Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте»

Марина Ваулина
Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте»

Подготовка к собранию:

1 Анкетирование родителей.

Вопросы анкеты направлены на выявление степени обладания навыками самообслуживания у ребенка.

2 Оформление группы.

Оформление фотовыставки:

” Я умею сам!”.

(Включает в себя фотоматериалы с изображением детей в процессе выполнения различных действий по самообслуживанию: одевание, раздевание, мытье рук, прием пищи.)

3 Изготовление красочного приглашения на родительское собрание.

“Уважаемые родители!

Приглашаем вас на родительское собрание (дата и время)

Вместе мы порассуждаем над темой:

Формирование навыков самообслуживания”.

Мы ждем встречи с вами и надеемся на тесное сотрудничество в деле воспитания ваших детей!”

Ход собрания.

Звучит приятная музыка. Столы расставлены полукругом

Вступление.

Звучит музыка (релаксация)

Уважаемые родители! Мы очень рады видеть Вас у нас в гостях.

Спасибо, что Вы так дружно откликнулись на наше приглашение.

И прежде, чем начать наше собрание, хотелось бы узнать с каким настроением вы к нам пришли.

Проведём тест «Настроение»

Перед Вами лежат цветные полоски. Выберите цвет, который соответствует Вашему настроению в данный момент.

(воспитатель для себя определяет, с кем можно общаться, а кого лучше не беспокоить вопросами).

Проанализировав Ваши анкеты, мы пришли к выводу, что многие из Вас испытывают трудности в воспитании у детей навыков самообслуживания. Предлагаем сегодня во всём разобраться вместе и по возможности поделиться опытом в общей проблеме.

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего возраста заключается в постепенном приучении его к самостоятельности.

Самостоятельность – ценное качество, необходимое человеку в жизни. Воспитывать его необходимо с раннего детства. По своей природе дети активны. Очень часто, особенно к 3 годам, они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.

Как часто каждому из нас в ответ на предложение сделать что-то за ребенка или помочь ему в чем-то приходилось слышать: “Я сам!”

И мамы, которые пытаются препятствовать самостоятельности ребенка при овладении навыками самообслуживания, удерживают ребенка в зависимом состоянии, тем самым наносят вред своему ребенку.

Если малыш не отличается сильным характером, он может сдаться и позволит одевать себя чуть ли не до школы.

Готовность, и решимость осваивать навыки самообслуживания у большинства детей проявляется где-то в возрасте трех лет, в период одного из кризисов взросления с названием “Я сам!”.

У ребенка появляется устойчивое желание самоутвердиться. И подавлять эти порывы ни в коем случае нельзя!

Конечно, пятилетний ребенок выучится быстрее. Но за эти годы он может утратить главное – желание учиться. Стимулы исчезают, теряются. Ведь трехлетка будет безумно горд, когда впервые застегнет сам молнию на куртке. Пятилетний же, освоив это мастерство, ничего не почувствует. И в самом деле, в пять лет-то, чем тут гордиться? Это все сверстники давно умеют.

Итак, давайте будем учиться вовремя и вместе.

Дети – элементарным навыкам самообслуживания,

мы – последовательности, методичности и терпению.

А терпения как раз порой и не хватает…

Представьте себе такую ситуацию:

Мама торопится домой, но ребёнок хочет ей показать, что он научился сам одеваться, но очень долго это делает.

Ваши действия?

(Ответы родителей)

Очень часто, уставшие за день родители раздражаются по поводу самостоятельности ребёнка и одевают его сами.

Мы понимаем ваше возмущение от поступка вашего ребенка.

Предлагаем выполнить простое упражнение, которое поможет Вам в такой ситуации снять раздражение.

«Выпусти свое раздражение».

Раздаются надувные шары. Надуваем их (помещаем свое раздражение, и выпускаем воздух из шара (выпускаем раздражение). Шар (раздражение) улетает.

Ситуации бывают разные и, сейчас мы немного поразмышляем, и поделимся своим опытом в воспитании детей.

Перед Вами волшебный цветик – семицветик с различными ситуациями из жизни малышей. Давайте попробуем разобраться в них вместе.

1 лепесток:

Трехлетний Максим с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец, после долгих усилий колготы почти надеты, но… наизнанку. Мать, быстрым движением, не скрывая раздражение, стягивает с него колготы и натягивает их уже сама.

Малыш поднимает крик: «Сам! Я сам!”

Мать строго говорит: «Сиди спокойно! Не умеешь, а кричишь «сам».

Вопросы: Как Вы думаете?

Правильно ли поступила мама?

Каковы последствия такого поведения мамы?

Бывали ли подобные ситуации у вас?

Как вы выходили из них?

Как лучше вести себя в таких ситуациях?

Ответ:

(Мама поступила неправильно, она может отбить у ребенка всякое стремление к самостоятельности, в последствии ребенок может вырасти пассивным, ленивым.

Правильнее было бы обыграть ситуацию: «Ой, смотри какие глупые колготочки – перевернулись наизнанку! Давай им поможем – вывернем их обратно”.)

2 лепесток:

Кате 3 года, она категорически отказывается сама одеваться. Аргументирует свой протест тем, что она еще маленькая.

Почему так происходит?

Как быть родителям в сложившейся ситуации.

Ответ:

(Вероятно, в какой - то момент родители перехватили инициативу по одеванию - раздеванию в свои руки, не поддержали стремление к самостоятельности.

Можно данный процесс превратить в увлекательную игру: вот змея заползает в нору (одевание колгот, носок, вот поезд едет через туннель (натягивание свитеров и футболок через голову). Можно поиграть в прятки. Одежда закрыла лицо – где наш малыш?

В процессе игры ребенок сможет незаметно для самого себя перехватить инициативу, почувствовать желание одеваться самостоятельно.)

3 лепесток:

Все игрушки, с которыми играл ребенок, оставлены на полу разбросанными. Вы чувствуете, как усиливается ваше недовольство, раздражение. Ребенок отказывается собирать игрушки.

Отреагируйте на поведение ребенка так, как считаете нужным.

Ответ:

Можно использовать игры: «Кто быстрее соберёт игрушки»; можно представить себя «подъёмным краном» и, поднимая игрушки медленно опускать их в коробку, найди домик зайки, машинки, кубиков».

4 лепесток:

Вы, наверняка, припомните среди своих знакомых такую маму: Они постоянно куда-то спешат и опаздывают. И, конечно, такая мама не может позволить ребенку такую роскошь, как самому одеться, застегнуться, обуться. Потому что, по ее мнению, это пустая трата времени: “ Провозится полчаса, а одевать все равно мне придется – так лучше я сразу это сделаю”.

Как вы считаете: а может действительно эта мама права? Ведь большинству малышей в этом возрасте все еще не хватает ловкости, а смотреть на их труды – тяжелое испытание.

Ответ:

нет смысла затевать самостоятельное одевание утром, если вы спешите на работу.

Ребенку необходимо успешно довести дело до конца, чтобы почувствовать гордость, а вам необходимо спокойствие, чтобы это ему позволить и без раздражения помочь)

5 лепесток:

Машу забирает бабушка, которая очень любит помогать. Даже если Маша сама одевается, бабушка так и рвется помогать.

В результате ребенок стал бегать за помощью по поводу каждой мелочи в одежде.

Что Вы скажете бабушке?

Ответ:

(Попросить бабушку не делать этого, этим она не помогает, а развивает в ребенке неуверенность в своих силах.)

6 лепесток:

Андрюше 2 года 10 месяцев, он умеет мыть руки, вытираться полотенцем – делает это с удовольствием, используя при этом стишки и потешки.

С одеванием возникают проблемы – как его заинтересовать?

Ответ:

Что это такое?

- Штаны! - отвечает ребенок.

- Штаны? А для чего они?

- Надевать.

- Надевать? А как это)

7 лепесток:

На улице похолодало, стали одевать теплую одежду и начались капризы – колготки не одену, штаны не хочу и т. п. Когда одеваю сама – успокаивается. Что произошло?

Ответ:

(Возможно, теплые вещи не подходят для самостоятельного одевания: штанишки маловаты, колготки сделаны из теплого, но неудобного материала. Ребенку просто физически трудно одеть эти вещи).

Обучение конкретным навыкам самообслуживания надо начинать с показа на любимых игрушках ребёнка, постепенно переходя к прямому обучению на самом малыше.

В процессе обучения важно сказать ему кратко и чётко, что вы от него хотите. Указание произносите, когда ребёнок смотрит на вас. При необходимости покажите это действие сами. Показ должен быть неторопливым, чётким и последовательным. После объяснения и показа возьмите своими руками руки ребёнка и проделайте вместе с ним нужное действие.

Во время самостоятельного выполнения действия ребёнком поправляйте его в доброжелательном тоне, не указывая на то, что нельзя делать, или что надо перестать делать, а говоря прямо, что необходимо делать именно сейчас. Например, нужно сказать: «Давай есть медленно», «Говори тихо», «Возьми одну» вместо: «Не торопись во время еды», «Не кричи громко», «Не бери много» и т. д.

Любое действие можно разделить на маленькие поддействия, выполняемые в определённом порядке. Обучая ребёнка новому навыку, составьте алгоритм и действуйте каждый раз согласно ему. Так например, процесс одевания штанишек может выглядеть так:

Сядь на стульчик

Возьми штанишки обеими руками за поясок

Подними одну ножку и вдень её в одну штанину

Поставь ножку на пол

Подними вторую ножку и вдень её в другую штанину

Встань и подтяни штанишки наверх обеими руками

Помните, что скорость формирования навыков самообслуживания зависит от индивидуальных особенностей ребёнка, типа нервной системы, от скорости запоминания, от семейного отношения к чистоте и опрятности, т. к. именно пример родителей и близких людей является главным для малыша.

Не забывайте давать положительную оценку действиям ребёнка! Любая похвала положительно влияет на достижение хорошего результата. Это может быть ласковое слово или прикосновение, небольшие самодельные игрушки - подарки, а иногда и сладкое угощение. Используйте различные способы сказать ребёнку, что у него всё получается: «Очень хорошо! Молодец! Здорово! У тебя получилось! Ура! Замечательно! Ты справился! Отлично! Правильно! Я так рада!» и др.

Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей — длительный процесс, требующий знания малышей и большого терпения.

Известно, что ребенок трех лет при хорошем педагогическом руководстве может многое сделать самостоятельно. Поэтому работу по формированию у детей первой младшей группы навыков самообслуживания мы начали с первых дней учебного года.

Начали с выяснения умений воспитанников.

У детей отсутствовали не только элементарные навыки самообслуживания, но и желание что-либо делать самостоятельно.

Дети не знали, в какой последовательности надо одеваться и раздеваться, как правильно держать ложку, как самостоятельно пользоваться горшком, мыть руки…

Некоторые родители чрезмерно опекают детей, все за них делают сами. Поэтому стремление детей к самостоятельности, проявляющееся у них уже в начале третьего года жизни, не поддержанное своевременно, было утрачено. В первые дни мы и уделили этому особое внимание.

В успешном формировании навыков самообслуживания большое значение имеют условия. И здесь важно все: удобная одежда и обувь детей, оборудование.

Важно, чтобы петли на одежде были удобными для застегивания и расстегивания, чтобы все застежки были по возможности спереди,

При формировании любого навыка надо обучать детей определенным действиям. Без этого формирование навыков самообслуживания немыслимо. Младших детей необходимо учить застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Большое значение при этом мы придаем многократным упражнениям ребенка в выполнении этих действий.

Основная деятельность маленьких детей — игра. Мы старались ее организовать так, чтобы дети в играх овладевали умениями, необходимыми в самообслуживании. Сначала в присутствии детей сами одевали кукол на прогулку, раздевали их, укладывали спать, показывали способы застегивания и расстегивания одежды, несколько замедляя действия и сопровождая их пояснениями. Затем в совместной с ребенком игре предлагали ему выполнить то или иное действие.

Не все у нас проходило хорошо, были и ошибки, неудачи.

И некоторые дети ещё до сих пор нуждаются в нашей помощи во время одевания и раздевания. Мы считаем, это происходит из-за недостаточной помощи со стороны родителей детей.

По мере овладения навыками одевания и раздевания мы перешли от непосредственной помощи к напоминанию. Например, если ребенок неправильно надевал колготы, говорили ему: «Проверь и положи их на колени так, чтобы сверху был один шов». Обучая детей навыкам самообслуживания, не забывали о таком эффективном приеме, как поощрение. Одобряя действия малыша, мы привлекали внимание остальных детей к тому, что он сам что-то сделал, например, надел колготы и тапочки. Говорили: «Вот видишь, сегодня постаралась — у тебя все и получилось». Поощрения вызывают у ребенка чувство радости, создают уверенность в том, что он может, умеет сам что-то делать, побуждают его к проявлению усилий, к самостоятельности. Одобряли и тех, кто еще вчера не справлялся с каким-либо действием, а сегодня выполнил его самостоятельно. Однако следует помнить, что похвала — дело тонкое, и если она часто применяется, то может отрицательно сказаться на формировании характера. Поэтому мы иногда говорили тому или иному ребенку: «Правильно, что сделал сам. Ты должен уметь делать это для себя».

Формируя навыки самообслуживания, необходимо воспитывать и бережное отношение к вещам. Показывать и рассказывать, как надо складывать вещи, вешать в шкаф.

В программе детского сада поставлена задача совершенствования навыка мытья рук и умывания. Мы с первого дня показывали детям, как взять мыло, намылить руки, затем смыть водой. Показывали, как нужно «отжать» руки над раковиной, чтобы не забрызгать окружающих и пол, как пользоваться полотенцем и тщательно вытирать. Затем предлагали детям попробовать сделать то же. В умывальную комнату приглашали не всех сразу, а небольшими подгруппами.

Мы добились того, что почти все дети без напоминания идут мыть руки, самостоятельно засучивают рукава (иногда с помощью взрослого, правильно пользуются мылом и водой.

Естественно, дети неодинаково быстро усваивают правила и действия, которым мы их учим. Но у каждого ребенка при правильном воспитании вырабатывается стремление все делать самостоятельно.

Ребенок говорит «Я сам». Задача взрослого поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать его веру в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий.

Предлагаем Вам поиграть в игру «Шкатулка возможностей»

Выбирая из «Шкатулки возможностей» какое-либо действие, мы сможем ответить на этот вопрос.

Родителям предлагается из красиво оформленной коробочки доставать листок с написанным действием ребёнка и подумать, доступно ли оно самостоятельному выполнению детям младшего дошкольного возраста:

*Самостоятельное раздевание с небольшой помощью взрослого

*Мытьё рук с мылом

*Самостоятельная чистка зубов

*Самостоятельное одевание (колготы, штаны, свитер, юбка)

*Вытирание полотенцем рук насухо

*Завязывание шнурков

*Использование во время еды вилки.

*Самостоятельный приём пищи с помощью ложки

*Расстёгивание пуговиц

*Застёгивание пуговиц

Мы хотим обратить Ваше внимание на процесс одевания.

Каждое раздевание подготавливает последующее одевание. Убранные вещи во время раздевания должны лежать так, чтобы их легко было взять: например, штаны под колготками, т. к. надеваются во вторую очередь. И, конечно, детям быстрее и удобнее брать и надевать вещи, разложенные по порядку и аккуратно сложенные. Очень расстраивает детей и мешает им быстро одеваться неаккуратность в детском шкафчике (невывернутые кофты, положенные позади шапки; шапки, убранные в рукава;

Предлагаем Вам сравнить возможности детей и взрослых, одевающихся в разных условиях на примере игры «Одень малыша»

Для этого: макеты раздевальных шкафчиков (в одном вещи сложены аккуратно и по порядку, а в другом - колготы не вывернуты, шапка в рукаве, свитер в пакете со сменным бельём, пакет с обувью завязан и т. п., куклы большого размера. Предлагаем одеть кукол: кто быстрее.

(Выходят 2 родителя по желанию)

Опыт показывает, что опережает родитель, одевающий ребёнка в вещи из первого шкафчика.

Комментарии воспитателя: Мы убедились, что, когда всё в порядке, одеться можно легко, в несколько раз быстрее. Второй ребёнок замешкался. И это с помощью взрослого. А если он одевается сам, то ему практически невозможно справиться со всеми трудностями, поджидающими в шкафу, самостоятельно.

Для чего нужна быстрота одевания? Чем быстрее ребёнок оденется, тем раньше выйдет на улицу. У него будет больше возможности находиться на свежем воздухе, поиграть.

Призываю вас помочь детям жить их жизнью, помочь им сделать процесс одевания самостоятельным (по их возможностям).

Подведение итогов.

Что ж сегодня у нас появилась уверенность в том, что мы можем помочь нашим детям стать более самостоятельными, уверенными в своих силах.

И сегодня мы решили вручить Вам памятки по формированию навыков самообслуживания:

Памятка по формированию навыков самообслуживания.

Надеемся, что памятка поможет вам в деле воспитания ваших детей.

(звучит музыка)

Вот и подошла к концу наша встреча. Взрослый мир назвал детей цветками жизни. Может отсюда, и возникли «детские сады»? А вот какими мы их вырастим, чем вскормим и напитаем, зависит от нас с вами. Вместе мы многое сможем!

Публикации по теме:

Конспект инновационной формы проведения родительского собрания в первой младшей группе «Первый раз в детский сад» Конспект инновационной формы проведения родительского собрания в первой младшей группе «Первый раз в детский сад» Цель: Создать условия.

Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Адаптация ребенка в детском саду» Добрый вечер. Мы рады видеть вас на нашей встрече, на первом родительском собрании. Сегодня мы собрались, чтобы познакомится с вами, а также.

Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Давайте познакомимся» Цель: расширение контактов между педагогами и родителями; моделирование перспектив на новый учебный год; повышение педагогической культуры.

Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Особенности развития детей 2–3 лет» Цель: формирование компетентности родителей в области особенностей развития детей 2-3 лет. Задачи: 1. Познакомить родителей с итогами адаптационного.

Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей и технических навыков в младшем возрасте» Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей и технических навыков в младшем возрасте» (2015) Формирование творческой личности.

План-конспект родительского собрания «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» Программное содержание : Цель: формировать у детей и родителей культуры здоровья. Задачи: формировать у родителей представления о воспитании.

Презентация «Формирование культурно — гигиенических навыков и навыков самообслуживания» В программе «Истоки» о формировании культурно – гигиенических навыков, в частности о самообслуживании, говорится следующее: «Формирование.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Конспект родительского собрания в первой младшей группе «Формирование навыков самообслуживания в младшем возрасте»
Опубликовано: 26 апреля 2018 в 09:06
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет о стендовой информации «Чудо-капуста»
Фотоотчет со стендовой информации «Чудо капуста» У нас в группе накоплен достаточный наглядный, методический материал по ознакомлению дошкольников о...
Мастер-класс «Рисование с помощью пищевой пленки и одноразовых полиэтиленовых пакетов»
Мастер-класс "Рисование с помощью пищевой пленки, одноразовых полиэтиленовых пакетов" Для рисования нужны: Бумага для акварели Вода Губка Кисточка...
Экологический арт-дизайн.  Макет экосистемы «Муравейник»
По экологической программе мы много нового узнаём с детьми , учимся ухаживать за птицами, рыбками, растениями, животными. Узнаём значение экологических...
Фотоотчёт о НОД на тему «Микрорайон города» в подготовительной к школе группе
Фотоотчёт НОД на тему «Микрорайон города» в подготовительной к школе группе . Це ль: Учить детей конструировать различные здания, объединяя их общей...
Самообразования на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» (старшая...
Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста ( старшая группа) Актуальность темы: Эта тема для меня важна, потому что речь ребёнка является...