пары и еще раз поздоровайтесь, но без слов.

«Культура общения». В век современных технологий люди получили возможность общаться на расстоянии через многочисленные социальные сети и приложения, учиться и работать дистанционно, что помогает значительно сэкономить время и деньги. Современное поколение молодых родителей активно пользуется услугами всемирной паутины, разбирается в современных гаджетах. В телефонах «закачана» практически вся жизнь. Люди все реже и реже ходят друг к другу в гости, практически не пишут письма, чаще перекидываются парой слов на ходу по телефону. Общение в интернете не обязывает к использованию лишних слов и выражений. Информацию нужно предавать быстро и лаконично. Поэтому культура общения, конкретно использование вежливых слов, отходит на задний план. А между тем, вы будете долго помнить, если кто-то из хорошо знакомых людей прошёл мимо на улице и не поздоровался, за какое-то доброе дело не поблагодарил. Будете переживать, и, наверняка, затаите обиду.

Много лет создавались людьми правила поведения, этикета, цель которых была, кроме нравственных качеств, доброты, чуткости, сердечности, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения, в одежде, в разговоре, в приеме гостей и сервировке стола – словом во всем, с чем мы выходим в общество.

Насколько важным было выполнение этих правил, говорит тот факт, что 200 – 300 лет тому назад отдельные нормы поведения приравнивались к законам и не соблюдавших их граждан наказывали. Так Петр I в изданных при его участии «Показаниях к житейскому обхождению» указывал: «Никто не имеет права, повеся голову и, потупя глаза вниз, по улицам ходить или на людей косо взглядывать…»

Но сегодня мы говорим не об этикете вообще, а о «вежливых словах».

Историческая справка.

Предлагаю обратиться к истории происхождения некоторых «вежливых слов».

Своя история есть у слова благодарности «спасибо». Вначале при встрече говорили: «Спаси вас Бог», что подразумевало спасение от всяких неприятностей, болезней, от какого-либо зла. Со временем это приветствие сократили и вместо «Спаси Бог» стали говори «спаси – бо».

Известное всем слово вежливости «пожалуйста» происходит от слова «жаловать». В давние времена оно означало оказывать внимание, проявлять почтение. Отсюда и другое, родственное, слово - «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать внимание.

Слово «прощай» означало «сними с меня вину», «отпусти меня свободным». С начала прошлого века в оборот входило слово «до свидания». Теперь в практике речевого общения можно услышать: «Всего вам доброго, до свидания!» (пожелание и прощание вместе).

«Благодарю» - дарю благо, «признательна» - признаю тебя, «здравствуйте» – желаю здоровья.

Немного о правилах. Слова «прощай» и «до свидания» кажутся похожими по смыслу. Но слово «прощайте», «прощаю тебя», нужно говорить, когда люди расстаются надолго, а может навсегда. Грустное слово. А вот слово «до свидания» - светлое, радостное. «До скорого», «до следующего свидания», т. е. люди еще хотят увидеться, ждут встречи.

Слова «простите» и «извините» тоже вроде бы похожи. Извиниться можно, если вы наступили кому-то на ногу или нечаянно толкнули. А вот если сильно провинились, нужно просить прощения.

Слово «извиняюсь» никогда нельзя употреблять в речи. Хотя в жизни нередко мы это слышим: «Извиняюсь, можно зайти?» Кажется обыкновенное волшебное слово. Но если прислушаться: «Извиняюсь - извиняю себя», т. е. вы просите извинения у самого себя.

Чуть-чуть истории. Вежливый чех называл себя вашим покорным слугой. «Целую вашу руку!» - восклицал австриец и даже целовал подол платья тому, к кому он питал особое уважение. В кругах польской аристократии можно было слышать вопрос: «Счастливы ли вы?». «Ели ли Вы сегодня?», «Здоров ли Ваш скот?» - такими фразами обменивались жители древнего Китая, Монголии, Египта. Словами «Я Вас вижу» обменивались при встрече зулусы. Турок при встрече грациозным движением прикладывал руку сперва к сердцу, потом ко лбу в знак искреннего расположения. Англичанин в приступе вежливости и благосклонности хватал руку, как в железные тиски, и так сильно её тряс, как будто желал оторвать.

Это далеко не вся история этикета, об этом можно рассказывать много и долго. Вполне вероятно, что многие из этих обычаев устарели, некоторые вообще исчезли. Что ж, тем любопытнее было узнать о них.

Мы используем вежливые слова, чтобы не задеть чувства другого, чтобы смягчить смысл слов, которые нам кажутся резкими или прямолинейными, чтобы попросить о чем-то так, чтобы человеку нетрудно было согласиться. Да и просто для того, чтобы быть воспитанными.

Всем родителям хочется, чтобы их дети были воспитанными, умели правильно и вежливо общаться, чтобы не было за них стыдно. Некоторые дети легко, просто и быстро усваивают правила общения, а у других это может вызывать некоторые трудности. Почему так бывает?

Для начала давайте вспомним, что же значит – быть вежливым? (вопрос родителям, их ответы). По определению, вежливость – это черта характера человека, подразумевающая обладание хорошими манерами, умение тактично и учтиво общаться с другими людьми, быть чутким и уважительным. Вежливый человек должен обладать хорошими манерами и знать правила этикета.

Назовите синонимы и антонимы слова «вежливый» (задание родителям, их ответы). Синонимы слова «вежливый» - обходительный, внимательный, почтительный, галантный, уважительный, любезный. Антонимы – резкий, грубый, неучтивый, невоспитанный.

И об этом обязательно стоит поговорить с детьми. Мы, взрослые, понимаем значение слова «вежливый», а дети могут недопонимать его значение. И хорошо как раз будет привести примеры антонимов.

Сложно ожидать, что вежливые манеры появятся у ребенка сами по себе. Для их воспитания необходим личный пример в семье, а также целенаправленное обучение вежливым словам. Только так мы можем прийти к стойким результатам.

К тому же, нужно постоянно поддерживать и поощрять в детях желание быть вежливыми. Ведь вокруг сколько соблазнов и отступлений от желаемой нормы! Со всех сторон можно слышать грубые слова, ненормативную лексику, некорректное обращение людей друг к другу. Увы, даже не все педагоги владеют грамотной речью и хорошими манерами. И противостоять всеобщему давлению бывает очень непросто.

Важно, чтобы с раннего детства дошкольников окружало как можно больше доброго и красивого. Но умение различать добро и зло не дается с рождения. В процессе ежедневной кропотливой работы взрослые на своем примере должны воспитывать у детей стремление быть добрыми, вежливыми и порядочными.

Начиная с первых дней жизни, ребенок попадает в определенные условия и среду обитания, он воспринимает и усваивает все, что его окружает. Многие удивятся, но как раз в этот период и формируются первоначальные стандарты вежливого поведения и общения. Ребёнок наблюдает, как общаются родственники внутри семьи и с другими людьми.

А вообще, начать, как обычно, стоит именно с себя. Объективно и беспристрастно оцените, насколько вежливо вы себя ведете с близкими, в кругу друзей, с воспитателями и учителями в садике и в школе, в транспорте, когда не очень комфортно и отдавливают ноги, за рулем в пробке. Особенно когда рядом находится ребенок. И даже если на данный момент результаты тестирования не самые лучшие, всегда можно начать их повышать. Срочным образом возьмитесь за себя! Ведь ребенок непременно скопирует вас в самой неожиданной ситуации и неподходящем месте, будьте в этом уверены!

Если в окружении ребенка все стараются вести себя по отношению друг к другу уважительно и вежливо, то для крохи с самого раннего возраста такое поведение становится нормой, а словарный запас малыша очень рано пополняется вежливыми словами. Воспитанные дети не появляются в нашем обществе сами собой. И, если ребенок не произносит, так называемые, «волшебные» слова, то родители, конечно, задумаются, почему это именно так.

Впоследствии малыша, скорее всего, будут приучать к вежливости искусственными способами, заставлять произносить такие слова, как «спасибо», «здравствуйте», «пожалуйста». Это не совсем правильно. Прежде всего, родителям следовало бы обратить внимание на стиль их общения, говорят ли они сами вежливые слова хотя бы друг другу и ребенку в том числе. Ведь в лексиконе детей «волшебные» слова могут появиться только, если они их часто слышат от окружающих.

Итак, какие же вежливые слова ребенок должен усвоить первоначально?

Без сомнений, это слово «здравствуйте» или другие слова, которыми мы приветствуем друг друга. В минимальном словарном запасе ребенка должны быть помимо слов приветствия еще и «спасибо-пожалуйста», «извините», «до свидания» и их варианты.

Помимо того, что малыш должен знать о существовании таких слов, его следует научить употреблять слова вежливости в процессе ежедневного общения с родителями, друзьями, ровесниками. Конечно, изначально могут быть затруднения и детям обязательно понадобятся подсказки взрослых. Но далее запас вежливых слов у ребенка будет увеличиваться и расширяться.

Вежливый ребенок - мечта каждого родителя. Наиболее простой путь воспитания вежливости - личный пример и вежливое обращение с ребенком. Объединение усилий педагогов и родителей в этом направлении, создание соответствующих условий в детском саду и дома будет способствовать тому, чтобы дошкольники росли культурными и доброжелательными людьми.

Современный ритм жизни, к сожалению, не оставляет времени на проявление вежливости. Люди забывают благодарить друг друга, здороваться при встрече. Не соблюдая правил этикета, родители зачастую требуют этого от детей. Нередко можно услышать, как мама или папа в приказном тоне говорит сыну или дочери: "Поздоровайся! ", "Извинись! ". Маленький ребенок может и не понимать, чего от него хотят. Авторитарностью и безосновательной требовательностью трудно достучаться до детей.

В воспитании вежливости важным является личный пример родителей. Например, ситуации, когда ребенок наблюдает, как родители пренебрежительно отзываются о знакомых ему людях, а утром приветливо с ними здороваются, будут способствовать формированию у дошкольника двойных стандартов поведения. Если же каждый день взрослые в семье здороваются друг с другом легко и непринужденно, то со временем ребенок начнет делать так же, и это становится для него нормой.

Поскольку игра - основная деятельность детей дошкольного возраста, в качестве эффективного метода воспитания вежливости можно использовать игровые ситуации, в которых любимые дошкольниками игрушки говорят друг другу слова вежливости. Не менее важно читать детям сказки, рассказы, в которых герои проявляют вежливость по отношению друг к другу. Эти простые методические приемы могут использовать родители в повседневной жизни.

Дошкольный возраст является сенситивным (т. е. благоприятным) периодом для этического воспитания детей. Наряду с ФЭМП, ИЗО, ФИЗО в воспитательно-образовательном процесс следует включать формы работы с детьми, направленные на формирование у них этических норм поведения. ама И учтите: главное, сами не забывайте про нормы вежливого поведения на улице, на работе и дома, в процессе общения с детьми. Тогда ребенок очень быстро и легко усвоит правила и стандарты, которыми отличаются все вежливые люди.

«Решение проблемных ситуаций».

Родители – это самые главные люди в жизни малыша. Именно от их компетентности в вопросах воспитания во многом зависит дальнейшая судьба ребёнка, его успешность. Хочу предложить обсудить ситуации, которые часто возникают в жизни.

Мама с Арсением встретили на улице воспитательницу, которая разговаривала со знакомой. Проходя мимо, Арсений сказал: «Здравствуйте, Елена Витальевна!». Елена Витальевна поздоровалась, но очень строго посмотрела.

Мама забирала Сашу домой одним из первых. Перед уходом мама отправила сына попрощаться с воспитателем. Сама осталась ждать в раздевалке.

Лиза с мамой пришли в магазин. Лиза издалека увидела бабушку. «Эй, привет!» - крикнула Лиза. Некоторые покупатели обернулись. Бабушка смутилась.

Пришли гости, взрослые разговаривают на кухне. Артем постоянно забегает на кухню с просьбами. «Можно мне, пожалуйста яблочко?». «Можно я, пожалуйста, возьму конфету?». «Можно мне, пожалуйста ещё конфету?». «Можно мне, пожалуйста попить?»

Юра с папой стояли на задней площадке автобуса и собирались выходить. Вдруг Юра увидел знакомого мальчика. Правда, мальчик стоял в другом конце автобуса, у передней двери.

- Витька, привет! — изо всех сил закричал Юра.

- Где ты пропадал? Как дела?.

Пассажиры в недоумении пожимали плечами.

Пятилетний Миша с мамой были на приёме у врача. Уходя из кабинета, мальчик забыл попрощаться, и мама ему напомнила. «Пока! Пока» - не поворачивая головы проговорил Миша. И они быстро ушли.

У Матвея был День рождения, и родители решили отпраздновать такое событие в кафе. В кафе пришли всей семьёй. Были приглашены и бабушка с дедушкой. За столом много было поздравлений, красивых добрых слов и пожеланий. Матвей был доволен, радовался подаркам. Никто за столом так и не услышал от него вежливых слов.

Родители высказываются, обмениваются мнениями, делятся опытом, приводят собственные примеры

Эвристические вопросы. «Вопрос – ответ». А теперь предлагаю обсудить с помощью специальных вопросов: Кто? Что? Зачем? Когда? Где? Чем? Как? Их называют эвристическими. Если перемешать эти вопросы между собой получится 21 вариант. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, можно получить новый, интересный взгляд на проблему и нестандартные пути их решения.

1. «Наш сын Ваня не дает нам поговорить, он постоянно требует, чтобы мы им занимались: и почитай, и поиграй и т. п. Когда мы с мужем разговариваем, Ваня влезает в наш разговор, требует, чтобы слушали только его».

2. «Денис в детском саду не умеет общаться с детьми. И никак не научить его здороваться! Денис не говорит «до свидания», не говорит «спасибо». Папе Денис выражает свое недовольство словами: «Я с тобой не дружу!»

3. «У сына проблема с мусорными словами, они буквально вылетают изо рта Кирилла».

4. «Наш сын ругается матом. Пробовали не обращать внимания, ругать и наказывать – ничего не помогает! Как быть?»

Родители высказываются, обмениваются мнениями, делятся опытом, приводят собственные примеры.

КТД (коллективное творческое дело) «Вежливый словарь». Родителям предлагается разделить на микрогруппы (по количеству ноутбуков). Каждой группе предлагается оформить страничку для вежливого словаря: записать вежливые слова по разделам «Приветствие», «Прощание», «Благодарность». «Извинение», «Просьба». По окончании полученный материал распечатывается и оформляется в книжку- малышку. Таким образом запустить совместный долгосрочный проект по созданию групповой библиотеки, начав с серии книжек-малышек по правилам этикета. Пополнять библиотечный фонд предлагается совместными усилиями.

Заключительная часть. Рефлексия. «Живая анкета» Мы о многом поговорили. Надеюсь, Вы, дорогие родители нашли ответы на свои вопросы. И, подводя итог нашей встрече, предлагаю каждому из вас ответить на вопросы: было ли что-то новое, познавательное для вас на собрании?

Проект решения собрания.

1. Продолжить совместную деятельность семьи и детского сада по воспитанию вежливости у детей.

2. Организовать долгосрочный совместный проект «Библиотека», начав с серии книжек-малышек о правилах этикета.

Публикации по теме:

Фотоотчет родительского собрания «Традиции моей семьи». Опыт взаимодействия с родителями в нашем детском садуФотоотчет родительского собрания «Традиции моей семьи». Опыт взаимодействия с родителями в нашем детском саду Приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. По определению Владимира Ивановича Даля, «семья – это совокупность близких.

Конспект игры-викторины для родительского собрания «Мой ребенок!» Конспект родительского собрания «Мой ребенок?». Цель: способствовать развитию коммуникативных умений, гармонизации детско-родительских отношений,.

Конспект родительского собрания «Что я знаю о своём ребёнке»Конспект родительского собрания «Что я знаю о своём ребёнке» Конспект родительского собрания "Что я знаю о своём ребёнке?" Форма проведения: путешествие по стране Воспитания. Участники: родители,.

Конспект родительского собрания «Как растить любознательных»Конспект родительского собрания «Как растить любознательных» Конспект родительского собрания "Как растить любознательных" Цель: ознакомить родителей воспитанников с условиями развития любознательности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект родительского собрания в детском саду «Волшебные слова»
Опубликовано: 9 марта 2024 в 12:16
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД