МААМ-картинки

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Символ России — березка»

Марина Александровна Алексанова
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Символ России — березка»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект

Занятия по нравственно-патриотическому воспитанию с элементами изобразительной деятельности

для детей старшего дошкольного

возраста

«Символ России - березка»

Цель - создание условий для формирования у детей патриотических чувств, любви к родной природе посредством расширения их знаний о березе, как о символе России.

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста „Символ России — березка“» размещена в разделах

-закреплять навыки рисования гуашью разных деревьев (старые, молодые, стройные, изогнутые, умение детей проводить тонкие линии концом кисти.

- формировать умение передавать в рисунке характерные особенности изображения березы.

- формировать представления о самом почитаемом дереве в России - березке;

- познакомить детей с русскими народными традициями, связанными с берёзой;

Расширять представления детей об образе березы в поэзии, музыке, в произведениях изобразительного искусства;

Развивающие:

-развивать художественное восприятие пейзажных картин, содержания и средств выразительности живописи;

- развивать у детей стремление к здоровому образу жизни с помощью системы знаний о роли деревьев в жизни человека;

-расширить и активизировать словарь;

-развивать воображение, внимание, память.

Воспитательные:

-воспитывать социально-активную, творческую личность, способную понимать и ценить окружающий мир, природу, бережно относиться к ним;

- воспитывать чувство гордости за свою Родину.

- привить любовь к родному краю, стране;

- воспитывать уважение к русским традициям.

Предварительная работа:

-дидактическая игра «Собери символы России»

- беседы с детьми по темам: «Символы России», «Традиции в нашей стране».

- рассматривание берёзы во время прогулки.

- хоровод «Березка;

-заучивание стихов о березе.

Словарная работа: кора, береста, чечевички, белоствольная.

Оборудование и материалы: мультимедийная установка, магнитофон с записями русских народных песен и звуков природы; репродукции русских художников, стихи русских поэтов; поделки из бересты; березовая кора- береста, веточки; краски гуашевые, бумага для рисования, кисточки, вода в непроливайках, платочки.

Ход занятия:

Организационный момент:

Воспитатель:

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок.

Здравствуй, белая березка

Здравствуй утро, здравствуй день.

Нам здороваться не лень!

Вводная часть:

Дети садятся удобно на коврике полукругом.

Воспитатель читает стихотворение

«Что мы Родиной зовем?»

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

Автор: Владимир Степанов

Воспитатель: Ребята, о чём это стихотворение?

(Ответы детей)

- Как вы думаете, что такое Родина?

(Ответы детей)

- У каждого человека на нашей планете есть своя Родина. Это место где родился человек. А вы знаете, как называется наша Родина?

(Ответы детей)

- Когда жители других стран произносят слово Родина, как вы думаете, что они представляют? (Ответы детей)

- Что представляете вы, когда говорите о России? (Ответы детей)

- Ребята, эти представления можно назвать одним словом - символы страны.

А сейчас мы с вами вспомним, какие символы нашей страны мы уже знаем.

Дидактическая игра «Собери символы России» (разрезные картинки с изображением символов России). Дети собирают картинки и называют символы.

- Жители других стран, говоря о России представляют холодный, пушистый,белый снег, медведей и матрешек, представляют как люди носят теплые шубы и шапки-ушанки, играют на балалайке. А некоторые представляют неповторимую природу нашей страны.

- А ну-ка угадайте-ка загадки, тогда сразу станет ясно о чем мы сегодня будем говорить.

Клейкие почки,

Зеленые листочки,

С белой корой

Стоит под горой.

В белом сарафане

Стояла на поляне.

Летели синицы,

Сели на косицы. (Ответы детей)

-Конечно, это белоствольная березка!

А сейчас мы с вами окажемся на минуточку в березовой роще.

Дыхательная гимнастика

Воспитатель: Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох. Почувствуйте, какой свежий воздух в березовой роще. Как пахнут листья. Медленно выдыхайте. Еще раз вдохните. Задержите дыхание. Сделайте медленный выдох.

Воспитатель: И сегодня мы с вами попытаемся понять, почему же белая береза – это символ России.

Воспитатель: Ни в одной стране мира нет столько берез, как у нас. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Любит наш народ зеленую красавицу за её красоту. Она растет во всех уголках нашей необъятной родины. Березу можно встретить даже в тех местах, которые кажутся непригодными для растений. Она неприхотлива к почве и вырастает порой даже на карнизах старых каменных домов. На юге встречаются березы огромные, как мачты, а на севере растут карликовые, ростом с ребенка. Но у всех берез очень необычная кора. Чем необычна кора березы? (Ответы детей)

- Березу за ее кору называют - белоствольной. Белую кору называют берестой. Береста – это защитный слой дерева. Она защищает от воды и вредных воздействий человека. Но в белой коре - бересте есть отдушины : черные черточки. Они называются, чечевички, через них береза дышит.

С давних времён люди использовали бересту. Её сушили в тени, разглаживали под прессом и изготавливали из неё кружки, короба. Когда ещё не было бумаги, на бересте писали.

- Посмотрите, у вас на тарелочках есть кусочки бересты. Давайте подойдем к столам и рассмотрим бересту и изделия из бересты.

Дети рассматривают бересту и изделия из бересты.

Воспитатель: А теперь мы с вами отправимся в гости к нашей берёзе.

(мультимедия с изображением березовой рощи)

(Стук в дверь)

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Машенька, я пришла к вам из далекой деревни, чтобы поведать вам о нашей красавице – белоствольной березке.

Берёза любимое дерево всех русских людей. Обычаи и традиции тесно связаны с этим деревом. Издревле берёзу на Руси очень почитали. В лесу береза приносит много пользы человеку, животным и другим растениям. А вы знаете, как люди могут использовать березку? Березка - не только красивое дерево. Еще в давние времена люди отметили многие полезные свойства березки. Если заварить чай из набухших почек березки, этот отвар становится очень полезным, и лечит многие болезни человека. А распаренный березовый веник в бане изгоняет болезни, дает бодрость и силу. Березовыми листьями в старину красили яйца на пасху.

Воспитатель: Дети, а вы пробовали березовый сок (Ответы детей.)

Машенька: Весной, когда деревья просыпаются, у березы выделяется вкусный сок, его пьют для укрепления здоровья. Даже птицы и животные пьют березовый сок. Движение сока у березки начинаются еще до появления почек.

В старой русской загадке говорится: «Есть дерево об четыре дела: первое дело – мир освещает; другое дело – скрип утишает, да крик утешает; третье дело – больных исцеляет; четвертое дело – чистоту соблюдает».

Воспитатель: Как вы думаете, о чем говориться в этой загадке? (Ответы детей)

Машенька: Да у нас в деревне все об этом знают.

Первое дело – лучина для освещения избы;

Второе дело – березовый деготь использовали для смазки колес у телеги, чтобы не скрипели, а отвары из почек березы давались младенцам «от крику»;

Третье дело – Из березовых почек и листьев готовили отвары, мази которыми лечили людей.

Четвертое дело – банный веник, а также веник для уборки дома.

Береза щедрое дерево. Издавна люди плели из березы лукошки, делали ложки, игрушки, дудочки. Весной береза поит людей, зверей и птиц березовым соком.

А сейчас вспомним, как же березу сажают и как за ней ухаживают? Физкультминутка:

«Мы березу посадили»

Мы березку посадили, (приседаем, имитируем посадку дерева)

Мы водой ее полили, (имитируем полив из лейки)

И березка подросла, (встать на носочки, вытянуть руки вверх)

К солнцу ветки подняла, (руки над головой, машем вправо и влево поочередно)

А потом их наклонила, (руки опустить вниз, машем вправо и влево поочередно)

И ребят благодарила. (Поклоны головой.)

Воспитатель: Про березку говорят : белоствольная, кудрявая, стройная. Поэты посвящают ей стихи.

Поэтесса Е. Трутнева так описывает берё зу осенью:

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У берёзы на плечах.

С. Есенин зимой:

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом

Точно серебром.

С. Есенин о берё зе весной и летом:

Улыбнулись сонные берёзки

Растрепали шёлковые косы,

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

- Скажите, пожалуйста, ребята, а какие стихи про березу знаете вы?

Дети рассказывают стихи о березе.

1ребенок:

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную.

В зеленом сарафанчике

С платочками в карманчиках.

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Автор: Прокофьев А.

2 ребенок:

Если б дали березке расческу,

Изменила б березка причёску :

В речку, как в зеркало, глядя,

Расчесала бы кудрявые пряди,

И вошло б у неё в привычку

По утрам заплетать косичку.

Автор: Токмакова И.

3 ребенок:

У задумчивой березки

На ветвях висят сережки.

Ты, березка, не грусти,

Почки в листья распусти.

Автор: Наумов И.

Машенька: Молодцы, ребята, но береза не только очень красивое дерево. Люди любят ходить в березовый лес, чтобы отдохнуть душой и телом, набраться сил и энергии. Только нужно помнить, что брать у природы нужно помнить, что брать у природы нужно с умом, не нанося вред.

На земле мы живем с тобой,

Нет прекраснее земли родной.

Так давайте беречь и любить.

Не губить её, не губить!

Практическая часть:

Воспитатель: Ребята, вы уже, наверное, заметили, что берёза красива в любое время года. И эту красоту в своих картинах изобразили русские художники. Давайте полюбуемся красотой русской природы.

Дети с воспитателем рассматривают репродукции русских художников

- А теперь я предлагаю вам представить, что мы художники и нарисовать березу.

Но сначала вспомним приемы рисования березы. Нужно набрать краску черного цвета и нарисовать ствол сверху вниз. Затем рисуем толстые и тонкие веточки. Затем набираем краску желтого цвета и рисуем листья (если вы рисуете березку поздней осенью). Когда краска подсохнет набираем краску черного цвета и рисуем черточки –отдушины (чечевички). (Показ приёмов рисования берёзки, показ образца нарисованной берёзки.) Дети под звучание мелодии приступают к рисованию. Индивидуальная помощь затрудняющимся детям. По окончанию рисования, дети рассматривают свои рисунки.

Машенька: Какие красивые березки у вас получились.

Машенька: Ой, ребята, а вы знаете, что у березы тоже есть свой праздник. В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской березки». Утром все нарядные отправлялись в березовую рощу. Девушки выбирали одну из березок и украшали ее цветными ленточками, лоскутками. Вокруг водили хороводы, плясали и заводили игры.

Воспитатель: Машенька, а давай и мы с вместе с ребятами заведем хоровод «Во поле береза стояла».

Хоровод

«Во поле березка стояла» с платочками.

(Дети становятся вокруг березки, водят хоровод и поют песню «Во поле березка стояла». В руках у детей платочки, на проигрыше кружатся на месте.)

Итог занятия :

Воспитатель: Ребята о чем мы сегодня говорили?

Как называется белоствольный символ России?

Ребята, расскажите Машеньке, что вам больше всего запомнилось из ее рассказа?

Что вы узнали нового?

(Ответы детей.)

Машенька: Спасибо, ребята, мне очень понравилось у вас в гостях. До свидания, ребята. До новых встреч.

Рефлексия:

Дети выставляют рисунки на доске, рассматривают рисунки друг друга.

Воспитатель: Ребята, у нас получилась настоящая березовая роща. Каждый из вас нарисовал березки по-своему.

-Опиши свою березку. Какая она? (стройная, кудрявая, красивая).

-У вас получились замечательные рисунки. Сегодня на занятии мы еще раз убедились, как поэзия помогает лучше понять образ и передать его в рисунке.

Публикации по теме:

«Символ Рождества — Пуансеттия» беседа по познанию для детей старшего дошкольного возраста«Символ Рождества — Пуансеттия» беседа по познанию для детей старшего дошкольного возраста Хочется поделиться с коллегами сведениями, которые можно рассказать детям старшего возраста в канун Рождества,о таком красивом цветке,.

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Народы России»Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Народы России» Дидактическая игра «Народы России» Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. В дошкольном возрасте ребенок познает окружающий.

Фотоотчет об участии детей старшего дошкольного возраста в региональном конкурсе «Символ Калининского района» г. НовосибирскаФотоотчет об участии детей старшего дошкольного возраста в региональном конкурсе «Символ Калининского района» г. Новосибирска Территория Новосибирска состоит из десяти районов, неофициально дробящихся на микрорайоны и исторически сложившиеся жилые кварталы. Город.

Фотоотчет занятия для детей старшего дошкольного возраста «С днем рождения флаг России!»Фотоотчет занятия для детей старшего дошкольного возраста «С днем рождения флаг России!» Традиционно в Детском саду № 135 «Аленький цветочек» проводилось поликультурное занятие с целью закрепления знаний детей о флаге России,.

Конспект НОД «Кошки — удивительные и замечательные» ко Дню кошек в России на МAAM для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД «Кошки — удивительные и замечательные» ко Дню кошек в России на МAAM для детей старшего дошкольного возраста Цель: дать представление о семействе кошачьих, породах кошек. Задачи: • развивать связную речь, расширять словарный запас: «семейство кошачьи»,.

Мастер-класс «Елка — символ Нового года» для детей старшего дошкольного возрастаМастер-класс «Елка — символ Нового года» для детей старшего дошкольного возраста Для создания праздничного настроения в логопедическом кабинете стоит ёлочка, которая очень нравится нашим ребятам. История появления.

Мастер-класс по изготовлению композиции из бумаги «Осенняя березка» с детьми старшего дошкольного возрастаМастер-класс по изготовлению композиции из бумаги «Осенняя березка» с детьми старшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги! Ноябрь. В ноябре еще можно наблюдать за природой и деревьями осенью. Некоторые их них уже совсем облетели,.

Патриотический проект «Символы России» для детей старшего дошкольного возрастаПатриотический проект «Символы России» для детей старшего дошкольного возраста Патриотический проект «Символы России» для детей старшего дошкольного возраста Тема: Формирование патриотических чувств у детей старшего.

Сценарий праздника «Ай да березка» для детей старшего дошкольного возрастаСценарий праздника «Ай да березка» для детей старшего дошкольного возраста Сценарий праздника «Ай, да березка!» Для детей старшего дошкольного возраста. Музыкальный руководитель Людмила Диканова. Цель: приобщение.

Стихи ко Дню России для детей старшего дошкольного возрастаСтихи ко Дню России для детей старшего дошкольного возраста 1. Я люблю свою Россию. Я люблю ее простор. Где ветра под небом синим, Развевают триколор. Где поля, моря и горы И бескрайние леса. Это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Символ России — березка»
Опубликовано: 11 октября 2022 в 21:02
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Символ России — березка»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Александровна Алексанова (УИ 2978428) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД