Ольга Седова
Конспект семинара-практикума для родителей «Социализация дошкольников в условиях семьи. Обучение с увлечением»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект семинара – практикума для родителей
«Социализация дошкольников в условиях семьи. Обучение с увлечением»
Цели:
Публикация «Конспект семинара-практикума для родителей „Социализация дошкольников в условиях семьи, Обучение с увлечением“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Родительские собрания в детском саду
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
ознакомление родителей с содержанием образовательной деятельности по направлению социально-коммуникативного развития посредством технологии «Ситуации месяца», разработанную Гришаевой Н. П., старшим научным сотрудником Института социологии РАН, г. Москвы. ;
демонстрация игровых, творческих упражнений, возможных для использования в домашних условиях, способствующих социализации дошкольников, гармонизации детско-родительских отношений;
сплочение родителей на основе общих интересов и потребностей.
Предварительная работа
За две недели до семинара в группах оформляются стенды по теме. Это необходимо для того, чтобы лекционная часть была минимальной.
За неделю до семинара размещаются объявления о его проведении на сайте детского сада, в группах и на информационных стендах в коридорах учреждения
Участники: родители (законные представители) воспитанников подготовительной к школе группы.
Количество: 20 человек.
Оборудование:
Наличие стульев по числу участников, расставленных полукругом (желательно не массивных, так как во время работы в подгруппах, индивидуально, стулья нужно передвигать, 10 столов для индивидуальной работы;
мультимедийная установка, магнитофон;
2 картинки (лисенок с игрушкой и лисенок без игрушки, разрезанные на 10 частей, размещенные в коробке; 10 игрушек небольшого размера; большой тряпичный мешок, в котором спрятаны игрушки: медведь, птица, автомобиль, самолет, корабль, лист дерева;
20 бумажных или пластиковых тарелок с небольшим количеством крупы, кусочки ткани, ленты, камушки, ракушки, веточки для каждого, расположенные на столах.
Необходимо заранее подготовить бейджи с именами участников и раздаточный материал по теме: памятка «Эксперименты и опыты в домашних условиях» (Приложение 1).
Структура
1. Приветствие, знакомство.
Цель: создание обстановки доверия и сотрудничества.
1. Основная часть.
Цель:
- ознакомление родителей с содержанием образовательной деятельности по направлению социально-коммуникативного развития посредством технологии «Ситуации месяца»;
- обучение родителей методам и приемам, способствующим эффективной социализации дошкольников в домашних условиях.
2.1. Дискуссия;
2.2. Игра «Разрезные картинки»;
2.3. Беседа;
2.4. Игра «Попроси игрушку»;
2.5. Игра «Истории из мешка»;
2.6. Творческое упражнение «Картина воспоминаний».
1. Заключительная часть. Подведение итогов
3.1. Игра «Комплименты»;
3.2. Раздача памяток «Эксперименты и опыты в домашних условиях», «Игры и упражнения, способствующие социализации ребенка» (по материалам встречи);
Ход семинара - практикума :
Родители сидят полукругом. В центре ведущий. На экране демонстрируется презентация.
1. Приветствие, знакомство
Ведущий: «Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня наша встреча посвящена вопросам социализации дошкольников. Но прежде чем перейти к основной теме, давайте познакомимся.
Встанем в круг. Каждому необходимо по очереди представиться: «Меня зовут, я сегодня вот такая (такой…» и жестами выразить свое настроение. Например, «Меня зовут Ольга Владимировна, я сегодня вот такая» (разводит с улыбкой руками, выражая доброжелательность и открытость).
Поприветствуем каждого. Я включаю музыку (негромко) и вы начинаете двигаться в свободном направлении, здороваться с каждым участником за руку. Обязательно надо поздороваться с каждым и назвать его по имени».
Основная часть
Ведущий: «Уважаемые родители, что такое социализация? Как вы понимаете значение этого слова?
( Возможные ответы: адаптация к обществу, знакомство с правилами поведения в обществе и т. д.)
Совершенно верно!Социализация (от лат. socialis —общественный) — это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация включает усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих человеку функционировать в качестве полноправного члена общества.
Социализация- освоение и присвоение социальных ролей : Я – член коллектива; Я – член семьи; Я мальчик или девочка; Я – житель города; Я – россиянин; Я – часть природы; Я – часть Вселенной;для получения значимых образцов социального поведения.
По мнению многих ученых (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн и др., первые годы жизни – это критически важный период для интеллектуального, личностного и социального развития.
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социализации дошкольников. Это связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основную задачу работы педагогического коллектива – психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации, индивидуализации, развития личности ребенка.
Социализация невозможна без вашего активного участия, т. к. семья это основной институт социализации ребенка.
Сегодня я познакомлю вас с содержанием образовательной деятельности по социальному развитию воспитанников, практически продемонстрирую игры, творческие упражнения, которые вы можете использовать дома в общении с ребенком, проводя время интересно и с пользой.
Тема семинара «Мой дом детский сад».
Задачи образовательной деятельности:
Знакомить детей с особенностями работы сотрудников детского сада.
Развивать чувство гордости за принадлежность к своей группе. Развивать навыки группового общения и поведения, умения совместно выполнять общее дело.
Учить спокойно выслушивать товарища, не мешать в работе соседу, оказывать разумную помощь, утешать плачущего, радоваться успехам товарища.
Что вы можете сделать дома для решения поставленных задач?
Для формирования у детей представлений о том, как надо жить в коллективе, что значит быть хорошими товарищами и друзьями прочитайте литературные произведения: «Кубик на кубик» Я. Тайца, «Умей обождать», «Вместе тесно, а врозь скучно» К. Д. Ушинского, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского, «Синие листья» В. Осеевой, «Как друзья познаются» С. Михалкова и др.
Быть хорошим товарищем - значит чувствовать себя равным среди равных, замечать тех, кто рядом, о них заботиться, при этом знать, что ты не одинок, что о тебе думают твои товарищи.
Общение и совместная деятельность – важные составляющие жизни дошкольника. Большое значение уделяется развитию коммуникативных навыков, способности взаимодействовать с окружающими для достижения общей цели.
2.2. Игра «Разрезные картинки».
Сейчас мы поиграем в простую игру. Вам нужно будет разделиться на 2 команды. Вы видите в коробке картинки – пазлы, которые являются составными частями двух больших картин. Вытягивайте картинку и ищите свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления такой же картинки.
2.3. Беседа:
Где может пригодиться данная игра в обыденной жизни (Ответы родителей). Правильно, на празднике, в гостях, во дворе для организации командных игр.
Большое значение для успешного нахождения в коллективе имеет умение договариваться.
2.4. Игра «Попроси игрушку»
Продемонстрируюигру, которая позволит понять, как правильно общаться, взаимодействовать с другими людьми.
Задание для команды, собравшей картинку, на которой нарисован лисенок с игрушкой: «Вы будете изображать детей. Берите игрушки в руки и садитесь на стулья так, чтобы не мешать друг другу.
Инструкция: сейчас подойдут представители другой команды и станут просить у вас эту игрушку. Вы можете её отдать только в том случае, если захотите сами».
Инструкция представителям команды, которые собрали картинку с лисенком без игрушки: «Вы должны попросить эту игрушку, используя различные способы влияния: приказы уговоры, просьбы и т. д».
Команды меняются ролями
После упражнения проводится беседа:
Ведущий: «Кому удалось завладеть игрушкой, каким образом этого добились? Когда Вам захотелось её отдать (Ответы представителей команд).
Дома с детьми проведите это упражнение. Попытайтесь попросить игрушку, потом это сделает ребенок, спросите его впечатления, когда ему захотелось отдавать, не захотелось и почему? Можно привлечь братьев, сестер. Подобные игры будут способствовать установлению взаимопонимания между детьми. Усложните игру, проведя её без слов, используя жесты.